О Великой Отечественной войне написано и сказано немало. Но, пожалуй, самые ценные свидетельства войны — рассказы её участников и людей, заставших то время. Удалось взять несколько интервью у тех, кто видел войну своими глазами. Для всех война — разная: кто-то чаще всего вспоминает боевые сражения, кто-то — человеческую смелость, кто-то — человеческую подлость.
Отрывок из интервью. Он не претендует на полноту информации, но пожалуй, это тот случай, когда ничего такого не требуется.
Ольга Ивановна, ветеран Великой Отечественной войны, 93 года
Вот я сейчас передумаю всё. Неужели это я была? Освобождала Белгород 20 октября 1944 года. Неужели я освобождала Будапешт, Львов? Вот вы знаете, даже самой не верится, что я там была <…>
Такой случай был. Базировались мы в Бачки-Бристоваце, хлеб не из батальона получали, а там была пекарня местная, и нам давали оттуда. Приходит старшина, мы, девчата, жили в палатке – четверо, на аппарате работали. «Можете мне помочь хлебушек привезти? Вы не будете ни таскать, ни грузить. Вы сумки будете держать, а я буду складывать». Поехали мы. Приезжаем — такой дом в 2 этажа, ворота раздвинулись, мы въехали во двор, вышли мы из машины, идёт к нам навстречу женщина где-то около 50 лет, такая стройная, подтянутая и молотит по-русски. Она главный пекарь, и молотит по-русски. Мы с Анечкой переглянулись и говорим: как это, где она выучила, живёт здесь, её дом, её пекарня, дети, муж? Она даёт хлебушек старшине и говорит: «Сколько я уже солдатиков накормила, сколько я хлеба попекла, и вот спрашиваю всех, кто из Ставрополя, а никого нет». А я на неё смотрю и говорю: «А я из Ставрополя». Она хоп – и упала. Её привели в чувство. Стала нам давать хлебушек. Мы держим сумки, а она спрашивает: «А Вы не знаете Домрю Ольгу Андреевну?» А я говорю: «Как не знаю? Это моя подруга». С ней опять плохо сделалось. Оказывается, это её сестра. В 1914 году в Первую Мировую в Ставрополе их отец работал врачом. А она была такая красивая. И там базировался венгерский полк, и венгерец её украл, увёз в Венгрию. Вот представляете, так случиться? Она столько нам дала подарков, у неё такой дом, так всего много. Она мне дала свой адрес, все подробно написала, подписала фотографию, а на второй день нас перебазировали. Потом в 1945 году, это было в сентябре месяце, приезжаю я домой, иду до Оли, до своей подруги, на квартиру, даю ей адрес, а с ней тоже плохо сделалось. Они не имели никакой переписки, ничего у них не было, отец вообще её считал погибшей. Они списались, и Оля поехала к ней в Венгрию. Вот такой вот случай был.