"Традиция - это не сохранение пепла, а раздувание живого огня"
Мыслью было все создано - мыслью может всё и изменяться. Человек - Творец! Творец, начиная с управления своей судьбой и заканчивая сотворением других мирозданий!
Создателем дан человеку полный комплекс сбалансированных энергий для созидания и дополнен энергией Любви, посредством которой и способен изменять реальность человек. И для этого не нужны посредники….
Когда-то человек перешагнул ведические времена, когда он был Богом во плоти и, возможно , тогда и одежда-то не нужна была, так как Человек был совершенен во всем….и опустился во времена образного периода.., затем наступил период Вселенской ночи, где основная масса людей, погружённая в неявный сон, забыла свои божественные способности… Вот в эти времена людям понадобились инструменты: такие как взаимодействие со стихиями, обожествление их, обережная одежда, как инструмент сохранения и поддержания Божественного баланса энергий во всех телах, как инструмент воплощения задуманного в реальном мире.
Сейчас мы вступаем в Золотой век рассвета человечества. Нам предстоит сделать огромный шаг наверх…в те времена, где человек был вершиной творения самого Бога, его образом и подобием. И, конечно, каждому предстоит стряхнуть с себя пыль многовекового сна забвения своих божественных способностей. Это скажем прямо задача не из легких и, конечно, нам нужна помощь. И чтобы снова не изобретать велосипед, нужно просто внимательно посмотреть на наследие наших предков, заглянуть, хоть краешком глаза, в свою родовую память и осознать однажды, что все, что нас окружает в этом мире, создано для человека и во имя человека. Стихии воды, огня, земли, воздуха и эфира всегда были верными спутниками и помощниками человека. Все растения и животные существуют, так или иначе, для человека. И многое другое. Но сегодня я хочу рассмотреть вопрос значения обережной одежды для современного человека.
Начнем с того, что «рубаха ближе к телу». И действительно, рубаха как основа обережности в составе и женского и мужского костюмов всегда находится в энергетическом поле человека, а значит, воздействует на него непосредственно и постоянно.
Через особый мужской и женский энергосберегающий крой, специальные способы расположения, обработки и орнаментирования швов с целью сохранения энергий, замкнутых контуров орнамента вокруг частей тела человека, обязательного наличия пояса в зоне Яви, отсутствия узелков при изготовлении обережной одежды, двухстороннего способа создания и нанесения оберегов на одежду, осознанного подбора цвета , использование определенного ритма построения орнаментов и, главное, через подбор личных форм оберегов наши предки умели делать обережную одежду живой, цельной, энергетически мощной, которая умела не только оберегать, но и врачевать хозяина и исполнять его мечты.
Немного, скажем прямо, артефактов настоящей обережной одежды дошли до наших дней. Да это и понятно….ведь материал ветхий и долго храниться не может. То, что мы имеем в качестве музейных экспонатов имеет порой единичный вариант определенной территориальной принадлежности. Тут конечно надо отдать должное этнографам, которые не покладая рук стараются сохранить, сберечь, изучить и систематизировать нашу национальную одежду. Но увы….материала не достаточно, чтобы воссоздать стройную систему взаимодействия человека и его личной обережной одежды.
Жарникова Светлана Васильевна - кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член русского географического общества говорила в частности:
Славянские орнаменты, несомненно, являются смысловыми текстами, но современная наука занимается лишь сбором и систематизацией таковых. Ключи к подбору личного орнамента, а соответственно этих текстов, к сожалению, утеряны.
Встает закономерный вопрос:
Что же нам делать в плане личной обережной одежды, так необходимой нам для поднятия на новую ступень собственной личности сейчас, но почти утерянной и разрушенной по разным причинам традиции?
Для себя я нашла, может быть пока не ответ, но выход по данному вопросу, который и хочу раскрыть в данной статье.
Сначала я обратилась к различным весомым источникам и материалам по национальной славянской одежде. Вот некоторые из них:
- Рыбаков Б.А. «Древние элементы в русском народном костюме».
- Лебедева Н.И. «Прядение и ткачество восточных славян».
- Клетнова Е.Н. «Символика народных украс».
- Городцова В.А. «Дано-сарматические религиозные элементы в русском народном творчестве».
- Дурасов Г.П. «Тайна старого узора», «Узоры русской вышивки».
- Афанасьев А.Н. « Древо жизни».
- Качаева М. «Сокровища русского орнамента» в 2 томах.
- Прохоров В.А. « Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной.» В 4 томах. САНКТПЕТЕРБУРГ, Типография Императорской Академии Наука, 1881г.,
- Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. –«Русский народный костюм».
- Кацар М.С. - Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка.
Обобщив эту информацию можно сказать следующее:
- основой обережности мужского и женского костюма является рубаха, все остальные детали костюма являются дополнением или усилением обережных ее свойств. Например, в женском костюме панева, кроме рубахи, усиливает энергетику земли в женском организме, что способствует здоровому зачатию, беременности, вынашиванию и благополучным родам.
- вопрос территориальной принадлежности существенно влияет на состав национального костюма, его крой, цветовые предпочтения и орнаментирование. Но в силу того, что в современном мире люди подвержены более быстрым миграциям, порой определить фактическую территориальную принадлежность в плане национального костюма данного человека подчас не представляется возможным. Поэтому, если взять за основу современного обережного костюма основной элемент - рубаху и использовать ее основные обережные свойства, то условно территориальными отличительными особенностями можно пренебречь в силу обьективных обстоятельств.
- особое значение нужно отвести натуральности и цельности тканей. Конопля, крапива, лен, хлопок, шерсть и, впоследствии, шелк сами по себе обладают целебными свойствами. Особенно, если растения для будущей ткани изначально с любовью высевались, взращивались и обрабатывались семьей будущего обладателя. Цельность обусловлена тем, что в понимании наших предков ткань - это полотно судьбы. Поэтому резать ткань значало «рушить» судьбу. Ограничение в 40 (60 см) ширины стана ткацкого станка вводило определенные условности в приемах кроя (например, 4 детали стана в место возможных 1 или 2. В современности, когда мы вольны по ширине до 1,5-2 м полотна мы вправе пренебречь лишними разрезами ткани.
- крой женской рубахи обустроен таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение как земных, так и небесных энергий. Конечно, в этом вопросе основополагающим фактором явился крой самых старинных рубах и их систематизация и обобщение в плане единого подхода к энергосбережению.
- крой мужской рубахи представляет собой некую особенность применения цельного куска ткани, как бы перекинутого через плечи и с отверстием для головы. Такой способ кроя дает возможность наибольшего заземления мужского организма в свете представления мужчины, как прямого проводника божественных (вселенских небесных) энергий, а соответственно для сбалансирования мужчине экстренно недостает земных сил, что успешно решает такой вид кроя.
- как в мужской, так и в женской рубахе непременной деталью кроя является ластовица - это небольшой квадрат ткани, вшиваемый в подмышечной области. По мнению большинства этнографов ластовица служила только для гигиенических целей и могла легко заменяться на новую при обветшании. Надо понимать, что рубаха интенсивно носилась в процессе жизнедеятельности и этот вывод абсолютно логичен и верен. Но с точки зрения энергосбережения ластовица как раз из подмышечной области выводит возможное крестообразное пересечение швов. И это обусловлено тем, что в этой области, согласно ведической системе жизненно важных центров, находятся центры Лада и Леля, отвечающие за любовь и интуицию. А крестообразное пересечение швов образует энергетическую воронку, которая работает на отсос . Зная это, наши прапрабабушки умели решать эту задачу с помощью ластовицы.
- рубаха (сейчас мы ведем речь о рубахе вообще, не зависимо от того мужская она или женская) создает вокруг владельца, благодаря особому способу ее обустройства, энергетическую кристаллическую решетку в виде тора:
Ритмический ряд узора представляет собой уникальный колебательный контур, который согласует естественные колебания электромагнитного поля человека в целом и поля его отдельных внутренних органов с электромагнитным полем земли (а через него, возможно, и с другими электромагнитными полями Вселенной). Этот контур образуется совокупностью некоторого количества сферических колебаний, имеющих, как правило, одинаковую амплитуду, но разную частоту и векторную направленность (к человеку и от него). Контуры взаимно гармонизируются и, в итоге, возникает гармоничное колебание определенной частоты, выраженное узором, а узлы вновь образованной решетки организуются по принципу Золотого сечения. Такая кратность представляет собой своеобразное «сито», пройдя которое электромагнитные колебания определённой частоты изменяют свои характеристики на более гармоничные и благоприятные для человеческого организма.
Фактически ритмические ряды и поля нередко изображали в народном ткачестве и в чистом виде: как круговые поля-решётки на полотенцах и скатертях. Исследователи обычно не могут однозначно истолковать их значение. В народе они известны под названиями «краски», «мороз», «паучок» или «Родная земля» (белорус.).
Иногда такая простейшая вибрационная «решётка» обрамляет края большого узора или пояса, иногда сама является изображаемым объектом. Своё воздействие на организм человека ритмический ряд оказывает в месте изменения точечного наложения, изменяя статическое электромагнитное поле, а также благодаря тому, что края одежды образуют замкнутое кольцо вокруг конечностей, шеи (ворот, рукава) и самого тела (пояс, подол). Вокруг человека возникает замкнутое вихревое пространство, которое, по данным врача-кинезиолога О.В. Деева, способно губительно воздействовать на некоторые виды микрофлоры, враждебные человеку (М. Качаева «Сокровища русского орнамента»).
- для создания плотного энергетического пространства вокруг человека особое внимание уделялось обработке швов и их расположению. Как известно, основные жизненные центры и скопление лимфатических узлов располагаются по прямому кресту в теле, как в анфас, так и в профиль. Именно в этих зонах швы в старинной национальной одежде отсутствуют, чтобы минимизировать потери, а, соответственно, располагаются во второстепенных зонах организма. Кроме этого сами швы при сшивании как бы закрываются в замок посредством специального шва , либо покрываются сплошь дополнительным рядом оберегов, что обеспечивает «закупорку» энергетических брешей, образованных разрезами тканей.
Особое значение уделялось длине обережной рубахи. Если длинна подола и рукава не максимальна, то нужно понимать - кого мы через свои родовые каналы оставляем беззащитными.
На обережной рубахе условно можно выделить три зоны: Светлая Явь, Правь и Светлая Навь ( при желании можно ввести зону Славь). Они имеют векторную энергетическую направленность: Явь - в ту секунду бытия , в которой мы собственно и живем; Правь имеет направление ко Вселенной, светлым силам, Богу и т. д,, а Светлая Навь - к Роду, предкам и Земле. Нужно отметить, что направления достаточно относительны, так как четкой границы этих зон не существуют и, более того, они взаимопроникающие. Но все же интересен тот факт, что в каждой зоне, в традиции, обязательно встречается замкнутый контур орнамента вокруг частей тела человека. И у мужчин и у женщин эти зоны относительно друг друга как бы перевернуты между собой. Это обусловлено особенностями течения энергетики в женском и мужском организмах. Это очень наглядно просматривается в образах Свеясветной Грамоты:
Символ «Ук» - символ движения энергии в мужском организме и, соответственно, «Херь» - в женском.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что энергия у мужчин приходит из Вселенной, описывает полукруг вокруг частей тела и возвращается обратно. Это лишний раз подтверждает общепринятое мнение, что мужчина является прямым проводником «Божественных энергий». А женщина открыта одинаково и к Вселенной и Земле. Поэтому она способна аккумулировать все энергии в себе, накапливать их для созидания через энергию любви. Обратите внимание, что мужчина остается почти «не заземленным». Поэтому счастливы и успешны мужчина и женщина только в паре, только тогда они представляют, с точки зрения мироздания, единое целое и способны изменять пространство и события
Еще одной отличительной особенностью и мужской и женской рубахи является обязательное наличие обережного пояса. В практике изготовления современной одежды я пришла к выводу, что замкнутый орнамент вокруг тела в зоне Яви работает точно так же как и пояс, с сохранением всех замечательных его свойств.
Несколько слов нужно сказать про вырез горловины. В более древних экспонатах и образцах национальной славянской обережной одежды имеет место прямой разрез по центру горловины Это отнють не случайно. Прямой разрез символ прямого исполнения своего предназначения, то есть «прямой» жизненный путь в благости , радости и любви.
Если вырез горловины на мужских рубахах был глубоким (квадратным у воинов, например), то это позволяло высвобождать скопившуюся в горловом жизненном центре лишнюю энергию молодых людей. С возрастом вырез горловины стремился все более к плотному прилеганию к шее и тем самым наоборот сохранял и накапливал данную энергию хозяину или хозяйке. Про слишком откровенное декольте в женской рубахе речи не было вообще, так как осознанная верная жена никогда не позволяла себе слишком откровенной одеждой привлечь низковиброционные похотливые взгляды посторонних мужчин. Женщина копила и берегла свою драгоценную энергию только для своего любимого мужа, что позволяло семьям быть крепкими и процветающими во всех отношениях.
С уважением и глубокой верой в возрождение нашего ВЕЛИКОГО народа руководитель мастерской современной живой одежды "ЖИВА ЛАДУШКА" Надежда Ивановна Обережная.