Много песен сложили наши славные предки. Много среди них песен просто волшебных, просто замечательных, просто блестящих. И есть среди них Жемчуга-Жемчужные, есть и Самоцветы Драгоценные, и есть Песни Серебряные-Золотые… А есть Песни просто Великие.
Одна из таких Великих Песен – песня «Чёрный Ворон».
Великая наша русская песня «Чёрный Ворон».
Когда эту Великую Песню сложили? Да Бог его знает… Одно только понятно – сложили её ещё тогда, когда люди на Руси не упоминали ни Бога, ни Иисуса, ни Апостолов и ни Церкви да Монастыри. Никто в те времена ещё не молился и не крестился. Во всяком случае, никто ещё так не молился и не крестился, как это люди делали сто лет назад, и как они это делают сейчас. То есть её сложили довольно давно, но не более трёхсот – трёхсот пятидесяти лет назад. И это видно по языку, которым она спета-сказана. Нам близок и очень понятен её язык. Сейчас эта песня считается песней казачьей, но по языку видно, что она скорее сложена где-то севернее казачьих краёв.
И пели «Чёрного Ворона» изначально под игру на гуслях.
То есть тогда гусли Церковью ещё не были запрещены… И не было ещё церковного запрета на Русские Сказы и Сказки.
Сейчас многие люди играют на гуслях. Многие люди возрождают древние песни под игру на гуслях-гудах-гудках, на гуслях звончатых да яровчатых. И множество мастеров создают разнообразные музыкальные инструменты, основой которых является наш древний музыкальный инструмент – гусли.
Русские гусли настраивают так, что свободно звучащие струны дают гамму ре-минор или фа-мажор. Эта гамма содержит одно понижение – си-бемоль. Такой музыкальный строй называется «Русским Строем».
Наши деды и прадеды, до которых ещё как-то дотягивается наша память, пели песню «Чёрный Ворон» всегда в тональности ре-минор… И пели они её так под игру на любых музыкальных инструментах… Всегда ре-минор.
Этот ре-минор связан с песней «Чёрный Ворон» особым образом. Дело в том, что нота ре и тональности ре-мажор и ре-минор в русском мировоззрении связаны с Птицами. А именно – с Птицами Лебедем, Гусем и Уткой.
В древности русские Воины всегда считались Гусями. Выделенные из них особой статью, бравостью и храбростью Воины считались Воинами-Лебедями. А Воины Лазутчики-Разведчики и Воины для различных Особых Заданий – это Утки.
Таким образом, русские войска состояли из Гусей, Лебедей и Уток.
Интересно то, что русские войска и по сей день состоят из Гусей, Лебедей и Уток. Даже если они этого не знают.
Отсюда и выражения: «произвели смелый налёт» или «налетели на врага»…. Все воины войск специального назначения носят разнообразной расцветки береты. А носят они их потому, что головы очень многих Уток разных видов и родов покрыты цветовыми береточками. На головах у них и серые беретки, и синие, и зелёные, и красные, и краповые…
Уходили русские люди на войну Гусями-Лебедями. Бывало, шли-летели воевать где-то далеко. Шли в далёкие-далёкие военные походы…
А Воин, павший в бою, – так считали русские люди – возвращался на какое-то время в родные края Журавлём, Аистом или Цаплей… И он не опускался здесь на землю и не вставал на неё ногами, а просто над родными просторами пролетал… Пролетал и уходил куда-то к неведомым высотам, в неведомые дали.
Это у нас в крови! Русские люди всегда с замиранием сердца смотрят в небо на клин пролетающих журавлей, смотрят на них и всегда прощаются с кем-то или с чем-то…
А в былые времена с Воинами, павшими в бою, прощались особые священники – особые жрецы.
Такой священник-жрец шёл с гуслями по полю боя и отпевал всех павших. Он громко пел особую торжественную песнь о вечной жизни. Он пел им торжественный гимн о великих богах и вечной вечности. И он прощал им всем то, что они убивали людей… Пусть даже хоть и врагов.
Отпевал жрец и всех павших, и всех тех, кому помочь уже нельзя – они при смерти, они умирают. И у тех Воинов, которым помочь уже нельзя, он собирал их наказы домой родным и близким.
И Песня «Чёрный Ворон» именно о таком наказе. Умирающий Воин даёт наказы жрецу-нараде. Он говорит ему, что и кому отдать-передать… И в конце песни умирает.
Но песню поют живые! Живые!
Для русского человека основой, или опорой, всей жизни всегда была чистота души. А в сражении сложно сохранить душу чистой – приходится страхи все перебороть, по многому приходится с собой договориться и приходится убивать людей… Иначе не защитить своей земли…
Но есть способ сохранить чистоту души и в сражении. Для этого её надо отпеть заранее. Отпетая душа замрёт и устремится в небо, а тело… Тело – в атаку, в сражение, в бой.
Солдатам Запада сложно понять такие тонкости русского отношения к душе. И даже невозможно. В уставах западных армий даже указано, что угроза телу есть допустимая причина дезертирства и сдачи в плен. Что для русской души есть предательство всего её рода.
Русские спели «Чёрного Ворона» – и в Мёртвый Строй! Отпели сами себя. Мёртвый Строй русских – страшная атака. Отпетые Воины идут-бегут на врага Мёртвым Строем, и им бояться уже некого и нечего – они все уже мертвы. Все они уже попрощались со своими родственниками, попрощались друг с другом и распрощались со своими жизнями.
Если Воина в этой атаке убьют – Душа его сохранится чистой, славной и невредимой. А если Воин выживет, его Душа помается-помается и со временем вернётся в своё тело. И ей помогут вернуться и обустроиться жрецы-нарады.
Немцы и разные другие враги наши на наших войнах не раз слышали эту песню. Они не понимали её слов… Русские поют свою песню с жаром, но в этом их жару – холод смерти. Всем, кто это слышал, становилось просто жутко, и кровь стыла в жилах…
Одно все понимали – русские сейчас пойдут в атаку, и атака эта будет атакой мертвецов. Причём умерли все они не сейчас, а где-то в веках, во тьме веков. Даже если немцы убьют всех этих мертвецов, в души их самих зайдёт смерть и никогда их не отпустит. Помнить и содрогаться будут всю жизнь.
«Чёрный Ворон» – не простая песня о ком-то или о чём-то. Эта песня есть Песня-Заговор. Или Заговорная Песня. Песня «Чёрный Ворон» – Песня-Заговор от пустой и бессмысленной смерти. От смерти бесславной и никчёмной.
Неизвестно, как эта Песня-Заговор где-то в веках изначально называлась. Но лет сто — сто пятьдесят назад эту Песню называли «Заговором От Шашки и От Пули». «Чёрный Ворон» есть наша русская боевая Песня-Заговор От Шашки и От Пули.
«Чёрный Ворон» есть наша «Бхагавад Гита». А гусли – это наш сакральный заговорный инструмент.
Прежде чем сказать пару слов об игре на гуслях, нужно сказать, что по-русски правая рука мужчины называется ворон, а левая его рука называется сорока или срок.
Когда мужчина играет на гуслях, то правой рукой он струны ворожит, то есть он их заставляет звучать, дёргая их или по ним, особым образом ударяя, а левой рукой он нужные струны зажимает или глушит.
Таким образом, правая рука – ворон – ворожит струны гуслей, а левая рука – сорока – даёт струнам сроки звучания.
Коротко: ворон – ворожит, а сорока даёт сроки.
И так происходит при игре почти на всех струнных инструментах. Трогая струны гуслей своей правой рукой, жрец тем самым знает, что это ворон трогает душу гуся-лебедя, что это ворон нападает на гуся-лебедя. Гусли имеют отношение к гусям-лебедям. То есть они имеют отношение к Воинам.
Каждая их струна – это Воин, это Душа Воина. Это Воин – гусь-лебедь. И когда жрец трогал струны своих гуслей, он тем самым трогал души воинов.
И вот, что главное в этой песне. Рука певца-жреца, который отпевает павших воинов – это не просто ворон, а именно чёрный ворон. Сам жрец идёт по полю боя в чёрном одеянии, и поэтому сам он тоже называется Чёрный Ворон.
И в небе над полем боя кружит чёрная птица, и это и есть сам Чёрный Ворон.
И так – Чёрный Ворон, и так, и так…
И здесь нужно сказать, что слово «ворон» имеет самое прямое отношение к словам «война», «варвар», «руины», «курок» и «кара». И к звукам, которые ворон издаёт – «кар-кар-кар».
слово «война» или «битва» по-гречески, то есть по-жречески, есть ο πόλεμος, то есть Полемос.
Это слово связано со словами «поле», «полемика» и «политика».
Кстати. Один из Апостолов, учеников Иисуса, в книгах Христиан, которые называются «Новый Завет», есть Апостол Варфоломей. Его имя состоит из двух слов: «Вар» и «Полемей». Варполемей, Варполемос или Варфоломей есть Ворон Войны, то есть Чёрный Ворон.
Мелодия песни «Чёрный Ворон» есть русская каноническая мелодия. Сама мелодия этой песни даже без всяких слов живо отзывается в душе русского человека. В русском языке живёт множество красивых и складных мелодий, мелодий, которым по ощущениям миллион лет, которые идут от самого сотворения мира… И мелодия «Чёрного Ворона» – одна из них. Дух захватывает от того, как она льётся спокойно, уверенно, торжественно и основательно. Эта мелодия – мелодия нашей души широкой и просторной, как русские бескрайние степи, как русская бескрайняя земля…
В настоящее время текст песни сильно сокращён. Сократили его в связи с тем, что «Чёрного Ворона» стали петь на эстраде. В полном виде её неудобно петь на концерте – слишком долго, получается, её нужно петь. А поют её многие… Артисты поют, поют актёры и киноактёры… И многие её поют здорово… Душевно. Но поют они её всё-таки, как песню эстрадную, как песню для аплодисментов. А она – не для эстрады, не для аплодисментов. Никто раньше с этой песней нигде не выступал. Пели её в окопе… Пели её в солдатской землянке… И пели её за столом, поминая павших в боях и ушедших от ран. Она – для слёз…
Но помните все: Песня «Чёрный Ворон» – не о Смерти! Она – о Жизни!
И вот он, уважаемые друзья и уважаемые подруги, текст этой Великой Песни. Вот текст песни, каким мы его знаем и помним примерно с двадцатых-тридцатых годов прошлого века:
Чёрный Ворон, что ты вьёшься
Над моею головой!
Ты добычи не добьёшься,
Чёрный Ворон, я – не твой…
Ты добычи не добьёшься,
Чёрный Ворон, я – не твой…Что ты когти да распускаешь?
Что ты песнь свою поёшь?
Коль добычу себе чаешь,
За то весточку снесёшь…
Коль добычу себе чаешь,
За то весточку снесёшь…Завяжу смертельну рану
Я подаренным платком,
А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком…
А затем с тобой я стану
Говорить про всё рядком…Полети в родну сторонку,
Где у маменьки был мал,
И скажи ей потихоньку,
Что за Родину я пал.
Потихоньку взяв за плечи,
Что за Родину я пал…А отцу, скажи отдельно,
Что я род не посрамил,
И пред ворогом смертельным,
Назад шагу не ступил…
И пред ворогом смертельным,
Назад шагу не ступил…Скажи братьям, скажи сёстрам –
Я хороший у них брат.
А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад…
А к родимым семи вёрстам
Журавлём вернусь назад…Отнеси платок кровавый
Милой любушке моёй,
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой…
Скажи ей: вояка бравый
Там женился на другой…Взял невесту тиху-скромну –
Лёгок шаг, в глазах огонь,
А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь…
А сватами у нас были
Шашка вострая, да конь…Встану рано, выйду в поле –
В небеса наш Дон течёт.
Там без страха и без боли
Солнце красное встаёт…
Там без страха и без боли
Солнце красное встаёт…Кручена струна пропела
Над моею головой –
Видно, смерть моя приспела,
Чёрный Ворон, я, брат, твой…
Видно, смерть моя приспела,
Чёрный Ворон, я, брат, твой…
И это – всё, что мы помним. И такое у нас ощущение, что один или два куплета мы не знаем. Долго мы их искали, всех, кого знаем, опросили… Но… это всё, что мы помним, знаем и поём.