Александра Величко
Сузёмье в поморском фольклоре — лесная глушь вдали от проезжих дорог, сакральное место, куда редко попадают люди. Одноимённый фольклорный коллектив из Архангельска старается, наоборот, привлечь внимание к культуре Русского Севера: участницы воссоздают сцены из обрядов, поют поморские песни, рассказывают их легенды и сказки. Александра Величко сняла артисток вместе с сохраняемыми ими народными костюмами, украшениями и предметами быта их семей.
Пинежье, откуда родом все участницы «Сузёмья», считается среди фольклористов и этнографов «песенным» краем Архангельской области. Поэтому на выступлениях каждый поморский обряд — проводы в рекруты, свадьба, погребение — сопровождается пением. Тексты записывают по памяти от бабушек и прабабушек, берут из сохранившихся песенников, причём песни времён Петра Первого они ещё считают «молодыми», а вот в более ранних уже стараются адаптировать устаревшие и непонятные вещи.
Сузёмушки, как они себя называют, сами организуют свои выступления и пишут сценарии к ним, изучая архивы. На сцене они также разыгрывают сказки, былины и скоморошины, знакомят зрителей с северной кухней. А вне сцены — снимают фильмы-реконструкции земледельческого обряда Бородно или рекрутчины и поют на дефиле российских дизайнеров, вдохновляющихся народными костюмами.
Анна Заварзина и Елена Оводова.
Сузёмушки называют себя «богачками» — всё дело в сохранённых нарядах конца 19 и начала 20 веков из бабушкиных сундуков. Узоры, украшения, плотность и вид ткани, ленты и головные уборы отражали достаток и статус семьи. Пояса служили оберегами: женщины перевязывали сарафан под грудью, а мужчины повязывали на талии. Пояс дарили новорожденному, девочек опоясывали после крещения. Человека также подпоясывали, провожая в последний путь.
Фото: Александра Величко
Аглицкий платок. Из аглицкого ситца, то есть яркого, с цветным узором, на севере шили платки и сарафаны — по красному полю ткани «прорастали» яркие цветы. Платку, изображённому на фото, больше 150 лет. Аглицкий ситец изготавливали на фабриках Павлова Посада и Владимира, в сарафанах из его ткани девушки ходили на «вечереньки» пообщаться и познакомиться, а летом носили как повседневную одежду. Позднее сарафаны надевали даже на сенокос, и в них было не принято появляться на праздниках.
Фото: Александра Величко
Анне Олимпиевой все наряды достались по наследству от бабушки. Она стала участницей коллектива четыре года назад: поёт, играет на гуслях и участвует в реконструкции обрядов.
Фото: Александра Величко
Козули — лепные обрядовые фигурки из теста, чаще всего изображённые в виде оленей, коз и коров. Они были придуманы, чтобы обойти христианский запрет на жертвоприношение реальных животных. Большое количество фигурок в канун земледельческих праздников символизировало увеличение поголовья домашнего скота и урожая. Сейчас козуль пекут на Рождество, дарят близким и друзьям с пожеланиями счастья и здоровья в новом году.
Фото: Александра Величко
Елена Севериановна Оводова, руководительница театра.
Сама манера речи на Русском Севере зачаровывает, постепенно погружая слушателя в говор с диковинными оборотами, частицами и поговорками. Язык там отличается особой меткостью: Сузёмушки будто говорят только о том, что важно в жизни.
Фото: Александра Величко
Серебряные браслеты с резными узорами.
Янтарные бусы, серебряные «бруслеты» и цепи рассказывали о достатке и служили приданым. Жемчужные серьги носили в богатых семьях, а серебряные и бронзовые встречались в обычных домах. Мужчины на севере тоже иногда носили серебряную серьгу в одном ухе.
Фото: Александра Величко
Василиса, внучка Елены Оводовой
Сузёмушки стараются прививать интерес к культуре Севера с раннего возраста через легенды, сказки и колыбельные. Самые маленькие дети в семьях проводят много времени с бабушками и помогают им: участвуют в обрядах, поддерживают на выступлениях, вместе готовят блюда северной кухни.
Фото: Александра Величко
Праздничный повойник — головной убор, приподнятый над лбом, но плотно прилегающий к голове сзади. Верхняя часть повойника шилась из парчи. Волосы обычно заплетались в косы, либо вовсе убирались под эту «шапочку». Статус и возраст определяли, какого вида повойник будет носить женщина.
Фото: Александра Величко
Анна Заварзина.
На Севере многие верят в приметы и бытовую магию: леших, домовых и полуночниц — духов, что по ночам приходят к детям и мучают их, не давая уснуть. На Пинеге до сих пор верят в духа икоты, что вызывает «кликушество»: из-за грехов в человека якобы вселяются бесы, и у него начинаются судороги, он кричит ересь и не может контролировать жестикуляцию. В деревнях есть «икотницы» — колдуньи, которые «контактируют» с нечистой силой, чтобы лечить людей или насылать икоту.
Фото: Александра Величко
Золотая бисерная повязка. Камни, вышивка и расположение узоров в праздничных головных уборах выполняли защитную функцию. Считалось, что человек подвержен внешним воздействиям при обрядовых переходах, и его нужно оградить от нежелательного влияния. Снежинки на повязках вышивались из речного жемчуга, который добывался в северных реках, либо их шили из бисера. Важные головные уборы передавались по наследству.
Фото: Александра Величко
Мария Кадашова и Людмила Онегина.
В августе 2018 не стало Марии Николаевны Кадашовой, которую в коллективе называли «маци» — мягким вариантом слова «мать». Про свой возраст она отвечала, что ей пятнадцать, а выдержав паузу, добавляла: «До ста!»
Фото: Александра Величко
«Колетцатая» серебряная цепь. Самыми дорогими считались широкие цепи из пяти колец в ряд. На цепь вешался крест, девушка могла носить одновременно три такие цепи с крестами.
Фото: Александра Величко
Ольга Клевакина.
В народе говорят, что сузёмье затягивает человека: не ходите в сузёмы — заблудитесь, не вернётесь, там происходят чудеса.
Фото: Александра Величко
Праздничный кокошник. В северорусской свадьбе существует настроение трагизма. Довенечный период драматичен, потому что для девушки свадьба часто была вынужденным шагом. После согласия родителей и просватания проводятся ритуалы отделения невесты от её семьи: подруги исполняют опевальные песни с хоровыми причитаниями, приглашают плакальщиц. Жених не видит невесту вплоть до церемонии. В день венчания её лицо завешивают платком. Во время торжества невеста ничего не ест и сидит, опустив голову, пока гости и члены семьи пируют и веселятся.
Фото: Александра Величко
Участницы театра (слева направо):
Верхний ряд: Кадашова Мария, Оводова Елена, Клевакина Ольга.
Нижний ряд: Онегина Людмила, Хромцова Мария, Волкова Галина, Кобылина Екатерина.
На фото отсутствуют Заварзина Анна и Олимпиева Анна.
Фото: Александра Величко
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей.