Автор: Баир Иринчеев
Серия детских книг «Прадедушкины медали».
Медаль за оборону Севастополя. Часть 1
Второй штурм
В конце осени 1941 года Эрих фон Манштейн, искусный генерал и политик, сумел убедить высшее немецкое руководство, что он сможет взять Севастополь до наступления Нового 1942 года. 17 декабря 1941 года немцы снова пошли на штурм позиций защитников Севастополя. Ситуация сразу сложилась тяжёлая. Немцы явно имели превосходство над защитниками города. Из портов Кавказа в Севастополь были спешно переброшены подкрепления, при помощи которых удалось укрепить оборону и отбить немецкие атаки. В этой ситуации было важно отвлечь немцев, заставить их ослабить атаки на город. Протяженное побережье захваченного немцами Крыма было удобным местом для высадки десантов. Для того чтобы отвлечь немцев от Севастополя, на побережье Крыма была проведена серия десантов наших войск. Самым крупным из них стал десант, высаженный в Керчи и в Феодосии в период с 25 декабря 1941 года. Первая волна десанта высаживалась в условиях сильнейшего шторма и большого успеха не достигла. Часть наших небольших десантных отрядов, высаженных в районе Керчи и Эльтигена, погибла почти сразу. К 29 декабря ситуация для советских войск в районе Керчи складывалась крайне тяжело, и Манштейн уже докладывал в Берлин, что кризис миновал, и за несколько дней его войска уничтожат советский десант.
Но 29 декабря 1941 года началась высадка крупного советского десанта в Феодосии, заставшая немцев врасплох. Часть наших боевых кораблей, включая крейсер «Красный Кавказ», причалила прямо к стенке в гавани Феодосии. Это вызвало полное смятение у немцев. В результате паники немецкий командующий войсками 42-го корпуса граф Шпонек приказал оставить весь Керченский полуостров. Утром 31 декабря в результате угрожающего положения, сложившегося для немцев в Крыму, атаки немцев на Севастополь были прекращены. Тогда советские войска на Керченском полуострове получили новую задачу. Они должны были не просто отвлечь на себя внимание немцев, а уничтожить всю 11-ю армию немцев в Крыму и снять осаду с Севастополя. Однако добиться этого не удалось.
В поддержку обороняющегося Севастополя на побережье Крыма высадилось и несколько небольших десантов. Судьба десантников сложилась трагически. В первые часы дня 5 января 1942 года в Евпатории высадился усиленный батальон морской пехоты под командованием капитана Г. К. Бузинова. Также высадились сотрудники НКВД и руководство города. Высадка десанта произошла прямо в порту с борта морских охотников и тральщика1 «Взрыватель». Десантники захватили центр города, освободили около 200 пленных. В это время в городе вспыхнуло народное восстание против немцев. Однако противник быстро опомнился и на рассвете контратаковал десант. Уже 5 января в 10:00 корабли в море получили сообщение, что десант находится в тяжёлом положении и нуждается в помощи. После этого связь прервалась. Помочь десанту помешал начавшийся шторм — корабли с подкреплениями не могли выйти из Севастополя. Десант продержался в городе ещё трое суток, после чего большинство его участников погибло или попало в плен. Некоторые десантники сумели переодеться и смешаться с местным населением, единицы сумели прорваться из города и присоединиться к крымским партизанам. Всего из десанта выжило не более 100 человек. При попытке помочь десанту в Евпатории погиб тральщик «Взрыватель». Маневрируя у берега под огнём противника, тральщик получил повреждения, лишился хода и был выброшен штормом на берег. Немцы расстреляли тральщик из тяжелых орудий. Именно на месте гибели тральщика стоит памятник Евпаторийскому десанту. Двое моряков ведут бой, третий, обернувшись к морю, кричит и зовёт на помощь. Но помощь так и не пришла…
Столь же трагическая судьба постигла отвлекающий десант в Судаке, который был высажен 6 января 1942 года. Десантники продержались до 27 января, когда остатки десанта были пленены или ушли в лес к крымским партизанам.
Несмотря на неполный успех и трагедию десантов, в результате активных действий советских войск положение 11-й армии Манштейна в Крыму резко осложнилось. Немцы с румынами были вынуждены отказаться от планов взятия города. Второй штурм Севастополя завершился. Однако потерпел неудачу и план нашего командования ударом с Керченского полуострова отрезать и затем уничтожить 11-ю армию немцев в Крыму.
Началась позиционная война, и среди защитников Севастополя началось активное развитие снайперского движения. Самыми известными снайперами в Севастополе стали Людмила Павличенко из 25-й Чапаевской дивизии и Ной Адамия из 7-й бригады морской пехоты. Людмила Павличенко получила Золотую Звезду Героя Советского Союза и Орден Ленина, и весной 1942 года уехала из Севастополя представлять нашу страну в США. Её главной задачей было рассказать американскому народу о героической битве советского народа, повлиять на общественное мнение в США для того, чтобы Америка поскорее открыла второй фронт военных действий в Европе. Это помогло бы быстрее разгромить нацистскую Германию. Ной Адамия не выезжал из осажденного Севастополя и всю весну продолжал увеличивать свой счёт убитых врагов.
В феврале 1942 года состоялось награждение героев обороны Севастополя. Боевой дух защитников города был на высоте. Казалось, что после поражения немцев под Москвой наши войска быстро одержат победу. Надежда на это была велика и в Крыму. Уже в январе и феврале 1942 года наши войска из Севастополя и на Керченском полуострове перешли в наступление. Однако все эти операции закончились для нашей армии тяжёлыми поражениями... Враг был ещё очень силён, и до победы было далеко.
Советское поражение под Керчью
В феврале и марте 1942 года советские части на Керченском полуострове начали наступление, имевшее целью разгромить немецкие части, осаждающие Севастополь. Однако после первых успехов наше наступление забуксовало. Раскисшая почва не позволяла эффективно использовать танки. Немецкие минные поля стали серьезной преградой наступающей пехоте. Туманная погода ограничивала действия авиации и артиллерии, а противник умело оборонялся, нанеся нашим частям тяжёлые потери. К апрелю советское наступление закончилось и целей своих не достигло.
Одновременно началось наступление Приморской армии из Севастополя. Оно должно было отвлечь немцев и ослабить их группировку против наших войск на Керченском полуострове. Однако этого сделать не удалось, пришлось отступать с большими потерями. Успеха не было. Хуже того, в неудачном мартовском наступлении наша артиллерия в Севастополе расстреляла много снарядов, и склады боеприпасов были почти пустые.
Весной 1942 года немцы тоже начали активную подготовку к наступательным действиям. Вторым военным летом они решили наступать не на всем советско-германском фронте, а сосредоточить свои усилия на юге. Начать свое наступление противник планировал именно в Крыму. В связи с этим в Крым была переброшена мощная авиационная группировка, а также новейшие танки Pz IV c длинноствольными орудиями, самоходные установки Мардер и модернизированные штурмовые орудия StuG III. Все они могли поражать советские танки КВ и Т-34.
Готовясь к штурму Севастополя, немецкая авиация, итальянские и немецкие торпедные катера начали полномасштабную охоту на советские боевые корабли и транспорты, привозившие военные грузы и подкрепления в осаждённый город. К сожалению, немецким ВВС удалось нанести значительный урон нашим кораблям. Количество грузов, и в первую очередь боеприпасов, доставляемых по морю, сильно упало. Запасы снарядов и мин в Севастополе продолжали оставаться небольшими, для отражения нового штурма их было недостаточно.
Тем временем в мае 1942 года, воспользовавшись улучшением погоды и ослаблением наших войск, 11-я армия Манштейна нанесла удар по советским частям на Керченском полуострове. Немцы тщательно подготовились к этой операции. Назвали они это наступление «Охота на дроф». В первый же день наступления, 8 мая 1942 года, наша оборона была прорвана. Все попытки восстановить положение оказались тщетными. Наши танки, ранее неуязвимые для противника, теперь поражались огнем новых немецких пушек. 11 мая 1942 года при бомбёжке погиб командующий 51-й армией генерал-лейтенант В. Н. Львов. Началась потеря управления и постепенный распад нашей обороны. Представитель Ставки Л. З. Мехлис и другие генералы не справились со своей задачей, приказы отдавались слишком медленно, контрудары наносили слишком поздно. Остановить немецкое наступление не получалось.
К 15 мая немцы вышли к Керчи и прижали отступающие части Приморской армии к морю. Несмотря на приказ Сталина держать Керчь и организовать такую же оборону, как в Севастополе, сделать это не удалось. Началась эвакуация раненых и личного состава. Прикрывали эвакуацию наши стрелковые и пограничные части, уже не имеющие артиллерии и вооружённые только винтовками, пулеметами, автоматами и ручными гранатами. Эвакуация наших войск на Таманский полуостров закончилась рано утром 20 мая 1942 года. Разрозненные советские части сражались весь день, но в целом организованное сопротивление прекратилось. Немцы захватили много трофеев и заявили о взятии большого количества пленных. Часть советских бойцов, не желая сдаваться в плен и не имея возможности переправиться через Керченский пролив, укрылась в Аджимушкайских каменоломнях — больших искусственных пещерах под Керчью. Героическая оборона каменоломен продолжалась несколько месяцев. Немцы засыпали все колодцы в округе, заблокировали или подорвали выходы из каменоломен и начали травить обороняющихся дымами и газами. Почти все защитники каменоломен погибли, но не сдались врагу. Использование отравляющих веществ было запрещено международной конвенцией, и применение газов для уничтожения защитников Аджимушкайских каменоломен было одним из обвинений против нацистов на международном трибунале в Нюрнберге.
- Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения