Предлагаем Времясчисление вести от События. Любое Событие имеет имя, определённое традицией, и дату его проведения в соответствии с каким-то календарём.
Открытая Славянская Академия предлагает оставить в стороне распри и споры по поводу, когда и как отмечать те или иные праздники, как их именовать, и обратить свои взоры на События, связывающие Ярило-Солнце и Землю.
На Земле проявлены четыре ключевых События: два равноденствия и два солнцестояния.
Первое Событие — весеннее равноденствие или Великдень (укр. Великдень, белор. Вялікдзень, болг. Великден)[1], когда день становится больше ночи.
В 2021-м году равноденствие выпадало на 20-е марта 9 часов утра 37[2] минут по мировому времени и на 12 часов 37 минут по Москве. В этот день Ярило-Солнце перемещается из южного полушария в северное. Если взглянуть из космоса на Землю в момент равноденствия, то она будет освещена вертикально по экватору.
Вместе с пробуждением природы от зимнего сна и увеличением продолжительности дня начинаются весенние праздники, гуляния и хороводные игры. Месяц, в котором случается данное Событие, остаётся священным у многих народов. Праздник весны по астрономическому солнечному календарю зороастризма (древней Персии) именуется Новруз (от персицкого «новый день»). В Иране и Афганистане данное Событие общепризнанно отмечается как Новолетие; как государственный праздник — в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Боснии и Герцеговине; как народный праздник — в некоторых весях Российской Федерации: Дагестане, Татарстане, Башкирии.
О праздновании Масленицы на Руси писал в конце 19 века Иван Михайлович Снегирёв в книге «Рускіе простонародные праздники и суевѣрные обряды», выпускъ II, 1838 года. По его словам:
«Главную роль играют в Маслянице блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовутъ гостей и блинами везде угощают... Катанье на санях по улицам начинается с понедельника, а более с четверга Сырной недели: к вечеру ездятъ целыми вереницами, а простолюдины катаются с весёлыми песнями. Ледяные горы для катания строились на Москве реке и на Неглинной, от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне Александровский сад, до конца XVIII века…Издревле известные в России борьба и кулачный бой составляли одну из любимых забав народных… В вечеру того дня молодые обоего пола в своем селении на улице поют песни; после сего, взяв каждый с своего двора по снопу соломы, вместе сжигают её в селении, а чаще за селением. Етот обряд…называется сожигать Масляницу, или соломеннаго мужика. С вероятностью заключить можно, что ето обыкновение, существующее с незапамятных времён, есть остаток от языческих треб и обрядов, примешанный к увеселениям Сырной недели».
Василий Суриков. Взятие снежного городка.
Повсеместно во время празднования весеннего равноденствия люди жгут костры, очищаясь огнём. Огонь в этот день является главным символом. По традиции накануне надобно навести порядок в доме, отдать долги, попросить прощение за содеянное, очистить мысли, чувства и плоть. Следует встретить Событие в кругу семьи и родичей, наполнить день радостью и светом, подарками для близких, устроить семейный пир со здоровыми явствами и без хмельных напитков, сопроводить празднование славлением и почитанием Высокомерных Предков.
Второе Событие — летнее солнцестояние, когда Ярило-Солнце в своём движении по эклиптике всё более отклоняется в сторону северного полушария, и высота подъёма светила на небосклоне — самая высокая. В южном полушарии в это время наблюдается зимнее солнцестояние.
Самая короткая ночь в году отмечается в разных частях света в соответствии с народной традицией. Славянский православный и зороастрийский праздник олицетворяет расцвет плодородия и связан с максимальной силой Ярило-Солнца и природы. Повсеместно возжигаются костры, совершаются купания в водоёмах и гадания. Праздник Солнцестояния у латышей называется Лиго, у финнов — Йоханнус, у шведов — Мидсоммар.
Иван Михайлович Снегирёв писал в книге «Рускіе простонародные праздники и суевѣрные обряды», выпускъ IV, 1839 года:
«Один из общих и торжественных праздников народных не только в Славяно-Рускоъ мире, но и во всей почти Европе, есть Иванов день, или Купало, приходящийся около летняго солнцестояния, и впадающий в Христианский праздник Рождества Св. Иоанна Предтечи и Крестителя. Вместе с Коледою, современною зимнему солнцестоянию, Купало составлял празднества, разделявшие в древности год на две половины равныя, зимнюю и летнюю… В том и другом сочетание огнепоклонения и водопоклонения, мужескаго и женскаго полов, очищение огнем и водою, из коих первый даже доселе в простонародии называется Царь-огнём, а другая Царь-водицею... Начало етих обычиев, основанных на самой природе и коренных идеях человечества, открывается в глубокой древности, где вода и огонь почитались за начала мира, главнейшими стихиями и символами очистительными. От етого верования получили свое начало купальские огни и омовения, все поверья, обряды и обычаи, кои наблюдаются в ето празднество стихий… Позорищем купальскаго праздника бывают обыкновенно горы или поля и воды; на одних зажигают огни, чрез кои перескакивают мужчины и женщины и перегоняют скот для предохранения от очарования злых духов, а в других купаются для очищения себя и сохранения от болезней на целый год».
Сахаров Иван Петрович так описывал купальские празднества в книге «Сказанія русскаго народа, собранныя И.П.Сахаровымъ», 1885 г.:
«Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгиванее чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору».
Третье Событие — осеннее равноденствие, в момент которого центр Ярило-Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор и переходит из Северного полушария в Южное. Поэтому в Северном полушарии после этого начинается осень, и сокращается продолжительность светового дня до зимнего солнцестояния, а в южном — наступает весна.
В этот день славят Отца-Ярило и Матушку-Землю за полученный урожай, это время подведения итогов и вознесения благодарностей. Так же это время заключения семейных союзов и свадеб.
День осеннего равноденствия считается также Новолетием в традиции староверов.
В соответствии с хранимой традицией в разных племенах словян праздник именуется Таусень, Вересень, Световит, Овсень, Авсень, Усень, Осенины. На Руси этот день всегда отмечали пирогами и выпечкой, брусникой и яблоками, а также народными гуляньями, игрищами, песнями и хороводами.
В древности разные народы мира придавали дню осеннего равноденствия мистическое значение. В древних мифах считалось, что в этот день открываются некие невидимые врата, а потому следует загадывать желания и строить планы на будущее.
Древние кельты в день осеннего равноденствия отмечали один из самых больших праздников Мабон, отголоски которого до сих пор можно найти во многих современных празднествах. Осень благодатное время, а потому Мабон отмечали всей семьёй или общиной за богатым и сытым столом.
В Японии день осеннего равноденствия является официальным праздником, когда японцы навещают родичей и поминают ушедших предков.
Борис Кустодиев. Сельский праздник.1914 г.
Четвёртое Событие — зимнее солнцестояние 21-22 декабря. Именно эту дату считают астрономическим началом зимы. День зимнего солнцестояния — самый короткий в году, после него продолжительность светлого времени суток увеличивается. В противоположном полушарии Земли в это время наступает самая короткая в году ночь и летнее Солнцестояние.
Это Событие имеет отражение в традиции многих народов. Римляне, греки и египтяне 21 декабря приносили жертвы богам, дабы они вернули Солнце на небосклон. На севере Европы славили Одина, устраивали шумные застолья и пели песни. Скандинавы и славяне важной часть празднования считали костры, символизировавшие Солнце. После самой длинной в году ночи рождается новое солнце в образе Коляды. Пока он юн, солнце греет слабо, но к весне бог подрастёт, и солнечного света станет больше. Это время связано с рождением идей и планированием будущего.
С приходом христианства на эту дату было назначено католическое Рождество. Христианские обычаи были составлены на основе языческих — народ не желал расставаться с привычными обрядами. Празднование начиналось на рассвете. После приветствия восходящего Солнца начинаются народные гуляния, игры и песни, посещения родичей, проведения обрядов очищения огнём, приношения требы, прославления предков. Завершается событие вечерним семейным пиром.
Сахаров Иван Петрович так писал в книге «Сказанія русскаго народа, собранныя И.П.Сахаровымъ», 1885 г.:
«Поселяне говорят, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Вотъ отчего этот день они называют: солоноворотом, поворотником, поворотом».
Борис Кустодиев. Масленица.1919 г.
Эти четыре События являются сопряжением с Ярило-Солнцем, планетой, Предками. В эти дни люди, как составляющие части этой планеты, могут направлять свою энергию на то, чтобы помочь ей почиститься и оздоровиться. Это время, когда надобно соблюдать равновесие, оставив все распри и обиды в прошлом. В новое лето надобно принести в свою жизнь радость, добро, призвать счастье во Благо Семьи, Племени и Рода.
[1] Сейчас относят к Пасхе. При этом в народе принято на Пасху печь пасхальные куличи или пасочки, красить яйца, наводить порядки в доме, убирать могилы умерших, проведывать умерших предков на кладбищах, а также бить крашеные яйца.
[2] Астрономический календарь на 2020 год. Выпуск 20 (117) Под ред. С.М. Пономарёва - Н.Новгород, Издательство Нижегородского университета, 2019 г.