Автор: Качалко Федор. Ссылка на источник https://vk.com/topic-167434578_38833042 

Любое культурное человеческое общество нуждается в упорядоченной среде обитания, или, коротко говоря, архитектуре. Ключевым словом здесь является культурное или цивилизованное, так как дикое состояние тоже возможно, а жизнь в естественных пещерах архитектурой не назовешь. Не будем затрагивать вариант слияния с природой, доступный на высоком уровне сознания, в современном мире, это скорее исключение, чем правило.

Существует несколько основных походов к созданию жизненного пространства, которые напрямую связаны с восприятием мира и определением своего места и роли в нем. Одни подходы являются естественными, исходящими из самобытной культуры, другие формируются под влиянием определенных обстоятельств и условий. Все они являются следствием отношения к жизни и набору ценностей. Меняются циклы и эпохи, соответственно уклад различных народов может меняться по внутренним и внешним причинам, следствием чего является изменение типа организации жизненного пространства.

Ценности и уклад жизни формируют один из нескольких типов упорядочивания территории проживания, их проектирование и строительство. Для начала сведем все подходы в таблицу и дадим им образные названия, далее рассмотрим каждый в отдельности. Подходы, в нашем случае, являются очень широким понятием, в первую очередь, связанную с типом мышления и определением своей роли в жизни.

4 подхода к проектированию и строительству

Название

Жертва

Эксплуататор

Гость

Созидатель

Деятельность

Пассивная

Активная

Уравновешенная

Активная

Внешнее влияние

Потребление

Разрушение

Сохранение

Преображение

Внутреннее влияние

Выживание и деградация

Покорение и подчинение

Следование традиции

Самосовершенствование

 

Жертва

На сегодняшний день этот подход к организации пространства достаточно часто встречается, но не является преобладающим. Первые ассоциации, которые приходят на ум в связи с понятием жертвы — это смирение и приспособление.  Жертва лишена возможности активно проявлять волю и менять реальность согласно своим желаниям, она находится в стесненных обстоятельствах и может только проявлять терпение или выражать негодование.

В окружающем нас мире подобный тип устройства окружающей среды ярче всего выражен в сельской местности, дачных поселках, застройке малых предприятий или просто в трущобах. Выражается жертвенный подход в следующем:

  1. Пассивная позиция
  2. Полная или частичная адаптация под условия местности, по причине нежелания или отсутствию средств для его изменения
  3. Слабо выраженное или вовсе не организованное глобальное планирование территории
  4. Защита от враждебного мира, посредством возведения глухих заборов, стен и т.п. 
  5. Отсутствие надлежащего ухода и обслуживание объектов и поверхности
  6. Игнорирование ветхих и заброшенных сооружений
  7. Содержание систем жизнеобеспечения на минимальном уровне работы
  8. Проведение ремонтных работ только в случае предельных ситуаций
  9. Эгоистическая замкнутость на своей собственности, нежелание принимать участие в глобальной деятельности на общее благо
  10. Решение своих проблем без учета комфортного состояния соседей
  11. Воплощение новых проектов без учета общей картины

В результате организации пространства при умонастроении жертвы мы имеем сумбурную застройку частного сектора, особенно его окраин; удаленные деревни, вытянутые вдоль дорог; хаотично возведенные малые предприятия на окраинах промышленной зоны и многое другое. Этот подход к организации пространства очень хорошо описывается двумя фразами: «моя хата с краю, ничего не знаю» и «живем по-тихоньку».

Важным аспектом здесь является пассивное состояние, жертва смиряется со всем, что ее окружает, а если и действует, то сугубо в своих эгоистических интересах. Такое состояние восприятия мира формируется не в результате активной деятельности, а наоборот, это следствие потери инициативы, управления и культуры. Все новые объекты, возводимые в подобном умонастроении, полностью опровергают 3 базовых правила архитектуры: польза, прочность, красота.

Кто-то может сказать, что к состоянию жертвы людей приводит нужда, невежественная политика и просто тяжелая жизнь полная лишений, но это не более чем оправдание лени и равнодушия. В любых условиях можно «сохранять лицо» и не терять человеческое достоинство. Именно такая атмосфера царит в среде рабов или заключенных, потерявших свою волю.

Этот подход к организации пространства труда и жизни не может являться осознанным выбором и спланировано принятым решением, так как для принятия решений нужна сила воли, по этой причине проектирование в умонастроении жертвы ни коим образом не может рассматриваться как вариант в архитектуре новой, светлой эпохи.

Эксплуататор

В случае эксплуатации окружающего мира имеет место очень активное проявление воли и внешней жизнедеятельности. Эксплуататорский подход к проектированию пространства и организации на нем условий жизни и труда на сегодняшний день распространен больше всего, сейчас его принято называть интернациональной культурой постиндустриального общества.  Главным тезисом здесь служит потребление, это касается не только ресурсов, но также комфорта, удовольствий, пространства и др. Другим ключевым моментом является материализм, порождающий эгоизм к природной среде и пренебрежение духовным и душевным устройством человека.

Эксплуататорский подход создает урбанистические города и поселки, фабрики и заводы, линейные и коммуникационные объекты, всех их объединяет жесткое противопоставление окружающему, живому миру, не только за счет формы, а во всех тонкостях и деталях. Кратко опишем особенности этого подхода:

  1. Активная позиция
  2. Использование техногенных строительных материалов
  3. Активное изменение рельефа местности, согласно своим задачам
  4. Большие строительные объемы и высокая производственная мощность
  5. Четко регламентированное проектирование и строительство
  6. Отработанный порядок производства по заранее принятым решениям
  7. Высокая эффективность и быстрое получение результатов
  8. Создание объектов, не сбалансированных по высоте или протяженности
  9. Преимущественно регулярная планировка
  10. Вмешательство в биосферу, без учета последствий
  11. Сухой функционализм, отказ от эстетических «излишеств»
  12. Отсутствие внимания к экологическим факторам в процессе создания и использования объектов
  13. Планирование и организация пространства с целью исключительно личной выгоды
  14. Проектирование без учета тонкоматериальной или эфирной составляющей мира
  15. Игнорирование влияния созданной среды на здоровье и психику людей, в ней находящихся

В качестве следствия получается та большая часть реальности, которую мы видим каждый день. Если беспристрастно отнестись к эксплуататорскому проектированию, в нем можно заметить и положительные качества, такие как: быстрое и организованное возведение объектов, отработанная технологичность производства, комплексное решение вопросов, глобальный характер планирования. Все это безусловно полезные вещи, но проявляясь через призму потребления и эгоизма они так или иначе наносят вред людям и природе.

Иногда, в определенных условиях, этот способ организации пространства допустим, когда, как говориться, «не до церемоний». В пример можно привести военное положение или стихийные бедствия, когда нужно решать задачи в срочном порядке, когда цена вопроса - жизнь.  Это безусловно быстрый и простой способ решения проблем, но у нас всегда есть выбор, и при должном усердии можно находить щадящие и благоприятные способы и приемы. Однако на сегодня эксплуатация стала нормой и применяется в повседневной жизни. Многие выражают негодование подобным положением дел, но решение по изменению ситуации проводится мало.

Безудержное потребление, насилие над природой и человеком, а также гонка за накоплением и наслаждением противоречат духу наступающей светлой эпохи. Здесь подходит несколько устоявшихся выражений: раз живем; после нас хоть потоп; нет времени ждать милости от природы, взять наша цель и задача. В технократичном мире есть чему поучиться и перенять, однако в итоге это путь к смерти и разрушению, поэтому брать его за основную концепцию не разумно.

Гость

Позиция гостя характерна в первую очередь для самобытной культуры практически всех народов. Этот способ организации пространства  повсеместно был проявлен в прошлом, и по сей день его можно встретить. Здесь следует привести в пример общеупотребимое правило: «вести себя как в гостях», что означает проявлять повышенную аккуратность и почтение. Поведение гостя это легкое соприкосновение с миром, присутствие, но не вмешательство, у этого подхода есть очень много особенностей, предпосылок и следствий, которые следует рассмотреть подробнее.

Если описать этот подход с точки зрения самобытной культуры, то в первую очередь видно отношения людей с естественной средой обитания, они заинтересованы в ее сохранности, выстраивают свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать равновесия, но при этом жить в достатке. Здесь имеет место духовная культура и понимание тонко-материального устройства мира.

Перечислим основные проявления концепции гостя в проектирование и строительстве:

  1. Уравновешенная позиция активности
  2. Использование натуральных строительных материалов
  3. Вписывание строительных объектов в ландшафт, без его изменения
  4. Территориальное планирование подчинено рельефу и другим факторам местности
  5. Минимальное вмешательство в биосферу
  6. Наличие устойчивого канона в строительстве
  7. Чувство меры в количестве и размере
  8. Строительство, пропорциональное человеку
  9. Учет энерго-информационной составляющей (места силы, линии Хартмана и т.д.)
  10. Использование сакральной геометрии в проектирование
  11. Наличие декоративной составляющей, характерной для народной изначальной культуры

Самым ярким примером рассматриваемого подхода можно назвать архитектуру стран востока, особенно Японии. В этом случае строительная деятельность является следствием общей философии, ориентированной на благостную жизнь, созерцание и состояние покоя. В таком мире нет неудержимой гонки за быстрыми результатами, или подавленного состояния, пополам с эгоистической безысходностью. Этот способ организации жизненного пространства является наиболее естественным для большинства культур, так как позволяет людям одновременно реализовывать свои цели и находиться в максимально благоприятных условиях.

Следует не смешивать концепцию гостя с пассивным состоянием. Здесь разумеется нет прогресса в промышленных масштабах и ежедневного покорения стихии. Это обусловлено системой ценностей и взглядов, вектор деятельности направлен несколько в ином русле. В концепции гостя архитектурная среда может содержать в себе многие типы зон и объектов, характерных для «эксплуататора», однако они имеют меньшие масштабы, иную направленность, и не нарушают естественного равновесия.

Пассивность можно перепутать с умиротворением и гармонией в широком смысле. В отличие от пассивного состояния выживания и нужды, равноценных невежеству, здесь большое место занимает «знание» или «ведание» сути вещей и процессов, в результате чего вся строительная деятельность является результатом большой умственной и душевной работы.

Главным тезисом здесь будет следование потоку течения или жизнь в ритме природы.  При таком отношении к делу, человек не конфликтует со средой обитания, но в тоже время и не прогибается со скорбью под ситуацию, а разумно договаривается с ней, встраиваясь в свою собственную нишу. 

Сделаем вывод: концепция гостя полностью жизнеспособна и проверена временем. Она приносит свои положительные результаты для человеческой личности и сохраняет баланс биосферы. Ее также можно назвать энергоэффективной, так как затраты сил и труда здесь направлены в разумное русло, здесь сохраняется равновесие между нуждой и избытком. Однако имеет место очень тонкий, почти не заметный момент, который будет рассмотрен далее.

Созидатель

Концепция созидательного отношения к проектированию и строительству совмещает в себе некоторые качества «Эксплуататора» и «Гостя», а также имеет и свои уникальные. Сама по себе она противоречива и весьма своеобразна, у нее, как и прочих, имеются преимущества и недостатки. Самыми значительными проявлениями в сохранившемся архитектурном наследии следует считать города того периода, который в официальной науке называют античностью. Сюда относятся в первую очередь Римская империя, Греция, Карфаген и другие значительные страны того времени. Европейские города, созданные по канонам античности, в стиле классицизма также можно отнести к этой категории.

Главным правилом здесь служит активное творческое начало. Грандиозная трудовая и умственная деятельность является основой данного подхода к организации окружающей среды. Созидатель всегда желает реализовывать свой потенциал, что неминуемо вызывает сильное преображение мира, однако он заинтересован в своем будущем, дабы всегда иметь возможность удовлетворять потребность своего ума, вследствие чего нужно учитывать, как условия окружающего мира, так и искать возможности приложения труда.

На первый взгляд, для описания основных тезисов созидательного подхода к проектированию и строительству достаточно выборочно объединить некоторые пункты, свойственные «эксплуататору» и «гостю», но это не совсем верно, в этом случае появляются новые, уникальные качества, опишем все по порядку:

  1. Активная творческая позиция
  2. Высокотехнологическое и качественное строительство
  3. Использование естественных строительных материалов
  4. Монументальность, основательность и грандиозность сооружений и пространств.
  5. Использование правил сакральной геометрии и других, подобных приемов при проектировании.
  6. Сильное изменение окружающего ландшафта, внедрение его в среду застройки
  7. Наличие высокой эстетической составляющей в изготовлении любых материальных предметов, слияние искусства и утилитарного производства.
  8. Космоцентризм и антропоцентризм в проектирование как объектов, так и территорий.
  9. Создание искусственных упорядоченных биосфер локального характера.
  10. Строительство объектов без ограничения срока службы.
  11. Четкое разделение внутреннего культурного пространства и внешнего естественного.
  12. Согласование строительства с метафизическим устройством мира

Если свести все это к одному знаменателю, получается активное творящее начало в форме превосходства. С точки зрения ведической культуры этот метод взращивает в людях божественные качества. С точки зрения науки здесь развивается ум, вследствие сложной проектной деятельности, а также технологии строительства и производства, так как великие замыслы требуют соответствующего воплощения.

Вмешательство в биосферу, сильное ее изменение имеет место, подобно эксплуататорскому подходу. Однако это не является следствием избыточного и паразитического потребления, а скорее потребностью в большом поле деятельности. Компенсацией вторжения в природу служит четкое разделение на внешнюю и внутреннюю среды, то есть окружающая архитектурную среду биосфера, остается в неприкосновенном состоянии. Это не означает отсутствие сельского хозяйства и добычи ресурсов, а понятие меры и сохранение максимально большого количества естественных условий. В дополнение к этому, имеет место искусственное восстановление биосферы и поддержание ее по мере необходимости.

На фоне положительных качеств существуют и некоторые сложности. Для воплощения идей созидателя в жизнь требуются значительные силы, ресурсы, знания и навыки. На пустом месте, без должной подготовки и в тяжелых условиях ничего не получится, поэтому для достижения желаемых результатов нужны большие вложения во всех сферах. Создание архитектуры в позиции созидателя требует стабильную жизнь, высокий уровень материального достатка, наличие образованных людей и т.д. В случае вмешательства деструктивных факторов в жизнь подобного общества «механизм» может легко пошатнуться и перестать работать, по этой причине внутренняя и внешняя безопасность должна иметь очень большое значение.

Если рассматривать результаты созидательной деятельности с точки зрения пользы, то мы имеем просторные, величественные города с достойным уровнем экологии (не учитывая современное вмешательство концепции потребителя), высокий уровень физического и душевного комфорта, всесторонний спектр возможностей деятельности, в виду разнообразия типологии строительных объектов и пространств.

В концепции созидателя уделяется внимание всему, здесь присутствуют: технологичное производство, искусство, наука, духовная и светская культура, физическое развитие и многое другое. Разнообразие интересов деятельности общества переплетается с разнообразием архитектуры, основой для чего служит общая система ценностей и приоритетов.

Вывод: созидательный подход к строительству и проектированию приносит большие плоды в плане всестороннего развития общества. Сохраняется природное равновесие и учитывается социальный аспект. Однако для получения столь больших результатов требуется большое приложение сил и времени, также благоприятные условия жизни, без потрясений и катастроф. 

Выбор

Как уже было сказано выше, все эти подходы к созданию архитектурной среды существуют в нашем мире, следовательно, различные группы людей в свое время осознанно и не осознанно сделали свой выбор. Он обусловлен большим количеством причин и стечением обстоятельств, однако любую сложившуюся картину можно поменять собственноручно, если она перестала устраивать.

В желании принести всем благо следует учесть разность людей, а точнее народов. Каждая культура имеет свои уникальные качества, следовательно, нет универсального решения, всем подходит что-то свое. Тем не менее, можно выделить несколько подходов к проектированию и жизнеустройству в целом. Таким образом будет существовать выбор, создавать ничего не требуется, тут скорее нужно навести порядок и поставить все на свои места в существующем, вернуться к наиболее естественному состоянию. В настоящее время имеет место интернациональная культура, находящаяся между «жертвой» и «эксплуататором». Это то самое универсальное решение, которое всегда порождает несовместимость с жизненным укладом различных культур и традиций.

Нет смысла рассматривать концепции «жертвы» и «эксплуататора» как разумный выбор. В случае жертвы имеет место пассивность, и как следствие общий упадок, что не является благой целью светлого будущего. Результатом подхода «эксплуататора» является разрушение мира, личности и здоровья человека, что тоже не согласуется с идей жизни в процветании.

Случай позиции «гость» в проектировании архитектурной среды носит противоречивый характер. Здесь имеет место стабильность и некий консерватизм. При таком укладе жизни общество сохраняется в неизменном состоянии и успешно существует, культура поддерживается и продолжается во времени, но выход на принципиально новые витки развития сильно ограничен. Это подходит определенным народам и уровням сознания, являясь этапом эволюции.

В целом способ проектирования и строительства позиция «гость» имеет полное право на существование, в случае уместного применения. Как говориться «нельзя чесать всех под одну гребенку», руководствуясь этим правилом данная концепция предлагается как один из вариантов разумного выбора. Ее можно успешно совмещать с концепцией «созидателя» и применять, например, в организации сельскохозяйственных поселений.

Думать о судьбах мира и искать глобальные решения нужно, но начинать следует с себя, своего народа и страны. Постоянное развитие стремление к новым открытиям и достижениям, с периодами различной интенсивности, присуще нашему народу. Это в первую очередь активная позиция, которая определяет выбор в пользу «Созидателя».

В настоящее время нашу активность направили в искаженном векторе, в результате весь потенциал сосредоточен на использование и разрушение биосферы, с чем мы успешно справляемся. Однако, в нашей стране проявлены все существующие подходы к организации жизненного пространства. Задача сводится к осознанию своего деятельного потенциала, принятию его и направлению в благое русло. Также важным моментом следует считать пересмотр ценностей, дабы выйти из системы потребления, свойственной «эксплуататору», и устранить драматизацию - для исключения умонастроения «жертвы». Здесь как всегда нужно начинать изменения со стихии эфира, то есть с мыслей. Таким образом, без излишних потрясений возможен выход на позицию «созидателя».