Возможно, я удивлю читателя, но, судя по имеющимся в нашем распоряжении данным, появление в начале XIII века в юго-восточной степи нового кочевого народа, с боями продвигавшегося на запад, никак не претендует на новшество. А приписываемый польскими русофобами-историками последующий этому событию период ига не имеет под собой, ровным счётом, никаких оснований, кроме желания нагадить русским.
Процесс замены доминирующего степного этноса в южнорусской степи происходил с завидной регулярностью. Новые племена, назло современным историкам, практически никогда не стремились к завоеванию неинтересных им лесов и болот, ограничиваясь просторами степи и лесостепи. При этом все они рано или поздно отдавали себе отчёт в том, что их родная степь принадлежит им с некоторой натяжкой.
Гораздо более мощные и определённо более многолюдные княжества Древней Руси имели виды и эффективные способы воздействия на прибывших в степь кочевников. Как правило, на самом раннем этапе, в ходе знакомства (условно) земледельцев и кочевников, налаживались союзнические отношения для изгнания текущего доминирующего степного этноса. И все без исключения степняки охотно нанимались к русским князьям.
Часто войска русских княжеств и кочевников объединялись и (или) действовали автономно, но согласно общему военному замыслу. Не были исключительным событием и совместные военные походы на соседние русские княжества. Всё снова упиралось в главный вопрос: кто являл собой политическую власть, и где конкретно она дислоцировалась в рассматриваемый период времени. Несмотря на очевидную повторяемость событий, никогда они не приводили к игу.
Что же такого оригинального и отличного от прежней череды смены степных этносов произошло в начале XIII века, что заставило историков констатировать наступление монголо-татарского ига? Продолжение, начало серии читайте в статьях: «Кто был настоящим хозяином Великой Степи?» и «Вторая половина Древней Руси — Великая Степь».
Ассимиляция половцев
Прибывшие на смену торкам половцы, в отличие от прежних кочевников, охотно принимали веру новых русских родственников. Неминуемо вместе с верой происходило взаимопроникновение лексики, традиций и обрядов. Очевидно половецкая элита устраивала русскую аристократию не только в части генеалогии предков, но и в качестве близких родственников, в том числе по вероисповеданию.
Лично я вижу здесь два скрытых нюанса, которые редко где упоминаются. Первое: русское боярство и князья, вероятно, имели из каких-то надёжных, неизвестных нам ныне источников достоверные сведения о генеалогии половецких князей, вышедших, как мы знаем из предыдущих частей материала, из южносибирских степей. Следовательно, существовала связь между Древней Русью и восточными территориями Евразии.
Сын князя Всеволода Большое Гнездо Ярослав был женат на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича, князь Андрей Владимирович Добрый был женат на внучке половецкого хана Тугоркана. На дочери половецкого хана Аепы был женат Юрий Долгорукий. На половчанках были женаты в разное время Святослав Ольгович (князь черниговский), Рюрик Ростиславич, Ярослав Всеволодович (князь владимирский) и таких примеров очень много.
Второе: в отличие от прежних кочевников, приходивших и селившихся в южнорусских степях, половцы довольно охотно принимали христианскую веру. Здесь следует сделать важную оговорку, отметив, что в понимании язычника того времени русская версия православного христианства не противоречила языческим обычаям предков. Оттого в крестьянской среде Российской империи двоеверие процветало вплоть до XIX века. Чем кочевники хуже?
Ещё раз напомню, что ни авары, ни хазары, ни торки, ни печенеги в массовом порядке не принимали крещение. А половцы крестились целыми родами! Они явно воспринимались как свои, далёкие родственники, не только русской властной элитой, но встречно и половецкой знатью. Видимо, к этому были веские основания. Оттого не удивителен образовавшийся союз части половецких родов с южнорусскими князьями.
О том, что всё было очень не просто, а в частности не совсем так, как нам рассказывают традиционные исторические источники, можно убедиться всего на одном примере. После совместной победы над торками союзники, как это бывало не раз, поссорились, и уже половецкий хан Искал разбил Всеволода Ярославовича. Столкновение имело характер стычки, но тем не менее между русскими и половецкими вежами залегла трещина раздора.
В 1095 году Владимир Мономах заманил и предательски убил двух половецких князей Итларя и Китана, согласившихся прекратить войну. Затем потребовал от черниговского князя Олега Святославовича убить или выдать ему головой сына Итларя, который в ту пору гостил у него. Черниговский князь отказался, отчего между двумя династиями, Ольговичей и Мономашичей, завязалась долгая и непримиримая вражда.
На основе сведений из Лаврентьевской летописи можно выяснить характер взаимоотношений русов и половцев. За период с 1055 по 1236 годы (180 лет) половцы нападали на русов 12 раз, русичи на половцев тоже 12 раз, а совместных русско-половецких военных операций в междоусобных войнах насчитали целых 30. Естественно, в летописи фиксировали только значимые случаи, пограничные стычки в неё не попадали, и всё-таки.
Но если мы рассмотрим период после походов Мономаха, завоевавшего степи от Дона до Карпат, то характер столкновений изменится значительно. Подчинив русские княжества, он перенёс войну в степь, ибо, как мы выяснили ранее, без подчинения степи не могло быть нормальной торговли, а следовательно, и дохода. В 1111-1116 годах половцы были наголову разбиты и расколоты на мелкие племенные союзы, не представлявшие значимой силы.
Они становились наёмниками русских князей и обслуживали транзитные пути на участках своих кочевий. Независимые или «дикие» половцы остались за Доном и стали союзниками суздальских князей. Как можно заметить, Мономаха интересовал исключительно свой участок торгового пути, всё, что восточнее, оставалось в ведении северо-восточных княжеств. Тратить силы и ресурс на войну на чужом направлении он разумно не стал.
Несмотря на участие в междоусобных конфликтах русских князей, В. Т. Пашуто подсчитал, что половецкие набеги коснулись лишь 1/15 территории Руси, тогда как русские походы достигали Дона и Дуная, приводя половецкие становища к покорности. Вот вам и ответ на вопрос, где в тот период находилась политическая власть над степью, которую нынешние потомки кочевых народов гордо называют Дешт-и-Кипчак.
В конечном итоге, когда половцы столкнулись с вторжением в степь очередного кочевого народа, они обратились с призывом о помощи именно к русским родственникам, понимая, что самостоятельно совладать с новыми врагами не смогут. Из упомянутых русскими летописями под 1223 годом четырёх половецких ханов двое носили православные имена, а третий крестился перед совместным походом против монголов.
Половецкий плачь
Как всегда это бывало в Дикой Степи, кочевые народы имели короткую память, и карательные экспедиции русских отрядов недолго внушали ужас потомкам, обрастая небылицами и слухами. В точности так же, как мы наблюдаем и сейчас в государствах Средней Азии. В среде половцев появились новые лидеры, стремящиеся к объединению родов под одной рукой, что сулило северным соседям новые проблемы и войны.
Было понятно, что вопрос с контролем транзитных путей нужно решать каким-то другим, нестандартным способом. Но каким? Напрашивался вариант создания кавалерийской армии и структуры её обслуживающей. Сами русские князья такими познаниями к тому времени уже не обладали, нужны были специалисты ведения степной маневренной войны. Желательно пришлые, не связанные с укоренившимися в степях половцами.
Поэтому поход западного крыла Чингисхана для покорения западных и северных народов пришёлся как нельзя более кстати. Или был кем-то весьма своевременно запланирован. К сожалению, половцы в этом случае были обречены на тотальное уничтожение или полное подчинение. Рецепт освоения транзитных степей через степь был известен давно: помеху надо устранять радикально. Но что потом, снова прыгать на старые грабли?
Заселять новый этнос с неминуемым повторением последствий? Был и другой вариант, когда территория ставилась под контроль надгосударственного органа. Удобно, но нужно было сразу решить, как минимум, три главных вопроса: 1) Кто будет финансировать проект? 2) Как будет формироваться кавалерийская армия? 3) Кто будет работать и обеспечивать функционирование транзита, армии и чиновников?
Собственно, что за вопрос, ищи, кому выгодно, разве не так? А выгодно было установление единой твёрдой власти князьям северо-восточной Руси и Чингизидам, поскольку в Северном Причерноморье и Приазовье заканчивался, в том числе, и один из участков Шёлкового пути. Если союз получателей выгоды не был заключён, то правители Средневековья попросту «ловили ртом мух». Сразу оговорюсь, что одним Чингизидам такой проект был не под силу.
Из-за удалённости театра военных действий и уязвимости коммуникаций снабжения. И у нас есть подтверждения из летописей. Через три года после битвы при Калке в 1226 году Шихаб-ад-дин Абдаллах ибн Фазлаллах сообщает в «Истории Вассафа»:
Угетай-Каан назначил в (разные) страны света, от одного конца до дpyroro огромные войска со (своими) братьями и нойонами (между прочих) отправил Куктая и Сунтай-нойона (Субедей) с 30 000 всадников в сторону Кипчака, Саксина и Булгара.
Через два года, в связи с упорным сопротивлением местных народов, Угедей отправил Субедею второй корпус, а в 1236 году — ещё один. Другими словами, битва в степи кипела нешуточная, пришедшие татары не могли справиться с немногочисленными половцами, булгарами, аланами и другими местными народами. А что с легендой о мобилизации покорённых племён, где они? И как татары намеревались захватить этими же силами ещё и Русь?
И всё же вернёмся к судьбе половцев. Судя по историческим сведениям, часть их, спустя 14 лет войны с татарами, смогла утечь в Венгрию, часть в Крым, но большая часть была просто уничтожена. Поголовно. Плано Карпини свидетельствует, что в землях бывшей Кипчакии он видел целые поля голов и скелетов, «лежащие на земле подобно навозу». Проводники путешественника буднично пояснили ему, что это кипчаки, убитые татарами.
А те, что не были убиты, обращены в рабов. Вильгельм де Рубрук в 1253 году также упоминал, дескать, проживали тут некогда кипчаки, пока не были истреблены татарами. Действительно, войска Чингизидов демонстрировали педантичный подход к освобождению жизненного пространства. Как утверждают исследователи, армия Батыя в 1237 году прошлась по степи тремя «крыльями», охватывая максимально возможное пространство.
Что из этого вышло, можно узнать из приведённых выше свидетельств очевидцев. Чингизиды явно не были расположены подчинять половцев, но кто же тогда, в их понимании, должен был служить в регулярной кавалерийской армии, строить города, сеять злаки и вести хозяйство? Уж не халха ли монголы? Нет, согласно «Сокровенному сказанию», Юань-ши и «Истории Вассафа», не позднее 1240 года (то есть до западного похода) прикомандированные к Батыю монголы вернулись к родным очагам.
Заселение целины
Ответ на вопрос нам снова услужливо предоставляют путешественники того времени, зачастую являющиеся по совместительству послами и разведчиками. Тот же Рубрук буквально засыпает упоминаниями русских людей в Орде. Судя по его рассказам, они воевали, сеяли, торговали, строили и служили религиозные службы в русских посёлках. То есть присутствовали во всех сословиях ордынского населения, что важно, на правах свободных людей.
Именно христиане той местности говорили то, что ни один истинный христианин не должен пить его (кумыс), а без этого напитка он не может жить в этой пустыне. Я никоим образом не мог отвратить его от этого мнения. Отсюда знайте за верное, что они весьма далеки от веры вследствие этого мнения, которое уже укрепилось среди них благодаря Русским, количество которых среди них весьма велико.
Не отстаёт и уже известный нам Карпини, ссылающийся на присутствие русских на всём его пути в ставку Великого хана в Центральной Монголии и в самой ставке, в том числе. Арабские авторы, не зная о тяжком бремени ига, «придавившем» в ту пору Русь, буднично повествуют о русских судах, бороздящих Волгу, купцах, клириках и ремесленниках. Русских же кварталах и базарах в Сарай-Берке и даже русских разбойниках в Орде.
Я подробно рассказывал об этом явлении в серии статей: Кто приучил викингов бояться русских парусов? Ушкуйники / Ушкуйники. Дрожь Золотой Орды / Ушкуйники. Месть - дело благородное / Ушкуйники. Удар в сердце Одина (часть 1) / Ушкуйники. Удар в сердце Одина (часть 2) / Ушкуйники. Степан Разин — последний герой / Ушкуйники. Степан Разин — последний герой (часть 2).
Оказывается, русских было полно и в Крыму, существовали целые поселения, и, по словам того же Рубрука, проезжавшего северной частью полуострова, среди «куманов» (половцев), населяющих эти степи, весьма сильно влияние христианства «благодаря русским, число которых среди них весьма велико». И не только там. На Дунае венгерский король Бела IV жаловался в 1253 году на значительное увеличение количества русских, бродников, половцев.
Откуда? Да оттуда же, из княжеств юго-западной Руси, разорённых походом Батыя. Нет сомнений в том, что летописи пишут правду об угнанных в полон жителях. Часть их, безусловно, были проданы в рабство, но большая часть, как можно убедиться, была расселена по поймам рек, строила города в степи, возделывала поля и воевала в качестве воинов регулярной кавалерийской армии, защищая торговые пути и границы Западной Руси.
При всём этом нужно признать, что невозможно объяснить всё вышеописанное исключительно географическим положением и экономическими причинами. Должно быть что-то ещё, что могло сыграть, если не двигателем, то послужить причиной для сближения и основанием возникновения объединения Русь-Орда. На мой взгляд, в те времена таким обстоятельством были только религиозные взгляды.
Об этом в следующей серии материалов: «Три версии битвы на Калке».
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
Рекомендую вам мои книги:
«Скифы — белые кочевники Евразии» /«Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».