Начало здесь
Ни старания матери, ни таблетки мне не помогли. В таком же состоянии вечером через два дня я сел в поезд. Промучившись ночь в душном плацкартном вагоне, утром сделал пересадку в Новокузнецке.
В те годы в этом направлении, до Таштагола, ещё не было электропоездов. Вагоны тянул небольшой паровозик. Коптя чёрными, едкими клубами дыма, не спеша, почтово-пассажирский состав полз между горами. Было много остановок. Поезд мог вдруг остановиться возле какого-нибудь одинокого домика. Из вагонов начинали выгружать почту, хлеб, какие-то продукты, товары. Всё это долго сверялось по документам. Так происходило по всему пути следования. Пассажиры незлобно ворчали по поводу медленного движения, но сильного недовольства никто не выказывал, видимо, привыкли и смирились с этим. Хорошо уже то, что хотя бы такая связь есть с "большой землёй». Автомобильной дороги до Таштагола в то время не было.
Я же, несмотря на своё плохое самочувствие, испытывал большое наслаждение от такой поездки. Панорамы, выплывающие навстречу, меня просто завораживали. Я помнил из детства, что в Шории была красивая природа, но что такая красивая, я не ожидал.
Пейзажи за окном менялись очень быстро. Поезд, то вползал в узкое ущелье, и тогда слева и справа, почти в метре от окна, мелькали скальные породы, то, неожиданно, оказывался в длинном, тёмном тоннеле. То выкатывался на склон горы, а с другой стороны открывался огромный простор с реками, склонами зелёных гор, озёрами, с лугами, покрытыми цветущими травами. И от всего увиденного я испытывал необычайную радость и наслаждение, забывал про температуру и боль.
А ещё мне очень нравились названия станций, населённых пунктов, рек, которые мы проезжали. Слова в большинстве своём были шорские. Мне они нравились мягкостью произношения. В основном они обозначали какое-нибудь географическое положение или свойство: железная гора, белая река и так далее. Через эти слова я ощущал дух народа, давшего такие красивые, ласкающие слух, названия.
Осенью, когда я вернулся в Новосибирск, я рассказывал знакомым о Горной Шории. Произносил названия поселений и рек, а друзья спрашивали:
— Где находится Горная Шория? Что такое Мундыбаш, Темиртау, Чугунаш, Шерегеш, Таштагол? Это Средняя Азия?
Это сейчас каждый житель Новосибирска, и не только, знают о Шории. Сейчас сюда ходят поезда выходного дня и тысячи людей могут побывать и насладиться красотами здешней природы.