Сельский планетарий. Для меня, жительницы одного из крупнейших мегаполисов мира, это словосочетание вызывает улыбку. И понимаешь, что «заелась», что в такие минуты внутри просыпается сноб со своим высокомерием всезнайки, который повидал нечто значительное, повидал много, и его трудно удивить.
Однако, я стараюсь увидеть большое в малом и оставаться открытой всему, относясь с уважением к любым проявлениям творчества, любым созидательным начинаниям.
А ещё я давно знаю, что люди в глубинке обладают особенной чистотой и глубиной, которую нам, жителям больших городов редко удаётся изведать.
Зная редкую чуткость и проницательность моей подруги, которая нашла это место и предложила в него поехать, я приготовилась увидеть маленькое рукотворное сельское чудо. И сначала опешила, увидев небольшое здание с купольной крышей, которое было оборудовано под очень примитивный деревенский планетарий, эдаких домашний кабинет астрономии для сельских ребятишек.
Однако, всё оказалось не так просто. Первой неожиданностью оказался наш экскурсовод. Это был мальчик, лет десяти с отчётливым дефектом речи и, возможно, ещё с некоторыми особенностями развития. Но ребёнок был один, он встретил нас с указкой в руках, ничуть не смущаясь взрослой аудитории, стал громким голосом произносить накрепко заученный достаточно трудный для его возраста текст. Он произносил хорошо подготовленный урок с интонацией взрослого человека, а я восхищалась мудростью родителей, которые придумали такой замечательный способ адаптации в обществе и развития этого необычного ребёнка.
Малыш не только рассказывал о звёздах и планетах, он уверенными движениями управлялся с допотопными приборами, демонстрируя различные астрономические явления: закаты, восходы солнца, затмения и смещения звёздных скоплений.
Когда же примитивные приборы начинали заедать, мальчик спокойно производил заход солнца вручную, или размещал Южный Крест над нашей головой.
Потом в тёмном помещении заскользили ещё две детские тени, стало очевидно, что его товарищи пришли поучаствовать в этом процессе. Было ясно, что этот планетарий, который построил 90-летний дед нашего юного экскурсовода, их игровая площадка.
Я смотрела, смеясь от восторга и изумления. Мне виделось, что Боги-Дети играют в придуманный их дедами мир, не смущаясь его несовершенством.
Зажёгся свет, мы переглянулись с моей другой подругой. На её лице я прочла такую же улыбку умиления, которую чувствовала на своём лице.
Нам рассказали, что дедушка нашего гида мечтал об этом планетарии всю жизнь. Он начал его строить после семидесяти, и вся семья ему помогала, хотя времена были трудные: голодные и смутные. И всё же они поддержали своего старейшину. Семья эта глубоко верующая, и уважение к старшим у них в крови.
Но самое интересное, что старик никогда до этого не строил купольные здания, и не знал, как это делать. И тут начинается чудо, потому что он увидел это во сне. Ему приснилось, как выкладывать такой купол. И вот результат многолетнего труда целой семьи смотрел на нас лицом звёздного неба.
Я вспомнила древний римский Пантеон, это Чудо Света. Но деревенский старик никогда не видел это фантастическое сооружение. Однако звёзды рассказали ему, как построить свой Пантеон в своей деревне.
Экскурсия заканчивалась, дети, они все оказались родственниками, рассказывали нам о строительстве, об их семье. Они показывали куски метеорита и огромные окаменелые раковины, найденные их односельчанами на берегу горной речки. Я взяла кусок метеорита, чувствуя в руках всю мощь Великого Космоса, принимая всю глубину его знаний, всю безграничнось Хроник Макоши (Акаши). Беря в руки древние окаменелости приобщилась опыта земли и населявших её миллионы лет назад существ.
Мы приехали в сельский планетарий, а побывали в гостях у Богов, маленьких ТвАрцов своей маленькой Вселенной.
Дети провожали нас до машины. Они бегали свободно, где хотели, были чумазы и невинны, смело лазали по деревьям и прыгали с головокружительной высоты, вызывая наше недоумение, почему никто из старших не присматривает за ними.
Мы давно забыли, что сами так росли, вольными и дерзкими, а теперь наши дети в больших городах боятся одни выйти на улицу.
Машина везла нас дальше. Я сидела задумавшись над тем, что такое свобода волеизъявления, свобода творчества. Мы так много об этом говорим. А люди живут в горах, смотрят на звёзды, а потом просто строят свое собственное звёздное небо и показывают его другим людям, приближая к ним дальние миры, рассказывая, как все устроено.
01.06.24.