Хороводы России. Образы и смысл.
Усть-Цильма традиция и обряды Русского Севера, хоровод 12 июля 2019 год.
Усть-Цильма — одно из самых древних сёл Русского Севера, раскинулось на берегу реки Печоры, в Коми. Известно оно во всём мире за неповторимый обрядовый праздник: Усть-Цилемская горка.
Традиция празднования проходит в неизменном виде, из века в век. Как в глубокую старину собирает все живущие здесь рода во единый круг. Вне зависимости, где проживает человек родом из этих мест, он стремится непременно попасть сюда именно в этот день. Что же заложено в этом хороводном празднике, отчего он так влечёт к себе?
Посмотреть на старинный обрядовый праздник в село Усть-Цильма, приезжают ценители традиций со всей России. С 2011 года народные гуляния были включены в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия. "Горка" каждый год всё больше привлекает внимание. Попасть на неё — это большая удача.
Традиционные Хороводы и обряды я изучаю несколько лет, веду хороводы в Москве. Север давно меня привлекал своею сохранностью в обрядах и традициях.
Мне посчастливилось в этом году стать участником горки, пройти хороводами вместе с Усть-Цилемцами. Прочувствовать изнутри обряд, прожить мудрость старинной песни, увидеть смысл орнаментального хоровода. Жить в семье потомков древнего рода, путешествовать по местам силы, сплавляться по реке Пижме в места, где никто уже не живёт. Почувствовать энергетику Севера. Север — это душа русского народа, кладезь традиции и обрядов исконно русской культуры. Горка прошла испытание временем и выстояла. Она вписана в матрицу Земли, именно здесь она вырастает до неба, человек — прямой проводник кона предков. Проводилась всегда, вне зависимости от смены власти. Был небольшой период запрета "Горки", но она всё равно проводилась в небольших селах этого района. Сменялись времена и эпохи, а на "Горку" шли родами и семьями, водили хороводы и пели старинные песни.
Формы хоровода чётко вписаны в порядок проведения "Горки", движения плавные и раскачивающие. Эти хороводы отличаются от знакомых нам хороводов.
Земля северная хранит в себе былины и сказания земли Русской. Земля из века в век полнилась переселенцами из разных мест. Население Усть-Цилемского района — это, в основном, староверы Поморы, и переселенцы Нижегородцы. Плюс местное население Коми.
Произошло соединение обрядов, каждый внёс свой вклад, традиция укоренилась и проросла. Это как собрать мозаику. Каждый род вносил свою часть. Песни не случайно народные, в них содержится сакральный смысл, сообща собранный воедино. Некоторые песни пробирают до мурашек, когда осознаёшь их смысл.
Хороводная горка проводится в течение 2 дней, 11- 12 июля, во все времена.
Это день солнцестояния в прямом смысле, солнце светит и день и ночь. Период белых ночей, когда солнце встает в 01.30 и светит необычно ярко, и небо глубокой синевы.
В чём смысл традиции, и какая сила даёт людям возможность поддерживать обряд вопреки всему? Каким наследием мы владеем, благодаря этим людям, сохранившим традицию и обряд?
Самое важное это то, что этот праздник заслуженно занял своё место в историческом наследии нашей Родины. Он сохранил больше внешнюю сторону обряда, но смысл люди чувствуют, и когда даёшь картину целиком, душа вспыхивает.
11 июля - в ночь перед горкой на берегу Печоры собираются все жители, приходят семьями, от мала до велика. Варится обрядовая каша на берегу, ну очень непростой реки. Печора хранит в себе глубину мироздания, смотришь в неё как в зеркало души. Все вместе за разговорами и кашей, встречают рассвет солнца. Проходят соревнования, участвуют все желающие.
В наше время обряд больше оставил внешнюю форму, и превратился в пикник. Сохранили как смогли и будут хранить точно это дальше. Смотришь на северян, на их добродушие и просто восхищаешься этими людьми, живущими в непростых условиях, часто отрезанных от большой земли. Паромы и вертолёты — единственная переправа на большую землю.
На самом деле, каша варится для наших предков. В эту ночь вспоминают всех, живущих от века в век. Так было раньше. Традиция сохранилась, и те, кто помнит, вспоминает, что в эту ночь принято показать удаль молодецкую, и показывать своих внуков и правнуков. Даже если ты вдруг забыл о смысле праздника, само действо способствует пробуждению памяти.
Для меня это раскрытая книга родов, когда читаешь и вникаешь в суть. Обряды имеют глубокий смысл в связи поколений.
Есть три уровня: материальный, духовный и душевный, если собираешь такую матрЁшку, тогда дальнейшее действие, становится осознанным и понятым.
Материальный-душевный-духовный.
Неизменный наряд у мужчин и женщин, форма и одежда, рисунок костюма, каждый слой имеет смысл. Тонкая непрерывная связь с родом небесным через сохранность традиции в одежде.
Очень бережно в особых условиях семьи хранят костюмы, сшитые прабабушками век назад! Праздничные наряды — плат, рубаха-рукава, выполненные из репса, парчи или штофного материала, сарафан, фартук, пояс — не принято стирать. Вода губительна для дорогой столетней материи.
Шьют наряды и сейчас, соблюдая технологию. Такой наряд есть только в Усть-Цильме.
Сам обряд одевания в строгой последовательности, вытягиваешься уже в процессе, прямой стержень. Я удостоилась доверию рода, и прошла "Горку" в таком наряде.
Чувство были необычны, через одежду пробуждается родовая память, будто я эти песни и хороводы знала и водила всегда.
Шествие по главной улице посёлка, подобно бессмертному полку. Со всех сторон стекаются люди, с детьми и внуками. Происходит обмен информацией, семьи рассказывают о нарядах, и о своих бабушках и дедушках. Ценности семьи приобретают смысл, хочется связаться с родителями и просто поблагодарить за то, что они есть.
Хоровод - четкая последовательность орнаментальных фигур.
В каждом хороводе соответствующая песня. Через звук меняется вибрация и частота, энергетика человека меняется, поднимаясь выше к сердечной чакре. Происходит точка сборки в солнечном сплетении, по мере прохождения рисунка, запускается процесс слаженной работы чакровой системы. Человека переполняют чувства, связь с родом даёт полноту системы. По мере прохождения горки, сфера жизни наполняется и растёт. Радость и чувства переполняют. Не случайно жители говорят: мы живем от горки до горки.
Фигуры хоровода: Пение - движение - рисунок.
- Столбы — хождение тройками. Каждая фигура сопровождается песней. Переходы и ход назад-вперед. Выстраивается стержень, прямой столб, небо и земля, прошлое и будущее, через связь в настоящим. Восстанавливается поток, запускается процесс очищения.
- Круг — движение общее рождает синергию, поток идёт по горизонтали на расширение. Доверие растёт, укрепляется вера. Движение плавное, в нём нет рывков.
- Стенка на стенку — построение мужского и женского ряда. Схождение и расхождение, встреча. Прикосновение руками на уровне плеча, слова песни: "Батюшка вставай, матушка вставай". Идёт чередование по возрастам, происходит соединение: внук-сын-муж-отец-дед: внучка-дочка-жена-мать-бабушка. Через пробуждение и обмен энергетический, происходит переполюсовка мужского и женского. Каждый осознаёт свою роль и место. Это тонкие вещи, песню нужно чувствовать.
- На четыре стороны — в этом хождении, мужчины присматривают себе пару, происходит выбор невесты. Песни глубокие, в тоже время есть шутливые. Они вскрывают взаимодействие мужчины и женщины, роль и место в семье и мире, каждого в роду. Удивительно насколько мудр обряд и песня, если знать и понимать её смысл. Женщина идёт за мужчиной, и никак иначе, глава семьи мужчина.
- Вожжа — пошло соединение, развороты друг к другу, глаза в глаза. Перетекание и дарение, принятие в общности.
- Плетень — переплетение родовых знаний и умений. Обмен и круговая порука.
- Танцы парные — дают возможность раскрыться, в это время происходит свободный выбор пары. Через шутки, прибаутки снимаются внутренние блоки.
Усть-Цилемский общий марш хоровод.
Фигуры. Пары в круг:
- ручеёк,
- волны,
- пила,
- круг,
- корзиночка,
- плетень,
- игла,
- змейка,
- солнышко.
О каждой фигуре можно говорить отдельно, я скажу об общем действии, что происходило на тонком плане. Это огромный срез древа, в который вписаны все рода, жившие здесь до этого времени, и живущие сейчас, живущие за пределами этого края.
Круг за кругом род ведёт перекличку, смотрит, кто пришёл на горку, кто отсутствует. Если нет представителя, значит оборвалась родовая связь. В этот момент род принимает решение, кого послать на Землю, какая душа нужна, именно этому роду, для прохождения урока. Род принимает решение, и смотрит в каком роду есть необходимая для возрождения частота. Души сами принимают решение на воплощение в той или иной семье. Всё происходит одновременно на всех уровнях: навь-явь-правь-славь. Происходит прощение рода, это как задел, зачёт человеку, просто от того, что пришёл. А если осознаешь смысл, то происходит переоценка личных целей и ценностей.
В явном мире каждая фигура хоровода имеет смысл, все движения очень плавные, раскачивающее постепенно сознание человека. Происходит высвобождение тёмной энергии, негативных мыслей, и человек пробуждается от спячки.
Происходит точка сборки внутри, энергетический крест выстраивается. Пошла восьмерка, соединяется прошлое-настоящее-будущее. Выравнивается баланс в человеке мужских и женских энергий. Чакровая система полностью включена. Через круговые плясы, вытаптывание, выходит накопленный негатив. Энергетика человека меняется из минуса в плюс.
Люди — это энергетически наполненные шары, происходит распирание, в такие моменты человек начинает дарить. Он делится своим состоянием с другими, через рукопожатие, простое объятие. Связь с предками усиливается, солнце светит настолько ярко, касаясь своими лучами солнечного сплетения. От такой наполненности ясно осознаёшь, кто ты в этом мире, какая роль и где твое место. Задача распределить энергию на свой рост, и на добрые дела.
Знают ли об этом сами Усть-Цилемцы?
На самом деле они это чувствуют, но не могут объяснить что происходит. В интервью они точно описывают состояние радости, связи с родом.
Сейчас больше сохранилась внешняя форма, но почти утрачено внутреннее содержание. Не хватает малейшего толчка и направленности, когда я передаю точный образ, вспыхивает душа и всё становится на своё место.
Всё очень просто, надо любить то, что мы делаем. Надо любить и передавать с благодарностью наследие предков. Не только передавать знание, а приумножать своим действием, и вносить свою лепту в общее.
Хоровод надо ведать, у самого ведущего должна быть высокая частота восприятия картины мира в целом. Стоит соответствовать и жить так, чтобы чётко осознавать свою роль и место. Да просто любить себя, людей и своё дело.
Горка состоялась. В этом году вмешалась сама природа, мягко показывая человеку на что обратить внимание.
Успели провести первую часть, когда дошли до общего пошёл сильный дождь, и все мгновенно разошлись. А часть всё-таки вернулась.
Мы дружно пробуждаемся и идём к общинному сознанию. Начинать стоит с самого себя, развернувшись внутрь, спросить, а как я живу? Кто я, есть ли у меня связь с родом земным, со всеми у меня гармония, или нет? Восстановить через душевную беседу связь, осознать свою роль и место.
Усть-Цилемская горка — это подарок предков, это мудрость веков. Счастье, что она есть.
Хоровод — это средство в развитии самого себя, если понимать его образ и смысл.
Это моё видение процесса, я делюсь тем, что поняла сама.
Хоровод ведаю и продолжаю обучатся этому.
С любовью к Северу!
Светлана Скоморох.
Статья опубликована в журнале "Быть Добру!". Выпуск 2 (ноябрь 2021)