Эта тема стала очень актуальной практически для всего коллектива нашего радио. Проблема в том, что находимся мы друг от друга иногда за тысячи километров. Соответственно помочь что-либо настроить в записи можно только дистанционно, а это практически всегда ни к чему хорошему с первого раза не приводит.
Разделю статью на три части:
- Технические вопросы при записи. Тут рассмотрим варианты микрофонов и звуковых карт, которые обычно применяют пользователи. От самых дешевых, простых и некачественных, до дорогих, умеренно сложных, но качественных.
- Практические вопросы при записи. Тут рассмотрим приемы работы с микрофонами, методы борьбы с паразитными звуками при записи.
- Запись вдали от дома. Это когда надо куда-то уехать, и вдруг возникла необходимость записать текст, песню или еще что, ну или провести прямой эфир. А студии домашней с собой нет.
На все три части записаны видео, поскольку иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать! Итак, вперед.
1. Часть первая - техническая.
В этом видео рассмотрены технические способы записи голоса: от простых петличных микрофонов, до качественных студийных. Применение штатных звуковых карт и внешних карт USB, а также микшерных пультов. Ну и некоторые дополнительные комплектующие (стойки, попфильтры), которые помогут сделать запись качественнее.
Выводы, которых нет в видео:
- USB микрофоны неплохи для записи текстов (не вокала), но есть у них один существенный недостаток - они по-разному ведут себя на разных операционных системах. Т.е. вся соль в драйверах. Если повезло и компьютер выбрал подходящий для данного чипа микрофона драйвер - будет всё в шоколаде и звук хороший. Если же данный драйвер не подходит для данного чипа - плеваться будете долго. Придется ручками искать подходящий для данного микрофона драйвер и его устанавливать. А это способен сделать не каждый, кто просто хочет писать себя через микрофон, вставив его штеккер в разъем компьютера.
- Эта же проблема и у внешних USB звуковых карт. У меня в тесте Berendger UM2 и она отлично подружилась с ХР, хотя драйвер я установил ASIO, а не тот, что советуют производители, ибо он шумит и глючит компьютер. НО! На других оперционках эта карта работает с непредсказуемым результатом, все опять зависит от драйвера (ранее я писал статью про ёжиков, так вот эти самые топочущие ёжики и были результатом конфликта операционной системы с чипом звуковой карты).
- Еще один минус недорогих внешних звуковых карт (в т.ч. у той, что я использовал в видео, небольшая коробочка синего цвета) - это "морзянка" при записи с микрофона. У разных карт она проявлена больше либо меньше, но она таки есть! И её ничем не победить. Это результат работы АЦП звуковой карты. В более дорогих моделях звуковых карт работают фирменные и недешевые чипы USB, в которых работу АЦП неслышно. Если под голос в последствии будет подложена музыка, то никаких проблем - морзянку не будет слышно на конечном файле. Но если это просто текст-запись можно сразу браковать.
- Более профессиональные звуковые карты не "морзянят". Но и у них есть два недостатка: высокая цена (стоимость популярной Скарлетт начинается от 8000р, моя Uphoria UM2 стоит 2600р, но их сравнивать нельзя, первая это профессиональная) и невозможность подключения простых микрофонов типа петличек или заушин, поскольку фантомное питание тут 48В, а таким микрофонам нужно максимум 10В - они сгорят сразу. Т.е. использовать с этими картами можно только студийные конденсаторные микрофоны, либо динамические "карандаши", которым не требуется фантомное питание.
- Микшер. Его можно подключить к любому компьютеру, поскольку для этого нужен линейный вход, а не USB. К минусам можно отнести: место на столе и необходимость умения с ним работать и СЛЫШАТЬ "чего я там накрутил".
2. Часть вторая - практическая. Ну вот все тонкости выбора оборудования для записи обсудили, можно перейти к самому процессу записи. Итак - тесты.
Я думаю многие слышали в наших прямых эфирах, а потом и в записи, звучание голоса соведущего, как на первом или втором тесте видео. Это самая распространенная проблема - использование дешевых петличек (или не очень дешевых) со звуковой картой компьютера, качество усилителя которой оставляет желать лучшего.
Поэтому, прежде, чем выходить в эфир с какой-то темой, писать тексты или еще что-либо,- проверьте, как пишет Ваш голос компьютер. Сделайте тестовую запись и обязательно её прослушайте. Если звук хороший - Вам повезло и не придется тратить деньги на приобретение хорошего оборудования. Ну, а если звук плохой - не стоит отчаиваться, у Вас есть хороший шанс научиться работать с хорошим микрофоном и делать качественные записи, которые оценят по достоинству те, кто их будет впоследствии слушать. Так что, не так страшен черт, как его комары))). Удачи!
3. Часть третья - выездная.
Иногда нужно срочно сделать запись текста, набросок мелодии, напеть что-то свежее, внезапно посетившее голову....а компьютера с домашней студией или рекордера под рукой нет. На телефон конечно можно, но там АРУ (автоматическая регулировка уровня записи), да и микрофон капелька.
Для этих целей очень неплохо подойдет USB микрофон, который обычно используется дома для записи текстов или музыки со стационарным компьютером или ноутбуком. Этот микрофон можно подключить к смартфону или планшету и сделать точно такую же по качеству запись, что и на компьютер. Ну еще надо предварительно программу звукозаписи установить.
В этом видео я расскажу, как подключить USB микрофон и какие (на мой взгляд) из десятка опробованных программ наиболее для записи подходят. Все для Андроида. Для Яблока тоже существуют аналогичные, кому надо - ищите.
Ссылка на программы, которые использовались в видео здесь.
П.с. экран я уже заменил).