Автор: Баир Иринчеев
Серия детских книг «Прадедушкины медали».
Среди всех медалей, учрежденных в Великую Отечественную войну, только у одной — две степени. Это медаль «Партизану1 Великой Отечественной войны». Получить эту медаль могли не только взрослые, но и дети. В этой тетради наш рассказ будет о советских детях и
подростках, которые попали в немецкую оккупацию2, но не склонились перед врагом. Наоборот, с оружием в руках или без него, они поднялись на борьбу и стали настоящими героями сопротивления нацистам3.
Немецкий план вторжения в Советский Союз заключался в молниеносном разгроме нашей армии в сражении у границы, быстром захвате самых важных городов страны: Минска, Киева, Ленинграда, Москвы. Далее нацисты должны были выйти на линию Архангельск — Астрахань до начала зимних холодов 1941 года. После этого они планировали уничтожить большинство населения оккупированных территорий голодом и массовыми убийствами, а затем заселить опустевшие земли немецкими колонистами.
Нацисты внушили немецкому народу, что русские, белорусы, украинцы, поляки — это не люди, а дикари, полу животные. Для обозначения славян немцы даже придумали слово «Унтерменш» — недочеловек. Этим нацисты хотели оправдать массовое убийство населения оккупированных территорий. Оставшихся в живых немцы превратили бы в рабов. Евреев и цыган нацисты объявили вредными народами и планировали уничтожить их полностью. Объявив себя высшей расой, немцы сами превратились в зверей и чудовищ. Перед началом вторжения немецким солдатам был зачитан приказ: в войне на востоке против Советского Союза им не нужно следовать никаким законам войны. Это значило: немецкие солдаты могли совершать любые преступления и не понести за них никакого наказания.
В первые недели нацистского вторжения казалось, что всё идет по плану врага. Наша армия отступала и оставляла один город за другим. Пали Минск, Киев, была захвачена Прибалтика. Ленинград оказался в блокаде. В конце ноября 1941 года немцы уже подходили к Москве. Весь мир считал, что Советский Союз падет в считанные недели. Но нашим войскам удалось остановить, а затем и отбросить врага от столицы.
5 декабря 1941 года началось крупно масштабное контрнаступление советских войск под Москвой. В ходе нашего наступления немцы потерпели первое в ходе всей Второй Мировой войны крупное поражение.
Но сил и умения, чтобы освободить все наши земли от врага, у нашей армии ещё не хватало. Большие территории СССР остались под немецкой оккупацией.
Руководитель нашей страны, Иосиф Виссарионович Сталин, в своей первой речи к народу 3 июля 1941 года объявил, что эта война — Великая Отечественная. Это значит, что речь шла о выживании всего нашего много национального народа, о сохранении языка, истории, культуры.
За четыре дня до этой речи, 29 июня 1941 года, был издан приказ о формировании партизанских отрядов в тылу4 врага. Началу народной войны против нацистов способствовало и то бесчеловечное отношение, которое сразу проявили оккупанты5. С самого начала войны они начали обращаться с мирным населением так, как предписывала им расовая теория.
Рассказывает юный белорусский партизан Владимир Кравцов:
«…Жители освобожденной деревни со слезами на глазах рассказали нам эту историю. 25 июня 1941 года в бою за белорусскую деревню был убит офицер наступающей немецкой части. Разозленные немецкие солдаты выместили злобу на мирных жителях — на всех, кто попадался под руку. Кто-то успел спрятаться, кто-то был застигнут убийцами врасплох. На глазах у Михасика, одиннадцатилетнего мальчика, спрятавшегося в гумне6, немецкий офицер из пистолета застрелил его мать, бабушку и двух маленьких сестричек. Только через два дня немцы разрешили похоронить убитых…».
Михасик был пионером, а при вступлении в пионерскую организацию каждый советский школьник давал такую клятву: Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича — Законы Юного Пионера.
Давая эту клятву, советские пионеры обещали, что будут выполнять законы пионерской организации. Один из законов пионеров СССР гласил: «Пионер любит Красную Армию, Военно-Морской Флот и сам готовится защищать Родину от врагов».
И Михасик выполнил это обещание до конца. Он встал у дороги с гранатой, спрятанной в кармане. Он ждал. Увидел проезжающую мимо машину с немецкими офицерами. В одном из них Михасик признал убийцу своей семьи. Взрывом гранаты все офицеры в машине были убиты, а сам молодой патриот7 был ранен. Немецкие солдаты добили раненого мальчика штыками.
Эту клятву юного пионера выполнили тысячи и десятки тысяч молодых патриотов нашей страны. Видя зверства немцев, массовые убийства ни в чём не повинных мирных жителей, советские граждане, в том числе дети и подростки, начали оказывать оккупантам сопротивление любыми возможными способами.
При отступлении наших войск на территории противника специально оставались комсомольцы8, партийные работники, представители органов советской власти — для того, чтобы тайно передавать разведданные нашей армии и вредить врагу всеми возможными способами. Для этого им были оставлены рации и оружие. Нужно было действовать очень осторожно, чтобы немцы их не поймали. Этих патриотов назвали подпольщиками — им часто приходилось собираться на военный совет в подполе9 дома, а иногда и прятаться там от облав10.
В первую очередь было необходимо рассказать народу на оккупированных территориях правду о положении дел на фронте. Радиоприемники у населения были изъяты, телевидения и интернета еще не было. Газеты на оккупированных территориях выпускали только немцы. И писать в этих газетах они могли что угодно. В своих газетах оккупанты ругали всё русское и советское. Восхваляли всё немецкое. Врали о том, что Ленинград захвачен, Москва взята и Советский Союз уничтожен. Рассказывали, как хорошо будут жить молодые люди, если поедут в Европу работать.
Всё это было ложью. Эта ложь имела лишь одну цель — чтобы наш народ не оказывал сопротивления, смирился с участью рабов и поехал в Европу работать за миску еды. Да такой еды, которую немцы обычно давали свиньям.
Поэтому даже рассказ о том, что немцы лгут, уже был сопротивлением. Правдивые новости из Москвы давали нашим людям надежду на избавление от оккупации и победу. Поэтому подпольщики в первую очередь через расклеивание листовок сообщали населению оккупированных территорий, что наша страна жива и борется. Что Москву и Ленинград немцы не взяли, и что победа будет за нами. Для людей, которых немцы считали животными; для людей, которых любой немец мог убить в любой момент, — эти новости были глотком свежего воздуха.
Расклеивать листовки часто поручали пионерам и комсомольцам: дети и подростки вызывали у оккупантов меньше подозрений. За распространение листовок немцы карали расстрелом, перед которым схваченных подпольщиков подвергали жестоким пыткам и избиениям.
Не нужно думать, что детей и подростков кто-то заставлял расклеивать листовки. Советское государство сумело воспитать целые поколения патриотов, готовых отстаивать свою страну с юного возраста. Многие пионеры и комсомольцы до войны занимались в оборонных кружках, умели оказывать первую медицинскую помощь, знали, как обращаться с оружием — они были воспитаны настоящими бойцами и патриотами. Они сами рвались в бой.
Постепенно на оккупированных территориях в лесах начали появляться отряды народных мстителей. Со временем их становилось всё больше. Осенью 1941 года на юге Ленинградской области советские повстанцы11 подняли народное восстание. Образовался Партизанский край — обширная территория, где была восстановлена советская власть. Повстанцы уничтожили в деревнях немецкие гарнизоны и немногочисленных предателей. Они снова подняли над сельсоветами12 красные флаги. Заработали колхозы13, осенью даже были открыты школы. Был собран и заготовлен хороший урожай, не доставшийся оккупантам. Именно это зерно партизаны Ленинградской области переправили в осажденный Ленинград весной 1942 года. Об этой дерзкой крупномасштабной операции ленинградских партизан мы расскажем в следующей тетради.
Вскоре партизаны начали получать помощь с Большой Земли — так называли ту огромную часть нашей страны, которую немцы захватить не смогли. Рядом со своими базами партизаны построили маленькие аэродромы для самолетов По-2. Постепенно связь была установлена со всеми советски ми партизанскими отрядами. Были построены большие аэродромы для тяжелых транспортных самолетов Ли-2 и «Дуглас». Самолеты привозили партизанам оружие, взрывчатку, бое припасы, радиостанции и другие грузы, необходимые для борьбы с врагом. На Большую Землю самолеты вывозили раненых и тяжелобольных партизан.
В Москве был создан штаб партизанского движения, и народные мстители перешли к крупномасштабным, согласованным действиям против немецкого тыла и пособников нацистов. Как партизаны вредили врагу и помогали Красной Армии? Партизанские отряды нападали на небольшие немецкие гарнизоны. Делали налеты на немецкие склады и базы снабжения — задачей было не только уничтожить припасы немцев, но и захватить оружие, боеприпасы и продовольствие.
Партизаны добывали разведывательные данные о передвижении немецких войск и передавали их на Большую Землю. Особо важно было сообщать о количестве эшелонов14 с войсками и техникой на железных дорогах.
Ещё важнее было нарушить движение железнодорожного транспорта нацистов. Для того, чтобы помочь нашим войскам на фронте, партизаны проводили многочисленные диверсии на железной дороге: взрывали пути, мосты, выводили вагоны и паровозы из строя всеми возможными способами.
Немцы не ожидали столь широкого сопротивления. В других странах Европы сопротивление оккупации не было таким масштабным. В большинстве деревней немцы оставляли всего несколько десятков солдат, а были деревни, где их не было вообще: ведь немецкие солдаты были нужны на фронте. Во всех населенных пунктах немцы назначали старост и бургомистров15 из местных жителей. Из местных набирали и полицейских, получивших в народе презрительное прозвище «полицай». Кто же были эти люди, кто предал свой народ и согласился служить врагу?
Кто-то пошел служить немцам, надеясь на победу нацистов и планируя сделать хорошую карьеру при оккупационной власти. Кто-то пошел из-за того, что таил обиду на советскую власть и хотел поквитаться за репрессии16 и раскулачивание17. Но чаще всего служить к немцам шли самые ничтожные, никчемные люди. Они поняли, что поступив на службу к врагу, они получат почти не ограниченную власть и смогут делать всё, что хотят. Они смогут грабить, убивать, пьянствовать, и никто их не призовет к ответу. Однако среди тех, кто пошёл на службу к немцам, были и подпольщики — для того, чтобы получать ценные разведывательные данные и потом передавать их партизанам или советским войскам.
Предателей среди советских граждан на оккупированных территориях было немного. Большинство народа понимало, что, несмотря на туманные обещания лучшей жизни, нацисты и перешедшие на их сторону предатели несут нашей стране гибель и рабство.
В Крыму актёр симферопольского театра Анатолий Иванович Добкевич — известный и уважаемый человек, бывший дворянин (дворянские титулы советская власть упразднила в 1917 году), — отказался стать немецким бургомистром Симферополя. За свой отказ сотрудничать с оккупантами он был расстрелян в 1942 году. Через два года за создание подпольной группы «Сокол» и спасение большой группы симферопольской молодежи от угона в Германию была расстреляна жена Добкевича, актриса Александра Федоровна Перегонец.
На действия народных мстителей немцы ответили беспредельной жестокостью. Сами оккупанты и их помощники боялись заходить в лес небольшими отрядами. Они считали, что партизаны их заманят в ловушку и перебьют. Поэтому немцы начали вымещать злобу на мирных жителях в деревнях и городах. За каждую успешную вылазку партизан они расстреливали всех, кто попадался им под руку, и сжигали целые деревни. В отчетах они писали, что уничтожили тех, кто сочувствовал или помогал партизанам. Так как сил у немцев не хватало, они всё чаще начали привлекать к карательным операциям предателей советского народа — отряды полицаев, набранных из населения оккупированных территорий.
Мирные жители — старики, матери с совсем маленькими детьми — были вынуждены бежать из родных деревень, спасаясь от карателей. Они жили вместе с партизанами в лесах — в землянках и шалашах. В боевых операциях они не участвовали, но помогали партизанам по хозяйству — ухаживали за ранеными, чинили одежду, шили специальную обувь для вылазок партизан, готовили еду, пасли скот. Партизанам в лесу нужно было чемто питаться, и у больших партизанских отрядов было своё подсобное хозяйство: куры, козы и другие домашние животные.
Разумеется, немцы не могли назвать партизан «партизанами» — это хорошее слово. Оккупанты объявили всех партизан бандитами и террористами. Заявили, что эти бандиты мешают мирной жизни на оккупированных территориях. После войны некоторые каратели, убившие тысячи беззащитных людей, даже на суде заявляли, что боролись с бандитами.
На этом примере хорошо видно, как работала пропаганда18 врага. Бандиты, ворвавшиеся в нашу страну, чтобы грабить и убивать, называли «бандитами» тех, кто сражался за свою землю против захватчиков.
Всего на оккупированных немцами территориях действовало до 6200 парти занских отрядов. В их рядах сражалось около 1 000 000 человек всех возрастов. За годы войны партизаны пустили под откос около 18 000 эшелонов и тем самым оказали большую помощь нашей армии. Вспоминает молодой белорусский пар тизан Владимир Кравцов:
…Сентябрь 1943 года. Пламя партизанской войны охватило всю Белоруссию, 3/4 территории которой контролировалось партизанами, целые партизанские зоны, где по-прежнему существовала советская власть. Ох, как неуютно чувствовали себя гитлеровские оккупанты на белорусской земле! Земля горела под ногами гитлеровцев! На каждом шагу поджидала их меткая партизанская пуля. Летели под откос вражеские эшелоны, взлетали в воздух мосты, склады с боеприпасами и горючим. Все, от мала до велика, с оружием в руках сражались с ненавистным врагом. Народные мстители действовали внезапно, дерзко, решительно, в любую непогоду, ночью и днём. Ведь не зря, ещё в ту пору, гитлеровские головорезы сетовали на то, что мол русские воюют не по правилам. Да какие тут могут быть правила в борьбе с оголтелым врагом! Били мы их по всем правилам партизанского искусства.
Совсем маленькие дети не могли участвовать в боях, но дети старше 9 лет принимали участие и в разведке, и в боях партизанских отрядов. В 1942 году детский писатель Корней Чуковский, сказки которого о докторе Айболите, Мойдодыре и Дяде Стёпе ты знаешь с детства, лучше всех сказал о роли детей на войне:
…И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей.
Как же участвовали в народной войне дети и подростки? Они собирали и прятали оружие, подобранное на местах боев, а затем передавали его партизанам. Укрывали раненых бойцов Красной Армии, оставшихся у немцев в тылу при отступлении, оказывали им медицинскую помощь. В Ростове-на-Дону за укрытие раненых советских бойцов немцы расстреляли группу пионеров: Колю Кизима, Игоря Нейгофа, Витю Проценко, Колю Сидоренко и Ваню Занятина.
В предгорьях Кавказа, в республике Адыгея, дети из станицы Даховская: пионеры Юра Сазонов (14 лет), Надя Гнездилова (12 лет) и Коля Токарев (14 лет) — добровольно стали связными в партизанских отрядах. Все они погибли: Юра и Коля были расстреляны, а Надя погибла в бою за освобождение своей станицы в конце 1942 года.
Даже в последние минуты своей жизни, без оружия, перед лицом смерти советские подростки продолжали бороться. Муся Пинкензон, 11-летний пионер из Усть-Лабинска, шёл на расстрел вместе с сотнями других советских евреев. Как многие другие советские дети до войны, Муся не просто учился в школе, но и занимался музыкой. Перед расстрелом немцы, издеваясь, приказали ему сыграть на скрипке. Муся достал свою скрипку и под дулами немецких винтовок заиграл «Интернационал» — гимн Советского Союза. Безоружный мальчик погиб с достоинством и честью настоящего воина.
Дети и подростки добывали разведывательные данные, обеспечивали связь с разведчиками, помогали партизанам всеми возможными способами. Десятки тысяч детей и подростков стали настоящими героями-повстанцами, сражаясь в партизанских отрядах и подполье. Многие школьники, сражавшиеся в сопротивлении, были схвачены карателями или погибли в бою, и мы мало знаем об их подвигах. Но все они навсегда вошли в историю нашей страны.
Во всех временно оккупированных местах дети самостоятельно или под руководством взрослых приняли участие в партизанском движении.
В этой короткой тетради мы можем рассказать лишь о нескольких из них. Они могут показаться тебе похожими друг на друга. Это не случайно. Все дети и подростки выполняли схожие боевые задания. На них всех охотились немцы и предавшие свой народ полицаи. И все они одинаково храбро вели себя, защищая свою Родину.
Медаль «Партизану Великой Отечественной войны». Часть 2
- Партизан — лицо, ведущее вооружённую борьбу на территории, оккупированной противником, применяя специальные методы партизанской борьбы, действующее в составе партизанского отряда.
- Оккупация — занятие вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории.
- Нацист — приверженец нацизма, который представляет собой одну из самых агрессивных идеологий. Нацизм проповедует превосходство одной нации над другими, расизм и оправдывает уничтожение «низших» наций.
- Тыл — территория позади фронта.
- Оккупант — захватчик, участник оккупации.
- Гумно — помещение, сарай для хранения необмолоченного зерна.
- Патриот — человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
- Комсомол — Коммунистический союз молодежи имени Ленина. Молодежная организация в СССР. Комсомолец — член этой организации.
- Подпол — помещение под полом в избе, подвал.
- Облава — оцепление места, где находятся или могут находиться преследуемые лица, с цель их поимки.
- Повстанцы — участники восстания, партизанского движения.
- Сельсовет — сельский совет, местный орган власти в сельской местности.
- Колхоз — коллективное хозяйство в Советском Союзе.
- Эшелон — поезд специального назначения для массовых перевозок.
- Бургомистр — глава города (на немецком языке).
- Репрессии — карательные меры, применяемые государством с целью защиты и сохранения существующего строя.
- Раскулачивание — политика советского правительства по искоренению зажиточных крестьян — кулаков. Кулаком считался тот, кто использовал наемный труд.
- Пропаганда — целенаправленное распространение в обществе определенных идей, ценностей, норм и программ поведения.
- Станица — казачья сельская единица в России, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хуторов или поселков).