Начало здесь
Быстро пролетело время. Сено уложили в скирды. Они здесь будут стоять до первых сильных морозов и выпадения снега. Их вывезут по зимнику, когда замёрзнут реки и ручьи. Мы вернулись в Таштагол. Впереди, как и предупреждала меня Маруся, было много покосов. Нужно было помогать многочисленной родне и ближайшим соседям. Без взаимопомощи трудно было выживать. Между покосами в дни отдыха весело проводили время.
На улице было много молодёжи, и мы большой дружной компанией придумывали всевозможные развлечения. Основное время, конечно же, проводили на природе, в горах, на реке Кондоме. Ходили в поход с ночевкой на Спасские Дворцы.
Это удивительное, сказочное творение природы находится недалеко от поселка Спасск. За миллионы лет ветра и дожди так обработали скальные породы, убрав всё лишнее, что они действительно стали похожи на дворцы. Любоваться этой красотой нерукотворной можно было бесконечно. Вечером, сидя у костра и напевая под гитару песни Высоцкого, когда всполохи огня освещали эти сказочные башни древних замков, сами собой напрашивались слова шекспировского героя: «Быть иль не быть, вот в чем вопрос».
На обратном пути мы решили набить кедровых шишек. Мне запомнился этот мой первый сбор. Запомнился потому, что друзья меня разыграли, как городского жителя. Шишки были ещё не очень спелые, но орешки есть уже было можно. Когда орех спелый, то шишки сами падают на землю от ветра. Сейчас же их нужно было как-то достать. Надо было залезть на кедр и ударами ноги по веткам оторвать шишки, тогда они упадут на землю и их можно будет собрать. Местные ребята были опытные в этом деле, поэтому никто из них лезть на кедр не хотел. Мне же стало интересно, и я вызвался сам. Я не знал, что на деревьях и на шишках много смолы. Взобравшись наверх, цепляясь за ветви, я стал срывать шишки, до которых мог дотянуться, и расталкивать их по карманам, набил за пазуху, больше класть было некуда.
— Всё, набрал, — крикнул я своим спутникам.
— Куда набрал?
— В карманы, и в рубашку.
Снизу раздался дружный смех.
— Стучи ногами по веткам, шишки оторвутся, упадут, мы здесь их соберём.
Я полазил по кедру вверх, вниз, постучал по веткам и спустился на землю. Хотел вытащить шишки из карманов, из-за пазухи, но не тут-то было. Они слиплись между собой в единый комок, прилипли к брюкам, рубашке и телу. Друзья катались по земле, держась руками за животы, и громко смеялись. Мне же было не до смеха. Еле-еле я освободился от даров природы. Рубашку и брюки по приходу домой пришлось выбросить, они полностью пришли в негодность, а вот руки и тело несколько дней оттирал растительным маслом.
Ещё два неординарных случая произошло в это лето здесь со мной. Оба эти случая были связаны с моими племянницами Надей и Таней, а если точнее, с их жизнями. С небольшим разрывом, всего в несколько дней, мне пришлось их спасать.
Ранней весной на нашей улице начали строить многоэтажный дом. Строители выкопали большой глубокий котлован и бросили его. На дне котлована забили родники, и вода очень быстро заполнила его почти до краёв. Нередко мы купались в нём. Вода была чистая, верхний слой хорошо прогревался, но внизу, на глубине полутора-двух метров, она была ледяная. В один из жарких дней, накупавшись, мы грелись на бетонных блоках и плитах, которые лежали по краям котлована. Нади с нами не было, она выполняла какую-то работу по дому. Ближе к обеду она присоединилась к нам, разделась и одна зашла воду. Мы лежали спиной к ней. Прошло какое-то время, вдруг позади себя мы услышали странные шлепки по воде, все оглянулись. Нади в котловане не было. Потом она вдруг появилась из воды, стала бить по ней руками, потом опять скрылась. Я пулей бросился в воду, за несколько секунд доплыл до того места, подхватил Надю и вытащил её на берег. Друзья помогли уложить её на тёплую плиту. К счастью она не успела наглотаться воды. Когда Надя пришла в себя, она рассказала, что с ней произошло. На глубине, от ледяной воды у неё свело судорогой ноги. Она испугалась, хотела встать на дно, но его под ногами не было. Тогда она испугалась ещё больше и стала тонуть. Хотела закричать, но горло сдавило от страха.
Спустя несколько дней, мы той же дружной компанией, собирали дикую малину на горе. Ягода, выросшая и созревшая на скалах, отличается особым, неповторимым вкусом и ароматом. И мы часто поднимались сюда. Место, конечно, было очень опасное, но нам в то время всё было нипочём. Иногда, чтобы дотянуться до крупных, спелых гроздей малины, приходилось рисковать, держась только одной рукой за уступ.
В этот день мы так же, как всегда, разбрелись по крутым террасам. Вдруг, в какой-то момент, моё тело, будто молнией пробило. Я оторвался от куста, резко выпрямился. Сверху, со скалы вниз летела Таня. Она оступилась и падала прямо в пропасть. Всё это длилось доли секунды, время на раздумья не было. Я схватил её руками, дёрнул на себя, упал спиной на камни. Мы сумели удержаться на небольшой площадке. Все это произошло так быстро, что ни она, ни я не успели даже испугаться. У Тани, на удивление, ни одной ягодки из бидончика не высыпалось.
В дальнейшем в жизни такие ситуации случались со мной не редко. Часто были случаи, когда на раздумья не было времени, но я знал, что нужно делать. Вернее, делал то, что нужно в данный момент. Было ощущение, что какая-то Сила в одно мгновение посылает мне знания, как поступить. Однажды мои дети баловались одни в комнате, а в это время во рту у них были конфеты леденцы. Дочь упала на спину, и конфета попала ей в дыхательные пути. Когда мы с женой услышали крик сына и забежали в комнату, дочь лежала синяя, не дышала. Я схватил её за ноги, поднял и резко встряхнул. Конфета вылетела из горла и дочь начала дышать. Откуда я узнал, что сделать нужно было именно так, я не знал.
Не один десяток раз меня самого смерть хватала за руку и жизнь моя висела на волоске. Но в последний момент, чудесным образом, я оставался живой. Впоследствии я понял, что такие ситуации даются мне для того, чтобы я помнил о смерти и ценил жизнь. Вот и этим летом, через эти случаи, мне было показано, как тонка и хрупка грань между жизнью и смертью. Как уязвима и коротка земная жизнь. Поэтому ценить нужно каждый день, не растрачивая время попусту. Успеть сделать полезного для людей и для планеты, как можно больше.