Детское телевидение
Вестник
Присоединяйся к нам
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Буквица от Ладоzара
ОУК МИР

Козули

Козули

СТАРИННЫЕ СЕКРЕТЫ СВЯТОЧНЫХ КОЗУЛЬ

С окончанием светлых праздников, можно спокойно оглянуться назад, и поразмышлять о чём-нибудь светлом и хорошем.
Например, о том, чем прежние святочные козули старого Архангельска принципиально отличались от современных идеально красивых новогодних пряников.
Пожалуй, самые главные отличительные черты архангельских козуль прошлого века – это наивная лаконичность их силуэтов и забавная асимметричность узоров из сахарной глазури.
По яркости и пестроте сладких узоров, козули старого Города, конечно же, уступают изящным, почти идеальными архангельским пряникам XXI века.
Однако, непосредственность прежних форм, их почти детская наивность, как ни странно, вызывают самые тёплые человеческие эмоции!

ГЛАЗУРЬ НАНОСИЛИ... ПАЛОЧКАМИ!

Немаловажная деталь, отличавшая старинные архангелогородские козули от современных пряников, заключается в особом способе нанесения сахарной глазури.
Старые мастерицы-козульщицы ещё в 70-е годы ХХ столетия разрисовывали свои козули сахарной глазурью почти исключительно… при помощи трубочек из бумаги, из которых как из тюбика они выдавливали тонкой струйкой сладкий крем.
Но самым необычным было то, что для рисования глазурью они использовали деревянные палочки!
Уместно вспомнить, что почти такими же палочками с размочаленными кончиками «тИсками», деревенские мастера разрисовывали мезенские (палащельские) прялки.
И архангельские козульщицы, и мезенские прялочных дел мастера украшали свои изделия удивительно простыми и схожими в своей наивности орнаментами (волнообразными линиями, крестиками, звёздочками, сетками, и др.). 
Однако на упомянутых прялках тёмный (чёрно-красный) рисунок наносился по светлому фону, а на архангельских пряниках-козулях светлая, обычно белая или бело-розовая, сахарная глазурь пускалась по тёмному фону.
Может быть, поэтому «соломбальские» святочные пряники в детстве всегда казались нам такими загадочными и волшебными?

А может быть, всё дело в особенных формах козуль?

ФОРМЫ ДЛЯ КОЗУЛЬ

Судя по дошедшим до нас редким старинным «вЫрубкам» (так, в островной части Архангельска Соломбале издавна назывались металлические формы для вырезания силуэтов из пряничного теста) они полностью соответствовали художественным вкусам архангелогородцев.
Самыми популярными в столице Поморья в начале ХХ века были фигурки северных оленей, «жОнок» в широких платьях, «самоедов в малицах», лошадок, львов, медведей и других забавных персонажей.
Однако, самостоятельно изготовить или заказать профессионалам красивую и ладную жестяную вырубку, вероятно, могли далеко не все жители поморской столицы.
Старинные козульные формочки среди архангелогородцев очень ценились и, по свидетельству современников (среди которых был и знаменитый писатель-сказочник Степан Писахов), даже передавались по наследству. Сегодня лишь единицы жителей Архангельска могут похвастать подлинными старинными дореволюционными металлическими формами для изготовления пряников-козуль. Да и формочки более позднего советского периода имеются далеко не у всех архангелогородцев.
Соответствующая коллекция Архангельского областного краеведческого музея тоже невелика.
Создаётся впечатление, что профессиональные металлические вырубки для козуль в начале ХХ века были далеко не у всех. А в основном - у «профессиональных» козульщиц и у городских кондитеров.

С КРЕСТОВИНАМИ И ПЛАСТИНАМИ

Некоторые из сохранившихся вырубок, вероятно, были изготовлены местными жестянщиками. Материал – кровельное железо, жесть, иногда латунь.
Для удержания металлической полоски, из которой выгибали форму, её концы спаивали друг с другом оловом.
Конструкцию формочки дополнительно укрепляли либо изогнутой жестяной ручкой (почти, как у кружки), либо крестовиной, сложенной из нешироких полосок металла.
Кроме указанных типов жестяных вырубок в Архангельске встречались старинные формочки, в которых изогнутая жестяная полоска была припаяна не к крестовине, а к металлическим пластинам с круглыми отверстиями.
Однако, наличие пластины у пряничной формы более характерно для западной традиции выпечки пряников.
Сравнивая старинные архангельские и зарубежные пряничные формы на антикварных распродажах, можно заметить, что крестовина у европейских образцов встречается значительно реже. 

ВРЕМЯ И ЕГО ФОРМЫ

В советское время способ изготовления форм для выпечки козуль претерпел некоторые изменения.
Козульщицы стали использовать формочки, сделанные из обрезков предварительно обожжённой металлической ленты, применявшейся для упаковки досок на лесопильных заводах Архангельска.
Такую металлическую ленту предварительно обжигали, чтобы удалить с её поверхности антикоррозийное покрытие (лак и краску).
Кроме того, после обжига металл ленты становился мягче, благодаря чему она лучше гнулась при выгибании силуэтов формочек.
Но такая металлическая лента была тоньше кровельного железа и менее удобна для многократного вырезания фигурок из теста. Крестовинами и пластинами она обычно уже не укреплялась, поэтому быстрее теряла изначально заданную форму.
В 50-90-е годы формочки в виде небольших рыбок, звезд, ёлочек и домиков, архангелогородцы и жители пригородных поселений нередко вырезали из металлических консервных банок. Благо, что готовое кольцо банки не требовало трудоёмкого спаивания оловом.
Любую металлическую форму для козуль в наше время можно заказать у профессиональных мастеров или купить в магазине. Кроме того, можно попытаться самостоятельно изготовить самую замысловатую фигурку из специальной металлической кондитерской ленты.
Иногда такими самодельными формочками местные козульщицы пользуются и по сей день. Но в магазинах сегодня без проблем можно купить разнообразные металлические и пластмассовые изделия для вырезания форм из пряничного теста.

СПОСОБ КАРТОННОГО СИЛУЭТА

Наряду с методом «вырубки» козуль жестяными формами (которые, как упомянуто выше, были далеко не у всех козульщиц) в Архангельске, бытовал более простой, и, вероятно, более старый метод вырезания козуль - острым ножом по контуру картонной фигурки.
Как ни странно, этим трудоёмким, но традиционным «соломбальским» способом до сих пор иногда пользуются опытные архангельские козульщицы. Особенно, когда им срочно требуются новые силуэты для козуль, а подходящих жестяных форм-вырубок под рукой нет. И, надо заметить, получается у них неплохо.
Вырезание фигурок из теста кухонным ножом (по обводам картонной формы), в сравнении с вырубкой (при помощи жестяной формочки) требует несколько большего умения и ловкости, а главное - времени. Материал для изготовления силуэтов брали от любой, доступной картонной упаковки (например - от коробок из под продуктов, конфет или чая).
Иногда, чтобы получить образец, некоторые мастерицы покупали на рынке удачную козулю своих конкуренток и обрисовывали её карандашом по картонке.
Но чаще козульщицы сами придумывали новые, оригинальные силуэты для своих пряников.

КАК НАРИСОВАТЬ КОЗУЛЮ?

Среди старых мастериц козульщиц почти не было умевших хорошо рисовать! Сегодня нам, с детства обученным пользоваться карандашами и красками, это кажется странным.
Но, например, для многих козульщиц, родившихся в начале ХХ века, карандаши и бумага в детстве были предметами роскоши.
Тем не менее, архангельский писатель Степан Писахов отмечал:

«Козульницы и козульники часто совершенно не умеют рисовать карандашом, а возьмут палочку или трубочку с глазурью и по силуэту пряника, повторяя виденное, и перенятое у старших, творят удивительные по красоте рисунки»

Здесь стоит упомянуть про особый способ «рисования» козульных фигурок, которым пользовались соломбальские мастерицы. Этим способом нарисовать силуэт для козули способен даже человек, никогда не державший в руках карандаша!
Заключался он в следующем: на картонные листы выплёскивалось немного густой чайной заварки (либо кофе, или даже свекольного отвара).
Пока тёмные лужицы растекались и подсыхали, козульщицы внимательно смотрели, не напоминают ли бесформенные пятна и подтёки какие-либо узнаваемые фигуры (людей, животных или предметы).
Замысловатые подтёки в виде дорожек и полосок на картонке назывались «завОржины».
Козульщицам приходилось напрягать фантазию и использовать творческую интуицию, прежде чем в бесформенной лужице среди тёмных подтёков им начинал блАзиться (мерещиться) силуэт будущей козули. 
Обычно «опознанная» таким способом фигурка лишь отдалённо напоминала соответствующий персонаж, но мастериц это не смущало.
Козульщицы додумывали и сразу же подрисовывали недостающие детали, слегка размазывая ещё не высохшую чайную или кофейную лужицу… пальцами!

ПАЛЬЦЕМ СДЕЛАНО!

Благодаря такому способу «рисования», силуэты пряничных фигурок (по-сути, нарисованные пальцем) получались заведомо округлыми, без мелкой детализации - как раз такими, какими и должны быть традиционные "наивные" архангельские козули.Подсохшие, довольно примитивные, но удивительно органичные изображения, созданные с помощью чайной заварки или кофейной гущи, мастерицы вырезали из листа картона ножницами.
Затем по этим шаблонам (столовым ножом) они резали фигурки из пряничного теста.
Оказывается, увидеть в этих подтёках-"завОржинах" новые образы и силуэты будущих козуль очень просто; с этим способен справиться даже ребёнок.
В одной и той же лужице и "завОржинах" разные люди увидят разные фигурки.
В целом этот процесс "узнавания" напоминает состояние творческого прозрения, которым иногда пользуются даже профессиональные художники в ходе поиска новых образов, проявляющихся из первых мазков краской по холсту.
Трудно не увидеть в этом методе «рисования» чайной заваркой или кофейной гущей смесь первобытного интуитивного искусства и святочного гадания.
Может быть, поэтому, соломбальские святочные козули, несмотря на их наивность и простоту, всегда выглядели такими сказочными и праздничными?

Источники и литература:
1. Техника мезенской росписи по дереву https://helpiks.org/8-51326.html
2. Писахов С.Г. Сказки, Очерки, Письма. Русский север. — Архангельск, Северо-Западное кн. изд-во, 1985г. с. 367.
3. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/144326363030217533/
4. Писахов С.Г. Сказки, Очерки, Письма. Русский север. — Архангельск, Северо-Западное кн. изд-во, 1985г. с. 367.
5. «Ворга». Сходит от поморского слова вОрги – подтёки, ложбины, протоки по ложбинам или пролив в лощине (архангельское, см. словарь Даля), следы от саней или волокуш. Зимний путь по снегу (см. Краткий словарь поморского языка «Поморьска говоря», Архангельск, изд. «Правда Севера» с.114). Ворга – путь по вырубкам и ложбинам для прогона стада оленей через лес (мезенское).

Все фотографии козуль взяты из открытых источников.


Источник

Самобытную архангельскую сказку читайте здесь: Сузёмские сказки. Выпуск 9. Козулька из Умбы

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
1235
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Сузёмские сказки. Выпуск 9. Козулька из УмбыИмбирные пряники Обавница - радость небесная

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС