Жизнь и развитие Наитончайшего — вечны и бесконечны. Оно — Глубинный Фундамент всего остального. Оно есть То, на Чём существует материальный мир. Причём Оно действует,
не прибегая к насилию.
Врата из мира материи в мир скрытный открываются при соблюдении спокойствия.
Понимание этой истины возникает при недеянии.
Строго следуя извечным Путём преображения себя как сознания — можно познать то Вечное Начало.
Этот Путь есть Путь к Дао.
Лао-Цзы — ‘Дао-Дэ-Цзин’
Мальчик Вэнь работал подмастерьем у горшечника. Он был сиротой.
Он, казалось бы, должен был радоваться — и такой работе, и ежедневной, хоть и скудной пище, и крыше над головой…
Но Вэнь не любил такую свою монотонную, однообразную жизнь: делать каждый день одни и те же горшки и плошки — с утра и до вечера.
Он делал это хорошо, он старался изо всех сил, но мечтал — о другом…
Он хотел быть учеником не горшечника, а Мастера Дао!
Он хотел покинуть маленький мир той мастерской с высокими глиняными стенами, отделяющими его от всего остального мира! Он хотел вырваться на свободу из монотонного круга жизни!…
… Однажды горшечник застал Вэня за неположенным занятием. Мальчик вылепил из глины фигурку человека, чуть подсушил её на солнце, потом опустил в воду — и она растворилась…
«Если бы я мог вот так же исчезнуть: раствориться и стать невидимым — то я бы убежал отсюда и нашёл мастера Дао!» — думал Вэнь.
В этих раздумьях и застал его гнев хозяина. И наказание, конечно же, не заставило себя ждать.
Горшечник бил Вэня бамбуковой палкой и при этом возмущался тем, что упрямый мальчишка не просит пощады…
А Вэнь, стараясь сдержать стоны, изо всех сил представлял, как его тело сейчас… растворится в воздухе и исчезнет на глазах у изумлённого хозяина… Ведь так умели исчезать и затем появляться вновь в любом другом месте Бессмертные Мастера Дао!…
В это время во дворе горшечной мастерской появился Человек. Как Он прошёл сквозь надёжно запертые прочные двери или сквозь высокие глиняные стены, ограждавшие двор мастерской, и попал внутрь, — об этом разозлённый горшечник и Вэнь размышляли намного позднее…
Это был Мастер Небесное Сердце. Он произнёс:
— Отпусти этого мальчика со мной, уважаемый! Я заплачу тебе ту цену, которую ты назовёшь.
— … Эээ… Он — очень хороший работник, он очень дорог мне, — начал горшечник.
… Он прервал наказание Вэня и судорожно обдумывал, какую сумму он мог бы попросить у странного путника. Он увеличил в десять раз самую высокую цену — в расчете на торг — и назвал вслух… Каково же было его удивление, когда незваный гость спокойно выложил затребованную плату.
Мастер Небесное Сердце с этого момента больше не обращал никакого внимания на суетящегося горшечника, как будто того не было вовсе, и разговаривал только с мальчиком:
— Собирай свои вещи, Вэнь! — сказал Он. — Ты хотел учиться тому, что умеют Бессмертные Мастера Дао. Если хочешь, пойдём со Мной: Я покажу тебе путь в Обитель Дао.
… Всё произошло столь быстро, что Вэнь совсем не успел удивиться тому, что необычный Путник знает его имя… Он с поспешностью собрал своё скудное имущество.
Вэнь ещё немного боялся, что это чудо — просто сон, и что он сейчас проснётся и откроет глаза… над гончарным кругом…
Но Мастер Небесное Сердце был реален! И Вэнь отправился в путь вместе с Ним.
Так Вэнь стал учеником Мастера Небесное Сердце.
* * *
Прошло немало лет. Новая жизнь Вэня в качестве ученика Мастера Небесное Сердце не была лёгкой, но она дарила Вэню невероятное счастье от всё более глубокого познания Дэ и Дао!
… Однажды Мастер Небесное Сердце вёл беседу с учениками, уже не первый год познававшими под Его руководством Сияние Дэ и Бесконечность Дао.
Он говорил с ними в этот раз о смерти тела. Мастер Небесное Сердце объяснял, а ученики со вниманием слушали Его:
— Тот, кто не задумывается никогда о моменте, когда нужно будет покинуть тело навсегда, — тот может оказаться в растерянности, особенно если необходимость расстаться с телом наступит неожиданно и при неблагоприятных обстоятельствах.
Вы уже знаете, что души продолжают существование после расставания со своими телами.
Когда душа одета в тело, то это принято в народе называть жизнью. Когда душа навсегда покидает тело, это именуют смертью…
Но ведь, когда мы надеваем обычную материальную одежду, — мы не более и не менее живы, чем когда мы её снимаем…
Души, оставшиеся без своих прежних тел, продолжают существовать в том состоянии, к которому они привыкли при жизни в телах. То есть, оказываются души среди подобных себе — в мирах соответствующей грубости или тонкости. Грубые и злобные получают жизнь среди таких же ненавидящих и творящих насилие. А ласковые и нежные — обретают обители мира и добра…
Те же, Кто научились постоянно жить в слиянии с Дэ, — обретают единство с Дэ.
А Те, Кто укрепились в Слиянии с Дао, — обретают Наивысшую Обитель для всех Совершенных.
В юности кажется, что у нас бесконечно много времени впереди… Думы о жизни и смерти обычно посещают человека в конце земного пути. Но это — не разумно! В старости у человека уже почти не остаётся времени и сил для духовных свершений! Поэтому нам имеет смысл всегда быть готовыми к переходу.
С потерей тела душа теряет возможность менять себя. И потому каждый час жизни в теле не следует тратить попусту!
Тех, кто постигли Дао, — смерть тела не устрашает! Она не лишает Его или Её достижений и мудрости!
Так покидают материальный мир Совершенномудрые, воссоединившиеся с Дао.
… Знающий Бесконечность Дао — может приучить себя к жизни в Слиянии с Дао. И тогда перед расставанием с телом он не испытывает страха. Покинув же тело, Он с блаженством погрузится в Дао!
Вы все уже начали учиться входить в Слияние с Дао. И вы знаете, что Дао — Бесконечно и Вездесуще!
Есть великое достижение — в устойчивости Слияния с Дао.
Как этому научиться? Можно, например, — в медитации — воспринять Дао как Бесконечную Стену позади анахаты своего материального тела, на Которую можно опереться, с Которой можно соединиться, в Которой можно исчезнуть.
Чтобы это получилось, необходимо пребывать сознанием на том же уровне утончённости, что и Дао.
Причём, поскольку Дао — Вездесуще, то эта Бесконечная Стена — Она есть прямо здесь…
Мастер Небесное Сердце прислонился спиной к невидимой Стене, Которая состояла из Покоя Дао и не имела границ влево и вправо, вверх и вниз… С помощью движения Рук Души Он вошёл в Слияние.
Теперь тело Мастера Небесное Сердце было внутри наполнено Прозрачным Покоем Дао и было — лишь как бы выступом из Безграничности Дао — в мир материи. Оно позволяло Мастеру присутствовать одновременно в обоих мирах: в мире Творца и в мире Творения.
Показав упражнение, Мастер подвёл итог:
— Вот примерно так вы теперь можете учиться жить. Если в этом состоянии вы встретите смерть тела, то, значит, вы не зря у Меня учились!
… Через какое-то время, когда уставшие от освоения нового состояния ученики отдыхали, Вэнь спросил Мастера Небесное Сердце:
— А проходить через материальные стены Ты нас научишь?
— Люди придумали много способов создавать и разрушать различные стены… Они или строят стены, чтобы защитить себя от непогоды или от нападения, или разрушают те защитные стены, которые создают другие…
Я же сегодня показал вам Самую Великую и Нерушимую из стен!
А если тебе когда-нибудь потребуется пройти с телом сквозь материальную стену, то Я тебя обязательно этому научу!
То Слияние, что Я вам показал, следует не просто суметь исполнить один раз, прогуливаясь в медитации вокруг пруда с лотосами. Но такое Слияние можно укреплять — и сделать именно привычным состоянием в своей жизни. И надо научиться погружаться в него мгновенно — в том числе, при неблагоприятных обстоятельствах.
Хотя на освоение этого потребуется много времени.
Только тот, кто сумеет заменить всё в себе Покоем Дао, — сможет соединиться с Великой Силой Дао. Это для вас — пока ещё далёкое будущее. Но помните, что для того, кто успешно потрудился на этом Пути, — ничего невозможного уже нет!
И Мастер Небесное Сердце исчез, сделав лёгкое движение Руками Души и шагнув назад в Бесконечную Стену, состоящую из Прозрачного Покоя Дао.
… Ученики же Мастера Небесное Сердце принялись осваивать показанную Им медитацию.
* * *
Прошли годы…
Вэнь был успешным учеником.
По поручению Мастера Небесное Сердце он уже сам создал небольшой монастырь на севере Китая и начал обучать тому, что сумел познать от своего Мастера.
В этот вечер Вэнь вновь вспоминал урок о принятии смерти тела — через непосредственный переход в Блаженное Слияние с Дао. Это наполняло его тело Великим Покоем…
«Но, всё же, как жаль, что Мастер не научил нас тогда умению проникать сквозь материальные стены, — думал он. — Сейчас это очень пригодилось бы!»
Нашествие кочевников поглотило их провинцию, монастырь был захвачен…
Вэнь с нежностью смотрел на своих юных учеников. Они спали на земляном полу темницы и были уверены в том, что он, Вэнь, их спасёт…
Жестокий предводитель одного из отрядов нападавших решил продемонстрировать всем местным жителям силу своей новой власти. Он хотел показать, что его «боги» — «главнее». И потому и Вэнь, и его ученики будут завтра казнены на глазах у всего народа…
Вэнь не боялся смерти тела. Он был уверен, что сумеет её встретить так, как научил его Мастер Небесное Сердце. Но вот его ученики — они ведь ещё так мало умеют!… Он столь немногому успел их научить!…
… Всего пять лет назад Вэнь создал свою небольшую школу-монастырь. Он собрал у себя детей-сирот, оставшихся без заботы родителей, и стал для них и строгим отцом, и заботливой матерью, и мудрым учителем. Он обучал их и нравственным основам, и чтению, и письму, и развитию в душе любви ко всем существам. А ещё он научил их делать глиняную посуду. Уроки горшечника тоже не пропали для Вэня даром. Умение трудиться и делать нужные для людей вещи помогало его маленькой обители всегда иметь материальные средства для жизни.
Но всё, чему он успел научить своих воспитанников, — это были только самые начальные ступени обучения на Пути познания Дао.
Вэнь снова вспомнил слова Мастера Небесное Сердце: «Если тебе когда-нибудь потребуется пройти сквозь материальную стену, то Я тебя обязательно этому научу!».
Вэнь даже улыбнулся от яркости воспоминания… Ему вдруг показалось, что он, как прежде, — рядом со своим Учителем…
И действительно — Мастер Небесное Сердце заполнил всё пространство вокруг — Своим Присутствием. А затем Его нематериальный Свет стал виден Вэню: так умеют проявлять Себя Бессмертные.
— Да, ты прав, настало время выполнить обещание! — произнёс Мастер Небесное Сердце. — Есть несколько способов прохождения сквозь материальные стены, — продолжил Он. — Сейчас вам имеет смысл не просто просочиться вместе с телами сквозь каменную кладку, а оказаться далеко отсюда.
Подойди сюда, ко Мне. Делай вместе со Мной то, что Я буду показывать…
… Вэнь в точности повторял движения сознания, в слиянии со своим Божественным Учителем. Его руки коснулись стены темницы…
Он вдруг увидел улыбающееся Лицо Мастера Небесное Сердце… по другую сторону стены… Между руками Вэня и Руками Мастера Небесное Сердце возник коридор…
Ученики Вэня проснулись:
— Мастер Вэнь, почему так светло? Уже утро?
— Здесь — Мастер Небесное Сердце! Идите к Нему!…
Ученики увидели Мастера Небесное Сердце и прошли по проходу, раскрытому Силой Дао. Последним прошёл Вэнь — и проход сомкнулся.
Они оказались в другом монастыре — на юге страны.
А Сияющий Свет и Мастер Небесное Сердце исчезли.
Навстречу Вэню и его ученикам радостно шёл Хань — один из давних друзей Мастера Небесное Сердце. Здесь, на юге страны, был созданный Им монастырь.
* * *
На следующее утро Хань нашёл Вэня у стены дома. Вэнь пытался пройти сквозь эту стену, повторяя последовательность вчерашних действий. Он старался делать всё в точности. Но только по другую сторону не было больше улыбающегося Лица Мастера Небесное Сердце!
Вэнь вновь и вновь повторял попытки, пока смех и ласковый голос Ханя ни прервали его старания:
— Есть одно маленькое условие, о котором ты сейчас забываешь. Это — Воля Дао! Ведь только совпадающее с Его Великой Волей такого рода действие может быть совершено! Только при этом условии производится невероятное и совершается невозможное!
* * *
А в другой части страны этим же утром стражники нашли в темнице вместо монаха Вэня с его учениками — незнакомого им Человека.
За неимением других пленников, Его привели к предводителю отряда нападавших, чтобы казнить.
— Где остальные? — спросил у стражников военачальник, руководивший захватчиками.
— Они — там, где ты не сможешь их отыскать! — ответил за стражников Мастер Небесное Сердце.
— А кто ты такой? Как смеешь ты говорить без моего позволения?! — не сдерживая гнева и возмущения, закричал предводитель.
— Я — Знающий о том, как вещи создаются из бесформенного и исчезают в нём. Я — Умеющий воспринимать Волю Дэ и Дао. Я пришёл сюда, чтобы остановить бессмысленную жестокость!
— Что ж, значит, — теперь именно тебе придётся умереть!
— Но это — невозможно! — с мягкой улыбкой произнёс Мастер Небесное Сердце. — Ты не сможешь меня убить потому, что Я — Бессмертный!
Впрочем, и ты, как душа, — бессмертен тоже, хотя ещё не осознал это. Поэтому — это ты будешь умирать телом раз за разом, пока знания о душе и любовь к Дао не станут для тебя важнее, чем жизнь с жаждой обладания властью и вещами!
… Решив, что перед ним — сумасшедший монах и не желая слушать дальше, предводитель отдал приказ убить пленника. Он ведь был весьма раздосадован тем, что всё шло совсем не так, как он предполагал…
Но, когда Мастера Небесное Сердце попытались казнить, то оружие палачей проходило сквозь полупрозрачное тело Мастера, не причиняя ему вреда. Стражники, пришли в трепет, а их предводитель ощутил своё полное бессилие…
Спокойно улыбаясь, Мастер Небесное Сердце произнёс:
— Никогда не демонстрируй свою силу над побеждёнными!
Не причиняй вреда невинным людям!
И расскажи своим начальникам то, что ты увидел и узнал!
Исполни всё, сказанное Мною, — и только тогда ты сможешь прожить свою жизнь достойно!
* * *
После этой истории кочевники, которые захватили многие земли Китая, не чинили более вреда духовным обителям и почитали мудрость Познавших Дао.
Это продолжалось даже и тогда, когда позднее они пришли к власти во всей Поднебесной.
Бывает так, что тот, кто считался побеждённым, может оказаться сильнее своих победителей.
Духовные знания о Дэ и Дао продолжали сохраняться в Поднебесной и передаваться от поколения к поколению: от Мастеров — ученикам.
И всегда находились те, кто готовы были посвятить свои жизни этому познанию.