Детское ТВ
Колодар
Как сказывали наши Деды
Народная лавка
Присоединяйся к нам
Приглашаем видеомастеров

Русская свастика Вологды и Новгорода

Русская свастика Вологды и Новгорода

Характерный крест с гнутыми концами очень популярен в орнаментах изделий народного ткачества Русского Севера. Исследователь Р.В. Багдасаров среди вышивальщиц северных областей называет имя А.И. Черемной, сохраняющей яргу в своём ткачестве.

В с. Нюксеница, которое широко известно использованием свастических узоров в тканых изделиях, длительное время действует «Центр традиционной народной культуры». Ярга сегодня высвечивается основообразующим узором в тканых поясах, женских и мужских рубахах староверческих и родноверческих петербургских общин.
В новгородских землях свастика впервые была обнаружена этнографами в селах Боровицкого уезда. Исследователями были приобретены для коллекций полотенца с яргическими символами. Популярное изображение всадника и фигуры девы, удерживающей коня под уздцы, также украшено крестом с загнутыми концами. Такое полотенце, как свидетельствует фольклор, должно было оберегать молодых после свадьбы от порчи и сглаза. Роль свастики в народном искусстве новгородских земель ещё требует более пристального изучения.

На Вологодчине этнографам удалось установить ряд уездов, где более всего использовалась ярга в ткачестве. А.А. Бедиарчик отмечает в своей работе деревни Сольвычегодского, Яренского, Вельского уездов. Узоры свастического характера вологодские крестьяне помещали на подоле, на краях рукавов. Русская свастика совмещалась с изображением древа жизни и птиц. Очень непростая картина мира, собранная из свастик, исполнялась ткачами для крестьянских рубах с. Черевково (Красноборский район). Это село отличается большим разнообразием крючковатых крестов. При ознакомлении с обширным материалом М.В. Сурова возникают закономерные вопросы: «А какова степень распространения яргических узоров в названных им районах? Не может ли быть, что опубликованные им предметы с крючковатыми крестами - случайное явление северовеликорусской культуры?

Ответы на них можно найти в работах сотрудника отдела археологии Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея А.В. Алексеева. В течение десяти лет он и его товарищи осуществляли детальпое изучение крестьянской культуры (одежда, тканьё, вышивка, обряды, изба, говоры и т.д.) в бассейне р. Кичменьги (левый приток р. Юг). В основном это сёла и деревни Кичменгско-Городецкого района, расположенного на востоке вологодских земель. В частности, А.В. Алексеев пишет: «Среди узоров преобладает геометрический орнамент. В первую очередь это простые и сложные ромбические фигуры (…ромб со вписанной свастикой…); не менее часто встречаются различные свастические мотивы, S-видные гуськи, гораздо реже зооморфные и антропоморфные фигуры». На цветной фотографии свадебного кушака начала XX в. всё узорочье составляет повторяющийся яргический знак. А.В. Алексеев отмечает древность техник тканья и вышивки узоров (прослеживая их историческую глубину до 1000 лет), а также многовековую письменную историю самих селений.

Ярга Русского Севера

И.Я. Богоуславская называет этот район «интересным очагом народной вышивки», бывшем в данном отношении долгое время не известным науке. Находящееся сегодня в Государственном Русском музее собрание вышивок из указанного района составляет свыше 200 предметов. Это прежде всего обрядовые полотенца и скатерти, датированные второй половиной XIX - началом XX в. Рассматривая своеобразие местного узорочья, И.Я. Богуславская отметила «часто встречающийся в кич-городецких вышивках мотив круга-розетки с вихревыми лучами, который можно трактовать как отголосок солярного знака». Таким образом, в результатах исследования А.В. Алексеева, И.Я. Богуславской существует единство в оценке яргических знаков различных типов. Если первый выявляет частое нахождение линейных ярг-знаков среди линейных узоров, то И.Я. Богуславская отмечает частоту яргических знаков кругового (вихревого) типа среди вышивок с растительными мотивами.

Рассказ вологодского учителя, краеведа А. Кузнецова, подтверждая точность сведений М.В. Сурова по Тотемскому району, показывает их укоренёность в быту жителей деревни Ихалицы. В частности, он утверждает, что во время Великой Отечественной войны «Ярки» и «гуськи» на полотенцах и вышитых женских одеждах имелись почти в каждом деревенском доме.

В Центре традиционной народной культуры Нюксенского района хранятся старые вещи, среди которых полотно женской рубахи с классическими и разветвлёнными яргическими знаками, выполненными В.А. Хомяковой 1846 г. р.

Знакомство с Музеем традиционной народной культуры Тарногского городка показывает, что здесь находятся вещи с редкими, весьма своеобразными яргическими знаками в образцах русской народной вышивки и круговыми солнечными знаками на прялках. В Тотемском краеведческом музее сегодня хранятся также полотенца и пояса с различными яргическими знаками.

Жители пос. Хохлово Кадуйского района в наше время сохраняют предметы традиционного костюма, среди которых можно увидеть пояса с крючковатым крестом. В селениях Белозерского района сохранился обычай, когда на Рождество пожилые женщины пекут хлебы, увенчанные классической яргой с сильно закругленными концами. Такой «каравай» печётся и на свадьбы.

В монографическом исследовании узоров народной вышивки Г.С. Масловой, свастика считается свойственной крестьянской культуре всего Русского Севера. Здесь содержатся сведения о её бытовании в Вельском и Кирилловском уездах. Крючковатый крест исследовательница считает «весьма древним» узором Подвинья. Выражние «весьма древний», исходя из подтекста и обозначенного ею времени исследования XVIII -XX вв., следует относить ко времени ранее XVIII в. Об этом же писал и B.C. Воронов, подчёркивая, что свастика к XVIII в. уже бытовала у северовеликорусов. Чаще всего верхнюю границу этой временной характеристики соотносят с эпохой не позже начала христианизации средневековой Руси, а нижнюю границу — с временем расселения славянских племён на её землях. Из материалов его работы следует, что ярга около 300 лет непрерывно использовалась в крестьянской вышивке и ткачестве Русского Севера.

Государственный Русский музей располагает ценнейшими собраниями кружев русского населения Северных губерний, отдельные из них датируются XVIII в. Специалисты, относя часть этих северных строчевых подзоров к вологодскому краю, считают необходимым уточнение их происхождения и местностей распространения. Свастика в них представлена классическими и другими линейными яргическими знаками в огромных по размерам, сложных рисунках подзоров. В отдельных композициях с растительным узором она находится на местах соцветий, в кроне Древа Жизни, что заставляет принимать её символом истоков новой жизни. Техника выполнения подзоров связывается с традицией золотного шитья в Древней Руси. Яргу мы видим и на узорах занавесок, поясов и иных предметов народного быта, вышивки и кружев XVIII - начала XX в. Так, на нижней ленте узора женского льняного передника Великоустюгского уезда XIX в. её разновидности (классические, с квадратной серединой и дважды загнутыми концами и более сложного типа) включены в симметрию всей композиции предмета. Составляя основу композиции (численно и образно), они придают ей вид своеобразной яргической системы.

В селениях Вологодчины крест с загнутыми концами и его разновидности известны под названиями крючья, козелки, конегонь, гуськи, чертогон, огниво, огнивец, жгуч, ярко, косматый ярко, космач, пылань, рыжик, враток, вращенец, вращенка, вращун, крутяк, мельник, косарь, косовик.

Источник

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей.

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
1031
Понравилась ли вам статья?
5 - (проголосовало: 2)Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Победа в суде по делу свастикиРодокон роженицы. Беременность и роды — порождающее начало Закона русского духаЯрга и свастика — смысл понятий

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио" основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанных на заветах Предков. "Народное Славянское радио" - это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие мудра русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты народное управлениеПортал Велеса