Иван Никитович Кожедуб второй гражданин СССР (после Александра Покрышкина), трижды удостоившийся звания Героя Советского Союза. Он же – самый эффективный советский ас Великой Отечественной войны. За два года боевых действий ему удалось совершить 330 боевых вылетов и в 120 воздушных боях сбить 64 самолета люфтваффе.
Молодой летчик разработал собственную технику ведения воздушного боя. Она была проста, эффективна, но требовала отличных навыков управления боевой машиной и хорошего глазомера.
Большинство летчиков-истребителей из различных стран старались максимально сблизиться с самолетами противника, подлетая на расстояние в 50-60 метров, и лишь затем открывали огонь. Обладавший отличным зрением и координацией советский ас открывал огонь с расстояния в 200-300 метров, заставая врасплох даже наиболее опытных фашистов.
Эффективность тактики была доказана не столько даже большим количеством сбитых самолетов, сколько тем, что самого Кожедуба так ни разу и не сбили.
19 февраля 1945 г. он первый из советских летчиков, сбил сверхмощный немецкий реактивный истребитель Me-262, значительно превосходящий в скорости Ла-7 Кожедуба. Информация об удачливом советском асе получила широкое распространение и очень не понравилась союзникам-американцам, которым до этого тоже удавалось сбивать реактивные самолеты немцев.
В это время обе союзнические армии продвигались навстречу друг другу, и в начале апреля сфера ответственности их авиации пересеклась в районе Берлина. В последний месяц войны произошло несколько спонтанных боестолкновений между летчиками обеих стран, а Советский Союз понес первые потери от действия союзников.
17 апреля майор Кожедуб вылетел на очередное боевое задание в район Берлина и увидел американский бомбардировщик, атакуемый немецкими истребителями. Своим огнем ему удалось отогнать немцев, но буквально через несколько минут он сам был атакован двумя истребителями Р-51 «Мустанг» ВВС США.
Возмущения аса не было предела. «Кому огня? Мне?!» Сделав несколько переворотов в воздухе, летчик сбил один истребитель американцев, пилоту которого удалось выпрыгнуть с парашютом. Второму американцу повезло меньше. От очередей Кожедуба «Мустанг» взорвался в воздухе, а советский ас вернулся на свой аэродром, готовясь предстать перед трибуналом.
Но справедливость на свете всё же существует. Приземлившийся на советской территории американец почему-то рассказал, что его сбил немецкий «Фокке-Вульф» с красным носом. А советское командование, изучившее фотосъемку прошедшего боя, решило не предавать историю огласке. Естественно, сбитые самолеты на личный счет Кожедубу никто не записал, но он был не в обиде, избежав проблем и возможного трибунала.
Через много лет Кожедуб признался, что комполка Павел Чупиков лично передал ему эти фотоматериалы со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай».
Лишь много позднее стало известно, что американским истребителям дали задание «прощупать» известного советского аса, отследив его местоположение с помощью радиоперехвата, а на случай неудачи заранее была заготовлена достаточно правдоподобная версия с немецким «Фокке-Вульфом»
В начале мая Ивану Никитовичу пришлось вступить еще в один воздушный бой с американцами. На этот раз он выполнял прямой приказ любой ценой воспрепятствовать бомбометанию группы «летающих крепостей» Boeing В-17 ВВС США, с неизвестной целью вошедших в зону советской оккупации Германии.
Несмотря на отчаянное сопротивление, три американских бомбардировщика были сбиты, а остальные спешно развернулись и ушли на свою территорию. Возникший скандал командованию обеих группировок удалось спешно замять, а сбитые самолеты Кожедубу конечно записаны не были.
По одной из версий, именно эффективность действий Ивана Кожедуба против союзников стала причиной награждения 25-летнего летчика третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза, которую ему вручили 18 августа 1945 года.
Уникальный советский ас отдал последующие годы своей жизни службе родной стране, освоив новейший реактивный самолет МИГ-15. В годы конфликта между Северной и Южной Кореей (1950-1953) командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, летчики которой сбили 216 (по другой информации 246) самолетов противника, потеряв 27 своих.
Полковник, а потом генерал-майор Кожедуб, несмотря на категорический запрет, лично участвовал в боях. Он неоднократно сбивал знакомые с предыдущей войны американские Р-51 «Мустанг» и реактивные истребители F-80 «Shooting Star».
По показателям коэффициента боевой активности Иван Никитович Кожедуб занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Его коэффициент равен 0,517, что означает количество сбитых самолетов по отношению к количеству воздушных боев. Такого показателя нет ни у одного летчика в мире.
Скончался герой 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Бронзовый бюст установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла–7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику. А в учебниках истории Украины его нет. Как почти не было его и в учебниках СССР. Знали больше, книги писали о Покрышкине, а Кожедуб был как бы в тени. Этот человек принадлежал эпохе. В России есть медаль Кожедуба. В Москве на Поклонной горе ему установлен памятник. О нем помнят в Америке. Даже в Экваториальной Гвинее выпустили марку с его портретом. Получается, что в Африке его чтят больше, чем в Украине, в которой он родился, вырос и за которую воевал…
Автор выпуска: Дмитрий Назаренко
Текст читает: Сергей Горин
Звуковое оформление: Артём Карев