Автор: Качалко Федор    Источник: https://vk.com/topic-167434578_38964021 

В нашем мире существует такое явление в архитектуре, как подражание стилю. Современные здания различного назначения как жилые, так и общественные, иногда создаются в каком-либо историческом стиле. Это направление возникло в конце 19-го, начале 20-го века. Существует несколько уровней подражания:

  1. Архитектор умозрительно изучает визуальную составляющую сохранившегося наследия и старается выполнить проект, функционально современный, но материально имеющий атрибуты выбранного стиля.
  2. Существуют также большие знатоки, полностью понимающие стиль архитектуры прошлого, но опять же, в основном только его внешнюю сторону.
  3. Есть и иной подход, когда производится полное копирование как внешнего вида, так и функционала, но этот вариант распространен меньше.
  4. Еще имеет место один вариант подражания архитектурному наследию, при котором в современных зданиях используются различные детали, элементы или приемы, характерные для различных эпох.

Казалось бы, что во всем этом плохого и неразумного? Использование исторических стилей выражает уважение к наследию, напоминает людям о самобытной, изначальной культуре - это, в конце концов, красиво и оригинально, но не все так просто. Большинство архитекторов действуют неосознанно и не понимают причин, обуславливающих тот или иной стиль прошлого, к тому же в определенной мере это топтание на месте или вовсе шаг назад.  Попробуем разобраться в этом вопросе.

Все имеет свою функцию

Для раскрытия сути сначала рассмотрим интересное явление недавнего прошлого. Культы Карго фиксировались с XIX века в среде полудиких южных народов, но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны. Туземцы различных южных островов обычно не понимают в полной мере значимость производства, коммерции, техники и архитектуры. Их понятия о современном обществе, религии и экономике могут быть фрагментарными и имеют характер только внешнего проявления.

В наиболее известных культах Карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Причиной тому является память о событиях Второй мировой войны, когда туземцы видели поставку даров – грузов с неба на военных аэродромах США. После войны военные покинули острова, а туземцы, в надежде получать небесные дары, начали имитировать все, что видели.

Понятно то, что культ Карго - это подражание внешнему облику архитектуре и устройствам, доступными средствами и технологами, без осознания предназначения копируемых предметов. Копии самолетов из соломы не могли летать, в зданиях аэродрома не было электричества и имитированные устройства не работали, сооружения из соломы не обладали качествами своих оригиналов. Справедливо можно сказать, что какие наивные люди эти островитяне, занимаются всякими глупостями, а смысла не понимают. Однако, наше культурное и цивилизованное общество мало чем отличается от них, в плане осмысления своих действий.

Занимаясь копированием архитектуры прошлого целиком, или частичным подражанием в деталях современные архитекторы и дизайнеры, подобно островным аборигенам не задумываются о функции, не видят всей глубины технологического предназначения. Для них различные аспекты стиля это просто красивые, характерные элементы или конструкции, свойственные выбранному стилю. Помимо использования малых деталей имеет место копирование объемов и планировок, точно также без понимания их смысла. В качестве обоснования приведем несколько примеров.

  • Балконы, расположенные по периметру северных деревянных домов, являются не декоративным решением для выразительности фасадов, а предназначены для обслуживания окон, так как дом стоит на подклете, следовательно, нет возможности закрывать ставни и менять рамы с земли.
  • Шпили, остроконечные крыши и башенки во многих зданиях европейских стран - это не прием создания красивого силуэта, они имеют функцию приемных антенн атмосферного электричества. Именно такая форма позволяет делать это максимально эффективно.
  • Различные «декоративные» элементы кровли, вроде причелин, коньков и т.п. являются деталями все того же устройства для получения атмосферного электричества. 
  • Крупные гипсовые бордюры под потолком и детали, закругляющие углы помещения, в архитектуре классицизма и барокко являются не только эстетичным решением интерьера, но также выполняют роль компенсаторов стоячих волн.
  • Окна «цокольных этажей» в зданиях 18 века – это не способ освещения подземного пространства, а результат послепотопной реконструкции, занесенных землей и глиной зданий.

Примеров можно привести множество, многие из них обусловлены антинаучными технологиями, другие -  событиями, не предающимися огласке, третьи - метафизическими принципами работы пространства и т.д. Все это можно описать как забытые или запрещенные знания, не признаваемые официальной наукой и властью. Это и является объективной причиной неосведомленности современных архитекторов и инженеров.

Все это не означает, что нельзя заниматься копированием или подражанием историческим стилям. Здания, построенные подобным образом, нельзя назвать вредными или плохими, они либо не выполняют функций, заложенных в них изначально по причине отсутствия оборудования, либо не дают должного эффекта по причине нарушения точной геометрии формы, размеров, пропорций и позиционирования. Любой скопированный объект, без понимания сути всех этих вещей, имеет право на жизнь, но использование стиля в этом случае становится исключительно визуальным проявлением, лишенным своей работоспособности.

Факторы формирующие стили в архитектуре.

Любой стиль сооружений обусловлен множеством факторов. В прошлом это имело большое значение по причине отсутствия интернациональной культуры во всех странах, которая стирает различия архитектуры различных регионов и культур, и делает мир одинаковым. Важным моментом является то, что представители одной и той же культуры прошлого на одном временном отрезке могут иметь различные стили и каноны, то есть, множество причин. Но не будем торопиться и разберем все по порядку.

Материалы

Строительные материалы оказывают большое влияние на архитектурный стиль. Особенностью архитектуры в прошлом является преобладающее использование местных материалов. Ими являются ресурсы, находящиеся в большом количестве, легко добываемые и транспортируемые, а также соответствующие уровню технологий. В одной местности много леса, в другой деревьев мало, но есть известняк. Таким образом, в одно и тоже время на Руси имели место рубленые избы средней полосы, мазанки южных регионов, каменные дома на Кавказе и многое другое.

Выбор строительного материала помимо доступности и большого количества определяется климатом региона и другими факторами. Например, на юге, нет необходимости использовать бревна с большим сечением для сохранения тепла зимой, гораздо разумнее применить саман, охлаждающий жилье в жаркую погоду.

Материал также влияет на формообразование - это, в первую очередь, принцип рациональности, эффективности использования ресурсов и экономии сил. Выбранный материал задает границы конструктивным и декоративным решениям, таким образом определяя рамки стиля. Не будем останавливаться на этом вопросе, суть его проста и понятна.

Технологии

Технологии производства материалов и конструкций в различные периоды меняли свой уровень, от расцвета до упадка, что также оказывало свое воздействие. Например, после войны и потопа 19 века многие знания были утрачены, по причине гибели мастеров и производств, что отрицательно сказалось на строительстве. Или, окультуривание Индостана нашими предками, наоборот, принесло Дравидам и Нагам новые технологии, которые кардинально изменили стиль в строительстве.

Если рассматривать более далекие времена, то очевидно использование технологий еще более высокого уровня, чем в предпотопное время. Повсеместное применение полигональной кладки, каменное литье и многое другое, является показателем не мании величия царей и жрецов, как считает официальная наука, а техническими возможностями.

В строительстве все рационально, никто сейчас, как и в былые времена, не станет возводить объекты, подрывающие силы и средства. Суть в том, что технологии, применяемые в стиле архитектуры, всегда являются посильными для своего периода и не вызывают перенапряжения трудовых ресурсов и перерасход материалов. В итоге, чем выше уровень технологий, тем совершеннее и эстетичнее архитектура.

Климат

На протяжении множества эпох климат нашей земли претерпевал сильные изменения, в основном по причине войн и катастроф. Вектор этих изменений направлен в сторону повышения суровости, контрастности и не предсказуемости погоды. По этой причине многие стилевые направления былого времени в современности не возможны для применения в своем чистом виде, без различных компенсаторов. Также в прошлом имеют место постройки, созданные в особо критические периоды, являющиеся средством выживания, а не новым творческим направлением.

Под влиянием климата меняются строительные материалы, в сторону утепления и защиты, масштабы сооружений в пользу уменьшения, техническое оснащение и многое другое. В общем технологические решения и конструктивные приемы какого-либо стиля, в определенной мере, обусловлены состоянием климата на период его появления.

Условия жизни

Состояние комфорта, безопасности, стабильности, уровень материального достатка и многое другое активно влияют на сооружения и города. Например, в нашем наследии существуют периоды, когда вышеописанные показатели сильно понижались по причине различных потрясений. В результате, общество переходило в режим выживания. Именно таким образом просторные терема сменились избами, или простыми пятистенками. Само по себе слово изба можно истолковать как «избыть время», то есть пересидеть, перетерпеть тяжелый период. Действительно, это достаточно простая и даже грубая конструкция доступна для возведения в тяжелых обстоятельствах.

Обратной стороной выживания является стиль модерн, конца 19-го, начала 20-го веков, в котором применяется все возможное разнообразие материалов, от камня до стали и дерева, используются высокоточные технологии и сохраняется эстетика. Все это свидетельствует об улучшении условий жизни на тот период времени.

Таким образом, стиль в архитектуре, на определенном этапе, является отражением уровня всеобщего благополучия, а не просто веяньем моды. Люди обычно используют имеющийся потенциал по максимуму и, если в какой-либо период времени появляются простые, грубые, компактные сооружения, это становится показателем понижения потенциала возможностей.

События, как объединяющий фактор

Все факторы, влияющие на стиле в архитектуре, имеют общий знаменатель – события, вызванные в основном человеческой деятельностью. В случае развития самого благоприятного ряда событий достигается состояние полного процветания, Золотой век или Сатья Юга. Это безупречно стабильный период, когда все благоприятствует использованию лучших строительных материалов, высочайших технологий и проявлению высокохудожественного вкуса. Однако этот период давным-давно завершился и прошедшие многие тысячи лет мы живем в постоянных потрясениях, которые регулярно отражаются в факторах, влияющих на наши сооружения. Разумеется, в любое смутное время бывают стабильные периоды, которые имеют отражение в архитектуре.

Здесь следует заметить, что нынешний рассвет Сварога или эпоха Водолея - это временное возвращение того самого Золотого века. Поэтому формирование новых стилевых направлений нужно производить, руководствуясь этим знанием. По мере возвращения технологий, обретения стабильности и восстановления самобытности, постепенно уходить от систем выживания к процветанию.

Ни шагу назад

Рассмотрим строительную деятельность нашего народа в прошлом, ее особенности и общий вектор. Жизнь Белых людей на этой Земле можно разделить на два основных и несколько второстепенных этапов, которые, разумеется, имеют свое отражение в стилевых направлениях.

  1. Жизнь в Даарии (Гиперборее, Арктиде, или просто на северном материке)
  2. Жизнь после Даариского исхода в Асию (нынешнюю Евразию)

  1. Обострения отношений с Антланью
  2. Период после разрушения Фатты
  3. Время начала вмешательства Иудо-христиан с внутренним расколом державы

На самом деле, очень трудно объективно описать всю хронологию событий. Мнений и взглядов существует большое количество, многие из них противоречивы, другие схожи. Тем не менее, глобальные периоды очевидны, и в общих чертах картина, конечно, понятна, но детали уже трудноразличимы.

Периодов в нашем наследии множество, и у каждого из них свой архитектурный стиль, созданный под воздействием уникальных факторов того времени. Сейчас конечно невозможно или, по крайней мере, трудно узнать, что строили наши предки на северной прародине по причине ее разрушения и затопления. Можно только догадываться или верить ясновидящим и художникам, например, таким как Всеволод Иванов. Важным моментом здесь является то, что каждый последующий период не похож на предыдущий по событиям, следовательно, и по архитектуре, то есть наши пращуры никогда не повторялись в своих творениях.

На новых этапах жизни были новые факторы и условия, которые диктовали свои правила для формирования стилей. Таким образом, копирование былого наследия не производилось, во всяком случае во всех деталях. Определенные конструкции, приемы и типы форм неизменны, самый яркий пример тому пирамиды, но в том то и дело, что базовые принципы и типология сооружений сохраняется, а исполнение может меняться, например, материалы, размеры и технологии.

Как мы уже говорили в начале, сегодня прогрессирует идея подражания стилям архитектурного наследия различных эпох, будь то классицизм 19-го века или деревянные избы смутных времен. Это не хорошо и не плохо, дело лишь в том, что подобный подход к делу не позволяет нам двигаться дальше, потому что параллельно с копированием былого развивается в основном утилитарная технократическая культура, ведущая в тупик. Конечно, имеют место уникальные разумные проекты, но широкого распространения они не получают. Большая часть людей либо откатываются назад, либо движутся в ложном направлении, но, похоже, этот опыт нужно пройти.

Дело здесь не в архитектуре - она лишь отражение идеи большинства, что раньше все было хорошо и правильно, а теперь плохо, значит, надо вернуть старое. При этом старое, в понимании разных архитекторов, может относиться к любому из вышеописанных периодов. Каждый из них выбирает что-то свое, и буквально делает это личным культом или панацеей. Или наоборот, все былое нужно отбросить и двигаться в сторону технической урбанизации.

Для понимания абсурдности неосознанного подражания приведем пример. Допустим архитекторы будущего, изучая культуру нашего времени, могут обнаружить кемпинговые дома. Коротко говоря - это маленькие постройки для временного отдыха на междугородних автомобильных стоянках, с минимальными или сокращенными условиями комфорта, имеющие кроме комнаты только санузел, да и то, не всегда. Не понимая функции этих сооружений, их могут воспринять как постоянное жилье, узретьят в этом особую философию, и широко распространить. Дополнительно может быть упущен момент использования легких и дешевых материалов, что полностью объективно для кемпинг-домов, и постройка их будет выполняться, например, из кирпича, да еще и к общим сетям их подключат вместо автономных систем, как сейчас.

На эту тему можно рассуждать еще долго, но по причине спорного вопроса обратимся к опыту предков. Хотя ответ уже был дан выше, лучше будет повториться. В каждую новую эпоху, при смене событий, факторов и обстоятельств, стилевое направление в архитектуре менялось на новое, без копирования и повторения прошедшего, сохранялась только типология. Вывод здесь очевиден, разумнее всего изучать сохранившееся материальное наследие, его облик, функции и факторы возникновения, но не заниматься неосознанным копированием. Опираясь на древние знания и опыт, учитывая современные обстоятельства, формировать новое направление, руководствуясь тремя извечными правилами строительства: пользы, прочности и красоты.

Истоки  

Поскольку мы коснулись хронологии событий прошлого, в частности, противостояния Даарии с Антланью (Атлантидой), на эту тему следует сделать уточнение. Согласно описаниям, имеющихся у нас сегодня, Антлань является страной, созданной отколовшейся группой людей от общего народа, проживающего на северной прародине. Не будем говорить о причинах и следствиях, важно то, что система ценностей и мировосприятие этой новоиспеченной общности сильно отличалось от изначального, по причинам внутреннего характера и иномирного вмешательства.

Суть в том, что все время существования Антлани, мир имел два полюса силы, вторым из которых была Даария, а за тем Асия. Соответственно можно предположить, что культура их имела отличия, в том числе и архитектура. Это достаточно объективное поведение инакомыслящих. Разница между внешними атрибутами двух обществ одного народа хорошо видна в творчестве уже упомянутого Всеволода Иванова. Трудно говорить о правдивости его произведений, но это все, что у нас есть.

Для тех, кто интересуется этой темой, местоположение затонувшей Антлани не является открытым вопросом. Относительно тех находок, которые были обнаружены на дне Атлантического океана, как раз в районе гибели материка, можно составить общее представление об архитектурном стиле исчезнувшей страны. Если сказать коротко, это самый обычный классицизм или античный стиль, имеющий повсеместное распространение в нашем мире. Об этом свидетельствуют найденные ордерные колоннады, мощенные плитами улицы и фронтоны крыш.

Об архитектуре Даарии можно смутно судить лишь по древней храмовой архитектуре, сохранившейся на территории нашей страны, и по коротким описаниям в некоторых текстах, а также относительно общей стилевой направленности древнерусского зодчества. Обобщая имеющуюся информацию можно сделать вывод, что культура и архитектура Даарии кардинально отличается от Атлантической, подобно тому, как северное деревянное зодчество не похоже на греческую архитектуру.

Трудно выяснить источник, Античного стиля, будем для удобства назвать его именно так. Является ли он результатом внутренних изысканий и взглядов, или привнесен извне, важно то, что в дальнейшем кто-то был заинтересован в его широком распространении. Не следует впадать в дуальность и делить все на плохое и хорошее, полезное и вредное, мы просто определяем истоки и принадлежность различных архитектурных стилей и направлений для осознанного восприятия.

Однако, существует вероятность, что античный стиль мог быть первоначально создан в Даарии, и в дальнейшем распространен по миру, в том числе и в Антлани. Возможно, у нашего народа не случайно имеется тяга к античности, или так происходит в силу привычки, полученной со школы. Может быть, это действительно наследственная память, но в любом случае проверить это обычными физическими методами невозможно. Единственным способом это проверить будет проведение независимых исследований дна Северного ледовитого океана. Но опять же, теория о наличии истока античного стиля в Даарии опровергается некоторыми находками на северных берегах Евразии. Так что этот вопрос лучше оставить пока открытым.

Напоследок можно еще раз коснуться темы двуполярного мира прошлого. Практически все древние культуры, наследие которых дошло до нашего времени, например, Египет, страны Междуречья, страны Южной Америки и многие другие, являются результатом деятельности представителей Даарии или Антлани. То есть, создавая новую культуру для местного населения, обычно дикого, создавался в том числе и архитектурный стиль, в каждом случае уникальный, но имеющий одинаковые базовые принципы. Отсюда следует вывод, что наши предки всегда искали новые проектные решения, и не занимались повторением старых образов. Это является проявлением творческого потенциала созидателей, что можно назвать сутью Белых людей. Как мы видим, копирование, тиражирование и подражание не свойственно нашим пращурам, возможно в этом нам следует брать с них пример.

Заблуждения

В среде людей, интересующихся нашим наследием, в том числе и архитектурой проявлено типичное заблуждение, разделяющее общую картину на части. Люди воспринимают прошлое фрагментарно, одни периоды признают, другие отсекают. Другими словами, они не могут воспринять и принять все, что было раньше.

Большинство людей воспринимают не давнее прошлое, начиная с 10 века, условно говоря. Таким образом, все архитектурное наследие славянских народов сводится в лучшем случае до резных теремов и белокаменных храмов, в худшем до рубленых изб. Все это объективно, так как проще приять, что хоть как-то можно увидеть глазами. Здесь еще добавляется территориальное разделение, большинство считает, что славянская культура и архитектура ограничена границами нашей страны, у людей не укладывается понимание, что наши предки успели внести свой строительный вклад во всех уголках Земли.

Более широкое восприятие, во времени и пространстве снимает ограничения на разнообразие стилей и направлений в архитектуре. Разумеется, нельзя сказать, что все объекты в мире созданы руками Белых людей, но очень многие. При этом мы можем судить только о том, что сохранилось, а по сравнению со всем нашим наследием, все древние памятники построены вчера.

Прошлое нашего народа уходит на сотни тысяч и даже миллионы лет назад. Исходя из этого понимания трудно даже представить сколько перемен в культуре и, следовательно, в строительстве произошло за это время. Все это необходимо понимать для того, чтобы освободиться от привычных рамок, не ограничивать архитектуру деревянными срубами, какими бы они замечательными не были. Отличительная особенность Белых людей – способность созидать, наличие творческого потенциала, что является основанием для постоянного поиска новых идей и решение без рамок и границ.

Итоги

В данной статье было рассмотрено очень много граней восприятия архитектурного наследия прошлого. Из всего вышесказанного заострим внимание на следующих моментах

  1. Все детали, формы, конструкции, пространства и композиции имеют свою функцию, ничто не существует просто так, без смысла и цели. Эти вещи являются работоспособными и выполняют свои задачи, при условии знания меры: масштаба, компоновки, ориентации и т.д. Занимаясь подражанием различным стилям архитектуры прошлого, разумнее будет действовать осознано, и понимать функциональное назначение создаваемого объекта.
  2. На формирования стиля в архитектуре оказывают влияние внутренние и внешние факторы, такие как: климат, строительные материалы, доступные технологии, условия жизни. Все эти факторы опираются на контекст событий эпохи существования стиля.
  3. Наше наследие уходит далеко вглубь времен, и состоит из множества локальных и глобальных этапов, на каждом из которых существует свой уникальный событийный контекст, оказывающий влияние на стиль в архитектуре. Во всех этих этапах наши предки создавали новые архитектурные стили, соответствующие текущему времени и никогда не повторялись в своей деятельности. Однако на протяжении времени сохранялись некоторые базовые принципы и приемы строительства.
  4. Наш мир в прошлом имел два полюса силы – Даарию и Антлань, которые обладали различными культурами и архитектурой, имея при этом единый корень. Античный стиль является результатом труда цивилизации Антлани и имеет всеобщее распространение по миру в недавнем прошлом. Разнообразная архитектура стран древнего мира – это плоды деятельности жителей обеих сверхдержав, что свидетельствует о большом творческом потенциале наших предков и свободе художественного вкуса.

Учитывая подход создания архитектуры нашими предками в прошлом, и всестороннее восприятие ее сегодня, можно выработать наиболее разумный способ создания нового стиля, так как мы в очередной раз переходим на новый хронологический этап. Новый период имеет иной событийный контекст, следовательно, неразумно заниматься копированием из прошлого.   

Наша задача состоит из нескольких пунктов: объективно изучить все доступное архитектурное наследие, отбросив ортодоксальные методы познания. Понять функциональное назначение различных архитектурных приемов и применять их осмысленно. Относительно изменившихся условий жизни, сформировать новый архитектурный стиль. В итоге, материальное окружение должно соответствовать текущим условиям мира и состоянию сознания.