Соломоплетение – традиционное белорусское ремесло, включённое в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Сувениры, предметы декора, художественные изделия из соломы не имеют мировых аналогов и тесно ассоциируются с нашей страной.
Корнями традиции соломоплетения уходят в древность, когда наши предки чтили культ хлеба и плодородия, а в хозяйстве использовался любой подходящий природный материал. Солому стелили животным в хлеву, использовали в качестве постели, накрывали крыши домов, утепляли жилище, из неё мастерили игрушки, посуду, украшения. Белорусы наделяли солому сакральными свойствами – последний сноп, убранный с поля, хранился в доме до нового урожая как символ плодородия и благополучия.
Считается, что соломоплетение зародилось на территории Беларуси на рубеже II-I тысячелетий до нашей эры. Для изготовления соломенных изделий использовалась в первую очередь ржаные стебли, так как они более длинные и прочные, чем пшеничные. Солому собирали вручную, высушивали, затем, чтобы придать материалу различные оттенки, вымачивали в горячей воде с добавлением натуральных красителей – луковой шелухи, шишек, коры деревьев. Из соломы плели аксессуары, головные уборы, украшения для дома, сувениры, предметы быта, обереги.
Одним из самых таинственных соломенных оберегов является паук – ажурная подвесная конструкция из соломенных трубочек, которая вешалась в красном углу, над порогом, над детской колыбелью и в других местах, считавшихся уязвимыми для злых потусторонних сил. Паука плели накануне коляд. Он висел в доме весь год, оберегая семью от несчастий. Затем, в конце года, оберег сжигался и на его место вешался новый.
Традиции соломоплетения столетиями передавались белорусами из поколения в поколение. Народные мастера тщательно сохраняли и оберегали уникальные приемы, обучали ремеслу своих преемников.
Существовало четыре основных техники соломоплетения:
- спиральная – самая распространённая, её использовали для изготовления ульев, предметов мебели, ёмкостей для хранения продуктов, коробов для одежды;
- объемные плетёнки – эту технику использовали для изготовления декоративных предметов, а также для оформления церковных интерьеров.
- прямая;
- плоская.
Две последние техники применялись для плетения корзинок, шляп, небольших коробочек.
Инкрустацию соломкой использовали для украшения шкатулок, пасхальных яиц. Для инкрустации материал нарезался мелкими геометрическими фигурками, наклеивался на поверхность, затем покрывался лаком.
На рубеже XVIII–XIX столетий на Полесье сформировалась своя уникальная школа по созданию царских ворот – элементов соломенных иконостасов, которые устанавливались в храмах. Золотистый оттенок соломы выглядел богато и празднично, поэтому материал прекрасно подходил для оформления церковных интерьеров. Полесские соломенные иконостасы, датированные началом XIX века, можно увидеть в Национальном художественном музее и историко-археологическом музее в Гродно.
Широкое распространение соломоплетение получило во 2-й половине ХХ века. Соломенные изделия – шляпы, вазы, шкатулки, корзинки, конфетницы, декоративные панно пользовались популярностью как среди деревенских жителей, так и среди горожан.
В Могилёве, Чечерске и Бресте были открыты фабрики по производству продукции из соломы. Среди мастеров появились яркие имена – В. Гаврилюк, Т. Павловская, Л. Лось, которые обогатили традиционное ремесло новыми выразительными приёмами и внесли значительный вклад в популяризацию соломоплетения.
Традиции соломоплетения сохраняются в Беларуси по сей день. Декоративные изделия из соломы можно приобрести на ярмарках, выставках, в сувенирных лавках и крупных магазинах страны. Коллекции соломенных произведений искусства хранятся в крупнейших белорусских музеях.
Чтобы поддерживать интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства, в Беларуси регулярно проводятся выставки, организуются мастер-классы, работают обучающие кружки по соломоплетению.