Итоги вебинара+видеозаписи

«Волосатые» бактерии подводного вулкана

Испанские и итальянские биологи обнаружили новый вид «волосатых» бактерий, Thiolava veneris. Микроорганизмы первыми заселили океаническое дно после недавнего извержения подводного вулкана. О необычной находке сообщается в Nature Ecology&Evolution.
Извержение подводного вулкана Тагоро, который находится в Атлантике, рядом с островами Канарского архипелага, началось в октябре 2011 года и продолжалось больше четырех месяцев. В результате извержения образовался вулканический конус, поднявший океаническое дно почти на 300 метров.
Температура и мутность воды рядом с вулканом повысились. Выбросы вулканических газов, в частности, углекислого газа и сероводорода, и уменьшение концентрации кислорода в воде привели к гибели рыб, уменьшению активности фитопланктона и изменению биогеохимических процессов.
Через 2,5 года после извержения авторы статьи исследовали дно в окрестностях вулкана с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата. Недалеко от вершины нового вулканического конуса, на глубине около 130 метров, ученые обнаружили мат из длинных белых «волос», который покрывал территорию около двух тысяч квадратных метров.
При ближайшем рассмотрении «волосы» оказались бактериями неизвестного вида, которые образовывали нитеобразные структуры длиной до трех сантиметров. Как показала энергодисперсионная рентгеновская спектроскопия, в «волосах» бактерий содержались включения серы.
Анализ ДНК вновь найденного организма также показал, что он относится к серобактериям, то есть получает энергию, окисляя сероводород и другие соединения серы до сульфатов. За необычный внешний вид авторы статьи назвали бактерию «венерины волосы».
«Венерины волосы», сфотографированные с разным приближением. Фото: R. Danovaro et al. / Nature Ecology&Evolution
По словам исследователей, присутствие «волосатой» бактерии создало благоприятную среду для восстановления экосистемы после извержения. Ученые обнаружили в мате микроскопических рачков, членистоногих, кольчатых и круглых червей.
Главный автор исследования Роберто Дановаро (Roberto Danovaro) из Политехнического университета Марша в Анконе полагает, что «венерины волосы» помогут ученым понять, как протекала жизнь в древнейших океанах, когда извержения вулканов были обыденностью.
Вода, насыщенная соединениями серы, — не самая необычная среда, где обитают бактерии. Недавно исследователи изучили бактерий, поселившихся в месторождениях сланцевой нефти.

Источник: nplus1.ru