Олесь Бердник
Подвиг Вайвасваты
Роман-легенда
Продолжение, начало тут
Древние папирусы
«Ученик, если даже Солнце светит на небе, запали ещё один светильник, чтобы не пропустить Истину, если она появится на твоём пути.
Ученик, когда глаза твои и слух говорят тебе очевидное, не верь им, потому что очевидность имеет обман и морок.
Читая эти знаки, вникая в понимание написанного, пробивай скорлупу символа, чтобы добыть живое ядро мысли. И даже, когда поймёшь смысл её, помни, что Истина необъятна. Она представлена в таком размере, который определён умом соискателя…»
Вайвасвата слушал Маруиру, напрягая сознание, пытаясь уловить суть сложного плетения древней символики. Но запас его знаний был ещё слишком мал, чтобы достичь ясности. Он вздохнул, лёгким жестом попросил подождать.
Маруира замолчала, посмотрела на юношу.
— Ты не понимаешь чего-то?
— Да, моя госпожа. Мой ум радуется, что разрушаются границы мира, о которых я раньше мало знал, но всё же хочется понять яснее, что и почему? Кто зажигает огненные факелы солнца в пространстве? Кто сгоняет огненный туман в кольцо? Почему круг начинает вращаться? Чья сила толкает его? Сила богов, демонов? Ты мне скажешь об этом?
Маруира по-детски растерянно развела руками. Захлопала ресницами.
— Вайвасвата, я знаю много, но сама не могу разобраться в тех знаниях. Мой учитель говорил не раз, что богов не существует, что стихии действуют самостоятельно. А в храмах утверждают, что боги и демоны — создатели неба и земли. Я раньше была растеряна, такая раздвоенность доводила меня до отчаяния. И учитель объяснил мне, что в Атлантиде требуются различные знания для различных людей. То, что поймёт мудрец, не поймёт раб…
— Раб, — вспыхнул Вайвасвата. — Ты сказала — раб. Так что я не способен понять…
— Да сказала не я, — мягко и грустно сказала девушка. — Ты видишь, что я так не думаю, Вайвасвата. Оставь образ. Меня угнетает то, что чувствует моё сердце. Я ещё не пойму умом, но предчувствую: надвигается катастрофа, большая беда для Атлантиды. Ты заметил, несколько месяцев назад, как сильно тряслась земля?.. Учитель говорил, что так всегда бывает перед бедой. Так было, когда погибла земля Ру. Так было, когда большая часть Атлантиды пропала в водах океана. Ты прочитаешь об этом в папирусах, Вайвасвата…
— Я помню, — сказал юноша. — Я тогда был прикован к колодцу. Сотрясение так сильно всколыхнуло землю, я чуть не выпустил бадью. Двух рабов тогда убило камнями…
— Не надо, — прошептала Маруира. — Не вспоминай…
— Там ещё тысячи таких, как я, — ответил Вайвасвата. — Как мне не вспоминать?
— Что поделать, Вайвасвата, отчаяние не к лицу воину…
Вайвасвата с удивлением посмотрел на девушку. Что она говорит? Воин… Она его называет воином! Что это значит?
Маруира будто прочитала его мысли. Она встала, свернула папирус в трубку, положила на сиденье.
— Я давно почувствовала в тебе душу орла, Вайвасвата, — горячо сказала девушка. — Только мало иметь такую душу. Слышишь? Надо научиться летать. Быть мужественным. Надо обладать мечом.
— Госпожа, сердце моё вырывается из груди… Зачем так меня мучить? Кто я тебе? Объясни…
— Вайвасвата! Не нужно слов. Пусть жизнь скажет всё, что должно произойти. Я верю в тебя…
— Госпожа…
— Молчи. Иди в город Золотых Ворот. Там увидишь жизнь. И знание того, что грядёт, расцветёт в урочный час, как цветок. Да хранит тебя, великая судьба, Вайвасвата…
Перевод с украинского - С. Большакова