И снова всем здравия! Сегодня мы поговорим о проекте дома в пядевой системе. Статья сделана по просьбе одного из моих читателей, Андрея Ильинца. К сожалению, я не силён в данной теме, поэтому в конце я приведу список книг, в которых про данную тему будет рассказано более подробно.
Древнерусские волхвы, создавая храм Рода под Новгородом, построили систему антропоморфных пропорций, в которых работают и золотое сечение, и число π. Меры, взятые с человеческого тела, сохранили в себе драгоценные (и до сих пор мало изученные) закономерности, на которых основаны гармонические природные процессы.
Гуманисты, как и древние славяне, боялись иррациональных величин. Но таковы пропорции человека: отношение сто три к ста (размах рук к росту) - можно записать как удвоенное «золото», делённое на π, то есть отношение мерной сажени к ростовой.
Мы назвали его живым ростовым или антропоморфным квадратом (Gа). Напомню, что это диаметр двойного мажорного золота (√5 + 1) : π = 1,03007...
Круг, вписанный в квадрат, — модель распространения звуковой, световой и любой иной волны в замкнутом прямоугольном пространстве. Если же квадрат заменить живым квадратом или квадратом живого квадрата, то в первом случае получится 1,236... - отношение маховой сажени к малой, а во втором, отношение роста к малой сажени, а это просто π, деленное на 2,618... (то есть на квадрат «золота»).
К ХII веку система вновь эволюционировала и семь славянских футов стали так называемой большой саженью (2,161 м). Отзвук этого события до сих пор живет в русской поговорке «семь раз отмерь, один раз отрежь».
На строительной площадке, уже расчищенной под будущий храм, с изготовления большой сажени и должна была начинаться геометрическая разметка пропорций древнерусской саженной системы. И каждая такая пропорция могла быть осмыслена как некая антропоморфная данность.
Худ. Всеволод Иванов. Храм Рода под Новгородом
В основу конструктивной схемы человека заложен тройной циркуль (ноги и дважды руки). Потому-то число π и оказалось материализованным в антропоморфных пропорциях (так же, как, впрочем, и Ф, и √2).
ЦЕЛОЧИСЛЕННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЖИВОГО КВАДРАТА
- Рисуем квадрат ABCD.
- Превращаем его в живой квадрат AbcD поделив высоту на 34 части и взяв из них 33. Наш живой квадрат - это чуть приплюснутый обыкновенный квадрат. Его ширина - размах рук человека, а высота - рост, который лишь на 3 % меньше ширины.
- Половина роста - длина ног.
- Четверть роста - точка сгиба ноги (расстояние от земли до низа коленей).
- Определим среднюю точку между верхней горизонталью квадрата и верхней горизонталью живого квадрата. От неё отложим вверх четверть роста и получим высоту поднятой руки.
- Берем 5/6 от роста и получаем высоту плеч.
- Если мы хотим, чтобы пупок приходился на точку золотого сечения от роста (что, разумеется, вовсе не обязательно, но, в принципе, возможно), надо взять половину расстояния от высоты плеч до кончиков пальцев поднятой руки и отложить этот отрезок вниз от высоты плеч.
- 1/6 от высоты плеч - высота головы от подбородка до макушки.
- Расстояние от подбородка до конца среднего пальца поднятой руки определит расстояние от земли до конца среднего пальца опущенной руки, а также и точку яремной ямки в основании шеи, и начало кисти, и ширину плеч. (Леонардо да Винчи не зря пытался вписать своего мерного человечка в круг и квадрат, ведь геометрически тело человека - подобие тройного циркуля. Но если брать длину руки от подмышки, то это диаметр высоты роста, взятого с поднятой вверх рукой.)
- Остаётся получить точку солнечного сплетения и подвздошной ости таза. Для этого возьмём по вертикальной оси отрезок от верха ног до верха квадрата (не живого, а обыкновенного). Отложив этот отрезок вниз от высоты поднятой руки, получим одну из этих точек, а взяв тот же отрезок от земли, — другую.
Приравняв 3 локтя Хесира к большой сажени (1 лх - 0,3088 м, то есть практически 1 гф), равной высоте роста с поднятой вверх рукой, убедимся, что антропоморфные пропорции Первой скрижали Хесира по нескольким параметрам совпадают с саженными пропорциями. И это можно объяснить только следствием антропоморфности обеих систем.
Саженная система - совершенное архитектурное подобие музыкального инструмента. Мы реконструировали этот инструмент. Другое дело, как научиться на нем играть, извлекая из 12 его нот те звуки, которые в старину назвали бы Божественными.
Вот так мудро проектировали дом наши предки. А я желаю всем добра и прощаюсь с вами до следующей статьи!
Источники:
1) А. Чернов, "Ключи от Парфенона".
2) А. Чернов, "Саженное золото".