Зайцев Владимир Иванович, полковник морской авиации в отставке, участник двух войн - Великой Отечественной и войны в Корее. 22 июня 41 года встретил в звании сержанта на должности инструктора авиашколы.
История первая: Происшествие с парашютом
В процессе обучения мы подошли к парашютным прыжкам. Прямо скажу, удовольствие было ниже среднего, но... это дело все равно надо было осваивать. Привезли нас на один из аэродромов, построили в шеренгу и начальник парашютно-десантной службы (ПДС) майор Безлатный дал указание инструктору - старшему сержанту Киневу произвести показательный прыжок с парашютом. С высоты 800 метров, этот инструктор Кинев, отодвинул назад фонарь (а прыгал он из задней кабины) и покинул самолет. Начальник ПДС нам объясняет, что сейчас инструктор посчитает до 10-15 секунд и раскроет парашют. Но что это? Проходит 10, 20, 30 секунд, а парашют не раскрывается. Инструктор стремительно приближается к земле. На аэродроме гнетущая тишина, все замерли. Старший сержант падает на землю. Как сейчас помню, перед столкновением с землей он сильно болтал ногами. Быстро подъехала санитарная машина. Вместе с руководителями она умчалась к месту падения парашютиста. С погибшего инструктора сняли парашют и подъехали к нам. На наших глазах его переуложили. После этого начальник ПДС говорит, что с инструктором у которого было совершено 900 прыжков, что-то, видимо, произошло в воздухе и парашют тут ни при чем.
Что же сделал этот майор? Он надел на себя парашют и произвел прыжок с той же высоты. Парашют раскрылся и он удачно приземлился. Но когда к нему прибежали наши ребята, он попросил закурить. Я заметил, что руки у него очень сильно дрожали, а папиросу он себе в рот сунул обратным концом. Еще показалось, что на голове седых волос у него прибавилось. Но иначе поступить он не мог.
История вторая: «Зелёные тузы»
В конце 43-го меня перевели служить в Заполярье и на Севере с нами случился один любопытнейший эпизод. Мы тогда в интересах генерального штаба производили разведку. В то время к нам приходили данные, что немцы забрасывают свои диверсионные группы с территории Ледовитого океана: учитывая, что там было безлюдье, они могли проникнуть на железные дороги на Кольском и вообще выйти в наши горы. Так что мы облетывали эти районы. И вот, когда мы возвращались с очередного задания, обходя снежный заряд, ушли на 80 километров в сторону континента. Шли мы тогда на высоте 2000 метров. И вдруг штурман лейтенант Смирнов докладывает: «Вижу внизу справа по курсу самолеты. Вроде бы Ю-88 или ХЕ-111». Мы всматриваемся вниз и действительно, на земле видны самолеты стоящие в шахматном порядке. Судя по плоскостям и свастике на их стабилизаторах - фашистские бомбардировщики.
Сделав круг, облетели это скопление - да, точно самолеты. Командир доложил об этом в штаб. После мне говорит: так и так, мы получили указание сесть и разобраться, что там к чему. Недалеко было озеро. Мы на него и приземлились. И нашему взору представилась следующая картина. На площадке около шести квадратных километров стояли шестнадцать немецких самолетов-бомбардировщиков Ю-88М. На их фюзеляжах были нарисованы зеленые тузы. Мы стали осматривать эти самолеты. Они оказались практически в полном порядке - только бензобаки были пустыми. Потом прошли какое-то расстояние и обнаружили скелеты в летной форме с документами и несколько трупов овчарок с пулевыми ранениями головы и груди. Посмотрели документы, вернулись на свой аэродром и обо всем доложили начальству. В район нашей находки была послана специальная комиссия. Которая установила, что это - эскадрилья «Зеленый туз», которая в середине 1942 и в начале 1943 года в составе группы армий «Север» генерала Рихтгофена, бомбила Мурманск. Город до войны был почти полностью деревянным и весь сгорел. Немцы, правда, во время боев за эти места потеряли почти целую эскадру - около сотни самолетов. Так вот, это была те самые «Зеленые тузы». Почему такое название? Немцы любили малевать на своих самолетах всевозможные символы: бубновый туз, зеленый туз, червовый туз – тем самым отмечая лучших бойцов. Эта эскадрилья состояла сплошь из асов и отличалась особенной наглостью. В первые дни войны они гонялись даже за отдельными машинами и людьми, расстреливали их из пулеметов.
Так что же с ними случилось? Судя по документам, полетным картам и дневникам, у ведущего испортился авиагоризонт, или что-то еще. В общем, группа заблудилась, все перепутала и вместо запада махнула на восток. А в Заполярье все растягивается на тысячи и тысячи километров, и кругом - безлюдье. И вот, когда у них кончилось горючее, они сели в тундре. У многих летчиков были с собой собаки. Они их использовали так: если ты ранен, горишь, в случае чего собака вытащит тебя из самолета. Но когда у этих немецких летчиков закончилась провизия, они использовали собак вместо еды.
История третья: Сила слова
Как-то раз перегнав новые самолёты на фронт, мы неожиданно получаем приказ на боевой вылет. Оказывается нашим очень нужна была поддержка и мы – инструктора, тут же бросились к самолётам. Отбомбившись и отстрелявшись, в составе 12 машин, без потерь возвращаемся в Одессу. Хотя шли с прикрытием, истребители были высоко над нами. И вдруг я вижу четыре внезапно появившихся около нас МЕ-109. Два из них сразу вышли на линию атаки, но огня почему-то не открывали, видимо экономили боезапас. Они тут же ушли на второй круг. У нас с боекомплектом вообще беда, он весь был израсходован при штурмовке наземных целей. Единственным спасением оставалось уходить на «бреющем». И мы пошли почти касаясь волн.
Во второй раз один из мессеров заходя нам в хвост, резко сближается и... вдруг с левым креном исчезает в волнах Черного моря. Оказалось, мой стрелок Фарси Ганифанидов из-за того, что в его крупнокалиберном пулемете УБТ отсутствовали патроны, швырнул в него пачку листовок, - их нам давали для сбрасывания над территорией противника. Немецкий летчик, внезапно увидев веер белых бумаг, испугался и на секунду выпустил штурвал. Это его и погубило.
Руководитель группы этого фашиста засчитал нам сбитым, за что мы потом были отмечены правительственными наградами.
Автор выпуска: Дмитрий Назаренко
Текст читает: Сергей Горин
Звуковое оформление: Артём Карев