Продолжение, начало здесь.
Продолжим изучение архитектуры, с позиции более глубой чем восприятие декора и элементов оформления.
Посейдон
Посейдон – Бог-Покровитель Морей и Океанов, повсеместно запечатлен в различных статуях и барельефах. Он является братом Зевса, а значит одним из верховных правителей мира. Да бы избежать заблуждений затронем Бога Нептуна, та же связанного со стихией моря. Он является интерпретацией Посейдона в Римской империи, культ его уже выражен слабее, возможно в результате потери власти, но суть в том, что это одна и та же личность. Посейдон всегда изображался с Священным трезубцем в своей правой руке, которым управлял погодой, ветрами и штормами на море. Считается, что он обитает в своем подводном дворце на дне океана лишь в определенные периоды времени. Остальное время Он проводит в своем Небесном Чергоге в окружении восьми дочерей. Но это описание поверхностно и не отражает всей реальной картины. Согласно многочисленным мифам, а как теперь становится понятно – летописям, Посейдон после победы над Титанами стал правителем Антлани или Атлантиды. Кроме того, опять же анализируя мифы можно заметить его враждебный и буйный нрав, что соответствует сведениям о конфликтных отношениях Антлани с Гипербореей (воспользуемся для простоты этим термином).
Последний факт для нас является ключевым. Имея понимания, что в прежние времена люди жили рядом с Земными Богами или просто сверхмогущественными существами мифологический персонаж превращается в реального правителя страны, настроенной враждебно по отношению к нашим предкам, хотя это неоднозначное утверждение. После гибели Антлани ее население распространилось по всему миру и сохранило память о могучем покровителе, не везде, но во многих местах. Относительно этого, статуи Посейдона можно считать символом идеологической или клановой принадлежности, подобно изображениям львов и грифонов, о которых речь пойдет далее. Так же существует предположение, что Посейдон просто воплощал собой стихию воды, располагаясь в фонтанах или указывал на функцию здания, будучи расположенным на фасадах общественных бань, но это фрагментарное восприятие.
Спирали
Спирали не отображают что-либо конкретное в частных случаях, а относятся к категории общих принципов и понятий о мироустройстве. Материально они чаще всего встречаются, среди сохранившегося наследия, в ионических и композитных капителях, некоторых барельефных орнаментах, мозаиках и даже в визуальных эффектах лестниц. Другими слова, это описание глубины восприятия реальности, постоянно напоминающее людям вечные знания. Как и многие другие образы, спираль наделяют многими смыслами. Начнем с макроуровня, спираль соотносится с основой космоса, проявляясь в буквальном смысле, как форма различных космических образований и структур. «Спиральность – одна из характерных признаков всех организмов, как проявление самой сущности жизни», как сказал в свое время Гёте. Спираль – самая рациональная форма материи, которая обеспечивает минимальные энергозатраты на собственное создание и поддержание своего существования.
Спираль сочетает в себе одновременно форму круга и импульс движения, является символом времени, циклических сезонов рождения, развития, зрелости, старения и смерти. В метафизическом плане она символизирует реалии существования, различные циклы бытия, становление души и ее возвращение к истоку. Возможно, именно это и есть основная философская идея, вложенная в образ спирали. Совершенствование и развитие как локальное человеческое, так и боле глобальное относится к непроходящим вещам. Такая интерпретация вполне достойна запечатления в постоянно наблюдаемой архитектуре.
Розетки
Розетки являются одними из самых многогранных в плане художественного изображения и смыслового содержания символом и элементом классического декора. Обычно это орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка, но встречаются еще и другие варианты. Иногда они чередуются с триглифами на антаблементе или используются как точечные детали. Розетки помещаются в середине кессонов, на которые разбиваются потолки и своды внутри зданий. Конструктивно они представляют собой заключенные в круге четыре и более лепестков или листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и исходящих из одной центральной точки.
Существуют такие виды розеток:
- Цветочная – образы различных цветов
- Акантовая — лепестки исполнены как акантовые листочки, его значение уже описано.
- Вихревая — с центра расходятся односторонне выгнутые дуги одинаковой кривизны. По композиционной структуре подобна свастике.
- Зонтико-подобная — в виде эллипса с лучами.
- Произвольная – с геометрическим или растительным орнаментом
В образах цветов, обычно, доминируют розы и маргаритки. Символизм розы, как знака любви, чувств, эмоций и романтизма стал уже настоящим штампом, это конечно верное толкование, имеющее право на существование, но далеко не единственное. Распустившийся цветок в античной культуре отождествляли с кубком эликсира бессмертия, поэтому ее лепестки разбрасывали во время погребений, еже ли таковые проводились. Кроме этого, римские императоры носили венки из роз, скорее всего желая вечного правления. Тоже самое с акантом, как символом вечности и бессмертия. Очевидно, что эта тема была весьма актуальна для людей того времени. Легко можно допустить их желание соответствовать, или превосходить бессмертных Богов, живущих всегда рядом.
Не будем затрагивать все бесчисленные вариации розеток, а остановимся на вихревых, то есть солярных или свастичных. Солнечные знаки широко распространены в славянской культуре и образность их не является тайной. Примечательно, что в Индии Солнце-Сурья является оком Варуны. В Египте – око Ра, в Греции Гелиос-солнце - око Зевса, а исламе – глаз Аллаха, смысл этого раскроем далее. Почти любой солярный знак рассматривается, как олицетворение жизни, изобилия и света. Ведь вся жизнь на Земле зависит от светила, что делает его почитание буквально необходимостью.
Цветок маргаритки подобен розе, затрагивая своим значение сферу любви, но только не пылкой, а скромной, невинной. Имеет место принцип полярности одного значения. Но самое интересное, что маргаритка имеет еще одно значение – «глаз дня», что относит ее к солнечному времени, то есть солярному символу. Глаз тождественен тому самому оку вышеприведенных солнечных Богов. Она действительно, будучи круглой и имеющей лучеобразные лепестки подобна солнцу. В результате маргаритка выступает связующим звеном между розой и вихревым солярным знаком. Получается, что в розетку вкладываются самые разные образы, значение которых зависит от творческого замысла, единственное, что их объединяет – это позитивизм и жизнеутверждающие значения.
Арка
Арка – это наиболее распространённое решение любых проемов в классической архитектуре. Рассмотрим сначала толкования символа в разных традициях. Арка – символ небесного свода, у греков она обозначала Зевса, у римлян – Юпитера. В Китае арка означает место прохождения Солнца. Еще она означает соприкосновение с Богом, спиритуализм, вход в вечную жизнь или иной мир, радугу. В обрядах инициации многих культур прохождение через арку — это новое рождение после полного отказа от своей старой природы. Арка подобна по форме стрелковому оружию – луку. Славянский корень «лук» проявляется в Лучковом фронтоне, имеющем арочный тип. В традиции восточных и ближневосточных культур арка являет преображение, небесную славу, встречу Неба с Землей, мост или границу между миром и раем, трон бога Неба. Лестница, по которой можно подняться в вышний мир.
Есть еще одна сторона арок, больше магического, чем символьного толка и относится она не ко всем аркам. В Римской империи через триумфальную арку проходила армия после победы над врагом. Теперь опишем детали действа. Для солдат это момент эмоционального накала, подъема и воодушевления. Арка по своей конструкции подобна огромному камертону, в котором верхняя балка – дека, а боковые проходы малые камертоны для регуляции главного. Звук и вибрация единого марша в столь массивном сооружении создает определенную резонансную частоту колебаний. Параметрами сооружения частоту колебаний можно настроить на нужный лад, добиваясь эффекта повышения эмоций до состояния эйфории и транса. Каждая арка именная, имеет надпись и символы конкретного императора, устанавливая с ним магнетическую связь. Камертон собирает выделяемую армией и усиленную энергию, так как солдаты находятся в трансовом состоянии и передает адресату, напитывая его славу и авторитет. Но это скорее деструктивное использование механизма арки.
В очередной раз найдем общую суть символа. Арка является отображением небесного свода и вышнего мира, путем в вечную жизнь через перерождение или просто кардинальное преображение. Еще часто употребляется понятие портала, как опять же перехода в иное пространство. Все эти сведения вместе говорят о знании многомерного устройства мира и перемещению человека в нем. Кроме того арка способна влиять на сознание, а точнее на мозг, в зависимости от своих параметров и заданной цели, которые могут быть и благими, в отличии от паразитической политики Римской империи.
Замковый камень
Замковый камень – это неотъемлемая деталь арки. Его не всегда акцентируют размером и формой, но в классической архитектуре этому камню придают особое значение, с одной стороны, как главному скрепляющему элементу конструкции, с другой – как высшей точке или зениту на небосводе, который символизирует арка. Сам по себе, будучи лишенным наполнения замковый камень может являться просто точкой концентрации силы, так как механические нагрузки имеют еще и тонкоматериальную сторону. Сакральный образ здесь очевиден: камень имеет форму трапеции или линии, которая в продолжении превращаются в луч, расположенный в небесном своде. А это в свою очередь связь между нашим и горним миром, восходящий или нисходящий поток.
Проводя аналогию с триумфальными арками, можно разобраться и с другими аспектами замкового камня. Сначала проведем аналогию с центральным полотенцем, на стыке причелин у Славянского терема. Полотенце и камень часто украшаются резьбой, или изображением, в случае камня: герба, головы животного, инициала и т. д. Символы, знаки и резьба – все это информация в скрытой форме, сообщающая конкретные сведения или накалывающая определенный эффект. Располагая в зените и работая как луч, направленный поток информации делает свое дело. Если камень с образным изображением встроен во арку главного входа, он воздействует на всех прошедших под ним людей, оказывая влияние или настойчиво информируя. О смысле символов, содержащихся в замковых камнях скажем далее, пока можно лишь уточнить, что наиболее распространенными были: голова льва, герб, листья аканта, волюты и головы Богов или Героев.
Чаши и вазы
Символизм чаш и ваз можно объединить в одну категорию, как предметов схожих, основным назначением которых является хранение в себе какого-либо содержимого. Коротко говоря – это вместилища, с разницей в горлышке узком у вазы и широким, открытым у чаши. Сам по себе любой сосуд является только оболочкой или контейнером и не несет никакой информации, кроме внутренней пустоты. Вазы и чаши могут быть покрыты рисунком или рельефом смысловых изображений, несущих информацию, но речь сейчас о другом. Образное описание наших сосудов из многих источников удобнее всего оформить следующими тезисами:
- В эзотерике это: космические воды, Великая Мать, женское начало, плодородие, сердце.
- Ваза с цветами или ветвями с побегами — плодородие вод.
- Женщина с вазой - Великая Мать, изливающую воды жизни и плодородия
- Мужчина с вазой - олицетворяет возлияние в честь божества.
- В буддизме это из знаков на стопе Будды - триумф духа и победа над рождением и смертью.
- В Фэн-Шуе ваза, наполненная зерном и монетами - символ богатства и процветания
- У кельтов - целебные воды и атрибут Богини-Матери.
- Карл Юнг рассматривает чашу как женский символ, который принимает и отдает.
- В традициях китайского буддизма ваза с цветами олицетворяет долгожительство и гармонию
- В юго-восточных странах - атрибут Гуань-инь и символ сострадания и плодородия.
- В Древнем Египте ваза олицетворяет сердце, воду, утробу, оживляющие силы природы
- У индийцев ваза символизирует силу Шакти, как вселенского женского начала.
- В шумеро-семитской это опять атрибут Великой Матери, как символ животворящей силы вод.
В сумме получается, с одной стороны, великое женское начало с сопутствующим плодородием, в широком смысле этого слова и образ воды, то есть это взаимопроникающие образы, сводящиеся к бесконечному продолжению цикла жизни. С другой стороны, как уже говорилось ранее, имеет значение содержимое. Значение воды - рождение, деньги – обеспечивают достаток, растения – плодородие, в общем прямая связь содержимого с получаемым эффектом отождествления. Еще отдельное место занимают именно чаши, наполненные фруктами. Древние тексты Фен-Шуя повествуют о фруктах как символах долголетия, богатства, процветания и плодородия. С этим трудно спорить, особенно учитывая совершенно иной климат допотопного мира, даже еще 300 лет назад. Скорее всего фрукты тогда были основной пищей, а изображение их означает стабильный достаток в обществе. Изобилие продуктов, воды и цветов неотъемлемый признак золотого века или целой эпохи и эталон для подражания.
Урна
Урны в классической архитектуре применяются на ровне с чашами и вазами, как, грубо говоря, еще один вид посуды или вместилища, отличающийся в первую очередь наличием крышки. Символизм ее имеет две стороны. На бытовом уровне урны использовались как сосуд для воды и емкость для праха. В искусстве, в очередной раз, это знак женственности и плодородия, водных и речных Богов, а в астрологии – Водолея. Поэты и художники надежно закрепили образ урны как атрибута Богов и Богинь водной стихии. В китайском буддизме урна - символов удачи и образ победы над смертью.
Как хранилище воды урна используется в эмблематике будучи предметом нимф (хранительниц источников) и аллегорических фигур, изображающих ту или иную реку. Для хранения праха предков использовался другой тип урн - низкие, с расширяющимся горлышком и приближающиеся по своей форме к чаше. Ранее настоящую погребальную урну помещали в склеп или другое специальное место, копию же изготавливали из мрамора или бронзы и помещали на фронтоне домов, в нишах и т. д. Таким образом урна отождествляется со знаком памяти об умерших. Проводя параллель с вазами и чашами, наполненными буквально плодами изобилия, урна образно напоминанием ушедшему предку о земном благополучии. Такое вместилище праха связывает воедино культа предков и магическое содействие предка благополучию живых.
Несмотря на двойственную природу образа, стихия воды, хранимой в урнах и переход душ в иной мир через смерть, тесно переплетаются, достаточно вспомнить реку жизни, Стикс или реку Смородину, а также рождение в воде и т. д. Абсолютным бессмертием не обладали даже Боги, как известно из дошедших до нас литературных произведений, следовательно, ритуальное дело имело место. Кладбищ в былые времена не существовало так как повсеместно применялась кремация или кродирование, поэтому сохранение памяти таким образом является одним из возможных решений. А на почитании предков буквально основана вся древняя ведическая культура, что закономерно нашло отражение в архитектуре.
Продолжение в следующей части.