Автор: Качалко Федор   Источник: https://vk.com/topic-167434578_38913294

В эпоху урбанизации и господства технического прогресса в определенные периоды в самых разных местах у людей, живущих в городских условиях, иногда появляется желание изменить всю свою жизнь и переселиться на землю, как сейчас это принято называть. Стремлений здесь несколько: здоровый образ жизни, создание натуральных продуктов питания, самообеспечение, творчество, выход из матрицы и многое другое. Результатом подобных стремлений становятся малые населенные пункты с различными концепциями и устройством.

Существуют более и менее удачные поселения, они процветают, другие худо-бедно существуют или вовсе уходят в небытие. Уровень комфорта и технологий также сильно разнится в них, в зависимости от идей и целей организаторов. Имеется много взглядов на подобный способ обустройства жизни, разумные мысли и идеи соседствуют с глубокими заблуждениями и утопиями.

Типология

Для понимания сути происходящего рассмотрим данный вопрос с разных сторон. Отделим зерна от плевел, как говорится, и постараемся прийти к какому-либо выводу. На сегодняшний день по всему миру существует несколько типов поселений, имеющих какую-либо идеологию или концепцию.  Коротко рассмотрим их:

  1. Коммуны хиппи – поселения, основными лозунгами которых являются: свобода, дружба, любовь, искусство, забота об окружающем мире и т.п. Большая часть поселении этой категории начали создаваться в США и соседних странах с середины прошлого века. Современные хиппи сильно отличаются от своих предшественников. На смену психотропным веществам и диким вечеринкам пришли забота об экологии, здоровый образ жизни, восточная духовная культура и многое другое. В итоге, на фоне любви к живому миру и всему человечеству, главная направленность коммун хиппи – экологичная жизнь с использованием современных технологий, не приносящих вред природе.
  2. Религиозные общины – объединения людей в собственном поселении или в части светского населенного пункта на основе религии. Практически все религиозные конфессии имеют подобные образования, это могут быть не обязательно монастыри или ашрамы, типология весьма разнообразна, но все сведено к единству на базу учения. В зависимости от мировосприятия выстраивается система ценностей, целей и основная деятельность (сельское хозяйство, ремесла, малые производства…).
  3. Родовые общины – поселения, основанные на кровных связях, хранении традиции и устоев, а также живущие по исконному укладу. Подобно религиозным общинам существуют по всему миру, где сохранилась самобытная культура. Здесь имеют место как натуральное хозяйство, так и современные технологии. Однако главная особенность родовых общин – закрытость, право поселиться здесь нужно заслужить. Подобно религиозным общинам не являются новшеством, а продолжением традиции, передаваемой из поколения в поколение.
  4. Родовые поместья – движение анатасиевцев. Этот тип поселений в первую очередь относится к нашей стране. Идеология заложена книгами В. Мегре, заключается она в следующем: ведение натурального хозяйства, без технических устройств, на личном участке земли, полное самообеспечение, единение с природой на духовном уровне, нравственная чистота, жизнь без государства и «системы». Важным моментом являются размеры поместий – от 1 гектара.
  5. Экопоселения – самый размытый термин, определяющий поселения с различной концептуальной направленностью. Здесь, как в других случаях, люди занимаются сельским хозяйством, малыми производствами, творчеством, саморазвитием. Объединяющая концепция может быть любой: вегетарианцы, ЗОЖ, выход из матрицы, свобода от города, философская школа и т.д. Отношения с природой и людьми складываются относительно общей идеи. Главная направленность – экология в разной мере ее проявления.

Во всех типах поселений существуют общие черты:

  • Жизнь в индивидуальном доме.
  • Выращивание продуктов питания и других растений.
  • Максимальное самообеспечение.
  • Особый, не типичный взгляд на жизнь и свое место в ней.
  • Желание жить вне «матричного» мира.
  • Самоуправление.
  • Чистые и здоровые условия жизни.
  • Творчество и самодеятельность.

В нашей стране большее место занимают Экопоселения и Родовые поместья, с каждым годом появляются новые, закрываются старые, но общий прирост сохраняется. В качестве примера будем рассматривать именно эти типы организации людей и пространства. Экопоселения и Родовые поместья похожи по своим качествам, описанным выше, но существуют также и отличия, опыта в этой области накоплено достаточно много, так что рассмотрим все по порядку.

Социальный аспект

Мышление людей, переселившихся на землю, работает следующим образом – жизнь в городе (системе) нас не устраивает, не удовлетворяет ум и не приносит счастье, следовательно, нужно выйти из этой игры или отдалиться от этого мира и создать свой, то есть провести глобальные реформы. С разной степенью успеха многим это удается. Социальный аспект опирается на уровень сознания и политику руководства или главы поселения, зависит от выбранной идеи или философии и напрямую связан с целевой направленностью. Теперь рассмотрим все это подробнее.

После смены места и образа жизни переселенцы разделяются на две категории, одни продолжают взаимодействовать с обществом – совершают товарообмен и ведут культурно-просветительскую деятельность, вторые глубоко погружаются в себя и словно скрываются от мира, их породившего. Другими словами, социальную позицию можно описать как активную и пассивную.  Здесь нет смысла давать оценку вариантам поведения, так как в обоих случаях достигаются благоприятные результаты, при активной позиции – просвещение и снабжение внешнего мира полезными вещами, продуктами и знаниями, при пассивной – глубокое самопознание и единение с природой.

Важным моментом здесь является масштабность мышления поселенцев, которая определяется варновым уровнем сознания, о котором говорится в одной из предыдущих статей. Легко понять, что Труженики будут полностью удовлетворены обустройством жизни своей семьи или рода, этого для них достаточно. Веси смотрят на мир иначе, им будет интересно привлечение людей со стороны, для совместной жизни или труда, с целью приумножения и распространения благ.  Люди категории Витязей могут строить глобальные планы по организации групп поселений, на базе их собственного, и решать вопросы стратегического взаимодействия.

Относительно вышесказанного прослеживается закономерность изменения широты деятельности и личных интересов на территории различных экопоселений. Имея это понимание можно заметить взаимосвязь между руководством поселений и социально-бытовой жизнью его населения. Далеко не везде управление находится в руках компетентных людей. В результате некоторые поселения живут «по-тихоньку» или вовсе выживают, без прироста численности и уровня благ, другие напротив – процветают, да еще и внешней политикой с торговлей занимаются. 

Руководство и выбранный ими курс движения или концепция являются основой, стрежнем, или информационным каркасом поселения. Подобным образом устроено любое общество или даже устройство. Какие устремления имеет глава семьи, такая и семья; насколько крепок каркас здания, так оно и несет нагрузки и т.д. Социальная сторона вопроса конечно в большей степени касается главы поселения, но остальные участники, как составные части, должны проявлять преданность общему делу и идее, для получения желаемых результатов, односторонняя деятельность здесь бесполезна.

Для нас важно то, что качество деятельности руководителя напрямую влияет на архитектуру. Здания и пространства становятся следствием политики, ее материальным воплощением. Здесь уместна будет фраза: «покажи свое поселение, и я скажу, кто ваш руководитель». Пока что не будем давать оценки и описывать бытие, а продолжим общую теорию.

Крайности

Одна из идей большинства поселений – свобода личности, свобода от власти прочие виды свобод. В корне идеи заложена ошибка, ведь свободу может получить тот, кто ее не имеет, совсем другое дело воля – как естественное состояние самоорганизации и принятие на себя всей ответственности за свою жизнь. Говоря о свободе, люди переходят в умонастроение жертвы или раба, что является отрицательным моментом. Это принципиально разные подходы к пониманию вещей, о них можно говорить долго, но наша цель в другом, необходимо рассмотреть разные стороны этой самой свободы.

Вольница – каждый сам себе хозяин. Теоретически можно представить поселение исключительно из варны Витязей, людей способных к полной самоорганизации, но в жизни так не бывает. Картина получается удручающая, как говориться «кто в лес, кто по дрова». Единственное, что объединяет людей – территория и желание жить вне города. При таком подходе ни о какой народной культуре, единстве и сплоченности говорить не приходится. Пользы для мира от поселений подобного типа мало. А если представить страну, состоящую из подобных поселений? Сколько она продержится? Однако, такие поселения существуют.

Отсутствие конкретно обозначенной власти, целей, концепции и устава приводит как социум, так и архитектуру, им порожденную, к разобщенности. Индивидуальность и уникальность здесь превращается в разобщенность и чуждость. Результатом отсутствия границ и рамок, в широком смысле слова, становится потеря формы как в социуме, так и в градостроительстве. Возможно при высоком уровне сознания каждый может иметь «царя в голове», но на текущий момент большая половина населения нуждается в управлении.

Диктатура – вмешательство руководства во все сферы жизни поселенцев, желание навести избыточный порядок во всем и контролировать любые процессы. Одно дело задаться общей целью и приять объединяющую концепцию, далее придерживаться выбранного пути так, как получается по обстоятельствам, привлекать единомышленников и решать вопросы с недовольными. Совсем другое дело обстоит, когда начинается навязывание, слежка, контроль и поиск врагов, порождающие еще большие проблемы. Запретами, как многократно показывало нам прошлое, ни чего хорошего не добьешься.

При подобном подходе архитектура страдает ничуть не меньше, примером тому служит тиражированная типовая отечественная застройка или рафинированные малоэтажные города стран Запада. В этом случае, избыточно жесткие рамки и условия лишают жизненности и индивидуальности как архитектуру, так и людей. В определенной мере диктатура – прием «системы», от которой поселенцы так усердно желают избавиться. Обычно, в случае смены или потери диктатора общество разваливается.

В обоих случаях имеет место банальный эгоизм, и результатом может стать разрушение социальной структуры. При вольном подходе эгоизм каждого поселенца не допускает возможность управления и воплощение глобальных проектов объединяющего характера. В диктатуре – эгоизм лидера, либо недостаточно опытного, либо фанатичного, не имеющего мудрости, не позволяет проявлять индивидуальные качества как людям, так и материальным объектам.

Решение здесь очевидно – поиск золотой середины, а примеры для подражания можно найти как в природе, так и в наследии. Например, в лесу все растения и деревья имеют уникальный облик, но будучи ограниченными в количестве видов составляют прекрасные композиции и успешно сосуществуют на взаимопомощи. В нашем наследии имеется копное право, одна из самых разумных форм управления, не будем сейчас раскрывать эту большую тему. Важно, что города наших предков, при подобной политике благоприятны и уравновешены, как в сфере труда и быта, так и во всех остальных.

Главная беда

Желание быстрых результатов – особенность, свойственная многим. Большинство людей не могут получать наслаждение от процесса, они хотят иметь итог, в нашем случае им является поселение с готовой социальной структурой. С позиции архитектуры нет большого желания вдумчиво разработать генеральный план, сформировать серию домов и общественных зданий, создать или выбрать декоративный стиль, есть только пламенный порыв скорее прибыть на место и до морозов соорудить хоть что-нибудь, возможно наскоро вдохновившись чужими разработками.

С позиции социума, точно также система отношений в быту и труде прорабатывается поверхностно. Жителям нужно срочно распределять права и обязанности, выбирать состав совета и прочее, как говориться «ввяжемся в бой и будем действовать по обстоятельствам». А ведь все это, подобно архитектуре, можно тщательно спланировать предварительно, привлекая сведущих людей. Поспешишь – людей насмешишь, только здесь ответственность высока.

Выводы здесь следующие: для успешного существования поселения любой категории нужны люди с советующем уровнем сознания, так как всегда большинству людей требуется человек – вектор, лидер, даже в случае системы копного права и подобных структур. Общество, возглавляемое человеком-вектором, имеет конкретные цели и задачи, а также возможность их выполнения, общее дело работает как объединяющий фактор. Разумная цель и философия, ведущие к обеспеченной жизни без перенапряжения также важны, как и лидер.  Архитектурные и социальные проекты необходимо тщательно продумывать задолго до воплощения в жизнь. Любые крайности и поспешность ведут к разрушению общества, что не соответствует идее счастливой жизни на земле.

Архитектурный аспект

Планирование пространства и возведение объектов является следствием социальной организации, деятельностью руководителя и уровнем предварительной подготовки. Для понимания этого сначала нужно было описать суть межличностного взаимодействия. Как всегда, действует правило – что внутри, то и снаружи, какие люди, такое и поселение. Снова свою роль играет Варновость, а именно наличие Ведающих, как людей способных для полноценной проектной деятельности и Витязей,  принимающих решения.

В настоящее время строительство поселений — это не создание чего-то принципиально нового, а всего лишь локальное проявление существующего, с малыми корректировками. В результате такой деятельности получаются либо регулярные планировки, «быстро расчерченные по линейке», либо просто хаос, кое-как втиснутый в условия ландшафта. С одной стороны, люди не знают альтернативных способов планирования и объектного строительства, поэтому копируют известные им образы.  С другой стороны, многие не предают этому никакого значения, под девизом «главное построить, и ладно». Разумеется, существуют простые и надежные сооружения и даже уникальные, но это не является правилом.

Обратимся к опыту предков. В обществе, основанном на копном праве или подобных ему системах, поселения имеют целостный облик. Все сооружения не похожи между собой, но имеют общую структуру и декоративные элементы, тем самым сохраняя равновесие между индивидуальностью (волей) и единством (порядком). Логическое устройство территории и объектов организуется по канону, отработанному веками, тем самым безупречно в своем удобстве.

Нет нужды доказывать, что проектная деятельность, как интеллектуальный труд – призвание варны Ведающих. С разным уровнем успеха разрабатываются замечательные планировки поселений и проекты зданий, но в основном они так и остаются на бумаге. Причин тому множество: низкий уровень сил и материальных ресурсов, недостаток технологий и практических навыков, сложности в организации людей на коллективный труд, и многое другое.

Разумеется, можно успешно жить в поселении с самой простой планировкой, в обычных домах из бруса, без ансамблей и соединительной ткани общественного пространства, уровень счастья и материального достатка будет высок, но это не полноценная картина. Люди часто не предают значения эстетике, целостной композиции и другим вещам, понятным для зодчих и художников. Поселенцы не представляют, что все может быть иначе, это можно сравнить с радостью бездомного, получившего корочку хлеба, который не имеет высокий вкус и понимание в кулинарных произведениях. На самом деле нужно играть по-крупному, соединять эффективность производств, комфорт жилья, удобство инфраструктуры с эстетикой и искусством.

По мимо эстетики существует еще два правила архитектуры прочность и польза. Если вопрос прочности не стоит слишком остро, то с пользой или удобством все обстоит иначе. Без должного образования и практических навыков организация внешних и внутренних пространств приносит весьма скудные плоды.

Для воплощения в жизнь проектов, принципиально отличающихся от «матричной» архитектуры, наделенных одновременно красотой и пользой, необходимо выполнение следующих условий:

  • Наличие грамотно разработанного проекта.
  • Благоприятная территория.
  • Материально-ресурсная база.
  • Профессиональные исполнители и руководители.
  • Технологии, соответствующие поставленным целям.
  • Единое желание всех участников достижения желаемого результата.

На первый взгляд все кажется чрезвычайно сложно, поскольку в большей степени эти условия на практике не выполняются в полном составе. Но при разумном подходе можно создавать удивительные вещи, используя имеющиеся возможности. В этом и состоит задача Зодчих – предлагать максимально благоприятные решения, пропорциональные возможностям. Важно понимать, что дорого и сложно не значит хорошо, то же самое касается идеи – быстро и дешево.

Людям свойственно занижать свои возможности, по этой причине проектные решения упрощаются, отменяются или вовсе не рассматриваются. Гораздо проще и спокойнее использовать «матричные» решения и не усложнять жизнь. Часто руководители, из соображений безопасности принимают исключительно знакомые им решения все из того же «системного» мира. Малая часть людей пытается воплощать утопические проекты и, либо бросают их, либо упрощают, не доведя до кондиции, по причине упущения из внимания нескольких пунктов, описанных выше.

Мастерство

В любом поселении есть люди, имеющие отличные навыки строительства, таким образом, вопрос реализации проектов не становится камнем преткновения. Однако, грамотные архитекторы практически отсутствуют, их роль часто выполняют в лучшем случае инженеры. Но это еще полбеды, главная загвоздка состоит в качестве знаний, а, если говорить прямо, в отсутствии ведического мировосприятия и информации о сакральной геометрии. Некоторые люди, конечно, осведомлены в вещах подобного рода, но встретить в одном человеке знания наших предков и современные методы проектирования практически невозможно. А ведь именно такое сочетание умений требуется для проектирования поселений нового светлого времени.

На самом деле большое количество зодчих не является решением вопроса. В очередной раз обратимся к опыту предков и воспользуемся такой вещью как канон. В определенной мере это архитектурная глобальная концепция или кодекс, строго обуславливающий всю строительную деятельность. Канон – это набор типовых решений, приемов вместе со стилем. Его также можно назвать конструктором. Создав и распространив такую вещь в массовом порядке, поселенцы смогут самостоятельно организовывать любые типы пространств и возводить всю типологию сооружений. При все этом будут выполнятся правила: пользы, прочности и красоты.

А сейчас итогом строительной деятельности практически во всех поселениях становятся все те же села, деревни и дачные поселки, которые повсеместно встречаются в нашей стране. Об ансамблях, едином стиле, унификации, сакральном смысле и говорить не приходится. Желая создать новую жизнь люди занимаются самообманом, организуя среду обитания по-старому. Несмотря на это, населенные пункты выполняют свои функции, но будь они спланированы иначе, результаты превзошли бы все ожидания (подробнее об это в статье «Единство»). Конечно, экопоселения отличаются внешне от обычных населенных пунктов, но только в деталях. Внутреннее содержание и обстановка имеет особый вкус, однако архитектурная среда мало подыгрывает общей атмосфере.

Стратегический вопрос

Теперь следует рассмотреть тему поселений различных категорий с глобальной точки зрения. Предположим следующий сценарий: с каждым годом все больше и больше людей приходят к осознанному мышлению и решают изменить образ жизни. Они видят пример ранее осознавших себя соотечественников, где, как они живут и чем занимаются. Далее приходит закономерное решение: нам тоже так надо, и в определенной мере они правы. Любой здравомыслящий человек одобряет жизнь в экологически благоприятных условиях. Далее многие действительно воплощают свои планы в жизнь и переезжают в «новый мир».

Таким образом жизнь в Родовых поместьях и экопоселениях - это благо или ценность, а такими вещами нужно делиться, стало быть каждый человек должен иметь свой гектар или даже больше, и жить в достатке и процветании. Заниматься выращиванием для себя всех нужных растений и изготавливать экологическую продукцию. Следовательно, возможно всеобщее устремление к новой ценности, как это уже было в 20-ом веке, только в другом векторе, не к природе, а к урбанизации. Что же получится в результате подобной трансформации общества?

Гектар для всех?

Рассмотрим для начала всеобщую картину через призму Родовых поместий. Первое, что усложняет ситуацию - это размеры индивидуальных участков, которые либо делают населенные пункты неимоверных размеров, даже при малой общей численности, либо порождают огромное число малых поселений, или вовсе понятие населенного пункта исчезает, если участки располагаются на большом удалении друг от друга. Низкая плотность населения усложняет создание инфраструктуры, опять же по причине больших размеров и расстояний. Даже само по себе создание инфраструктуры становится под вопросом.

Развитие не то, что тяжелой, а даже легкой промышленности делается труднодостижимым, так как каждый сам себе хозяин и должен самостоятельно все обеспечивать. В случае сохранения предприятий необходимо собирать людей с обширных площадей, для труда в определенном месте.  Ведь работать на заводе это принцип из «матрицы». Это в первую очередь ослабляет страну на международном уровне, никто ведь не обещает, что прочие народы последуют таким же путем.

С психологической точки зрения подсознательно растет ложное эго. Это мой сад, это мой маленький лес и мой пруд, это  моя земля, это все мое, а там, на соседнем участке, чужое. Где же здесь единство и общинность? Это уже напоминает принцип – разделяй и властвуй. В концепции Родовых поместий вопрос никогда не рассматривался с такой позиции, но при реализации идеи в массовом порядке, картина получается именно такой.

На самом деле, для полноценной жизни требуются блага и услуги того самого общества, производимые промышленным путем в массовом количестве, от которого люди уходят в Родовые поместья. Конечно, можно жить полностью на натуральном хозяйстве, но в таком случае все время и силы будут уходить на быт. Или можно полностью слиться с природой, но нам до этого еще очень далеко.

Далеко не каждый человек имеет все нужные навыки для полного самообеспечения и может жить в поместье, не завися от технических благ. Это в первую очередь противоречит варновому уровню сознания, так как все имеют различные склонности, таланты и обязанности, в этом люди похожи на муравейник или пчелиную семью, во всех случаях не бывает универсальных существ.

С экопоселениями дело обстоит иначе. По своей логической и планировочной структуре они соответствуют селам или даже поселкам, следовательно, возможность работы инфраструктуры и предприятий здесь возможна. Но тут, опять же, люди не могут обойтись без высоких технологий и услуг, которые предоставляет город. При этом мы даже не затрагиваем сферы высшего образования, науки, военного дела и многое другое.

Опыт предков

Для получения ответов на все вопросы можно и нужно изучать наше прошлое. Мотивацией здесь служит факт нашего существования, ведь если бы наши пращуры не имели достаточно мудрости, то как бы они продержались в свое не простое время, да еще и нас породили?

В наследии имеются все возможные формы поселений, от хуторов до крупных городов и узкоспециализированных поселений. Возможно многим знакомо понятие Гардарика – один из эпитетов, описывающих нашу страну, как городскую державу. Это конечно совсем не современные многоэтажные города, но идея плотной застройки и общей инфраструктуры и крупных предприятий сохраняется.

В случае жизни на земле (в селах) – имеют место общины различного размера и категорий, в которых люди размещаются достаточно компактно, занимаются общим делом, трудятся на общей земле и сообща наращивают материальный и духовный достаток. В определенной мере, это полностью соответствует концепции современных экопоселений.

При подобном подходе выполняются все необходимые для полноценной жизни условия. Каждый человек может заниматься деятельностью, подходящей под его уровень сознания, имеется разнообразный выбор варианта организации жизненного пространства. Производятся все виды материальных благ и услуг, сведущими в своем деле людьми – мастерами. Имеет место массовое производство и индивидуальное. Каждый вносит вклад в общее дело.

Кто-то может сказать, что это опять та же «матричная система», в которой люди — это запчасти машины государства, но это заблуждение. Все дело в ценностях и целях, в случае «матрицы» целями является потребление, развлечение, покорение и т.д. Цели матрицы приводят к разрушению мира, здоровья и личности. Противоположностью «матрицы» назовем державу, в которой ценностями становятся: достаток, созидание, самосовершенствование, сохранение мира и многое другое. Главное различие в том, что держава не потребляет мир и людей, а созидает их.

Вывод

Родовые поместья, экопоселения и подобные им населенные пункты — это ценный и полезный опыт по устройству социального и градостроительного аспектов общества. Здесь будет уместен термин тренировка, так как все экопоселения являются индивидуальными проектами, не имеют массового распространения и ввиду скромности сооружений носят, скорее, временный характер. Используя опыт такой тренировки, в дальнейшем, можно создавать более основательные проекты в глобальных масштабах.

Экопоселения и Родовые поместья не могут быть панацеей и стать единственной формой организации архитектурного пространства. Для полноценной комфортной жизни и сохранения уровня мировой державы требуются все типы населенных пунктов, не обязательно в таком виде, который они имеют сейчас, но сохранение всей иерархии поселений жизненно необходимо.

Чтобы проектирование, строительство и эксплуатация поселений была максимально успешной, необходимо выполнение правила мастерства – привлечение сведущих в своем деле людей. Изучение опыта предков, ведического наследия и сакральных знаний должно быть неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, если мы действительно хотим строить мир новой светлой эпохи.

На сегодняшний день следует продолжать организацию новых экопоселений, развитие и совершенствование существующих, но скорректировать цель. Разумно заменить идею побега из «системы» на исследовательскую деятельность, отрабатывать социальное взаимодействие, испытывать различные типы производств малого масштаба, выстраивать сферу услуг и многое другое. Опыт получается только практическим путем, а Экопоселения и Родовые поместья – это самый оптимальный способ его обретения.