Детское телевидение
Вестник
Присоединяйся к нам
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Буквица от Ладоzара
ОУК МИР

Встречи с русалками

Встречи с русалками
Мифических существ, у которых верхняя часть тела как у женщины, а нижняя с рыбьим хвостом, у славян называют русалками, а у других народов сиренами, ундинами и прочими именами.
По одной из версий, слово «русалка» у славян произошло от слова «русый», что означало «чистый», «светлый». А вот в староанглийском языке это слово имело вполне определённый смысл «морская девушка».
В греческой мифологии аналогами русалок были духи рек и ручьёв - наяды. Океанидами звали духов солёной воды, а  нереидами - обитающих исключительно в Средиземном море. Другое имя, сирены, применялось к русалкам, которые заманивали к себе моряков сладкозвучным пением и убивали их.
Южноамериканские индейцы называли своих русалок иарами. И мало того, что сами боялись их до смерти, но даже приплывших к ним европейцев смогли убедить в их существовании. Серьёзные люди, веровавшие в христианскую Троицу, а не во всякую нечисть, посылали на историческую родину письма с устрашающими историями о том, как очередная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом заколдовала и погубила судно со всеми рыбаками.
Знали русалок и сербы, называвшие их вилами. Здесь чешуйчатые красавицы тоже предпочитали играть в любовь. При этом, чувствуя себя полноправными хозяйками всех водоёмов, от лесных озёр до деревенских колодцев, вилы очень злились, когда кто-то из смертных решался попить из них воды.
Выйти на сушу в образе прелестной девушки, пойти под венец и даже родить ребенка — на это сербские русалки вполне могли согласиться. А вот стакан воды подать путнику — ни за что! Могли и слепоту наслать на несчастного, и дождём с градом наказать.
О водяных женщинах в Ирландии — мерроу — отзывались как о несравненных красавицах. Если, конечно, закрыть глаза на рыбий хвост вместо ног и перепонки между пальцами рук. Но при этом лучше держаться от них подальше, ведь появление мерроу на поверхности воды предвещает страшный шторм. А если влюбится ирландская русалка в земного мужчину, то начинает чудить совсем не по-русалочьи: выйдет на берег в обличии маленькой лошадки в красной шапочке с перьями и будет ждать от своего избранника взаимности.
Своими водными девами под названием ундины всегда восхищались балтийские народы (кроме литовцев), а также немцы: у местных прелестниц очи были синие, кудри золотые, а голос ангельский. Как не влюбиться в такую водяную невесту!
В результате немало влюбчивых латышских парней пропадали без вести после первого же свидания с ундиной. Что касается Литвы, то тамошние жители называли своих хвостатых дев наре. Но суть от этого не изменилась: точно так же, как наяды или ундины, наре в ясные тёплые ночи выходили из воды, пели, устраивали хороводы, чтобы завлечь хоть какого-нибудь парня, пусть даже одного на всех.
Надо заметить, что упоминания о существовании русалок можно встретить не только в народных легендах, но даже в трудах древних уважаемых авторов. Так, римский учёный Плиний Старший писал: «...иногда их мёртвые тела находили на берегу...», подчёркивая при этом, что речь идёт не о досужих выдумках, а о реальных фактах.
О встречах с русалками из века в век рассказывали матросы и путешественники. Так, в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений...» говорится о том, что в Голландии «в 1403 году после ужасной бури, разорвавшей плотину Вест-Фрисландскую, нашли русалку, запутавшуюся в водорослях. Привезли оную в Харлем, одели, научили вязать чулки и кланяться перед распятием».
Она прожила среди людей несколько лет, так и не научившись говорить, а когда умерла, была похоронена по христианскому обычаю.
А вот запись из корабельного журнала Генри Гудзона, ходившего у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Он стал звать остальных моряков. Русалка, между тем, подплыла к кораблю совсем близко и внимательно его разглядывала. Немного погодя волна её опрокинула. Когда она нырнула, все увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещрённый пятнышками, как у макрели. Дата: 15 июня 1608 года».
Заслуживает доверия и запись в книге мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное создание очень быстро подплыло ко мне. У него было лицо женщины, глаза, нос, рот, подбородок были пропорциональны и очень красивы».
Что касается последних столетий, то описаний и свидетельств о встречах с русалками поубавилось. Одна из возможных причин — загрязнённость рек и морей, способствующая вымиранию удивительных созданий природы. Кроме того, многократно увеличилась скорость водных транспортных средств: в эпоху парусников у моряков было куда больше времени и возможностей рассмотреть водных обитателей. И всё же вот истории, отмеченные уже в новые времена.
Тёплым летним днём 1890 года учитель Уильям Монро прогуливался по пляжу в шотландском графстве Кэйтнесс. Внезапно на камне, выступавшем из моря, он заметил существо, похожее на сидящую обнажённую женщину. Но не это показалось учителю странным. Нижняя часть тела была под водой, и Монро ясно видел обнажённые руки, расчёсывающие длинные, блестящие каштановые волосы. Спустя несколько минут существо соскользнуло с камня в море и скрылось из вида. После долгих колебаний и сомнений Монро послал всё же заметку в лондонскую «Таймс».
В письме он очень осторожно и кратко описал необычное создание: «Голова была покрыта волосами каштанового цвета, слегка темнее на макушке, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Зубы я разглядеть не мог, поскольку рот был закрыт, груди и живот, руки и пальцы того же самого размера, что и у взрослого представителя человеческой расы».
Монро писал, что, хотя другие заслуживающие доверия люди утверждали, будто видели это существо, он им не верил, пока не увидел его своими глазами. И, увидев, убедился в том, что это русалка. Учитель выражал надежду, что его письмо может помочь подтверждению «существования феномена, до сих пор почти не известного натуралистам, или уменьшению скепсиса тех, кто всегда готов оспаривать всё, что не способен постичь». Из этого вполне логичного письма следует, что в морских дев верили не только матросы, сходившие с ума от скуки и воздержания в длительных океанских путешествиях.
Более современная история повествует о том, что 3 января 1957 года путешественник Эрик де Бишоп плыл на реконструированной им модели древнего полинезийского плота с Таити в Чили. Внезапно вахтенный на плоту повёл себя очень странно: закричал, что видел непонятное существо, выпрыгнувшее из воды на плот.
Балансируя на хвосте, это существо с волосами, подобными тончайшим водорослям, встало прямо перед ним. Прикоснувшись к незваному гостю, моряк получил такой удар, что распластался на палубе, а существо скрылось в волнах. Поскольку на руках моряка осталась сверкающая рыбья чешуя, де Бишоп не усомнился в правдивости случившегося.
Женщин-амфибий не раз встречали на Каспии. Их появление в зоне обитания людей исследователи объясняют интенсивной нефтедобычей, геофизическими взрывами при поисках новых месторождений, то есть нарушением экосистемы привычных мест обитания. В марте 2007 года моряки рыболовного траулера «Бакы» также представили фотографию этого загадочного существа.
Отвечая на вопросы журналистов, капитан Гафар Гасанов рассказал, что «оно долго плыло неподалеку от нас, идя параллельным курсом. Вначале мы подумали, что это крупная рыба. Но потом заметили, что на голове чудища ясно видны волосы, а передние плавники вовсе не плавники, а... руки!»
Известна трогательная и печальная история, датированная VI веком, о русалке, ежедневно навещавшей монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы дать ей силы оставить водную стихию. Но всё было напрасно, и в конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слёзы превратились в гальку, и до сих пор серо-зелёные камешки на побережье Ионы называют слезами русалки.
Довольно долго этих морских дев связывали с тюленями — с их гладкой кожей и поведением, напоминающим человеческое. В Скандинавии, Шотландии и Ирландии существует множество легенд о селки (шелки) - людях, вынужденных жить в море в облике тюленя и только иногда, на берегу, превращающихся в человека.
Кое-где думали, что тюлени — это падшие ангелы, где-то считали их душами утонувших людей или жертвами наложенного заклятия. Более того, в Ирландии существовало поверье, что предками людей были тюлени.
Кадр из ирландского мультфильма «Песнь моря» (2014) о девочке-селки.
В некоторых областях легенды о русалках имеют долгую историю. В 1895 году жители валлийского порта Милфордская Гавань ещё верили, что русалки, или морские феи, регулярно наведываются на городскую еженедельную ярмарку. Они добираются до города по подводной дороге, быстро покупают всё необходимое (черепаховые гребни для волос и тому подобное) и исчезают до следующего ярмарочного дня.
О русалках писали и в Таиланде, и в Шотландии. Там, в мае 1658 года в устье реки Ди были замечены русалки, и «Абердинский альманах» обещал путешественникам, что они «обязательно увидят прелестную стайку русалок, изумительно красивых созданий».
Поскольку слухи о русалках множились, стали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Обычно их изготовляли, соединяя верхнюю часть обезьяны с хвостом крупной рыбы. Одна из них, возможно, сделанная в XVII веке, была показана на выставке подделок, проведённой Британским музеем в Лондоне в 1961 году.
Наиболее популярные истории о русалках распространялись среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трёх резвящихся в море русалок вдали от поборежья Гвианы.
Большинство из этих так называемых русалок были необычайно уродливы, однако вызывали неизменный интерес. В одном издании 1717 года есть изображение предположительно подлинной русалки. Подпись: «Похожее на сирену чудище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало...»
В своё время русалками интересовался Петр I. Он обратился к датскому колониальному священнику Франсуа Валентину, писавшему на эту тему. Последний мог добавить немногое, но тем не менее описал ещё одну русалку из Амбойны. Её видели более 50 свидетелей, когда она резвилась вместе со стаей дельфинов. Священник был совершенно убеждён в правдивости этих рассказов.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей.
Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
642
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Буквица и современностьСлавянская русалка. Весенний славянский праздникДухов день: главные обряды и поверья славян

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС