Возвратившись в Новосибирск, отогрелся в родительском доме, отмылся, отдохнул, пообщался с друзьями и не знал, что дальше делать, чем заниматься. Родители, друзья давали мне какие-то советы, но все они казались неподходящими. Тогда я решил отправиться к деду Фролу, в Таштагол. Он мудрый, всё знает, он точно подскажет, в какую сторону мне двигаться.
Прибыв в Таштагол, я узнал, что деда дома нет. Пять дней назад он ушёл в тайгу. Прождал его день, подумал и решил отправиться сам в его избушку, только там он мог быть. Здесь, в Таштаголе, можно было ждать его ещё неделю, а то и больше.
Но в избушке я тоже деда не обнаружил. Дверь была не заперта. Печь ещё тёплая, не остыла. Наверное, по тайге где-то ходит. Я оставил рюкзак и вышел на улицу. Ни в Новосибирске, ни, тем более, здесь, снега ещё не было. Да и температура воздуха днём ещё плюсовая. Лежал бы снег, по следам можно увидеть, в какую сторону отправился дед. Побродив немного рядом с избушкой, я пошёл в том направлении, где, по-моему, он мог находиться.
Походив какое-то время по лесу, не обнаружив его нигде, я вернулся назад. Дед был здесь, в избушке. Я очень удивился. Во-первых, тому, как он здесь оказался, как мог пройти так, что я его не заметил. Во-вторых, выглядел он помолодевшим, лицо его светилось, взгляд был ясен, лучист.
— Здравствуй, дед!
— Здравствуй, дорогой. Пришёл. Смотрю, рюкзак лежит, а тебя нет. Где ходишь?
— Тебя хотел спросить, где был? Избушка не заперта снаружи, тебя пошёл искать.
— А я в другой был стороне, с тобой мы разминулись.
Странно, думал я, не могло того быть, чтобы я не заметил деда. От избушки, вроде, не отходил далеко.
— За стол садись, чай будем пить. Ты рано что-то объявился, тебя я ждал лишь следующим летом.
— А ты не рад, что раньше я приехал?
— Конечно, рад, тебе я рад всегда. Рассказывай, где был, что видел, что нового узнал, — отвечал дед, разливая травяной чай по берестяным кружкам.
Я начал свой рассказ. Говорили долго. Несколько раз кипятили воду, заваривали травы. Меня настораживало и немного обескураживало то, как дед воспринимает и реагирует на моё повествование. В некоторых местах, где я надеялся получить от деда поддержку или участие, он улыбался довольный. Мне показалось, что он даже радуется моим неудачам.
— Дед, почему ты улыбаешься, где плакать нужно? — не выдержав, наконец, спросил я его.
— Уроки жизни столь поучительны, полезны и богаты содержаньем. Для накопленья опыта, нужна затрата сил. Когда такая возможность нам даётся, нам только радоваться остаётся, и в том большая мудрость. Накоплению опыта наш радуется дух. Пройдут обиды и забудутся. И будет радостно, когда настанет время поделиться. На полку опыта откладывай, что жизнью щедро так даётся.
Дед опять говорил мудрёно и непонятно. Одно я понял, дед смеётся не надо мной.
Видимо, он как- то по-другому видит то, о чём я ему рассказываю.
Когда я закончил своё повествование, по лицу деда было видно, что он очень доволен моим рассказом.
— Порадуемся тому, что дана тебе возможность, ступени укреплять, ведущие к познанью. Для этого нам и дана земная жизнь. Но многие того не понимают. За призраком гоняются всю жизнь. Служенье самости и культ себеслуженья развито очень сильно у людей. Живи в познанье смысла и значенья, и твёрдо знай, что всё земное нам дано на время, но дух — навечно, навсегда. В нём и старайся жить, в главу угла поставив.
— Дед, сейчас мне как применить это пониманье? Я к тебе приехал за советом, что дальше делать мне? Я чувствую, что нужно мне учиться, но совершенно не знаю, где.
Может быть, пойти работать и поступить куда-нибудь на вечернее или заочное обучение?
Почему все мои друзья точно знают, чего хотят и добиваются этого. Я даже не знаю, кем хочу быть.
— Человек может стать тем, кем хочет он быть, и нет ничего, что могло бы помешать, достичь своего идеала. Ведь этот процесс внутри человека. Это духовный процесс. Происходить может он во всяких условиях жизни и независимо совершенно от них. Хорошо всё, что возвышает и двигает дальше, плохо всё, что мешает и толкает назад. И часто мечта нам идти помогает и силы даёт. Мечта и надежда — энергия жизни. Нельзя без надежды. Как жить без мечты? Ищи, сомневайся, когда упадёшь, поднимайся, но только надейся и верь, чтобы к Свету прийти.
Домой я возвращался с двояким чувством. От встречи с дедом осталось очень приятное, тёплое ощущение. Но внутри меня была какая-то неудовлетворённость потому, что я не получил никакого прямого совета. Дед сказал мне много хороших и правильных слов. Из них я, честно говоря, мало чего понял. Понял одно, что жить по совести надо. А я и так жить по совести стараюсь.