Александр Иванович Покрышкин – ставший легендой и трижды Героем Советского Союза, первое боевое крещение получил 22 июня 41-го, при разведке переправ через реку Прут. Встретив нескольких Ме-109, Покрышкин зажег одного из них, но завороженный видом поверженного врага, сам попал под удар немца.
К счастью будущему асу удалось посадить поврежденную машину на свой аэродром. Однако это была не первая плата за науку побеждать. Через десять дней МиГ Покрышкина был подбит огнем зенитной артиллерии, а потом – истребителями врага и ему пришлось пешком выходить из окружения. Впрочем, скоро «ученик» с лихвой рассчитался со своими «учителями». За 1418 дней Великой Отечественной войны он совершил 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.
Летом 1942 года Александр Покрышкин вместе с пилотом биплана У-2 прилетел в Ставрополь. Они обнаружили на пустом аэродроме исправный истребитель МиГ-3, и тут летчики узнали, что город захвачен немцами. Тогда Покрышкин решил угнать истребитель. Самолет взлетел, когда на аэродром уже въезжали немецкие мотоциклисты.
12 апреля 1943 года в районе станицы Крымской Александр Покрышкин проводит выдающийся по результативности воздушный бой. В тот памятный день, капитан Покрышкин сбил четыре «мессера», а вечером уничтожил еще три фашистских самолета, доведя счет сбитых за день до семи.
Широко известен бой 29 апреля 1943 года. Когда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад 27 бомберов Ю-87 и группу прикрытия из десяти Me-109. Одна пара сковала боем истребители противника, а остальные «соколиным ударом» – пикированием с высоты расстреляли 12 «юнкерсов», четверых из них сбил Покрышкин. Возвращаясь на аэродром, он сжег пятый бомбардировщик.
Покрышкинский залп быстро стал притчей во языцах. Все огневые точки на его машине были переведены на одну гашетку. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал он в бой, никогда не уклоняясь от схватки. При этом каждый раз Александр брал на себя самое опасное – атаку ведущего.
После перестройки, когда русофобы всех мастей наперегонки принялись развенчивать наше «красное прошлое», остервенелым нападкам подвергся и Александр Иванович. Чего ему только не вменяли, до чего только не придирались, даже стали высмеивать якобы пропагандистский миф о паническом страхе немцев перед нашим асом.
Однако в документальном фильме «Неизвестный Покрышкин» есть кадры кинохроники, на которых виден воздушный бой, сопровождаемый радиоперехватом немцев: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!».
К тому же биограф Покрышкина – писатель Алексей Тимофеев, собрал немало доказательств подлинности этого сигнала.
«Механик покрышкинской дивизии Гурвиц рассказывал: «У нас в звене управления стоял хороший американский радиоприемник. Когда наши уходили в бой, мы настраивали его и слушали, что происходит в воздухе. Доносилось до нас и немецкое «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин!..»
Герой Советского Союза генерал-полковник Горелов подтверждает: «Наши наводчики с земли часто называли его фамилию. И что поразительно – немцы уходили немедленно! Раз – и никого! Так они начали пугать самих себя...».
Александр Иванович написал три книги мемуаров. И нигде нет упоминаний об этой фразе. Мотивировал так: «Сам ни разу не слышал, вот потому и не пишу». Впрочем, других не одёргивал. И воспоминаний о том, что немцы буквально засоряли эфир своими «ахтунгами», хватает. Во всяком случае, начальник связи 16-го гвардейского истребительно-авиационного полка, где служил Александр Иванович, настаивает: «Не раз мне доводилось слышать по радио, как немецкие наблюдатели передавали своим пилотам: «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!» Ему вторят и другие, например, лётчики-штурмовики: «Мы неоднократно слышали, как вражеские посты наблюдения радировали предостережение открытым текстом. И, едва заслышав фамилию Покрышкина, фашистские асы покидали жаркое кубанское небо».
Именно в боях за Кубань талант Покрышкина как мастера тактики проявился в полной мере. Патрулируя воздушное пространство, Александр применял такой боевой порядок, как «скоростные качели», «кубанская этажерка». Чтобы не терять скорость в небольшой зоне, он летал не по прямой, а волнообразно. Авиационными частями был взят на вооружение и такой прием Покрышкина, как выход из-под удара противника на вираже нисходящей «бочкой» с потерей скорости. Ошеломленный враг при этом проскакивал мимо цели и оказывался в прицеле. Весной 1943-го немецкое командование сконцентрировало на Кубани свои лучшие истребительные эскадрильи «Удет», «Мёльдерс» и «Зелёное сердце». Однако фашистов ждало разочарование. Элитные эскадры Геринга потерпели сокрушительное поражение от «сталинских соколов» ведомых Покрышкиным.
Александр Иванович прошел войну с первого до последнего дня. На Параде Победы на Красной площади знаменитый ас нёс знамя 1-го Украинского фронта. Девятое мая оставался для него самым любимым праздником в году.
Умер герой 13 ноября 1985 года после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности и вновь настигал ненавистного врага...
Автор выпуска: Дмитрий Назаренко
Текст читает: Сергей Горин
Звуковое оформление: Артём Карев