Сказки Северного Леса, записанные по быличкам деда Матвея Архангельского ведуна. Мартовская сказка. Часть вторая.
В первой части сказа мы познакомились с молодой красавицей Берёзкой, размечтавшейся о вечной Любви. Мавка старшая над русалками, услышав о желании Берёзки, развлекаясь от скуки подсказала ей как приворожить первого попавшегося парня, пришедшего за берёзовым соком. Отвлекшись на девушек пришедших к Мавке с подарками и она забыла сказать Берёзке запирающее заклинание слово. Слушаем продолжение сказа…
И вот опять наступила весна. В лесу стали просыпаться животные и начали возвращаться перелётные птицы. Ярый Бог пришёл в Явь и принёс с собой ярую страсть. Забурлили соки жизни у всех – у зверей, птиц, растений. Да и люди стали томиться в ожидании любви. Неотвратимость начала свою игру.
В той деревушке что рядом с Лесом притулилась, молодой парень жил с родителями. Всё честь по чести, дом, хозяйство крепкое. Только жениться почему-то не торопился. То ли подходящей невесты не находилось, то ли сердце не зажглось. Так холостой и ходил. А у родителей-то был он первым сыном. Были ещё братья и сёстры. Но по обычаю сначала должен жениться старший. Так мать извелась и сына извела-женись, мол, да женись, не загораживай младшим дорогу. Он от материнской нуды так и норовил из дома бежать. Вот и в тот день, взял туес, - пойду, - говорит, - проверю сок у берёз. Дошёл до березняка, стал проверять. У одной надломил веточку. Потрогал-нет сока. Прошёл дальше, тоже пусто. Потом вспомнил, где-то тут растёт берёзка, что в Русалии главной выбрали: Проверю ка её. Подошёл. Погладил кору, чувствует-живая.
- Вот ты, моя красавица, и нашлась!
От этих слов пробудилась Берёзка, задрожала от тепла его ласковой ладошки, налилась вся соком. И тотчас решила: Вот он, долгожданный, его и присушу!» Парень туесок приладил к стволу, кору надрезал, и полился жизненный сок! А Берёзка приговаривает как Мавка учила:
- Ветры буйные, птицы быстрые, летите к тому, кто цедит сейчас мой жизненный сок…плачет его тоска. Рыдает его тоска белого света дожидаючи, пусть и он так плачет, когда не видит меня, не обнимает… не быть, ни пить, ни есть… не на утренней заре, ни на вечерней…
Торопится Берёзка, чтоб весь заговор успеть сказать. А туесок уже почти наполнился. Парень дырочку от надреза заботливо закрыл, смолой замазал. Пригубил туесок, да половину выпил. Только тут вспомнила Берёзка, что ещё какое-то запирающее слово надо сказать, а вспомнить не может. Да и как вспомнить то, что слыхом не слыхивала. Без запирающего слова заговор на присуху пошёл назад по бурлящему жизненному соку и присохло сердце Берёзки к парню, имя которого даже не знала. Вот такую шуточку сыграла с ними Неотвратимость! Жестокая, однако, получилась шутка.
А парень допил сок одним махом, припал к белоснежному стволу щекой. Говорит разные ласковые слова, мол, слаще ничего в жизни не пил. А Берёзка так и млеет. Хотя ни слова не понимает. Серёжки распушила, листики трепещут, а сказать ничего не может. Да и не поймёт он её; она же из Леса, а он человек. Стемнело, а он всё от берёзки не отходит, к стволу прижимается, белоснежную кору гладит, целует. И что с ним такое понять не может. Всё же собрался, побрёл домой. На деревья натыкается, за кочки запинается, бредёт, надо сказать, на ощупь. Добрался до дому, упал на лежанку, а сам, как наяву не берёзу белоснежную видит, а девицу-красавицу зеленоглазую. Личико белоснежное. сама стройная и гибкая. Берёзка тоже глаз не сомкнула, его объятья вспоминала и ждала. Что же завтра будет.
А назавтра, ещё роса не высохла. Он уже бежит к ней. Опять обнимает, гладит, целует кору белоснежную. Она под его руками трепещет, соки так и бурлят, и, под напором этих ярых страстей, пробка из вчерашней ранки выпала, он только ладошки успел подставить, туесок-то и не подумал с собой взять. Из горсти всё выпил, но бережно опять ранку прикрыл ладошкой, нашёл подходящий сучок на земле, заткнул отверстие. А пробка не держится, сок течёт и течёт. Парень сел на землю рядом и просидел так весь день-деньской до темноты, обнимая любимую, зажимая рану ладошками.
А утречком опять то же повторилось. И на другой день и на третий. Из неё жизненный сок в землю уходит, он с ладошки напьётся, показывает, что хватит, мол, побереги себя! Рядом с Лесом парень вырос, понимал, что опасно, когда рана не заживает и жизненный сок уходит. Но она ничего сделать с собой не может, готова ему отдать всё до последней капли.
«Так вот это и есть любовь, - догадалась Берёзка, - и я умираю от неё!» Об этом догадался и Лес. Он всё видел, всё слышал, но не думал, что с Берёзкой такое случится. На его памяти не было такого. Чтобы дерево так любило человека. Тут и Леший забеспокоился. Он всегда чувствовал, когда что-то шло не так. А беспокоиться было о чём. Дятел выбил тревожную дробь над самым ухом Лешего: «Хозяин, обрати внимание! Подружки - одногодки стоят ещё без листьев, а Берёзка уже жёлтые листики кое где развесила!»
Мавка вдруг вспомнила, что, когда привораживать учила, а главное слово так и не сказала. И повинилась во всём Лешему. Тот решил было с парня начать порядок наводить. Но видит, тот рыками ствол зажимает, а через пальцы жизненный сок Берёзки в землю уходит. Не причём, видать, парень. Тогда к Берёзке кинулся:
- Ты что делаешь, глупая! Ведь умрёшь скоро, - закричал ей Хозяин Леса.
- Ах, дядька Леший, прошептала Берёзка, - я умираю от любви и от того, что не могу сказать ему об этом!
- Хорошо, я помогу тебе. Сможешь с ним поговорить. Но прекрати сейчас же терять жизненные соки!
- Я постараюсь, я тебе верю, дядька Леший, только поторопись, - прошептала она, - я увядаю.
Хозяин принял человеческий облик, тронул парня за плечо.
- Эй, парень, что тут расселся, спишь что ли?
- Лучше бы спал. А то вижу, как на глазах теряет силу деревце, а сделать ничего не могу. Ладошки не держат. Пробки вылетают из ранки, а дерево плачет и плачет.
- А почему не бросишь всё как есть? Шёл бы домой.
- А не могу! Держит меня около неё неведомая сила, будто не берёзоньку обнимаю, а девицу красную. Чувствую. Сказать что-то хочет, но я не понимаю, вот она и плачет поэтому. Ну как я её брошу?
Удивился Хозяин. Никогда не думал, что человек может так дерево понимать и всё чувствовать. Слово в слово её чувства высказал. И решил Леший посоветоваться с самим Велесом, Богом трёх Миров. Велес, как всегда, откликнулся быстро.
- Да, не простое тут дело, скажу прямо! Два разных Мира. Один Мир растений, другой Мир людей. Их связывает сейчас очень тоненький как ниточка мостик – нечаянно возникшая любовь. Приворот-то дело плохое, но тут, слава богам, он и не получился. Просто чистая любовь. Смогут ли они соединиться? Только, если кто-то из них решится перейти по мостику в чужой Мир. Берёзка? В том состоянии, в котором она сейчас, согласится на всё, лишь бы сказать ему о своей любви. Но у неё жизненных сил осталось очень мало. Их хватит только на первый шаг. Погибнет на середине пути. Парень? Сил много, но хватит ли любви, чтобы принять решение. Неизвестно. И что держит его в Мире людей мы не знаем. Захочет ли он расстаться с этим Миром навсегда? Поэтому начать надо с него, сказать всё откровенно, ничего не утаивая. Я сам поговорю с ним.
И Велес, Бог трёх Миров появился перед парнем в своём истинном обличии.
- Живе здраве, гость Леса! Я – Велес, Бог трёх Миров. Зачем ты здесь, ответь правдиво! Голос Велеса звучал негромко, но отчётливо. Невозможно было не то, что увильнуть от ответа, но даже сказать крупиночку неправды. Бог наблюдал за парнем. Но ни страха, ни кривды он не увидел. «Чист, как берёзовый сок» - вынес решение, услышав тут же незатейливую историю. Парень действительно не понимал, что случилось и что происходит с ним.
- Ты любил когда-нибудь девушку?
Одно мгновение помедлил парень, - Теперь я понимаю, что нет, не любил, потому что никогда не испытывал того, что испытываю сейчас. Хотя я понимаю, что это странно любить деревце. Но я хочу быть всегда рядом, защищать её от непогоды, укрывать от холода. С ней, только с ней!
- Но ты же понимаешь, что она так и останется на всю жизнь деревом!
- Да, понимаю. Но ты же всемогущий Бог во всех Мирах! Можешь ты сделать так, чтобы она смогла жить в моём Мире?
- Нет, - жёстко ответил Бог Магии, она потеряла слишком много жизненных сил. Она не вынесет превращения, умрёт, не став девушкой наполовину оставшись деревом. Хочешь ты ей такой судьбы?
- Нет, ни за что! Но ты сможешь меня перенести и в её Мир, чтобы там мы были вместе?
- Да, я могу это сделать.
- Так сделай же! Не трать время! Ты сам сказал, что она ослабела. А когда я буду рядом, таким же как она, я отдам ей часть своей силы. Я знаю, Ты сможешь это сделать!
- Я-то смогу. Но не пожалеешь ли ты? Расстаться с Миром, в котором родился и вырос – нелёгкое дело. Ты никогда не вернёшься назад.
- Но жить, зная, что она умерла из-за меня, тоже не сладко. Я выбираю её Мир!
- Ты сказал, и ты выбрал, но подумай ещё! Ты навсегда останешься деревом!
- Не медли, Бог, я выбрал!
И в тот же момент парень почувствовал. Как оживает Берёзка в его руках. Ещё миг, и перед ним оказалась юная девушка в белом платье с удивительными зелёными глазами. Она смело обняла его и сказала:
- Здравствуй! Я Берёзка, и я тебя люблю!
Он засмеялся от счастья ещё крепче обнял её и сказал:
- Здравствуй! Я - Дуб и я тебя тоже люблю!
Счастливые они смотрели друг на друга и не могли наглядеться! Берёзка чувствовала, как силы возвращаются к ней, опять зазеленели её листочки закрылась ранка.
- Я счастлива, - шепнула она, - я знаю, что такое Любовь!
- Я тоже счастлив, - ответил он, - и я познал Любовь!
Но тут он почувствовал, как деревенеет его тело, ноги врастают в землю, а руки обрастают листьями. Он ещё крепче прижал к себе Берёзку. Так и стояли они вместе ещё многие годы. Но как рассказывал Лес, каждую ночь Берёзка превращалась в юную девушку, а он в крепкого парня, и они водили хороводы с другими лесными Духами. Это был им подарок от Велеса – Бога, знающего всё о Вечной Любви.
Дед Матвей замолчал и зорко глянул на внука.
- Вырастишь и тоже узнаешь, что любовь бывает разная. Но счастлив тот, к кому она пришла!
Славка пренебрежительно хмыкнул. Тема любви его пока не интересовала…
Вы прослушали заключительную часть Мартовской сказки.