Человек на пути к здоровью:
экосистемно-философский подход
Предисловие
Как будет излагаться и разворачиваться материал
Материал, касающийся пути продвижения человека к его телесно-духовному оздоровлению, разворачивается последовательно, в отдельных разделах. Сразу подчеркнём, что при рассмотрении разнообразных вопросов здоровья, здорового образа жизни мы опираемся на научно-философские знания. В основу изложения положены исследования и публикации автора, начиная с 1991-1992 годов, которые проводились в течение всей последующей жизни. Особенность изложения состоит в том, что самые общие знания представлены в образной схематичной форме, как схемы-мыслеобразы. В них последовательно разворачивается всё более глубокое и подробное содержание представляемого материала.
Особо подчеркнём, что представляемый в данной работе взгляд — не единственно возможный — возможны и другие варианты понимания всеобщих и конкретных знаний о мире, о человеке в нём и о здоровье человека. Читатель вправе сравнивать разные варианты знаний и выбирать из них те, которые он посчитает наиболее верными и практичными.
Общий путь изложения — дедуктивный: от всеобщих знаний к общим, частным, а затем к их разнообразным конкретным применениям. Чем это обусловлено? Считаю, что если человек владеет предельно общими, универсальными, философскими знаниями о предмете, а также алгоритмом (правилами выведения) из них всё менее общих, вплоть до конкретных знаний, касающихся нужного предмета, то он овладевает главными ключами познания и знаний. Если человек научится их умело использовать, то он обретает великую силу знания-ведения — знаниеведения, становится всё более самостоятельным и овладевает возможностью выбрать верный жизненный путь, управлять собой в этом движении на пути к совершенству, а также затем вести за собой других людей.
Раздел 1 включает в себя смысл экосистемного подхода (который чаще обозначается как системно-философский подход) с самых общих — всеобщих философских позиций. Отметим, что данный общий подход уже был представлен нами на сайте Народного славянского радио: https://slavradio.org/public/globalnyy-krizis-gl2/ от 20.02.2024 и https://slavradio.org/public/globalnyy-krizis-gl3/ от 27.02.2024. Применительно к человеку эти всеобщие знания также аналогичны. Но затем содержание данных знаний необходимо дедуктивно развернуть (от общего к частному) — именно применительно к человеку.
Раздел 2, соответственно, включает более подробное содержание всеобщих системных и экосистемных знаний, необходимых непосредственно для понимания человека как активной мыслящей телесно-духовной системы. Выявляются общие экосистемные процессы (взаимодействия человека с разными средами), которые приводят к накоплению его жизненных сил. Эти жизненные силы организма и определяют потенциал, уровень здоровья человека.
Раздел 3 раскрывает оптимологический взгляд на человека (оптимальные и неоптимальные формы его жизнедеятельности), показывает основные виды здоровья человека (телесное, психическое, физическое) и основные виды энергетики человека (психодуховная, телесно-репродуктивная, общая).
Раздел 4 содержит общие знания о самоуправления человека с позиции понимания человека как активной мыслящей системы. Обосновывается, что человек как мыслящее существо — субъект — сам может выбирать свой жизненный путь и принимать решения путём самоуправления. Но для этого необходимо проходить путь саморазвития в разных сферах деятельности. Тогда он способен совершенствоваться и оздоравливаться.
Разделы 5, 6, 7 посвящены пониманию здоровья в философском смысле (философия здоровья), в научном смысле (изменения человека как активной системы) и с позиций практического движения к здоровому образу жизни (как изменять свое поведение на пути к здоровью).
Следующие разделы содержат более подробное рассмотрение центров жизненных сил человека в экосистемном аспекте, в связи с теми обменными энергийными и вещественными процессами, которые определяют многогранную сущность людей.
На основе представленных общих знаний далее идут разделы, с рассмотрением вопросов по отдельным важным сторонам здоровья человека — с его вещественным и энергоинформационным обменом со средой. Это вопросы питания, репродуктивного здоровья, взаимодействия с энергоинформационной средой, достижения психического здоровья, здоровья локомоторного мышечно-скелетного комплекса, противостояния патогенным зависимостям. В каждой теме также вначале даются общие научно-философские позиции, из которых затем выводятся общие правила, а на основе последних предлагаются конкретные рекомендации накопления потенциала жизненных сил и пути оздоровления. Важно, что человек, обладая общим потенциалом знаний, далее может сам разрабатывать для себя разнообразные простые или комплексные пути оздоровления (поскольку нет совершенно одинаковых условий жизни у каждого). Кроме того, по ряду разделов, дополнительно к тексту, прилагаются развернутые публикации автора по теме, с которыми читатель при желании может ознакомиться.
Если у читателей возникнут вопросы, мысли по разным темам и предложения, их можно оставить в комментариях после каждого раздела для дальнейшего дополнительного обсуждения.
Раздел 1.
Раскрытие всеобщих знаний для понимания человека
1.1. Смысл экосистемно-философского подхода.
1.2. Универсальные знания. Уровень Всеобщего. Мир в целом. Природно-космические, системно-циклические процессы.
1.3. Всеобщие знания. Уровень отдельного. Предметы Мира. Экосистемные, системные и оптимологические законы, применимые к человеку.
Дополнительные материалы.
1.1. Смысл экосистемно-философского подхода
Чаще в научно-философской литературе речь идёт о системном подходе и системно-философском подходе. Но мы считаем, что с позиций всеобщих знаний в научно-философской картине мира следует рассматривать материал более широко — не только как всеобщие системные законы мира (на уровне мира как единого целого, или Мира-Системы), но как всеобщие эколого-системные законы мира, или экосистемные законы (на уровне общих знаний об отдельных Предметах Мира — экосистемных комплексов «Система — окружающая среда»).
Это связано с тем, что любой целостный объект, подлежащий изучению, а затем и преобразованию, который в большинстве наук с 20 века определяется понятием «система», не изолирован от окружающего мира. Напротив, любой предмет обязательно связан разнообразными взаимодействиями, отношениями с окружающей средой, т.е. с той частью мира, которая непосредственно окружает данную систему. Именно при взаимодействии с окружающей средой любая система (как естественная, так и искусственная) изменяется, преобразуется. Поэтому для понимания того, как и почему существует и преобразуется любая система, систему обязательно следует рассматривать во взаимодействии с её окружающей средой. В этом заключается главный смысл экосистемно-философского подхода.
Например, человека необходимо рассматривать во взаимодействии с его окружающей социальной и природной средой, поскольку невозможно вести речь о состоянии и поведении человека в отрыве от его личных, общественных связей и взаимодействий, в отрыве от той природной среды или её части (в городских условиях), которая его окружает. Такой изолированный сугубо системный подход в итоге будет приводить к неверным результатам.
Ниже мы излагаем предельно общий экосистемно-философский взгляд, который далее будем применять на протяжении всего изложения данной работы.
Исходим из того, что весь окружающий нас природно-космический Мир — эмпирически наблюдаемый (опытный) и мысленно охватываемый — можно обозначить как единый Мир-Система. Это всё то космическое пространство с его качественным содержимым — вещественным (атомно-молекулярным, Мир веществ) и энергийным (это всё, что меньше атома, Мир энергийный). Мир-Система всё более охватывается эмпирическим (наблюдаемым), теоретическим, философским, интуитивным познанием и прозрением человека.
Иными словами, Мир-Система — это Мир в целом. Его также можно обозначить как вся материнская основа мира — Мать, Матерь Мира, или Материя в самом широком её понимании — как всеобщая Интегральная материя, вобравшая в себя все вещества и все энергии мира, то есть весь Мир Веществ и весь Мир Энергийный (от относительно простых энергийных субстанций в виде космических лучей и до сложнейших духовно-психических субстанций Мира-Системы).
Сразу отметим, что в древних ведических знаниях весь постигаемый мир отражался более целостно — как Мир плотный (т.е. вещественный), или Грубая материя, так и Мир тонкий (т.е. энергийный), или Тонкая материя. Люди постигали и использовали все стороны мира Материи — и плотной и тонкой. Однако в период развития науки современной цивилизации, в Новое время (17-18 века) первой стала развиваться общая наука — механика. Эта наука доступными в то время методами могла изучать лишь предметы из вещества, а также законы этого разнообразного вещественного мира — как законы механики технического и природно-космического мира.
Сформировалось механистическое мировоззрение, т.е. взгляд на весь Мир, исходя из достижений и законов механики того времени. В философии утвердился философский механицизм. Действительно, в то время появилось много технических достижений, был сконструирован паровой двигатель, заложивший основу технического прогресса Нового времени. В научном познании были успешно применены индуктивные методы (в эмпирических науках, от фактов, от частного — к общему) и дедуктивные методы (прежде всего, в теоретическом физико-математическом знании, от общего — к частному).
Это отложило отпечаток на всю последующую науку и философию Нового времени, вплоть до современности. Ученые-естествоиспытатели того периода внесли достойный вклад в развитие технического, а затем и научно-технического прогресса. Однако весь Мир ученые понимали лишь на уровне механистических достижений того времени, когда они имели дело только с предметами из веществ — с механическими предметами и механическими законами (то, что сегодня изучают школьники в механике средней школы). В итоге и весь Космос предстал перед ними как совокупность космических механических тел, двигающихся в пустоте по законам механики.
В результате древние ведические знания о Мире в эпоху Нового времени — как знания о совокупной грубой и тонкой Материи, или говоря современным языком — о единой Интегральной Материи, не были восприняты наукой и научной философией. А всю материю мира стали воспринимать лишь как всё вещество Космоса, Мира. Вторая же, энергийная, тонкая часть Мира, или тонкая материя, или Мир энергийный, оказалась вовсе выброшена из научного познания и научной философии. С этого времени утвердилось следующее понимание Материи как реальности: это совокупность всех веществ мира. На этой основе было сформулировано и понятие материи с её односторонним, половинчатым, механистическим смыслом. Всё это в итоге сформировало в европейской научно-философской мысли одностороннее учение материализма, противопоставленное религиозно-философскому учению идеализма. В итоге в познании весь мир оказался расколот на две непримиримые противоположности.
К сожалению, в очень многих современных научных и философских трудах понимание материи как реальности до сих пор носит односторонний смысл, лишь как вещественной субстанции. Тогда, к сожалению, до сих пор в современных работах речь идет о материи и энергии как о разных мировых субстанциях, где под материей понимается лишь одна её часть — атомно-молекулярная. Но тогда встаёт законный вопрос: если вещество — это мировая субстанция, то, значит, энергия — это не мировая субстанция? А что же это? Неужели весь космический мир не пронизан этой энергийной субстанцией? Тогда что же такое космические лучи из элементарных частиц, вечно передающие в Космосе нескончаемые потоки энергий? Неужели в Космосе отсутствуют духовные субстанции разного порядка, вплоть до наивысшей?
Таким образом, чтобы возвратиться к ведическому пониманию мира как целостного, вещественно-энергийного, духовно-телесного, необходим современный более широкий всеобщий термин. Этот термин — Интегральная материя (т.е. целостная, совокупная субстанция, включающая в себя как Мир веществ или материю в механистическом смысле, так и Мир энергийный «тонкий»).
Уважаемый читатель, мы не случайно останавливаемся на таких, казалось бы, очень отвлечённых от проблемы здоровья вопросах. Дело в том, что полноценно понять человека и его здоровье можно, лишь исходя из его цельной, вещественно-энергийной, духовно-телесной природы, где душа (психическое) и тело (физическое) есть две неразрывные части единого. Человек без души — это примитивное биотело, а душа (психика) без тела — это бесплотный дух. Но ни то, ни другое не является Человеком в его целостном, общем, интегративном понимании. Следовательно, для широкого философского понимания Человека необходимо использовать соответствующее философское понятие — Интегральной материи (от термина «интеграция» — объединение), то есть телесного и духовного в неразрывную целостность.
Затем именно из понимания Интегральной материи появляется возможность выводить всеобщие свойства систем во взаимодействии с окружающей средой (или бесчисленных Предметов Мира, или Экологических комплексов «Система — Окружающая среда»), а из них — специфику существования Человека во взаимодействии с окружающей средой и раскрывать его путь к здоровью.
А теперь покажем самые общие, экосистемно-философские закономерности, которые действуют в Мире в целом, или в Мире-Системе, или в Интегральной материи. Именно эти закономерности дедуктивным путем мы далее применим к человеку и его здоровью. Выразим эти закономерности в наиболее доступной образной форме, в виде всеобщих схем, или философских мыслеобразов.
Подчеркнем, что предельно общие знания — предельно краткие, лаконичные. Они отражают в себе гениальную простоту Мира, его главные свойства, или сущность Мира. Эту гениальную простоту Мира может понять каждый мыслящий творческий человек. Но зачастую эти знания от людей скрывают, чтобы ими было легче управлять, чтобы можно было манипулировать людьми. Ведь если мы понимаем сущность мира и способы разворачивания всеобщих знаний дедуктивным путём, то затем из этого мы можем вывести всё многообразие более частных знаний о Мире, вплоть до конкретных случаев. Если мы наделены силой верных общих знаний, то мы сами в состоянии выбирать верный путь, развиваться на пути к совершенству. И тогда нас будет очень сложно обмануть.
1.2. Универсальные знания. Уровень Всеобщего. Мир в целом.
Природно-космические, системно-циклические процессы
Мудрость заключается в том, что в мире существует многообразие единого (например, бесчисленное количество фактов, бесконечное разнообразие информации) и единство многообразного (когда из огромного количества информации можно выделить что-то самое общее и самое главное — сущность, что действует везде и во всем). Если мы поймём это главное (единство многообразного), то найдём ключи ответов на множество вопросов из самых разных областей. Тогда наша голова станет работать ясно, чётко и продуктивно. Нас невозможно будет постоянно обманывать, лохотронить, мы станем хозяевами своей жизни.
Ещё древнегреческий философ Гераклит говорил: «Многознание уму не научает» — Надо знать Главное!
Мысленно представим весь Космос как беспредельную в пространстве и бесконечную во времени субстанцию. Субстанцию, где в разных её областях постоянно проявляются всеобщие законы Мира-Системы.
Обозначим мысленно на схеме беспредельного Космоса такие участки, где совершаются вечные круговороты Интегральной материи как реальности, как переходы из Мира веществ в Мир энергийный и обратно, то есть происходит Мировой круговорот, или Самодвижение веществ и энергий в Мире-Системе (см. рис.1). А далее выделим эту космическую область самодвижения веществ и энергий в отдельную схему (рис. 2) и разберем её более подробно.
Всеобщие системные (системно-циклические и системно-экологические) знания о Мире сводятся к нескольким основным положениям.
1. Мир бесконечен во времени и безграничен в пространстве. А мы способны постепенно проникать в определенные части этого мира, познавать его, не только фактически, но и логически, и отчасти преобразовывать. Познающий разум способен постепенно осваивать этот Мир.
2. Мир постоянно изменяется, преобразуется. Это огромная динамическая природно-космическая суперсистема, которая состоит из бесконечного разнообразия объектов — волновых процессов, энергетических полей, психических и духовных явлений, элементарных частиц, атомов, молекул, агрегатов веществ, звёзд, планет, всего живого на Земле, галактик, метагалактик и т.д.
3. В то же время, эта природно-космическая суперсистема обладает минимумом всеобщих свойств.
Эти всеобщие свойства следующие.
Мир-Система обладает собственной Активностью, или собственной Живой Силой (не важно как её называть — естественной или божественной), или Взаимодействием (одних частей Мира с другими).
Или то же самое, но в другом выражении: Это Мир-Система в вечном Взаимодействии (с собственной Силой, или Активностью). Действие любой силы порождает движение как изменение вообще.
Действует универсальный закон единства Мира (ещё Гермес Трисмегист в древности говорил: Что вверху, то и внизу).
Мир делится на главные противоположные части (полумиры), которые вечно взаимодействуют между собой: 1) Мир веществ (плотный, где всё состоит из атомов и молекул) и 2) Мир энергийный (тонкий, куда входит всё, что меньше атома, вплоть до мирового эфира, психических энергий и т.д.). Эти два полумира находятся в вечном Мировом цикле — круговороте веществ и энергий.
Это в образной форме, например, давным-давно отражено ещё в древней мудрости — в виде круговой схемы Инь – Ян, с полукругами, переходящими друг в друга (представим её ниже в немного изменённом варианте).
На представленных ниже современных схемах отражён тот же всеобщий смысл, но в более развёрнутой форме (см. рис.1.1 и 1.2):
В необъятном Космосе действуют Всеобщие космические законы, или Всеобщие природные законы, или Всеобщие Божественные законы (по сути, это синонимы, но в последнем случае уже речь идёт о гармоничном Мировом Разуме). Это Коны, или устои, которые гармонизируют весь окружающий мир, делают его цельным, неразрывным и прекрасным.
В каждой галактике находится огромное множество звёздно-планетных систем. Из общего понимания Мира как живого и активного следует, что на большинстве из звёздно-планетных систем существует жизнь в разных формах (хотя от нас это скрывают). Соответственно, эти формы жизни при достижении определенного уровня развития (особенно в разумной форме) могут перемещаться как внутри галактик, так и среди более крупных космических областей (между звёздно-планетными системами, внутри галактики, между галактиками, в Метагаликтике и между Метагалактиками). Это особый пласт миропонимания. Но мы сейчас от него отвлекаемся и говорим лишь о том, что происходит на поверхности Земли — в природе, в обществе и в самом человеке.
Здоровая природа нашей планеты также гармонична, как и Космос — она прекрасна, и она излечивает нас своей красотой.
Только разумное постижение всеобщих природно-космических (Божественных) законов Мировой Гармонии позволяет понять то, что происходит сегодня вокруг нас и в нас, и принять верные общие и конкретные решения. Известный философ Иммануил Кант писал:
«Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
Представим себе противоположную мысль — методом от противного. Ведь если бы в Мире оказалась нарушена эта мировая красота, цельность и гармония, то не было бы и нас. Весь мир рухнул бы в хаос разложения и распада. Но этого не происходит в Космосе, потому что Космос Един, он Прекрасен и вечно Живой — Активный за счёт собственной жизненной Силы.
Значит, законы Гармонии, соответствия, баланса, красоты (или Божественные законы) первичны в мире, а законы хаоса, разрушения (или на языке людей — дьявольские, сатанинские законы) имеют подчинённое значение.
Описанное выше — предельно общий уровень понимания Мира-Системы, или уровень всеобщего — уровень очень высокой умственной абстракции, т.е. это не что иное, как единство многообразного.
Вывод:
Можно констатировать, что с позиций системно-философского мировоззрения можно подойти к пониманию сущности Мира как Активной (Живой) целостности, которую в самом общем виде можно обозначить как Мир-Система. Его Материя как Мать Мира (главная субстанция, или основа) предстаёт не половинчатой, сознательно обрезанной, как в естествознании 18 века (только мир веществ, а остальное не существует), а как Интегральная материя (цельная), включающая в себя две главные части: Мир веществ (плотный атомно-молекулярный) и Мир энергийный (тонкий, невещественный, всё, что меньше атома, в том числе, психика, сознание). В ней существует вечный круговорот веществ и энергий в Мире как суперсистеме.
1.3. Всеобщие знания. Уровень отдельного. Предметы Мира.
Экосистемные, системные и оптимологические законы
Реально мы постоянно сталкиваемся со множеством отдельных Предметов Мира, которые также преобразуются по этим же мировым, универсальным законам. Это уровень отдельного. На данном уровне мы имеем дело с теми же универсальными законами. Но они здесь действуют в любых целостных объектах (системах) и в их окружающих средах, вокруг нас и в нас. Отдельные предметы на данном уровне мы можем непосредственно, реально изучать, познавать и преобразовывать.
Обозначим данное понятие: Предмет Мира — это любой активный, или живой комплекс (экологический комплекс / экокомплекс / ЭК), где неразрывно и постоянно взаимодействуют две части: 1) система / Си (более плотная часть) и 2) окружающая среда / ОС (менее плотная, более разреженная часть). Между ними идёт постоянный обмен веществ и энергий.
Или в самом общем виде, это ЭК «Си – ОС», с постоянным круговоротом веществ и энергий в нём. Здесь действуют всеобщие экосистемные законы. Если обменные процессы системы и среды прекращаются, то система утрачивает свою жизненную активность, внутреннюю силу и погибает, данный экокомплекс разрушается (см. рис.2).
Таких ЭК (экокомплексов) множество вокруг нас. Это, например: человек и его окружающая природная и социальная среда; социальные группы и их среды существования; страна и её природно-климатические условия; животные и растения в их средах обитания и т.д.
Далее важно отметить следующее. Экокомплекс может находиться в сбалансированном, оптимальном (здоровом) и в несбалансированных (нездоровых, патогенных / «патос» — болезнь) состояниях. Различие данных состояний зависит от баланса или дисбаланса обменных процессов между системой и средой.
В таких обменных процессах всегда есть две стороны: 1) поглощение (П) и 2) выделение (В). Когда поглощение и выделение в целом сбалансированы, относительно уравновешены, то и вся система находится во внутреннем балансе. Это обозначается как гомеостаз системы, т.е. её внутреннее подвижное равновесие. Это не что иное, как здоровое состояние системы.
Но могут быть и другие отношения поглощения-выделения веществ и энергий со средой.
Можно выделить 4 основных варианта (и множество более мелких производных). Для нас важны эти главные, универсальные варианты. Если связи поглощения обозначить как П, а выделения как В, то можно выделить 4 главных варианта их взаимодействия:
1) П(+) – В(+); 2) П(+) – В(–); 3) П(–) – В(+); 4) П(–) – В(–).
1) П(+) – В(+), активное сбалансированное поглощение и выделение, система в здоровом состоянии; это оптимальный, здоровый режим существования. Например, у человека сбалансированное питание; хорошие образование и практическая профессиональная деятельность. Это системы трансформирующего типа (Си-трансформаторы), более спокойные переработчики веществ и энергий, способные к развитию.
2) П(+) – В(–), когда поглощение постоянно больше, чем выделение; начинаются перегрузки системы изнутри с нарастанием патологий; это неоптимальный, нездоровый, избыточный режим существования. Например, у человека избыточное питание, ожирение и возникновение ряда сопутствующих заболеваний; психические перегрузки, дающие стрессы, неврозы, вплоть до психических заболеваний. Это системы аккумулирующего типа (Си-аккумуляторы), активные накопители и саморазрушители.
3) П(–) – В(+), когда поглощение минимально, а распадные процессы выделения продолжаются и превышают поглощение, что закономерно приводит к истощению, а затем и гибели системы. Это неоптимальный, нездоровый, истощающий режим существования. Например, у человека постоянное недоедание и голодание, вплоть до гибели; отсутствие нужных знаний, опыта и практики; невоспитанность, необразованность и неадекватное поведение. Это системы деградирующего типа (Си-деградаторы).
4) П(–) – В(–), последний вариант. Наблюдается, когда система оказывается в экстремальных, нежизнеспособных средах и условиях существования. Тогда она максимально замедляет обменные процессы со средой, пока действуют опасные факторы. Это неоптимальный, но жизненно необходимый самосохраняющий, мобилизационный режим в опасных условиях существования. Например, в обществе карантин и изоляция при инфекционных заболеваниях; запрет на еду испорченных продуктов. В природе — лиственные деревья зимой с опавшими листьями, часть животных в спячке, пока не перестанут действовать экстремальные факторы. Это системы автоизолирующего типа (Си-автоизоляторы).
Таким образом, объективно выделяются 4 универсальных режима работы активных систем при их взаимодействии с окружающей средой (что на схемах обозначено стрелками входа и выхода веществ и энергий) из которых первый здоровый, сбалансированный, второй и третий нездоровые, патогенные, несбалансированные, а четвертый — режим выживания в жёстких условиях.
Схематично это отражено на рис.3.
Человек, а также сообщества людей, стра́ны, растения, животные и т.д. сохраняют свое здоровье при первом режиме, утрачивают его при втором и третьем режимах, а опыт выживания обретают в четвертом режиме.
Вывод:
Мир в целом, как суперсистема, или Мир-Система может изучаться на разных уровнях общности. Первый из них — Уровень Всеобщего (рассмотренный в 1.2) — но это уровень всеобщих высших абстракций (подобный, например, наиболее общим математическим формулам), который затем необходимо конкретизировать, т.е. перевести в такую форму, которую можно применять к множеству отдельных конкретных Предметов Мира. Это не что иное, как Уровень Отдельного (который можно конкретно изучать) — это Предметы Мира, или Экологические Комплексы / Экокомплексы «Система — Окружающая среда»: ЭК«Си–ОС».
В таком универсальном экокомплексе ЭК«Си–ОС» надо знать главные группы закономерностей — системные; экосистемные (системы и среды); средовые. Экосистемные отношения Си и ОС могут быть: 1) оптимальные (здоровые) баланс системы и среды и баланс внутри системы (система-трансформатор); 2) неоптимальные, избыточные (система-аккумулятор, избыточный накопитель и саморазрушитель); 3) неоптимальные истощающие (система-деградатор, слишком мало поглощает, истощается и гибнет); 4) неоптимальные самосохраняющие, в опасных окружающих средах (система-автоизолятор, мобилизационный режим выживания). Первый тип экосистемных отношений — это оптимальная адаптация систем и среды в любых формах Интегральной материи — космической, геологической, биотической, социальной, антропной (человеческой).
Вывод в схематичной форме:
Дополнительные материалы.
Ушакова Е.В. Системная философия: теоретический потенциал и практические приложения / Антология современной русской философии. Том 2. Сост., вступ. ст. М. В. Бахтин. – М: Издательский дом "Энциклопедист-Максимум", 2017. – 209 с. – С. 137-158. (Переиздание: Антология современной русской философии. Том 1. Сер. Русское философское наследие. Сост. Бахтин М. М.; Международный профессорский клуб. – М.: Энциклопедист-Максимум", 2021. – С.310-330). – URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44765162