Среди разнообразия казачьих женских головных уборов особое место занимает «зануздалка» или «куталка». Этот причудливый платок, надеваемый казачками для полевых и пыльных дел, представляет собой не малый интерес. Функциональный, с одной стороны, и самобытный (даже экзотичный для иногороднего глаза) с другой, этот головной убор был неотъемлемой частью женского станичного быта на Дону и на Тереке.
Платок-зануздалка или куталка
Н.Ф.Яковлев в своем этнографическом очерке, посвященном одежде казаков Верхнего Дона, писал о зануздалке следующее:
"…поверх накинутой на голову шали повязывается под подбородок, прикрывая с боков уши, платочек, свернутый узкой полосой, концы его завязываются на макушке. «Зануздалка» была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная на белой и наоборот». Концы шали уже поверх надетой «зануздалки» обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом» . Столь замысловатый головной убор носился донскими казачками в холодное время года, спасая их от пронизывающего степного ветра. «Ушам тяпло» — мотивируются эти странные способы ношения платков".
Тем не менее, на Дону зануздалка использовалась не только в холодное межсезонье, но и в летнее время, для пыльных дел в поле и на базу. Об этом свидетельствуют фотографии казачек станицы Цимлянской 1875-76 годов. На них казачки в легких хлопковых платочках, закрывающих лица, запечатлены во время своих повседневных трудов.
Не меньшее распространение данный вид головного убора получил и на Тереке, но под иным названием — куталка, т.е. от глагола «кутаться».
«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза».
«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком».
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно трудиться в летнюю страду»
Терско-гребенские казачки, славящиеся кокетством и щегольством, заботились о своей красоте и сохранности кожи лица. В «народной гигиене» станичниц платок-куталка играл не только функциональную роль, но и был, своего рода, простым и доступным средством женщины для ухода за собой.
«Забота о сохранении своей миловидности и некоторая кокетливость составляют одно из характерных свойств гребенички. Для сохранения кожи лица и рук они и в поле, и в доме всегда кутаются, то есть обвязывают лицо платком, а на ночь, после умывания, натирают лицо и руки козлиным или другим жиром, а иногда спуском своего приготовления, отчего цвет лица и рук у них всегда нежный и прозрачный, несмотря на тяжёлый труд, который они несут мотыгою в виноградных садах и с серпом на жатве»
Ношение казачками платков, закрывающих лица, нередко связывают с влиянием восточной и кавказской культур соседних с казаками народов. Однако из приведенных описаний не следует ничего подобного. Нигде не упоминается о том, что казачки переняли ношение зануздалок или куталок у кого-либо: татарок, чеченок, турчанок и т.д.
Зануздалка или куталка не связаны ни с восточной, ни тем более с исламской традицией. Данный головной убор играл в быту труженицы-казачки сугубо утилитарную роль — он защищал ее лицо от беспощадного ветра, зноя, пыли. Зануздалки носили на сенокос, молотьбу, надевали на виноградники и пашни. Зануздалка не предусмотрена в праздничном костюме казачки ни на Дону, ни на Тереке.