Ольга Боянова.
Сказки Северного Леса. Записано по быличкам деда Матвея Архангельского Ведуна. Мартовская сказка. Ч.1
Как-то дед Матвей сказал своему внуку Славке:
- Я вчера проверил, снег в лесу уже стаял, кое-где в тенёчке да под кустами держится. Сходим берёзки попроведуем, может соку дадут напиться.
- Вы поосторожнее с берёзками-то, - засмеялся Славкин отец, - как бы чего не вышло! Дед тоже засмеялся.
Как решили, так и сделали. Пришли в Лес. Он был ещё по-зимнему хмурым, только вечнозелёные ёлки, сосны да кедры веселили глаз. Травка да подснежники кое-где пробивались сквозь прошлогодние засохшие былинки. Зато птицы уже почувствовали скорое наступление весны. Подыскивали надёжное место для будущего гнезда и пробовали голоса. Дед с внуком постояли вслушиваясь. Лес тоже слушал, просыпаясь от зимнего сна.
Дед Матвей выбрал берёзку, что на самом солнышке росла, прямо у корней пристроил туесок, а над ним почистил кору. Ласково погладил ствол дерева, приобнял и стал что-то шептать берёзке, прижимаясь щекой к шёлковой коре. Славка подошёл по ближе, прислушиваясь к словам.
- Красавица белоствольная…позволь… и что-то ещё очень тихо ласково и просяще…
Мальчик не поверил своим глазам. Вдруг тонкие ветки берёзы склонились и, как будто обняли деда. Так какое-то время стояли обнявшись дерево и человек. А потом всё стало по-прежнему. Только дед Матвей всё ещё обнимал ствол и продолжал шептать. А мальчик. Поражённый увиденным, тоже прошептал:
- Дед, да она тебя обнимала!
На что дед как-то по-будничному отозвался:
- Значит дала согласие. Я просил соку у неё весеннего. И прощения просил, что больно сделаю. Но, видишь, разрешила, - пояснил дед, достал маленькую ручную дрель, просверлил в стволе аккуратную дырочку и оттуда сразу начал сочиться сок. «По коре сребристой покатились слёзы…» задумчиво процитировал он, всплывшие строки и снова повторил:
- Прости милая, прости питомая.
А берёзка снова откликнулась трепетанием ветвей. Тогда дед Матвей вынул пучок прошлогодних луговых трав, скрутил их потуже и поместил в сочившееся соком отверстие. Сок тут же усилил напор и зажурчал по травяному мостику прямо в туесок.
- Теперь подождём, послушаем что Лес нам расскажет.
А Лес смотрел и вспоминал как однажды происходило что-то похожее…
Их тоже было двое. Он и она, глупая наивная Берёзка. Но чем же всё закончилось для них? Нет, лучше не вспоминать…
Туесок был почти полон. Дед Матвей торопливо вынул приготовленную заранее деревянную пробку и заткнул отверстие в стволе. Сок перестал течь. Садовым варом, которым пользуются все садоводы, аккуратно закрыл повреждение.
- «Рана не опасная вылечишься к лету» - опять всплыли в памяти забытые стихи. Внук уже пританцовывал вокруг заветного туеска.
- Глотни пару глоточков. Первый раз пьёшь, осторожнее нужно. Славка глотнул.
- Ух. Ты! Почище лимонада! - и передал туесок деду. Тот тоже сделал несколько глотков и поклонился берёзке.
- Спасибо, милая!
Внук, подражая деду тоже поклонился. А Лес подумал, глядя на него: Неплохой малец растёт. С понятием». И долго ещё провожал взглядом деда с внуком. Дома Славка взахлёб делился впечатлениями.
- Нет, только представьте! – восклицал он весь вечер, вспоминая то одно, то другое… Но после вечернего чаепития вдруг тихонько спросил деда:
- А о каких это двоих Лес говорил? Он и она, молодая Берёзка. Ты знаешь эту историю?
Дед онемел от изумления.
- Славка, так ты понимаешь, что говорит Лес? Ну, уважил, внук! Весь в меня пошёл!
- Нет, дед, ты не отвиливай. Сказку давай, и лучше о том, что Лес вспоминал, о Берёзке.
- Ну, что же. Слово держать нужно. Будет тебе сказка. И полилась весенним ручейком мартовская быличка: А, дело было так…
Получилось так, что в Лесу одновременно подросло несколько молодых берёзок. Были все они одногодки, подрастали одинаково. Все любили по ночам превращаться в девушек и водить хороводы с молодыми кедрами да елями. Но одна из них росла быстрее, да и пушистее, кудрявее была, чем остальные. А когда цвести начала раньше своих подружек, то и вовсе загордилась, и хвасталась перед всеми своими серёжками.
- Смотрите, смотрите, - приглашала она всех, - какие красивые жёлтенькие серёжки, как красивы они с зелёненькими листочками!
Прилетел ветерок, играл молодыми листочками, перебирал пушистые серёжки и шептал в восторге:
- Ты самая красивая!
Но очень быстро улетал к другим берёзкам, что очень огорчало нашу красавицу. Она стала интересоваться у всех, - можно ли любить вечно? - Ну если не вечно, - добавляла она, подумав, - то хотя бы до холодов? –Вррраки, - каркнула ворона и улетела не объяснив почему.
Тогда Берёзка спросила у красавца дятла, который каждую весну прилетал к ней, чтобы полакомиться вкусным берёзовым соком. Он продалбливал клювом небольшое отверстие в коре и длинным языком слизывал капли сока. И хотя было довольно больно, Берёзка терпела боль ради их многолетней дружбы. Когда же она спросила птицу про вечную любовь, дятел только рассмеялся, больно клюнул её, вытащил червячка-древоточца, проглотил и, прочищая клюв сказал: «Какая ты ещё глупая». И тоже улетел. Загрустила Берёзка, опечалилась.
Но однажды к Берёзке пришли девушки из деревни. Они посмотрели на деревце, обошли кругом и сказали:
- Вот эта самая красивая! Она будет нашей главной берёзкой!
Они стали украшать дерево, водить вокруг него хороводы и петь песни про вечную любовь.
«Вот у кого есть вечная любовь. У людей! – вслух сказала Берёзка, - но мне тогда надо превратиться в настоящую девушку. Ведь не полюбят же берёзку».
- Полюбит, если приворожишь! Оказывается, Мавка, главная над всеми русалками, уже сидела на ветвях, ожидая, когда девушки придут погадать о суженом. Русалка заскучала. Потому и вступила в разговор с глупеньким деревцем.
- А что это? - тут же откликнулась Берёзка.
- А это способ как сделать любовь вечной.
- И он будет всегда-всегда меня любить и не улетит как ветерок?
- Да, бывает и так, - согласилась Мавка.
- А я? Я тоже буду любить его? – продолжала расспросы Берёзка.
- Так ведь привораживают только того, кого любишь!
- А как узнать, что любишь?
- Ну. Это когда считаешь кого-то красивее всех!
- А если я считаю себя красивее всех?
- Ну и глупая же ты! Отстань от меня, не лезь с разговорами, - и русалка отвернулась в сердцах. Тут начали подходить девушки, они стали шептаться с Мавкой. Берёзка невольно выслушивала чужие секреты и советы русалки.
Миновали Русалии, приближалась середина лета, а когда наступила купальская ночь, всё чаще приходилось Берёзке выслушивать разговоры о любви. Постепенно стала понимать из этих разговоров, что чувствует девушка, когда любит. Тогда она стала вновь раздумывать, а любит ли кого? О ком думает утром, просыпаясь, кого вспоминает вечером, засыпая? Кто ей всех милее и роднее? За кого, не колеблясь, жизнь отдала? И на все свои вопросы она могла ответить только одно: «Нет! Никого! Что же, значит я ещё молодая, время моё не пришло, нечего и беспокоиться». Подумала так и стала жить, как остальные. Днём красоваться на солнышке, дружить с птицами, что находили приют на её ветвях, укрывать грибы подберёзовики, что росли у корней, и даже не обижаться на лосей, лесных красавцев, что общипывали молодые веточки почти до самой верхушки. Дерево замечало, что после такой лосиной стрижки, крона становилась пышнее и кудрявее. Время шло. Снова настали Зелёные Русалии. Случилось так, что Берёзку опять выбрали Главной Берёзкой, завили её ветви венками, чтобы русалкам было удобнее качаться. И опять Мавка, скучая, качалась на её ветвях.
- Ну, что? Всё ещё думаешь о вечной любви? – поинтересовалась она.
- Да, нет, как-то забылось. Я ведь так и не люблю никого кроме себя. Вот это, наверное, и есть вечная любовь.
- А знаешь, я тут как-то вспоминала свои девичьи годы, и всплыло в памяти одно заклинание, как присушить парня, даже если и сама не любишь.
- А зачем если не любишь?
- А так, из интереса. Приятно же знать. Что кто-то тебя вечно любит, - добавила коварная русалка.
Почему она так уговаривала наивную Берёзку приворожить первого попавшегося парня, можно только гадать. Правду, скорее всего, не знала и сама Мавка. Ничего не объяснив она просто стала учить, как можно присушить парня.
- Тебе придётся дождаться весны, когда ты проснёшься от зимнего сна и соки жизни забурлят в тебе. Тогда выбери момент, когда за берёзовым соком придёт к тебе молодой парень. И пока твой сок наполняет его туесок, шепчи слова, которым я тебя сейчас научу. А когда сделает он хоть один глоток, скажешь главное слово. И всё, он навеки твой.
Но тут Мавка обернулась к девушке, которая пришла с подарками – лентами и бусами, да и забыла сказать главные слова, запирающие приворот. А Берёзка, взволнованная услышанным, тоже об этом не вспомнила.
Можно, конечно, сказать, что случайно всё так вышло. Но известно также, что все случайности подготовлены Неотвратимостью, которая поглавнее Рока и постарше Судьбы будет.
Опять пробежало времечко, наступил первый весенний месяц. Стали люди кликать весну – красну. Печь «жаворонков» да «тетёрок». Ведь весну на своих крыльях приносят птицы, возвращающиеся из тёплых краёв. А кликали так, поднимаясь на пригорок с печеньем в руках, подбрасывали его повыше, кричали: «Птицы прилетите, весну принесите!» Вот и называлось это - первые Заклички Весны!
Мартовская сказка. Часть 2