Ольга Боянова, Сказки Сверного Леса. Записано по быличкам деда Матвея.
Февральская сказка, ч.2
В первой части сказа Бог трёх Миров Велес и Чернобог сговорились прогуляться по Миру Яви, да посмотреть что на белом свете делается. И заметили они странность во время разговора с жителями Леса сорокой и серым волком, которые напрямую ничего не объясняли, но всем видом показывали, что-то в Лесу не так. Мы оставили Велеса в задумчивости над тем, что: «Рано или поздно, так или иначе, но всё равно истина на свет выйде». Так размышляя стоял Велес ожидая появления Хозяина Леса Лешего…
Слушаем продолжение сказки...
Глянул Велес краем глаза, да и говорит негромко:
- Здорово, дядька Леший! Чего в сторонке жмёшься?
- А то и жмусь, что вижу с гостем ты занят, Велес!
Но вышел Хозяин Леса, поклонился честь по чести:
- Будь здрав, Чернобог! Здорово, Велес!
Те тоже вежливо ответили.
- Ну, рассказывай дядька Леший, как зимуете? Лес-то как себя чувствует?
Леший тоже ответил почему-то туманно. «Что-то не так, - подумал Бог Мудрости, - но не хочет говорить при Чернобоге». Тот тоже это понял и заторопился:
- Спасибо, Велес за прогулку, но мне пора! Дела, сам понимаешь!
Боги обменялись взглядом, а Чернобог мысленно сказал другу:
- Если что, зови, я всегда за тебя!
-Я знаю, - так же мысленно ответил Велес, а вслух сказал, - Готовь стол, вечером загляну, посоветоваться надо!
Бог трёх Миров и Леший остались одни.
- Ну, выкладывай, дядька Леший! Чувствую, что-то затевается!
- Ты прав, как всегда! Но что затевается сложить вместе никак у меня не получается.
- А ты по кусочкам рассказывай, - предложил Бог.
- Так вот, первый кусочек. Ты же знаешь, сейчас голодно у нас. Снегу много, волкам трудно лося загнать, мелкая дичь под снегом сидит, прячется. А тут, намедни, Морена, Богиня Зимы, Серого позвала и велела ему принести ей кусок падали, лучше если от косули или лося. Но сойдёт и любая падаль. Волк же наш похитрее лисы, прямо отказываться не стал, а объясняет, что сейчас и падали не найдёшь, подобрали всё под чистую. Вот, если росомаху спросить, у неё падали на все холода заготовлено, но она ни с кем не дружит. Да и по дружбе у неё снега зимой не выпросишь. В общем, отнекивается волк. А Морена ему говорит:
- Глупый, ты глупый! Сам не знаешь от чего отказываешься! Да я этот кусочек падали во столько дохлых коров превращу, что всем мясоедам до следующих холодов хватит! Но не хочешь. Как хочешь. С росомахой сама поговорю. У неё детёныши ещё слепые, бегом побежит Богине Зимы угодить. А ты, Серый, попробуй только, сболтни об этом разговоре, мало не покажется. Вот он и молчит, хотя по всему видно, знак подаёт, чтобы заставили говорить!
- Да, я так и подумал, что-то не так. Выкручивается Серый, а прямо не говорит. Ты то как узнал?
-А от Леса, - улыбнулся Леший, - все думают, что холода, так Лес спит. Но это не так. Зелёные иголки елей, сосен и кедров дышат и всё видят, всё слышат. Клёсты на гнёздах сидят, тоже вокруг поглядывают, а под снегом кто только не притаился! И у всех ушки на макушке, иначе нельзя. Всё это и есть Лес, знающий, мудрый.
- Понятно, - протянул Велес, - а ещё кусочек?
- А ещё Жива, Богиня Лета, совета попросила. Она с Лесом дружит, прямо-таки обожают друг-дружку, поэтому обеспокоилась и к нему пришла.
- Дальше, - поторопил Бог.
- Так я и говорю, посоветоваться пришла, - Хозяин Леса настроился на подробный рассказ, поэтому даже занервничал,- Морена её попросила на встречу Зимы с Весной тоже попроситься и уговорить Лелю не приходить, а отдать Зиме часть летних деньков.
Ты, мол, Осени отдала несколько дней, бабье лето устроила, а почему бы и мне не отдать? Макош, мол, тебе никто, а я всё же родная сестра! Жива поинтересовалась, а зачем среди Зимы Лето устраивать?
На что Морена пожаловалась, что Велес меня не любит, а я его любимому Лесу подарочек сделаю. Плохо ли-среди холода вдруг летние деньки нагрянут?
- И что Жива?
А пообещала с Лёлей поговорить, но решила с Лесом посоветоваться. Не верит она Морене. А Лес мне передал. Очень он обеспокоен!
- И правильно делает! Представь-холод, все спят, вдруг летняя жара, деревья сок жизненный погнали, зацвели. Снег растаял и все, кто под снегом прятался вдруг укрытия лишились, а назавтра опять холода ударят. И всё, погиб Лес, потому что погибнет всё живое. Нет жизни, не станет Леса. Вот какой поворот может случиться! А нет у тебя в рукаве ещё какого странного кусочка?
- Да, нет, вроде всё.
- Всё, так всё. И этого больше чем достаточно! Знаешь, я тоже эти кусочки вместе не сложу. Тут не иначе женские штучки. Посоветуюсь-ка я с Макошью. А ты бывай пока!
Миг, и Велес уже стучится в горницу Макоши, Богини не только Судьбы, но и Мудрости.
- Велес, заходи! Рада тебя видеть, но не иначе как беда на пороге!
- Будь здрава, Макошь! Беда не беда, а посоветоваться нужно. И Велес слово в слово рассказал разговор с Лешим.
- Ах, Морена-Морена! Никак не уймётся со своей гордыней! Крепко в ней засела наука Скипер-Зверя! Это же она задумала весь живой мир умертвить. Начать с коров, потом Лес, а люди сами вымрут. Она же Богиня Смерти!
- Без работы боится остаться?! - не весело ухмыльнулся Велес.
- Хочет с Родом сравняться, а потом и его убрать! Гордыни не меряно в ней, властвовать над всем Миром хочет.
- С этим ясно! А теперь по кусочкам, как говорит дядька Леший.
- Хорошо, начну с первого кусочка. Падаль нужна. Желательно от большого животного кусок, чтобы создать злого чёрного Духа «коровью смерть».
- Не слыхал.
- И не удивительно. Ты хотя чёрной магии у Вия учился, но не был в услужении у Скипер-Зверя, не обучался как Морена, чёрной магии Хаоса-Удгарда.
- Но сёстры Лёля и Жива, очистились и снова стали светлыми Богинями!
- А Морене, видать, нравилось быть чёрной. Отмылась. Да не совсем, вот и чернеет с каждым днём.
- Так, - вернулся Велес к началу разговора,- а зачем ей летние дни?
- Это всего лишь часть задуманного. В жару-то зараза быстрее распространяется, тогда чёрный Дух «коровья смерть» может вселяться в любое живое существо, даже в человека.
- Вот оно что! Землю уморить девочка задумала! Макошь, раз ты знаешь способ, как создать чёрного Духа, значит знаешь, как оберечься. Что делать нужно?
- Тебе, я думаю, надо с Лёлей потолковать. Узнать, что ей пообещала Морена. А потом не допустить встречу Зимы и Весны, да и Живе объяснить, что к чему. Они поймут и сделают как скажешь. А мне женщин Яви подготовить нужно. На жонках вся жизнь на Земле держится. И не улыбайся, Велес, так оно и есть. А пока нам надо точно дни узнать, когда жара намечается.
- Спрошу у Живы и Лёли, но видимо на день встречи Весны с Зимой коварство задумано. Вместо Лёли, пожалуй, по замыслу чёрному, должна прийти Жива и принести летнюю жару.
- Так это уже послезавтра! Нужно торопиться! Успеха нам всем, Велес!
Миг, и Велес в горнице у Лёли, Богини Весны. Та обрадовалась отцу Ярилы, Бога страсти и плодородия, с которым она открывала в Яви весенние праздники.
- Здраве, Велес! Что-то с Ярилой случилось?
Бог Мудрости нахмурился:
Недобрая же слава обо мне идёт! Куда не приду сегодня, везде за печального вестника принимают! Нет, с Ярилой всё в порядке. Я уже бояться начинаю, что и вправду несчастье приношу. А к тебе я с вопросом. Ты на встречу Весны и Зимы идёшь?
- Иду, а что не надо?
- А почему ты так спросила? Морена что-то говорила?
- Нет, не говорила, а вот Жива как-то странно себя повела. Что-то такое намекала, что она не пойдёт и мне не советует. Но почему она должна пойти не сказала, почему мне не ходить, что-то пробормотала. Вот поэтому я тебя и спрашиваю, ходить или не ходить.
- Да, если откровенно сказать, пока с Живой не поговорю, не знаю, что тебе ответить. Но пока посиди дома. Хочешь, я для веселья тебе Ярилу пришлю. Он веселить мастер. И, улыбнувшись, Велес зашёл к Живе. Та, как будто ждала его:
- Ну, наконец! Жду-жду, а тебя нет!
- Я обещал? - решил уточнить тот.
- Нет, не обещал, но Морена опять что-то воду мутит. Только ты сможешь всё по местам расставить!