Вадим Иванович Фадеев – удивительный лётчик, о храбрости которого слагали легенды. 2-х метровый богатырь с голубыми глазами, за растительность на лице получил прозвище «Борода», начав войну летом 41-го на истребителе И-16.
Впервые о Фадееве заговорили после его отчаянных штурмовок наступающих войск объединённой Европы на Южном фронте. Вадим атаковал врага с гораздо более низких высот, чем его коллеги. Однажды в районе Кодыма (Молдавия) Вадим Фадеев с группой истребителей атаковал колонну румынских кавалеристов. Расстреляв все патроны, он спустился к самой земле и рубил всадников винтом своего «ишачка».
В ноябре 1941 г. под Таганрогом, штурмуя позиции противника, его самолет получил попадание зенитного снаряда. Заклинило двигатель, сдетонировал боезапас к пулеметам. Вадим с трудом посадил поврежденную машину на ничейной полосе. Бегом, преодолев 300 метров до наших траншей под огнём врага, перед изумлённой пехотой показался огромного роста лётчик с широкой улыбкой на лице:
– Знаю вашу беду, братцы. Ведите к командиру.
Немцы крепко встали у кургана «Пять братьев», пристреляли каждую кочку на подступах и все атаки наших встречали убийственным огнём. Показав ротному по карте, откуда бьют миномёты, где замаскирована бронетехника, при первых залпах нашей артиллерии, истребитель выскочил из командирского блиндажа, поднимая в атаку бойцов. Его удаль и презрение к смерти передались пехотинцам. Каждый старается великана догнать, вперёд вырваться. А он на ходу командует: одних в обход высоты посылает, других увлекает за собой...
– Ура-a-a! – катится над курганом.
За взятие вражеской позиции его наградили орденом Красного Знамени и присвоили внеочередное воинское звание «лейтенант».
В январе 1942 г. Фадеев одержал свою первую победу в воздушном бою, а всего за год он сбил пять самолетов противника. В конце 42-го он оказался в 16-м Гвардейском истребительном авиаполку. Вадим быстро завоевал всеобщую любовь за свое летное мастерство, храбрость и общительный характер. Ему выписали двойной паёк, а шутки ради он отрастил себе длинную бороду, за что и получил свой необычный позывной. Он служил вместе с Покрышкиным, Глинкой, Речкаловым, Искриным.
В апреле 43-го Фадеев стал капитаном, командиром эскадрильи, выполнив к этому времени 394 боевых вылета, сбив 17 самолетов противника лично и три в группе.
Вот что вспоминает о Фадееве бывший командующий 4-й Воздушной армией Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин:
«Фадеев вылетел вместе с командиром звена Новиковым на разведку. Им предстояло пройти по маршруту Славянск – Краматорская – Константиновская – Артемовск, над территорией, занятой гитлеровцами. Обнаружив разведку, противник открыл по нашим истребителям сильный зенитный огонь. Однако советские летчики, умело маневрируя, проскочили через огненную завесу. И тут ведомый Новикова заметил скачущего всадника. Снизившись, Фадеев установил, что это фашист, и скорее всего связной, который спешит доставить в штаб донесение. Не желая расходовать патроны, которые предназначались для боя, летчик зарубил всадника винтом самолета.
Я хорошо знал Вадима Ивановича Фадеева. Это был высокий, стройный парень, с пышной шевелюрой и аккуратно подстриженной бородкой. Добрый, отзывчивый, он пользовался у однополчан уважением и авторитетом. Воевал он смело, даже рискованно...»
Второй орден Красного Знамени Фадееву вручили за воздушные бои над Мысхако. Его блестящие способности летчика-истребителя в полной мере раскрылись в боях на Кубани. Обладая огромной физической силой и выносливостью, он совершал по 5-6 боевых вылетов в день, порой сбивая за раз по нескольку самолетов люфтваффе. В гвардейском полку Вадим проявил себя не только как сильный воздушный боец, но и как грамотный тактик. Он с восторгом воспринимал всё новое в тактических приёмах и активно использовал их в своей практике, внедряя среди подчинённых.
С апреля по июнь 43-го над Кубанью проходило одно из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной. В результате непрерывных ожесточённых боёв советская авиация вырвала из рук врага инициативу и завоевала стратегическое господство в воздухе, наголову разгромив цвет фашистской авиации
Первым лётчиком 4-й Воздушной армии, представленным к высокому званию Героя Советского Союза во время боёв над Кубанью, был гвардии капитан Фадеев. Пламенный патриот, искусный воздушный боец, Вадим без промаха разил врага. В течение лишь одной недели он уничтожил 10 самолётов противника лично и 1 в группе!
Одной из черт его характера было пренебрежительное отношение к опасности и недооценка сил противника. Порой он вёл себя просто безрассудно – мог, бросив управление группой, погнаться за одиночным «мессером»; включить в полёте передатчик и исполнять арии из опер; выделывать над аэродромом «цирковые» трюки на малой высоте. Его широкая волжская натура и уверенность в незаурядных способностях, нередко проявлялись в переоценке своих возможностей.
5 мая 1943 года выполняя задачу прикрытия войск в районе станицы Крымская, на своей «аэрокобре», Фадеев оторвался от звена Александра Покрышкина, ввязавшись в схватку с группой «мессеров». В завязавшемся бою Вадим был ранен и потянул домой. Он с трудом посадил самолёт в плавнях реки Адагум, но скончался от потери крови.
24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач и проявленную отвагу гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Похоронен Герой в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края.
Автор выпуска: Дмитрий Назаренко
Текст читает: Сергей Горин
Звуковое оформление: Артём Карев