Детское телевидение
Вестник
Присоединяйся к нам
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Буквица от Ладоzара
ОУК МИР

Обережную пою...

Обережную пою...

А прикройте-ка очи на пару мгновений... Да представьте себя маленьким комочком, лежащим в колыбельке. Матушка нежно поёт... и полёт... над звёздной бездной... Улыбаетесь?
 


Люблю деточку свою!
Колыбельную пою.

Ой ты, люленьки-люли,
Бери силы у Земли

И у бабушки-Луны,
И у звёздной всей страны!

Ты расти, малыш, крепчай,
Мудрость предков подмечай!

Птица РОДа, прилетай,
В крылья детку обертай!

Люблю деточку свою!
Обережную пою...

03.01.2017 (ночь)

 


История детской колыбели. Чудо из глубины веков

Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.

И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.

В многовековой истории детских колыбелей заключён колоссальный пласт народной культуры и верований.

Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетённых или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек», вышла вся Русь.

Все они такие разные по исполнению и виду, имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.

У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если ещё не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорождённому.

Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка и таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.

Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребёнок в такой колыбельке умрёт. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Ещё использовали сосновую дранку и кору липы.

Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом: полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.

К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки.

У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.

Только в полёте растет человек!

Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле, и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на берёзе», что значит в подвешенной люльке.

Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от её углов отходили верёвки, сходившиеся на определённой высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.

Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.

Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребёнок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения.

Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребёнка.

У некоторых народов колыбелька подвешивалась на очеп — деревянную довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза.

Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.

К тому же, у многих народов существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребёнка, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию.

Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.

Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.
Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребёночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.

В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Короб ставился на высокие ножки — полозья. Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от лёгкого прикосновения, её лишь стоило немного отклонить. Достоинством такой кроватки было экономное расположение в тесном жилище, она могла занимать укромное место в углу, а не располагаться посреди комнаты. Малышу открывался более широкий обзор. Относительно источника света, окна или лампы, качалку поворачивали ежедневно по горизонтали, чтобы у ребёнка не развилось косоглазие.

Недостатком «ваньки-встаньки» была нетранспортабельность: в поле или лес её с собой не возьмёшь. Люльку же можно было загрузить на телегу, а там поставить под куст или подвесить на что-нибудь.
Эта идея съёмной части сохранилась и в наши дни.

С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут своё начало в язычестве:

  • На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения.
  • У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звёзды.
  • Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, её уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — берёзу.
  • Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:
    -  клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»;
    -  выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай на сон-упокой»;
    - бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу. А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»
  • Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.
  • Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без неё он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперёд.
  • Не следовало колыбельку с ребёнком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребёнка на своего детёныша.


Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет.  В крестьянских избах не было отдельных кроватей для детей, они спали рядышком на полатях.

Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям: наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил её прочь. А удивлённому ребёнку объясняли: «Бука унёс зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой приём действовал безотказно.

Завершить статью позвольте прекрасными строками Марины Цветаевой:

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шёпот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блёстки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сёстрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!


Берегите и лелейте Ваших детей и будьте счастливы!

 


УЧЁНЫЕ ДОКАЗАЛИ ПОЛЬЗУ ЛЮЛЕК ДЛЯ МЛАДЕНЦЕВ


В течение многих столетий практически все народы, населяющие планету Земля, растили своих младенцев в подвесной качающейся люльке.

Цивилизация принесла в мир детские кроватки, слинги, переноски и автомобильные кресла, а идея люлек стала как-то забываться.
И очень зря. Исследователь В.Ф. Базарный рассказал, как еще в 80-ые годы ХХ столетия на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был проведён эксперимент (Н. Ф. Казачкова), который доказал несомненную пользу люлек для грудничков. Результаты, полученные учёными, актуальны и по сей день. Так что, стоит прислушаться.

Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребёнка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребёнка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребёнок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления.

Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов с ритмами земными (гравитационными).

Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.

Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь — это иерархия взаимоподчинённых, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких — осмысленных произвольно-волевых действий. Подвесная люлька — это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребёнка к гравитационной среде земли.

Во время эксперимента, одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.

В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).

Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах развития ребёнка. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.

Исчезновение подвесных люлек из воспитательного арсенала может привести к ухудшению развития у детей телесно-координаторных способностей, разнообразных произвольно-моторных функций, к понижению функциональных возможностей базовых систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, выделения и др.).

Стоит по-новому взглянуть на некоторые изобретения человечества. Пример с люлькой также заставляет обратить внимание и на развивающую роль русских качелей.


Благодарю Аллу Мигунову, за тему замечательной статьи о колыбели!
Любви да РАдости, Друзья!

ПУСТЬ СБЫВАЮТСЯ ЗАВЕТНЫЕ МЕЧТЫ! А РОДУ ВАШЕМУ — ПРИПЛОДУ!


Иллюстрация художницы Марины Трембач

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
955
Понравилась ли вам статья?
5 - (проголосовало: 2)Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Здоровый Образ ЖизниКолыбельОда страха, жадности и лжи

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС