Невнимание к этикету и этике, как правило, приводит к недопониманию, межличностным конфликтам. Как это проявляется в поселениях?
Мы пришли в поселения в основном друг с другом незнакомые. У нас прием новых соседей происходит на общих собраниях. И первой задачей, в начале формирования поселения, было узнать друг друга, сблизиться, выстроить личные, в первую очередь, взаимосвязи, для того чтобы чувствовать себя комфортно, безопасно и легче взаимодействовать.
И действительно, за 15-20 лет это нам удалось: мы узнали характеры, привычки, особенности, автобиографические подробности, даже знаем историю родов друг друга. Много личной информации семей через наши чаты, праздники, практики. Также очень радует, что в последнее время мы стали отзывчивее друг к другу, больше благодарим, выражаем восхищение, оказываем друг другу поддержку.
Правда, иногда бывает эффект исчерпывающего знания друг о друге, когда мы готовы предсказывать поведение, слова и даже мысли и чувства своих соседей, т.е. нам уже особо и не нужно спрашивать, уточнять что-то, мы говорим: «Да я и так знаю, что он мне на это скажет» или «Да она всегда так поступает, другого я и не ожидала».
То есть мы как бы научились предсказывать поведение и реакции наших соседей. И если в ситуациях личного общения нам это может помогать, то в социальном более широком взаимодействии нам это скорее мешает. Каким образом?
Наше поселение в плане возраста основного контингента собравшихся перешагнуло возрастную ступеньку 40+ и 50+, и дальше мы будем продолжать взрослеть… Но при обращении друг к другу на собраниях и в наших чатах мы продолжаем говорить: «Вань… Петь… Мань…» Причем мы часто сами не замечаем, когда так говорим, а замечаем, когда к нам неуважительно обратились, сделали некорректное замечание. Что легче сказать: «Вась, ты дурак!» или «Василий Иванович, Вы э..э..э.. здесь не совсем правы…»?
Расскажу историю, произошедшую несколько лет назад. Я проводила в общем доме вечером внешкольное мероприятие для подростков. Оно было в школьном расписании. Я пригласила для его проведения нескольких ковчежан и, конечно, самих детей. И вот мы обсуждаем, общаемся, проводим деловые игры… И вдруг дверь без стука отворилась, входит мама одного подростка и говорит ему, не обращая никакого внимания на всех присутствующих: «Ты знаешь, сколько время? Быстро домой!» Подросток, правда, тут же собрался, и они удалились. У нас, оставшихся, повисла долгая пауза...
И это не один такой случай... Что за этим стоит? Из-за близкого общения, доступного проживания, мы перестали осознавать изменения наших социальных ролей, «подзабыли» правила этикета. А они основаны на ролевых взаимодействиях. Вот сейчас мы играем в игру «учитель и родитель», а через 10 минут мы уже просто соседки, а через неделю на нашем общем собрании у нас другие «игры» и правила.
Опережая ваши критические замечания, сама себе задам вопрос: «А разве мы, создавая поселения, планировали сохранить этикет старых социальных ролей?» И сама же себе и отвечу: «Но оставляя старый этикет, мы тогда принимаем новую ЭТИКУ, которая выражается в еще более уважительном, бережном, чутком отношении друг к другу».
Когда ты видел своего соседа усталым, замученным, расстроенным, голым, наконец, легко ли будет также восхищаться им, как в первое время знакомства? Вот здесь уже требуется некоторый душевный труд… И как раз здесь нам может пригодиться новая «социальная дистанция». Но дистанцироваться предлагаю не от взаимопомощи, тепла, искренности, а от излишнего панибратства, высокомерной снисходительности, чрезмерной прозорливости. А лекарство придумалось очень и очень простое – уважительное обращение по полному имени.
А вот и еще одна грань в цитате из книги «Энергия жизни»:
Отчество, знаешь, почему на Руси за каждым человекам утвердилось? Еще раньше на Руси, называя сам себя, человек говорил: «Я Иван из поместья Никиты», называя имя своего отца или деда – основателя родового поместья. Значит поместье чем-то прославлено было. Называя его, человек более полно говорил о себе, о своем характере и способностях. Тот, кто не мог с гордостью указать свое поместье, считался безродным
В западном мире отчеств нет, да и мода на сокращенные до трех букв имена тоже, видимо, пришла к нам с запада: Джо, Бен, Сью, вместо Джонатан, Бенджамин, Сюзанна… Вот и мы называем теперь друг друга, сокращая наши имена до трех и даже двух букв: Ань, Саш, Оль, Ир… А человеку уже пятый, шестой, седьмой, восьмой десяток лет…
Многие, думаю, знают о том, что в каждой букве, звуке зашифрована, сжата огромная информация, энергия. Обращаясь друг к друг по полному имени, мы этой энергией обмениваемся, помогаем раскрыться в полноте качествам характера, способностям и признаем право человека на свое мнение, личную позицию, самобытность.
Недавно говорила с соседом. Он сказал, что не любит, когда к нему обращаются «Саша», всегда представляется как Александр. А было у меня и наоборот: я обращалась к соседям по полному имени, а меня попросили обращаться в сокращенном варианте. Полный вариант кому-то кажется слишком официальным, и поэтому эти люди обращаются и к другим, используя короткий вариант.
Выход здесь, думается, может быть таким: обращаться к человеку надо так, как он сам представляется. Даже если нам это кажется некомфортным на первых порах. А к людям, перешедшим рубеж шестидесятилетия, лучше обращаться по имени и отчеству, особенно в наших публичных местах, на собраниях и т. п. Знаете, это как своего рода переход, ступень такая жизненная, другого обращения требующая. Мне многие люди говорили, что с какого-то возраста вдруг стало комфортным обращение «по батюшке».
Зато и оптимальная дистанция, без панибратства, появится и память улучшится заодно (сколько отчеств придется дополнительно запомнить!?). Да и для подрастающих детей пример уважительного отношения к соседям будет только во благо, ведь ковчеговские дети обращаются ко взрослым также, как и их родители: «Леша, Света, Дима…»
Вот такие мысли, дорогие читатели, меня посетили, что вы на этот счет думаете?
Автор: Светлана Федотова, ПРП «Ковчег» Калужской области