Семинар в Словакии 28-29 сентября 2019г.
Н.Новгород - Узнать своё предназначение
Семинар в Екатеринбурге
Народная лавка
Приглашаем видеомастеров
Присоединяйся к нам

Символы в зодчестве

Символы в зодчестве

Постройка собственного дома из натуральных материалов с учетом работы силовых полей и силовых линий земли — это правильный подход к делу, но далеко не конечный результат. Сегодня это называют декором, отделкой или художественным оформлением, но такие термины не раскрывают суть, которую вкладывали наши предки в сакральные символы и знаки. Речь в данном материале пойдет именно о значении и роли домовой резьбы и росписи. Это кране полезный и простой прием, позволяющий сделать жизнь хозяев дома более благополучной и безопасной. Тема символов и образов не может быть вольной импровизацией, идущей от ума, в этом деле нужно знать свое наследие, язык, культуру и обычаи. Подобная практика расширяет кругозор, развивает художественные навыки, сближает с природным миром и древним наследием. Домовая резьба – это одновременно простой в действии, интересный в исполнении, но сложный в понимании предмет. Именно на понимании здесь все и основано. К подобным вещам нужно относиться осознано, иначе положительного эффекта не предвидится. Сказать только о принципе работы или об образном значении было бы недостаточно. Поэтому раскроем данную тему с максимальной широтой. В идеале следовало бы составить полноценный справочник или пособие, но для начала просто ознакомимся.

Практическая сторона

Любое здание имеет в своей структуре ключевые моменты или узловые места и линии. К ним можно отнести любые проемы, свесы и края кровли, колонны и столбы, перила, козырьки и другие детали. С точки зрения академической архитектуры, все это места акцента, следовательно, их можно дополнительно обозначить и усилить, в нашем случае резными деталями. Если говорить о проемах дверных и оконных с метафизической позиции – это своеобразный проход и связь между мирами, внутренним – домашним, и внешним – общественным и природным. Через окна и двери движется информация в обе стороны. Определенный рисунок резьбы становится фильтром этой информации, направляя ее в нужное русло и задавая определенную тему. Еще любой проход требует системы защиты, которую можно обеспечить посредством все тех же символов, данный момент имеет особое значение в культуре наших предков. Многие символы ассоциируются именно с обережной функцией. Это то самое место, в котором пересекаются зодчество, искусство и магия. Кстати, аналогичный принцип защиты действует и в одежде, в которой орнаментами украшаются все входы или отверстия, то есть горловина, подол и край рукава.

Проемы несут наибольшую смысловую нагрузку, но ключевые элементы крыши тоже имеют большое значение. На фронтоне также, как и на проемах, может использоваться защитная символика. В традиционной архитектуре каждая деталь выполняет двойную задачу – конструктивную и метафизическую. Например, наличники закрывают щели и сохраняют тепло, а с другой стороны дают защиту и привлекают желаемое. Прчелины и карнизы защищают кровлю от ветра и несут определенную информацию в своих повторяющихся мотивах. Образы животных на коньке могут многое рассказать о жильцах, их родовой принадлежности и типе деятельности. И так во всем. Кстати, в регионах нашей страны дома имеют существенные отличия в конструкции, поэтому детали, доступные для декора, не всегда присутствуют в полном составе. Это касается всех элементов, кроме дверных и оконных проемов.

За счет применения символической резьбы можно привлечь определенные силы и события, например, тепло, солнечный свет, благополучие, урожай, достаток и многое другое. Как уже было сказано выше, вторая роль символов – это защита и сохранение. Можно защитить свое жилище от огня, воровства, бедности, темных сил нави и других напастей. Также символы являются образным языком, констатирующим реальность, они описывают природные явления, растительный мир и хозяев дома, говоря современным языком – выполняют роль развернуой анкеты. Не обязательно в каждом доме должен быть весь набор конструкций, украшенный полным набором символов. Хозяин сам определял приоритет и свои возможности в исполнении символических деталей. Постараемся разобраться в этой большой теме поэтапно.

Окна и наличники

Начнем с самого сложного, с оконных наличников. Образное значение слово «окно» связано с оком, то есть глазом. Недаром окна в доме называли именно глазами, особенно на этапе строительства сруба производится символическое открытие глаз будущего жилища на мир. Также наличник находится, образно говоря, на лице дома, это его визитная карточка, говоря современным языком. Все символические изображения: защитные, информативные и выражающие желания, располагаются не случайным образом, а по канону и имеют строго упорядоченную структуру. Каждый тип и мотив резьбы привязан к конкретной детали окна. Окно можно разделить на несколько главных элементов, как показано на иллюстрации (рисунок 1). Дадим им конструктивное и образное описание.

  1. Навершие (небесная твердь)
  2. Карниз
  3. Фризовая доска (небесные хляби)
  4. Фигурки берегинь
  5. Боковина (мировое древо)
  6. Подоконная доска (твердь земная)
  7. Завершие или подзор
  8. Серьги
  9. Уши

Рисунок 1

Кроме перечисленных канонических элементов введем еще один, обозначенный звездочкой – это ключевые точки или переходные узлы. Они обычно выполняются круглыми или квадратными символами. Можно еще отметить, что окно делится на 3 части: вверху небесный мир, внизу земной и подземный, а соединяются эти пространства мировым древом. Количество символов, применяемых в наличниках, как и в прочих деталях дома бесчисленное множество. Они менялись с течением времени, отличались по регионам, укладам и традициям. Все их перечислить не представляется возможным, поэтому опишем наиболее значимые и распространенные.  

Навершие, имея связь с небесным миром может содержать в первую очередь солярную символику, а также образы небес, выражающиеся в повторяющемся мотиве. Конфигурация навершия могла иметь различную форму все зависит только от фантазии автора, варианты показаны на изображении (рисунок 2). Перечислим главные солнечные образы:

 

 

Рисунок 2

  • Лучи, круги и кресты – обозначают восход, заход или просто само по себе солнце. Изображение может быть, как в виде упрощенного ромба с двумя лучами, так и кругом со сложным орнаментом (рисунок 3). Главный символический посыл – это притягивание живительной солнечной силы нужной жителям дома, животным и растениям.

Рисунок 3 

  • Утки, гуси, петухи, лебеди – являют собой много смыслов. Зарождение мира из яиц утки (рисунок 4). Образ весны – начало новой жизни и посев будущего урожая. Таким образом, изображение этих птиц являетсяпожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей. Движение солнца и времена года обозначаются расположением нескольких солнц в навершиие, или применением орнамента, показывающем бег солнца. Здесь показывались солнцестояния и солнцевороты.

 

Рисунок 4 

Карниз и фризовая доска – следующий уровень после космического. На этих деталях преобладают символы воды и дождя, занимающие большое место в жизни людей. Известно, что для своего перерождения человек погружается в воду. Из воды человек приходит в мир Яви. Вся жизнь человека связана с водой точно так же, как и его жизнь тесно связана со смертью. 

  • Волнистые линии — знаки вод, дождя (рисунок 5). Вода — символика небесного плодородия, урожая, и пути «на тот свет», рубежа между мирами. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи.

Рисунок 5

  • Еще одним изображением символа воды могли быть змеи, показанные часто стилизованно в виде волнистых линий с завитками и переплетениями. Кстати, змеи еще относятся к Велесу, и он сам часто изображается в виде змея. (Рисунок 6)

Рисунок 6

Боковина – это символ мирового дерева, очень многогранного образа (рисунок 7). Оно соединяет вместе все миры, начиная снизу из темной нави или мира духов, далее достигая стволом Земного мира людей, и уходя кроной в верхний мир Богов, в Сваргу или небесный Ирий. Также мировое древо обозначает ось нашей Земли и отождествляется с родовым древом предков, увязывающего воедино роды людей земные и небесные.

 

Рисунок 7

Подоконная доска – твердь земная. Земля для земледельца – это источник жизни и достатка. Символы земли – ромбы, пустые и заштрихованные, перекрещивающиеся линии и их чередование (рисукок 8). Ромб, разделенный на 4 части – не засеянное поле. Наличие в ячейках точек, напротив, говорит о посеве. Здесь также может присутствовать ритмичное чередование точек или запятых, олицетворяющие семена. Треугольники, ромбы и ступеньки показывают землю. Также на тверди иногда показывают равносторонние и вальмовые пирамидки. В общем, символы подоконной доски изображаются для привлечения успеха в земледелии и заземляют дом и жильцов.

Рисунок 8

Подзор – обратная сторона небес (рисунок 9). Это достаточно интересная часть наличника. Присутствует далеко не всегда. Она связана с навершием или небесным сводом. Солнце, вырезанное сверху на этой детали, имеет зеркальное отображение и символизирует закат, поэтому часто изображается его нижняя половина.

 

рисунок 9

Серьги имеют много альтернативных названий: капли, кисти, утиные лапки и т.п. (рисунок 10) Толкований этой детали сегодня мало и все они весьма размыты. Имеется сопоставление с кистями на скатертях, шторах и рушниках. Единственное упоминание об этом символе сообщает его роль, как защиту от ночных напастей. Также очевидна взаимосвязь с образами гусей и лебедей, как вестниками весны и символами солнца.   

Уши - это не обязательный элемент, встречается редко (рисунок 10). Наиболее распространенными символами являются стилизованные животные. Конь — символ солнца, перевозчик его по дневному небу. Утка — перевозчик солнца ночью. Птица — огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души. Также в этом месте может располагаться половина солнечного символа, олицетворяющая смену дня и ночи. Редко встречаются даже драконы и змеи. Значений у животных может быть множество, от тотемного символа рода жильцов, до сравнительных образов с событиями и явлениями, а также необходимость в обретении качеств этих существ. 

Рисунок 10                                                      Рисунок 11

Фигурки берегинь изображаются с раскинутыми руками и ногами, они даруют жизнь, олицетворяют женское начало и продление рода (рисунок 12). Это один из самых частых образов, занимающих важное место, как на старых вышивках, так и на резных наличниках. Образно – это просьба о плодородии земном или человеческом. Стилизация иногда очень велика, но узнать берегиню при желании можно.

Рисунок 12

Ключевые точки – самое интересное место. Встречается периодически, часто боковина занимает все место по вертикали без переходов. Уникальность состоит в большом разнообразии используемых символов точечного характера. Наибольшее распространение имеют солярные знаки, символы огня, грома, земли и многие другие. Опишем наиболее популярные. (рисунок 13)

  • грозовик, защищает от непогоды.
  • громовик – цель его уберечь деревянное строение от огня небесного. Знак преимущественно мужской, образ защитника.
  • огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.
  • яровик, защита собранного урожая. Знак Ярило, Бога Весеннего Солнца. Тот, кто обращается к нему, обретает уверенность, смелость, жизнелюбие. Это мужской символ. 

Рисунок 13

 

  • КрестыОгненные знаки (Рисунок 14). Это тоже частично свастикообразные символы, однако это не совсем свастика, ибо огонь никуда не крутится, это просто лучи. Они связаны не только с формированием и ориентацией деятельности человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и с приданием ему необходимой силы. Второй аспект — раскрытие. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны — невозможно воплотить замысел, на раскрыв себя миру. Еще равноконечный крест символизирует принцип соединения и взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Смыслов в образе креста множество, все зависит от замысла резчика. 

Рисунок 14

Любой элемент наличника может быть покрыт не только защитными или смысловыми символами, а растительным, животным илми геометрическим орнаментом. Многие исследователи отмечают, что образы растений не случайны. Они показывают, как флору прошлых веков, то есть знакомую нам, так и древнейшие, уже исчезнувшие растения. Аналогична ситуация с животными. Их образы берутся и среди знакомых нам существ, и из области мифологии, как принято сейчас считать, с официальной точки зрения. В резьбе встречаются наравне с конями и утками драконы, единороги или индрики, жар птицы, а также павлины и морские коньки. Мнений на тему происхождения и привязки всех этих сюжетов множество, некоторые считают подобное творчество выдумкой, другие говорят об описании объективной реальности или изображении воспоминаний былого времени. В образах резьбы прослеживается одно: чем ближе к современности, тем больше декоративизма, то есть растительных и геометрических рисунков, и меньше смысла в орнаменте. 

Другие детали

Наличники, несомненно, – это самые показательные и заметные детали дома, позволяющие проявить творческие способности в резьбе и росписи, закладывая тайные и житейские образы в дело своих рук. Но, кроме них, остается еще много конструктивных деталей, необходимых функционально, которые также можно и даже нужно соединить с искусством и наполнить смысловым содержанием. В них, конечно, меньше деталей и, в основном, все это линейные элементы, но внимания они заслуживают, поэтому перечислим все по-порядку, сверху вниз по объему типового дома, приведенного здесь на иллюстрации: (рисунок 15)

  1.  Охлупень и конек
  2. Причелина
  3. Полотенце
  4. Карниз
  5. Курица (кронштейн)
  6. Желоб
  7. Чердачное окно
  8. Столб
  9. Перила
  10. Ограждение

 

Рисунок 15

Это конечно не все детали традиционного деревянного дома. Как уже говорилось ранее, в зависимости от местности и времени конструкции имеют существенные отличия. Поэтому нельзя составить полностью универсальный образ. Также многие инженерные решения приняты по причине ограниченности строительных материалов и доступных технологий. Но для нас сейчас важен не конструктив, а символика. Единственное, что нужно напомнить, каждая декоративно оформленная деталь функционально необходима и выполняет вполне прагматичную задачу, случайных вещей нет. Далее раскроем образы вышеописанных деталей.

  • Охлупень функционально прижимает верхние концы тёсаной крыши, изготавливается из бревна, и завершается коньком. Именно образы коня или птицы - ключевой момент, они являются солярными символами. Конь предвещает судьбу, перевозит солнце по небу, является средством передвижения многих Богов, связан со смертью, так как перевозит людей на тот свет, защищает дом от навий. Также конь связан со всеми динамичными природными явлениями: ветром, летящими облаками, сменой суток и т.д. Конь участвует во многих славянских обрядах и в целом занимает важнейшее место в культуре. Вместо коня на охлупне могут располагаться головы и других животных, имеющих тотемное значение, показывающих родовую, кастовую или любую другую принадлежность. На верхней поверхности охлупня иногда делают простой повторяющийся символ или геометрический ряд.
  • Причелина – защищает торцы бревенчатых слег или стропил от излишней влаги.   Причелина - от слова при челе, т.е. при лице. По смысловому содержанию резьбы схожа с карнизной доской наличника. В ней также преобладают образы небесных хлябей, дождя, волн с включением точечных солярных символов. Вся крыша — это небосвод, состоящий из двух небес — водного и солнечно-воздушного, разделенных прозрачной «твердью небесной». Наличие небесных вод – это залог земного плодородия и богатого урожая. Те же самые образы распространяются на карнизную доску. Чердачное окно тоже относится к небесному миру, олицетворяя солнце, но в этом случае остаются только лучи.
  • Полотенце – вертикальная доска закрывающая стык причелин. Второе название полотенца - "рушник". В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые задачи и символика рушника во многом аналогичны полотенцу. Украшалось оно солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу, а также и прочими солярными образами, выполняющими обережные задачи, о которых речь шла выше. Иногда полотенце располагается не только посередине, но еще по краям, напротив слег или стропил. По слегам иногда размещается аналог обрешетки, заканчивающийся курицами, поддерживающими желоб, здесь имеется только одни образ – птичий. Но ближе к современному времени вместо желоба устраивают подзорную доску по краю свеса кровли. Ее содержание аналогично причелинам и карнизной доске.
  • Столбы и ограждения крыльца, будучи вертикальными элементами в большей степени могут иметь образ мирового древа, но он уже был описан ранее (рисунок 15). На столбах часто выполняется спиральное плетение. Ограждения не имеют четких правил, обычно они остаются без резьбы, но большее распространение имеют простые геометрические ряды или растительные мотивы. Кроме столбов имеют место консольные выпуски верхних бревен, например, для поддержания свеса кровли. Главным приемом оформления в этом случае служат головы животных, обычно птиц. 

Рисунок 16

Принцип работы

Для полноценного понимания существующих символов и изображений, а тем более для их создания, полезно понять принцип их работы. Не будем вдаваться в глубины физики и философии, а постараемся разобраться на простых аналогиях и элементарной логике. Начнем с основы всего: если разложить все сущее на составляющие, то останется только сила и информация или знание. Сила меняет свое проявление под воздействием информации. Когда сила уплотняется до высокого состояния, получается материя. Из этой последовательной цепочки следует вывод, что из любого предмета можно извлечь информационную составляющую, а также любое действие, событие, качество и вообще все, что угодно можно преобразовать в изображение, посредством перетекания силы из одного состояния в другое под влияние информации. В случае резьбы изображение будет условно объёмным. Звучит это скорее всего запутано, поэтому перейдем к аналогиям.

Форма, функция и сила – такой последовательностью описываются весьма известные в ведической культуре изображения янтр. Они являются теми же самыми символами, только более сложного порядка, чем узоры резьбы, но для понимания сути подойдут. Янтры также можно представить, как форму проявления общей силы мироздания. Любое сакральное изображение – это структура механизма, влияющего на реальность. Все имеет внешнее, грубое проявление, зримое глазом, и тонкое или каркасное, сам двигатель или механизм, позволяющий выполнять свою задачу. Именно этот механизм в чистом виде, без оболочки и изображается, как в янтрах, так и в резных узорах или нарисованных орнаментах. Но так работает не каждый орнамент или символ. Некоторые обладают простой образной привязкой и проявляют через себя свойства и качества предмета-первоисточника или работают по принципу мантической связи. К этому разделу относятся образы животных, растений и людей.

Можно зайти с другой стороны. Многим известны опыты, в ходе которых на ровную поверхность насыпается песок или любое сыпучее вещество и подается звук определенной ноты, влияющий на эту поверхность. В результате формируются различные изображения, которые меняются при смене частоты или тональности звука. Так становится очевидна связь рисунка и звука. Но это очень грубая и упрощенная модель, работающая в режиме однозадачности. Если объединить несколько потоков звучания – получится мелодия или слово, которое также окажет свое воздействие. Но ведь взаимосвязи в мире работают в обе стороны. Тогда изображение, как первоисточник, тоже звучит. А если смотреть на вещи шире, то звучание будет иметь и свойства, предметы, желания, идеи и т.д. На этом принципе основаны заговоры и заклинания. Направленный поток информации превращается в звук и делает свое дело. А архитектура и изобразительное искусство преобразуют его в картинку плоскую или объемную. Возможно, именно поэтому архитектуру называют застывшей музыкой. Чем большим могуществом или силовым зарядом обладает изображение, тем сильнее его влияние на реальность. Все это сводится к тому, что информацией, заключенной в слова и мысли можно производить реальные изменения, а можно выразить ее изображением, суть останется прежней.

Рассматривая домовую резьбу сверху донизу, мы видим компактную модель земного мира. Символы наполнены позитивом, достатком, процветанием и удачей. Таким образом производится трансляция благожелательного намерения, как обычная магическая практика или самовнушение. Из простых примеров подходит наскальное изображение удачной охоты перед самим действием, для получения действительного результата. На эту тему существует простое правило – что излучаем, то и получаем, что транслируем, то и приходит в ответ. Дело лишь в емкости и точности символов, абы какой рисунок может быть слаб или бесполезен.  

Техническая сторона

Символов в славянской культуре большое количество, но далеко не каждый подходит для исполнения в резьбе по дереву. Поэтому набор типовых изображений сильно ограничен. Нужно учитывать, что не любая резьба на памятниках деревянного зодчества – это рабочий символ. До нас дошло наследие с 18 и 19 веков. В этот период большое влияние на деревянное зодчество оказали европейские архитектурные направления вроде барокко и ампира. Резьба стала больше декоративной и очень сложной, а также многие образы утратились. Лишь в удаленных деревнях можно встретить действительно канонический наличник, причелину или другую деталь с глубоким смысловым содержанием. Однако не смотря многие утраты, сегодня в свободном доступе можно найти достаточно сведений теоретического и практического характера. Вовсе не обязательно знать все бесконечное разнообразие сакральной символики, для начала достаточно самых известных и распространённых образов.

При достаточно большом уровне насмотренности, как говорят творческие люди, можно легко научиться отличать резьбу с содержанием от пустышек. Возможно эта проблема, с потеряй образов, подобна реформам языка, который за последнее время лишили содержания. Декоративно прикладное искусство тешит глаз, но пользы от него мало. Но у нас сегодня есть возможность выбирать между реальными вещами и декорациями. Кстати, применять символику иных народов или вовсе неизвестную не желательно. Это могут оказаться мощные образы, работающие независимо от понимания, подобно магии Вуду. Результаты таких экспериментов не известны, поэтому лучше придерживаться родной традиции. Весьма нелепо будет выглядеть, например, традиционный славянский костюм на японце или арабе, также странно выглядим мы, заимствуя иностранное.

Важно понимать логику размещения образов, дабы не сотворить казусов и неурядиц в жизни, поместив по неопытности символы огня между засеянными полями или птиц в подземном мире. Другими словами, знание сути выступает техникой безопасности. В процессе переноса символов на материал важно осознавать значение на максимально глубоком уровне. Разумеется, заниматься таким ответственным делом желательно в благостном состоянии ума и уравновешенной обстановке. Лучше воспринимать процесс резьбы как ритуал, и глубоко погружаться в действо, не отвлекаясь на внешние раздражители. Но этого еще недостаточно. Для максимальной пользы созданных символов все жители дома должны понимать их смысл. Тогда будет происходить постоянный диалог человека и архитектуры, приносящий усиленный эффект.

Практика

Проводя исследования древних символов и орнаментов, узнавая их смысл и цель применения, у многих возникает очевидное желание применить столь полезные вещи в настоящем времени. Это вполне нормальная идея, и не стоит считать подобную мысль шагом назад, сакральные изображения не стареют и не выходят из моды. Они привязаны к объективной реальности и неизменны, как фундаментальные понятия и предметы нашего мира. У нас вызывает уважение иностранный человек, который придерживается своей родной культуры в поведении и в материальных атрибутах. Только не стоит попадаться на удочку искаженных и утрированных понятий, подпорченных поп культурой, нужно, как говориться, зреть в корень.

Занявшись практикой, будь то резьба по дереву или роспись, важно придерживаться золотой середины между слепым копированием или вольной импровизацией. В любом искусстве нашего наследия имеется канон. Но это не жесткие рамки ограничения, в нем лишь существуют основные принципы и правила, все остальное отдается на волю художника. Крайность копирования может выразиться приверженностью как какому-либо одному узкому направлению и отрицанию всего прочего. Такой человек, пользуется известным ему образцом и не отступает от первоисточника. Или, имея под рукой образцы, выполненные неумелым мастером и выполненные в периоды упадка культуры, копирует нарочитую грубость. Точно также поверхностное знакомство с темой резной символики и составление бездумных композиций из элементов, суть которых автору не всегда известна, даже если они родные, делает его произведения в лучшем случае бесполезными.

Все это сравнимо с механикой, если конструктор понимает принцип работы двигателя, ему не нужно четко повторять старые готовые образцы, он способен осмысленно создавать новые, придерживаясь базовых принципов. Очевидно, что для полноценного использования сакральных образов исследованиями каждый должен заниматься самостоятельно, полноценных пособий на эту тему, показывающих все разнообразие символов с описанием образов и технологией исполнения, пока нет. Можно найти пособия по резьбе, но в них не будет глубинных древних знаний, а только лишь техника и декоративные рисунки. Наиболее безопасным и универсальным решением внесения символов в свое новое жилище будет использование простых солярных изображений, а также повторяющихся мотивов, олицетворяющих стихии, то есть небесные хляби и плодородную землю. Солнечные знаки весьма разнообразны и всегда приносят объективную пользу хозяевам дома, выполняют ли они защитную функцию, или просто показывают природные явления и процессы. Выбор в качестве основы растительных мотивов – это полностью нейтральное решение, так же, как и абстрактная геометрия. Очевидно, что большой смысловой нагрузки такая резьба или роспись не несет и реальность не изменяет.

Вывод 

Архитектура может приносить не только сугубо прагматичную пользу, посредством формы и материала конструкций, но еще и метафизическую, при помощи сакральных символов. Применение их позволяет улучшить многие сферы домашней жизни, например, сохранять тепло, защищать дом и его хозяев от всевозможных бед и даже преумножать успех в трудовой деятельности. Символы и обереги дают много информации о жильцах, повышают качество их жизни и, конечно, радуют глаз, делая архитектуру более живой и завершенной. Принцип работы всех этих изображений основан на глубоком и многомерном понимании работы физики нашего мира. Канонические варианты символов имеют наибольший потенциал воздействия на реальность, в сравнении с их искаженными современными интерпретациями. Для каждого типа изображений есть свое место и назначение в архитектурном объекте. Размещая их в верном порядке, мы повторяем макрокосм в микрокосме обычного дома. Вся эта творческая деятельность отличный инструмент, приносящий большую пользу. Он зарекомендовал себя в веках и применим в современности. Домовая резьба и древние ее образы никогда не стареют и имеют место в современном мире. Конечно нужно быть достаточно сведущим в области сакральных изображений, понимать их значение, уметь переносить на материал, и соблюдать технику информационной и физической безопасности, но все в наших руках, стоит только начать. 

Автор: Качалко Федор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
754
Понравилась ли вам статья?
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
БайкалЗемля - дом нашСказка-малка или несколько добрых слов о Домовых.

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио" основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанных на заветах Предков. "Народное Славянское радио" - это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие мудра русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты народное управление