Игра с рюшками:
"Рюшкой" называют небольшой обрубок дерева, 12 сантиметров длинной и 6 сантиметров толщиной. Сухая сосновая жердь соответственной толщины больше всего годится для "рюшек". Нарезанные из сосновой жерди "рюхи" будут легки, ровны и достаточно прочны, чтобы выдержать те удары, которым они подвергаются во время игры.
Во всех играх с "рюшками", кроме самих "рюх", играющие запасаются ещё палками для метания в "рюхи". Палки изготавливаются тоже из сосны, но только из сырой, или из ели. Приготовленные из сырой сосны или ели палки - в меру увесисты, прочны и при этом прямы и ровны на всём протяжении, что весьма важно для меткого бросания. Один конец палки остругивается и служит ручкой. Длина палок колеблется от 70 до 90 сантиметров, смотря по силе и росту игроков. Толщина их должна быть хотя бы немногим меньше толщины "рюх".
Игра похожа на "Мушку", только вместо "мушки" здесь используется обыкновенная «рюшка», которая ставится не на кол, а прямо на землю. На одном торце "рюшки" нарезают "крестик" или делают какую-нибудь другую метку. Эта "рюшка" в игре называется "медведь".
Для размещения "медведя" очерчивают небольшой кружок или четырёхугольник с носовой платок величиной, который называется "берлогой". В 5-6 шагах от "берлоги" проводят "коновую черту" и на ней в ряд выкапывают столько лунок, сколько играющих без одного. Иногда лунки располагают полукругом, в центре которого находится "берлога". За "берлогой" в 20 шагах от лунок кладут кирпич или камень для обозначения "полукона".
Желающие участвовать в игре, вооружаются палками, становятся на "коновую черту" и перебрасываются для определения "водящего". Иногда для этой цели складывают все палки вместе, на них кладут "медведя" и всё это бросают вверх. Чья палка ляжет ближе к "медведю", тот становится "водящим". Остальные играющие занимают лунки. "Водящий" ставит "медведя" посреди "берлоги", а сам отходит в сторону.
Правила:
- Играющие по очереди кидают в "медведя" палкой, и каждый раз, когда "медведь" будет выбит или только повален, "водящий" должен поставить его на место.
- Играющий может выручить свою палку, т.е. сбегать за ней и возвратиться к своей лунке, если, конечно, рассчитывает сделать это быстрее, чем "водящий" успеет положить "медведя" в берлогу и занять освободившуюся лунку.
- Случается, что играющие, кроме одного, все перебрасывают свои палки, тогда оставшийся последним, считается на выручке. После его удара играющие должны бежать за своими палками. В это время "водящий", положив "медведя" в "берлогу", старается занять свободную лунку. Но если выручающий игрок промахнётся, то он меняется местами с "водящим". Остальные играющие свободно идут за своими палками.
- Иногда после удара "медведь" сам становится крестиком вверх, тогда "водящий" кричит: "Медведь ревёт!"
- По этому возгласу все пробившие игроки бегут за своими палками, потом к "полукону", чтобы стукнуть о камень, и возвращаются к лункам. "Водящий", оставив "ревущего медведя" на месте, свободно занимает любую свободную лунку. Оставшийся, без лунки, становится "водящим".
- Во всех случаях, когда играющий возвращается с палкой к "кону", и найдёт все лунки занятыми, он неминуемо становится "водящим".