Меня давно просили подписчики на "ютубе" и в моей группе "ВК" сделать тест моих студийных микрофонов, про самостоятельное изготовление которых я рассказываю в своих публикациях. Поэтому сегодня речь пойдет о профессиональных студийных микрофонах, применяемых в них микрофонных капсюлях и их сравнении.
Существует множество типов микрофонных капсюлей, которые используются в студийных микрофонах, разные производители стараются изобрести свой неповторимый. Поэтому именитые микрофоны стоят, как "полгоры". Этот сегмент рынка мы отпустим, пусть нагуливает себе поклонников из зажиточной сферы. Мы же обратимся к самым распространенным на сегодня капсюлям. Их всего 4 типа: бюджетный капсюль диаметром 25мм и капсюли диметром 34мм С47, С67 и С12. Все они продаются на Алиэкспресс. В зависимости от производителя цена варьируется, иногда в весьма широких пределах.
Капсюль 25мм
Капсюль 34мм типа С47
Капсюль 34мм типа С67Капсюль 34мм типа С12
Все эти капсюли являются клонами капсюлей именитых производителей, но имеют приличные характеристики и широко применяются в самодельных микрофонах.
Для сравнительного теста были изготовлены три микрофона с капсюлями 34мм и один с капсюлем 25мм. Для первых трёх применена схема усилителя от хорошо известного микрофона Rode NT1A, для последнего - транзисторная схема усилителя, которая применялась еще в 80-е годы фирмой Shoeps.
Схема Rode NT1AСхема Shoeps с некоторыми моими доработками
Тест включает в себя текст, "как бы пение" под минус и 6 струнная гитара. Никакой обработки исходного аудио не производилось, звук "сырой", даже без эквалайзера, т.е. сигнал на 100% соответствует снятому микрофонами. Тест делал в комнате, никакой звукоизоляции нет, звуки отражаются от стен прилично, но зато не слышно холодильника и вентилятора компьютера. Писал на рекордер Zoom R24 одновременно все 4 микрофона, потом в аудишене все собрал. В видео будут титры с названием звучащего капсюля.
В ходе теста подтвердились характеристики С67 и С47 капсюлей, у 47-го четко выраженный акцент на ВЧ, у 67-го более плавная частотка, т.е. китайцы честно скопировали характеристики оригиналов. А вот 12-й капсюль меня не особо впечатлил, его отличие от 67-го будет хорошо слышно на студийном профессиональном оборудовании, и на мой взгляд он своих денег не стоит, если говорить о любительской записи. А вот 25мм капсюль очень недурно выглядит в сравнении с более крупными 34мм собратьями. Мне понравились его бархатистые низы.
Для более точного сравнения конечно необходима запись как на студии с расстояния 10-15см. На этом расстоянии можно получить более четкую картинку воспринимаемых капсюлем частот. Но тогда придется делать дубли с каждым микрофоном и каждый раз это будет уже немного другой звук. Поэтому в таком тесте останется оценивать только частотную передачу, что опять же надо делать с помощью приборов. А мне было важно и для себя, и для всех, кто спрашивает в моей группе и на ютубе про разницу... определить различия капсюлей на слух по записи. В тесте я четко слышу басовитый С12, он без всякой эквализации дает сбалансированный звук, хотя получить аналог звука микрофона Нойман U87 на нем вряд ли получится.
А вот С47 по звучанию намного ближе к 87-му микрофону, у него четко выраженный подъем на высоких частотах, я его слышу во всех тестах, голос приобретает окрас (хотя это и портит аутентичность записи, поскольку привносит то, чего нет). У С67-го нет такого подъема на ВЧ и нет басовитости С12-го. Все на серединке, я бы сказал, что он довольно точно передает обертоны голоса и инструмента. Ну а 25мм капсюль был в этом тесте для того, чтобы многие поняли, что гнаться за размером совсем не обязательно, что и этот капсюль звучит очень хорошо, ведь аналогичный капсюль стоит в MXL990 и многие музыканты по всему миру этот микрофон используют. А пост обработка поможет сделать запись практически идеальной).
В конце концов любая запись будет в дальнейшем подвергнута обработке: эквалайзер, компрессор, реверберация и прочие эффекты по вкусу... Я после этого теста для себя решил, что С12 не стоит таких денег, и я лучше возьму три С47-х и сделаю три микрофона, с которыми будет легко работать.