Фёдор Качалко
Введение
Всем нам довелось жить во время перемен, в эру Водолея, или Рассвета Сварога, в различных традициях этот процесс называется по-разному, но суть у него одна – смена космического цикла. Несмотря на то, что, он длительный и многолетний, но, однако, ограничен, следовательно, нужно соответствовать новому времени внешне и внутреннее, по меньшей мере нужно быть осведомлённым. Главная задача для каждого человека – понять, что происходит, и что при этом нужно делать для плавного перехода в новые условия и соответствия изменившейся ситуации.
В день Сварога во всех сферах нашей жизни происходят изменения. Как всегда, перемены начинаются с сознания, или стихии эфира, управляющей остальными стихиями. Повышение уровня сознания является главной предпосылкой, дающей возможность производить любые благоприятные изменения. Одной из последующих сфер нашей жизни после эфира является материальная среда обитания, созданная руками людей, другими словами, архитектура. Под этим понятием следует понимать всю иерархию мест проживания, начиная от комнаты и заканчивая городскими объединениями. Теперь сфокусируем внимание на одном из разделов архитектуры, на градостроительстве.
Во время Новой эпохи нам предстоит полный пересмотр проектирования и строительства. Существует две системы жизни: выживание, свойственное тёмному времени, и процветание – светлому. Этот принцип меняет всю деятельность в градостроительстве и архитектуре. Последнее время мы выживали, с одной стороны, наши города созданы для борьбы с негативными факторами окружающего мира, с другой – мы познавали тьму, или мир технократии. Современные города соответствуют тем урокам, которые проходят в тёмную эпоху. Всё это время мы обучались здравомыслию: набивали шишки и учились отличать правду от кривды. Сейчас же пришло время сдачи экзамена, пора переосмыслить старую, отжившую своё систему. Однако не стоит отбрасывать весь накопленный опыт тёмного времени, необходимо использовать полученные знания, в области архитектуры, а их имеется достаточно много.
Сделаем важное примечание: нет практически никакой нужды выдумывать что-то новое, как минимум потому, что наш разум на это не способен. Нужно вспоминать опыт наших предков, изучать его и применять на практике. Всё уже давно придумано и изобретено, надо только найти или вспомнить. Ключевая фраза здесь - «наших предков», так как для каждого народа подходит больше его самобытная изначальная культура. Для создания нового порядка можно использовать: золотые пропорции, гармоничные и симметричные композиции, подобие живым макро- и микроструктурам, сакральную геометрию. Все эти вещи имеются в сохранившемся архитектурном наследии, однако полноценные знания нужно искать в изначальной, Ведической культуре.
Организацию места жизни правильнее всего рассматривать в комплексе с другими вещами: общественный уклад, экономика, производство, образование, сельское хозяйство и т.д. Любая сфера деятельности связана с архитектурой. Самым главным моментом во всех предстоящих нам изменениях является комплексный подход, увязывающий воедино все грани человеческой жизни. Архитектура – объединяющая ткань нашей реальности. Следовательно, меняя сложный рисунок нашей жизни, меняется и соединительная ткань.
Нам необходимо привести в соответствие внутреннее (сознание) и внешнее (среду обитания), дабы не создавать диссонанса в жизни - мыслим по-новому, а живём по-старому. Благоприятная жизнь и совершенствование людей возможны только в условиях равновесия и соответствия внутреннего и внешнего миров. Внешний мир очень многообразен в своих проявлениях: место жительства, труд, отдых, системы самосовершенствования, питание, медицина и т.д., перечислять можно очень долго, но важным моментом является то, что все они пересекаются с зодчеством. Поэтому нужно рассматривать тему зодчества в единстве со всеми остальными сферами жизни.
В качестве философии зодчества новой эпохи можно избрать космоцентризм, в котором весь мир рассматривается как космос. В нашем случае макро- и микрокосм проявляется через человеческое творение архитектурной среды. Природные формы и структуры, в широком смысле этого слова, воплощаются через созидание в архитектуре. Используя этот принцип, сразу меняются основы всего проектирования, то есть типы формообразования. Появляются такие качества как: симметрия, целостность, завершённость, фрактальность.
За основу создания композиции в первую очередь берётся то, что вверху, то есть космические формы. В космосе, как известно, всё основано на сферах, спиралях, кругах, кольцах и прочих подобным им формах. В основании всего лежит сфера – форма нашей вселенной, по подобию которой выстроены практически все небесные объекты, с неё нам и следует начинать. Также необходимо помнить о микрокосме, то есть о земном природном мире, формы которого также возможно использовать.
Важно понимать то, что буквально перенести в устройство городов космические и природные формы невозможно, с них нужно брать пример, проецировать в упрощённом виде и адаптировать под наши нужды. Приведём пример проекции небесного в земное: солнечная система как город. Здесь орбиты становятся основой радиально-кольцевой системы, светило – центральной площадью, земли на орбитах – кварталами или зданиями. Далее производятся дополнения в виде концентрических связей, увеличения количества объектов на «орбите» и т.д. В итоге город становится подобием солнечной системы. Таким образом можно проецировать в архитектуру и другие небесные и земные структуры.
Движение – жизнь, это известное всем утверждение можно применить для выбора способа формообразования. Круг, сфера и все их производные в сущности своей являются телами вращения или движения, в космосе всё движется и вращается, следовательно, живёт. В земной природе ситуация выглядит подобным образом, здесь рост, движение и динамика являются проявлением жизни. Квадрат, прямоугольник – статичные формы, предназначенные для определённых задач. Желая создать наиболее жизнеспособную городскую среду, следует выбирать подходящие приёмы движения и жизни. Однако не бывает хороших и плохих форм, все они являются инструментами и выполняют разные задачи. На самом деле тема использования различных геометрических форм очень велика и требует отдельного рассмотрения.
Нынешняя архитектура в большей массе представлена регулярной застройкой, её можно назвать утилитарной или интернациональной, ввиду глобального распространения. На сегодняшний день мы имеем в основе проектирования сетку осей: параллели и перпендикуляры. Это достаточно простая и удобная система, но она не имеет в себе жизни и гармонии. Космические принципы никак не проявлены в утилитарном подходе к проектированию.
Сделаем несколько примечаний: квадратные и прямоугольные формы в природе встречаются лишь в структуре нескольких кристаллов. Всё многообразие жизни строится по другим принципам, которые в нашем случае и берутся за основу. Регулярная планировка, используемая в современных городах, индентична кварталам рабов в некоторых странах древнего мира, например, в Египте. Однако форма многих древних городов, дошедших до нашего времени, имеющих элементы регулярной планировки, построена по принципу золотых пропорций и других полезных приёмах, таким образом, в этом вопросе не всё однозначно.
Частным случаем регулярной планировки является свободная – линейная. Её применение обусловлено сложными градостроительными или природными ситуациями. Внешний вид этой планировки весьма живописен, но приёмы регулярной сохраняются.
При любом раскладе регулярная планировка не согласуется с принципами космоцентризма, принятыми в новой концепции за основу. Избегая крайностей не следует отвергать этот подход и слепо повторять. Данную тему необходимо продолжать исследовать. Пока что вопрос регулярной планировки остаётся открытым и спорным.
Самостоятельное место занимает стихийная застройка. Это проявлено в дачных посёлках, обособленных группах малых предприятий и прочих «композициях». Здесь работает простой принцип – некто создаёт свой объект на новом месте, как получится, не задумываясь о размещении участка в общем генплане, все последующие соседи пристраиваются, в буквальном смысле рядом, обычно привязываясь к дорогам и коммунальным сетям. Результат подобного подхода – лоскутное одеяло и просто хаос. Нет необходимости подробно описывать проявление лени и невежества, отметим его как данность.
Другое из современных направлений в проектирование – буквальное техническое подражание земной природе, то есть ландшафту: извилистым рекам, плавным холмам или даже растениям. Эти хорошая идея, но технократическое воплощение лишает её жизни. Также живые, динамичные формы лишены особой упорядоченной структуры, которая присуща космическим объектам, поэтому данный подход уступает космоцентризму. Сегодня эти биологические принципы применяются, например, в бионике, но массового распространения не имеют ввиду высокой сложности производства. В нашей концепции приветствуются простота, порядок и рациональность, у биологических форм можно учиться, но точное копирование их бессмысленно.
Каждый подход к планированию городов имеет право на жизнь. Как уже было сказано выше, нет плохих и хороших структур, все они – лишь инструменты уместные для своих вопросов,или решения, принятые согласно существующим условиям. Наша задача – жизнь в процветании, следовательно, выбираются соответственные инструменты.
Новая архитектурная концепция воплотима в жизнь только при условии повышения уровня сознания большинства людей. Начало Дня, а точнее Рассвета Сварога, открывает такую возможность, но всё зависит от наших действий.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей.