Детское телевидение
Вестник
Присоединяйся к нам
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Буквица от Ладоzара
ОУК МИР

Русские игрушки из соломы

Русские игрушки из соломы

Когда созревала рожь, наступала страдная пора. В поле выходили все, кто только мог. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. Попадались среди них и те, кто слагал грустные и весёлые песни, задорные частушки, кто, обладая музыкальным слухом и красивым голосом, мог при случае исполнить песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие затейливые кружева. Были мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду. Известно, что художественное начало, заложенное в человеке, проявляется не только в те часы и минуты, когда он вышивает или вяжет кружева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залюбуешься. А красота и польза в любом труде ходят рука об руку. Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалится, не рассыплется по дороге на ригу, и влага ему нипочём.
Работали рукодельные жницы и все примечали. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далёкие годы, казалось бы, простая загадка: маленький Афанасий травкой подпоясан. И, конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова, в основном, в сухмень, когда соломенное вясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Под травкой подразумевали болотные растения - рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко, и время от времени выпадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что "маленькие Афанасии" появлялись подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать днём рождения первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днём рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы.

У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые словно близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей - столько, сколько может вместиться в левой руке, подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. Такой пучок стеблей назывался у русских крестьян ручней, или рученькой. А поскольку всё же руки взрослой женщины и подростка отличаются по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Но, несмотря на это, снопы всё же должны быть одинаковыми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соединяла вместе семь рученек, а другая все восемь. Соединённые вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, перевяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьём, а верхнюю - бородой, или колосовищем (рис. 29а). 

  Рис. 29.

Если не было уверенности в погоде, навязанные за день снопы укладывали в крестцы и балки. Их нужно было уложить так, чтобы солома, а главное, колосья, достаточно хорошо проветрились, а в случае дождя не намокли. И здесь аккуратно связанные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.
Крестцы делались двух видов. Одни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29б). Снопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивания, то есть в середине, гузовьё одного снопа лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в основном страдал только верхний сноп. Другие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29в). Причём снопы в них укладывались так, чтобы колосья каждого из них лежали на огузке соседнего. Получался замкнутый четырёхугольник - венец. Каждый крестец состоял из трёх-четырёх венцов.
Но всё же наиболее совершенным был способ хранения снопов в суслонах. Само слово "суслон" образовано от древнерусского "суслонять", то есть прислонять. В названии очень точно отражён сам принцип составления суслонов из снопов. О количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон, четыре снопа ("брата") ставили комлями вниз, а колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый сноп переворачивали, расправляли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырёх стоящих на земле снопов. Верхний сноп был, по сути дела, крышей, которая не давала замочить находящиеся под ней колосья.
В другой загадке спрашивается, что такое - девять братьев под одной шапкой? Судя по количеству "братьев", речь идет в ней о суслоне, в котором девять снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой десятым снопом. Верхний сноп, поставленный огузком вверх, крестьяне называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представляющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. В сумерки суслоны напоминали стоящих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30а). Быть может, поэтому и назвали их в народе бабками.
Простой и остроумный приём защиты снопов от дождя в суслонах не обошли вниманием крестьянские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29г). На севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленные для этих целей (рис. 30б). По вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. Приём насаживания снопа на жердь в народной крестьянской архитектуре повсюду использовался при формировании стрехи соломенной кровли. Снопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что приёмы низки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное влияние на народное декоративно- прикладное искусство и, в первую очередь, на художественную обработку соломы. Те же приёмы используются как для изготовления гигантских соломенных фигур на Масленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.



Рис. 30

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми её невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нёс в импровизированную мастерскую под открытым небом всё, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный "ваятель", который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.
Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как-то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребёнок попросил её сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.
В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились детали с более тонкой отделкой. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приёмами плетения, врождённый художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). В наши дни скульптура из соломы, созданная талантливыми народными мастерами, используется для украшения интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина входят напоённый солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук. 


Рис. 31

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ
Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, её так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завёртывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетёжками.
В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные ещё в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединённые друг с другом в определённом порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединённые под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы всё же имеют некоторые конструктивные особенности. 


Рис. 32

Начиная изготавливать туловище, пучок соломин, как можно сильнее, перевязывают прочной бечёвкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33б) и связывают другой бечёвкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечёвками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. 33 в). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок - ещё и поперёк в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечёвки не были видны, их обматывают сверху соломенными лентами (рис. 33г). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

 Рис. 33

Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, всё будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать "Хозяюшка".
Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной соломы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички четырёхконцовки ("ёлочки"), имитирующие оборки и узоры (рис. 33 е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать причёску с косой, укладывают в один ряд увлажнённые соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

 

ДЕКОРАТИВНОЕ НАСТЕННОЕ ПАННО "СОВА"

 Основой панно является уплощённый снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34а). Уплощённый сноп расчёсывают специальной гребёнкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребёнку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощённый снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. Чтобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощённую форму, его обрызгивают тёплой водой, ещё раз расчёсывают и прижимают сверху доской с гнётом. 


Рис. 34

Другая крупная деталь панно тоже представляет собой снопик. Только он значительно тоньше и перевязан бечёвкой не у торца, а в середине (рис. 34в). Обе половины снопика расчесывают и распускают веером. Чтобы сохранить форму вееров, соломины переплетают "верёвочкой". К веерам пришивают по окружности зубчатые плетёжки - четырёхконцовки ("ёлочки"). Замкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив её центр ближе к перевязи снопика (рис. 34г). В середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. Желательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось тёмное ядро и светлая заболонь. Подобная текстура как нельзя лучше имитирует глаза птицы. Такие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, яблони, вишни и др. Все части панно соединяют вместе (рис. 34д). В завершение из под ходящего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой.

 

"КОНЬ ЗЛАТОГРИВЫЙ"

У древних славян конь почитался как символ Солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на Земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Ещё в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами, оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец Солнца. Так многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с жёлобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением Солнца и полётом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя её солнечным лучам. 


Рис. 35

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечёвкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался, как символ Солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "верёвочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечёвкой (рис. 35д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечёвкой ещё раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечёвками. Третья оставшаяся часть идёт на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полос плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец, приступают к завиванию хвоста. Солому опускают на одну - две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных "бигуди" (рис. 35е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку. Если всё же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных "бигуди". Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Таким же способом завивают все остальные полоски, используя заготовленные "бигуди". Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с "бигуди". Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодную воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения.

Источник

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей.

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
1385
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Валентина — Мастер плетения из природных метериалов — фестиваль "Сварожичи" 21-03-2015Наталия — Мастер класс плетение русских Мандал "Око Богв" — фестиваль "Сварожичи" 21-03-2015Ольга и Татьяна

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС