Смысл жизни
КупКип
Семинар г.Киров
«Счастливая женщина» — Женский круг в Екатеринбург
Детское телевидение
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Добровед
ОУК МИР

Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 9. Часть 1

Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 9. Часть 1
Начало здесь

Раздел 9. Здоровье психики. Пути его сохранения и укрепления

Введение

В данном Разделе 9 нашей работы мы продолжаем материалы Раздела 8, где были исследованы механизмы и результаты воздействия энергоинформационной среды на психику человека. В данном Разделе 9 обратимся к рассмотрению психики человека с позиций здорового и нездорового образа жизни. Вначале раскроем общие научно-философские вопросы о том, что представляет собой психика (в головном мозге человека) — как центральная, концентрирующая подструктура энергоинформационного (психо-локомоторного) обмена со средой.

Обратим внимание на основную структурную организацию психики, где формируется общая психодуховная энергетика (ПДЭ). На этой основе рассмотрим здоровые (оптимальные) и нездоровые (неоптимальные) режимы работы психики человека, а также основные пути оздоровления психики, с указанием конкретных валеологических рекомендаций.

Рассмотрим следующие вопросы.

  1. Понятие психики. Соотношение психики и сознания.
  2. Уровни организации психики человека.
  3. Здоровая психодуховная энергетика. Оптимальный режим работы психики человека.
  4. Неоптимальные режимы работы психики человека — истощающий, автоизолирующий (деградирующие) и избыточный (разрушительный).
  5. Оздоровление психики человека. Универсальные механизмы и конкретные рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Поскольку по объёму этот Раздел оказался обширным, мы разделили его на две части.
Данная, первая часть Раздела 9 раскроет только 1 и 2 вопросы (параграфы 1 и 2). А вторая часть Раздела 9 включит в себя параграфы 3, 4 и 5.
Если читателя не интересует экосистемно-философский подход к пониманию психики, то он может сразу обратиться к чтению второй части — к 3, 4, и 5-му параграфам.

1. Понятие психики. Соотношение психики и сознания

Вначале определим те основные понятия, которые далее будем использовать в работе [14, с.50-52]. Дадим наиболее общие определения, без анализа разнообразных подходов.

Субъект — это познающий, мыслящий и практически, осмысленно действующий человек. Данное понятие обычно используется в категориальной паре «субъект – объект».

Объект — это весь окружающий человека мир (в широком смысле) или отдельные объекты (предметы в узком смысле), на которые направлены активность психики, сознание, познание, и действие субъекта (например, конкретный предмет исследования, предмет преобразования, в том числе и сам человек как объект познания и преобразования в процессе саморегуляции и самооздоровления).

Ещё раз вспомним, что человек как активная система формируется за счёт двух типов обмена со средойвещественного (телесного) и энергоинформационного (психодуховного, психо-локомоторного). В человеке присутствуют одновременно две субстанциивещественная, телесная (за счёт вещественного обмена) и энергийная (за счёт энергоинформационного обмена) [См. Раздел 2, рис. 10 и 11 / https://slavradio.org/public/chnpkz-2/].

Психическое — это та часть организма человека, которая преимущественно сформирована за счёт энергоинформационного (психо-локомоторного) обмена со средой; в морфологическом плане образована нервной, мышечной системой и далее — скелетными структурами. Но поскольку в психо-локомоторном обмене присутствуют две взаимосвязанные стороны — нервная система и органы движения, то вернее говорить, что с этим типом обмена в организме человека связаны: 1) нервно-психическое — нервная система (рис.1, 2-4); 2) локомоторно-физическое — органы движения, мышечно-скелетный комплекс (рис.1, 5-6).

Отметим, что, например, в традиционной анатомии животных и человека отдельно (парциально) рассматриваются нервная система, мышечная система и скелет. Аналогично и в физиологии. При этом системная связь обменных процессов, структур и функций энергоинформационного (психо-локомоторного) обмена со средой специально не прослеживается.

Подчеркнём, что нарастающая специализация медицины — это закономерный позитивный процесс, связанный с развитием новых знаний и технологий. Но всегда, наряду с дифференциацией, надо осуществлять интеграцию (обобщение, синтез) знаний и практики для получения целостных и долгосрочных результатов.

Так, при лечении патологий выделяются разные группы заболеваний и всё более узкие группы врачей, которые прекрасно знают свою специальную медицинскую область, но порой уже не видят связи данной группы заболеваний с другими. Соответственно, развиваются узкая симптоматика и сугубо рецептурные советы.

В результате больной привязывается к врачу, выполняя один рецептурный совет за другим, применяя лекарства более узкого, частного назначения. В коммерческой медицине это приносит постоянный доход специалисту. Но одновременно часто утрачивается понимание общего баланса обмена веществ и энергий в организме. Когда излечивается часть, но не охватывается организм как целое, эффект, как правило, оказывается временным. Изменённые общие обменные процессы вновь возвращают дисбаланс в организм и провоцируют неадекватную организацию частей (больных органов) — полного оздоровления не происходит. Однако при коммерциализации медицины именно такой узко-симптоматический подход к лечению приводит к наиболее прибыльной деятельности врачей.

Мы же будем рассматривать психику целостно, с экосистемных позиций, на основе учения о развитии (диалектики), при её постоянном взаимодействии с окружающей средой и с локомоторным аппаратом (мышечно-скелетным комплексом) — см. рис. 1.

У человека имеет место эволюционно наиболее сложное развитие психики по сравнению с высшими животными, которое приводит к появлению сознания [1; 2; 3; 4; 5; 9; 10; 11; 12]. Но онтологически психика высокоорганизованных млекопитающих вполне соотносится с психикой людей. Прежде всего, это касается уровня бессознательных, инстинктивных форм деятельности, работы органов чувств и накопления чувственной информации. А также зачатков ситуационного (конкретного) мышления, т.е. сложных, пред-сознательных форм организации психики. У людей эти формы в филогенезе (в эволюции) и в онтогенезе (в индивидуальном развитии) оказываются базисными, а на их основе формируются ещё более сложные психические структуры и процессы — чувственное сознание с развитой нравственностью, рациональное сознание, сложный духовно-нравственный мир, а также творческая интуиция [13].

В связи с изложенным, следует различать такие понятия, как психика и сознание. Сразу отметим, что ниже мы даём их современные научно-философские определения, не вдаваясь в глубину и многообразие конкретно-научных данных об этих субстанциях и развернутых конкретно-научных определений (что требует специального научного обсуждения огромного массива современного нейроморфологического, нейрофизиологического, психологического, психотерапевтического, психоаналитического, психиатрического и пр. материала) [12, цит. по 1; 2; 10; 11; 14; 20; 22; 23; 30; 38; 45; 61 и др.].

Из множества биоорганизмов на планете (царства грибов, растений, животных), только животные имеют нервную систему. Все биоорганизмы, обладающие нервной системой, или животные (например, черви, моллюски, пауки, насекомые, все позвоночные животные), имеют соответствующую общую функцию и свойство — психику.

Психика (от греч. «психэ» — душа) — это сложная субстанция организма животного и человека, которая связана с энергоинформационным (психо-локомоторным) обменом с окружающей средой, с первой стороной этого обмена, обусловленного работой центральной нервной системы, прежде всего, головного мозга. Человек как высшее млекопитающее животное обладает развитой нервной системой. Следовательно, человек также имеет психику. Психика — это общее свойство и качество животных и человека.

Но у человека психика достигла особого, более высокого уровня развития. Этот более высокий уровень психики, отличающий человека от животных — сознание.

Сознание — это высшая форма организации психики, присущая человеку. Со-знание — это умение поступать со знанием дела. Сознание связано: 
1) со сложным чувственно-нравственным отражением мира;
2) с мышлением как рациональным отражением мира и с творческой интуицией;
3) с творческой активностью субъекта, с его сознательно-практической деятельностью (профессиональной, бытовой, социально-культурной).

У многих животных (например, общественных насекомых, попугаев и врановых птиц, высших млекопитающих) психика имеет очень высокое и сложное развитие. В связи с этим ряд специалистов утверждает, что многие животные также обладают сознанием. Но правильнее говорить, что у животных есть определенные формы конкретного мышления (на местности, в сложных конкретных ситуациях) с принятием сложных ситуативных решений. Это предсознание, или «условно животное сознание».

Однако сознание человека имеет следующие качественные отличия. У человека развито абстрактное (отвлечённое) мышление. Есть членораздельная разговорная речь. Он создаёт письменность и источники её хранения. Создаёт научные знания. Создаёт пласты человеческой культуры. Разрабатывает науку и технику. Создаёт разнообразные технические, архитектурные, промышленные и пр. сооружения. За счёт практической преобразующей деятельности производит предметы производства и потребления, окружающую социальную среду – сельскую, городскую, агрономические и промышленные ландшафты, разнообразные виды транспорта и т.д.  Всё это есть только у человека. Оно развивается за счёт работы сознания и сознательно-практической деятельности людей. Ничего этого нет у животных.

Сознание — это в целом контролируемая субъектом часть психики. В нашей работе будем опираться на научно-психологические понятия, отражённые в известном Словаре К.К. Платонова [7, с.135].

Основной вывод о соотношении психики и сознания человека, следующий. Психика человека — понятие более общее, включает работу нервной системы в целом. А сознание — это часть психики человека, высший уровень её развития.

Далее, хотя бы в общих чертах, следует рассмотреть, какова общая структурная организация психики.

Отметим, что, например, в западной психоаналитической традиции, начиная с З. Фрейда, в психике выделяют два основных уровня: бессознательное (Оно) и сознательное (сознание — Эго).

Однако в отечественной психологической традиции имеет место более развёрнутый взгляд на общую организацию психики. Именно данные учения мы использовали для собственных выводов.

Это русские школы рефлексологии И.М. Сеченова; физиологии высшей нервной деятельности И.П. Павлова; объективной психологии М.В. Бехтерева; системной психофизиологии П.К. Анохина; психологические научные династии и школы (Н.П. Бехтерева, С.В. Медведев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.А. Орбели, О.К. Тихомиров и ряд др. исследователей); учёные — биологи, нейрофизиологи, психологи и философы, занимающиеся вопросами психики и сознания (В.А. Аверин, Б.Г. Ананьев, Н.П. Дубинин, Д.И. Дубровский, Э.В. Ильенков, В.С. Кухтин, С.В. Савельев, А.Ю. Савин и др. ученые) [1; 2; 3; 4; 7; 11; 12 (с библиографией из 65 источников)].

2. Уровни организации психики человека

Выделяем следующие уровни организации психики, с помощью которых можно более подробно рассматривать динамику, преобразования основных психических процессов у человека. Они непосредственно связаны с пониманием психодуховного здоровья человека или с его утратой.

Это следующие уровни организации психики человека:

  1. Бессознательное.
  2. Подсознание.
  3. Сознание (чувственное и рациональное).
  4. Надсознание (творческая интуиция).

Более подробно обоснование данной классификации уровней организации психики человека представлено нами в монографии [13, с.245-270].

В данном параграфе мы кратко рассмотрим указанные уровни организации психики в научно-философском аспекте. На этой основе раскроем динамику психики человека и вопросы самоуправления собственным поведением.

В разных отделах психики в мозгу человека психическая энергия концентрируется, образуя системно-структурные энергетические сгустки, существующие определенное время (короткое или длительное) Это так называемые психоэнергетические структуры (ПЭСт) психики.

Если такие психоэнергетические структуры (ПЭСт) закрепляются ненадолго за счёт нейронных кругов взаимодействия (в отдельных нейронах, в их ассоциированных группах, а также между разными нейронными группами с проводящими путями), то работают механизмы краткосрочной памяти.

Например, память о последнем человеке в очереди; номер такси, подъезжающего к клиенту.

Если человек запоминает, в определённой мере, значимую информацию, то работает среднесрочная память.

Например, запоминание общения с приятелями; выполнение не очень важных текущих мероприятий.

А если человек имеет дело с очень важной информацией, то включаются механизмы постоянного усиления данных ПЭСт дополнительными потоками психической энергии (мы постоянно с кем-то общаемся или что-то вспоминаем) — тогда включается в работу долговременная память, порой на всю жизнь.

Например, память о самых близких родных людях.

С позиций рассмотрения проблем ЗОЖ, для нас важно обозначить:

1) уровни организации психики;
2) присущие им главные функции, которые способны закономерно развиваться и усиливаться;
3) основные выводы по динамике разных уровней организации психики, связанные со здоровьем человека.

Эти знания позволяют затем понять, как может изменяться психическое здоровье, а также как могут наступать нарушения психической деятельности. Рассмотрим последовательно разные уровни психики.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Это уровень глубинных морфологических слоев психики, её подкорковых центров, присущих как позвоночным животным, так и человеку. Основные нейроструктуры, процессы и функции здесь не образуются в течение жизни, а передаются по наследству. Иными словами, люди с ними рождаются. У человека с этим уровнем связаны следующие основные психические процессы и функции.

1. Здесь находятся центры вегетативной нервной системы, которые обеспечивают постоянное слаженное функционирование всех внутренних (телесных) систем и органов человека (сердечнососудистой, пищеварительной, дыхательной, выделительной, половой системы).

2. Генетическая память предков или прошлых перерождений (что в настоящее время может познаваться, например, методами глубокого гипноза, о чём свидетельствуют, допустим, результаты многолетней работы специалистов под руководством А.Ю. Савина, Н.П. Бехтеревой и др. учёных [12, цит. по 11]).

3. Эмоции, отвечающие за реализацию основных жизненных функций (разные ну́жды и первичные потребности организма — голод, жажда, злоба, психическое влечение-притяжение и пр.).

4. Темперамент — передающиеся по наследству особенности активности человека (например, по И.П. Павлову — сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик).

5. Подкорковые центры напряжения (центры «страха») и расслабления (эйфорийные центры «удовольствия»), где происходит постоянная реципрокная (взаимно противоположная) работа, которая определяет более простые и сложные бессознательные функции.

Это, например, работа мышц — сгибателей и разгибателей, постоянная смена сжатия и растяжения гладкой мускулатуры в стенках сосудов, кишечника — при продвижении их содержимого; голод и насыщение; жажда и её утоление; половое напряжение и оргазм и пр.).

ПОДСОЗНАНИЕ

Подсознаниеэто уровень приобретаемых в течение жизни глубинных реакций психики. Здесь накапливается психическая энергия, постоянно поступающая из окружающей среды через органы чувств в архикортекс, в подкорковые центры палеокортекса, в подкорковые ассоциативные зоны переднего, промежуточного, среднего и заднего отделов мозга, где формируются механизмы глубокой, но не наследственно-видовой, а приобретённой памяти. На этом уровне образуются и хранятся огромные массивы накопленной извне информации — психоэнергетические структуры глубокой памяти.

Изменения данных ПЭСт в значительной мере происходят автономно, спонтанно, без контроля сознания. Отметим следующие валеологически значимые для нас процессы (важные для здоровья).

1. Подсознательная активность психики, глубинная не наследственная, а приобретённая память, хотя в основном не подконтрольная человеку. Она может давать нижеследующие функции.

2. Образы-воображения как спонтанно формирующаяся основа мифологии, сказаний, сказок, фантастики, в том числе, научной. Поскольку огромное количество психоэнергетических структур, циркулирующих в нейрструктурах реверсивных нейронных кругов взаимодействия, находится в подвижном состоянии и способно к взаимодействию, то они могут спонтанно взаимодействовать между собой, формируя при этом не реальные, а новые фантастические образы.

Например, при спонтанном взаимодействии отражённых реальных образов человека и коня может появляться мифологический образ кентавра; образов человека и козла — фантастический образ чёрта. Образы одежд, общения, разговоров людей могут взаимодействовать с образами животных — в результате, например, появляется сказочная говорящая Лиса Патрикеевна в шубке с воротником; говорящий Петушок-гребешок с косой и т.д.

3. Образы-сновидения. Они всплывают во сне, когда кора головного мозга начинает отдыхать, и энергия от неё переходит вовнутрь, на более глубокий уровень психики — в подсознание. В это время подсознание активизируется и людям снятся сны — как сочетание фантастических и реальных событий.

С одной стороны, активизируются реальные отражённые события и образы, а с другой — спонтанно сформированные подсознанием фантастические образы и события. Кроме того, могут возникать наведённые сны, если человек о ком-то или о чём-то сильно думает и вспоминает. Соответственно, идёт активация желаемых образов в психике. В том числе, во время сна они оказываются наиболее возбужденными (насыщенными психической энергией), а потому быстрее всего активируются. И тогда желанные события, люди, предметы «приходят во сне».

4. Автоматизмы реакций. Если человек множество раз повторяет одни и те же действия, то они закрепляются в глубинной памяти подсознания как автоматизмы реакций. Это помогает людям во многих видах деятельности.

Например, когда-то в самом раннем возрасте каждый малыш с большим трудом учился делать первые шаги, которые представляют собой важную приобретённую двигательную функцию. Но уже спустя незначительное время реакция ходьбы, множество раз повторяясь, осуществляется на подсознательной основе. Однако, если человек получил тяжёлый перелом ноги и длительное время находится без движения, автоматизм движения ослабевает, и больной вновь учится ходить. Аналогично, ребёнок с большим трудом, осознанно учится писать «палочки», «крючочки», затем буквы и слова. Но взрослый человек над этим уже не задумывается, пишет «на автомате», поскольку работает его подсознание. Точно так же за счёт глубокой памяти подсознания усваиваются многократно повторяющиеся производственные операции, гигиенические процедуры и т.д., которые затем человек осуществляет автоматически, что значительно ускоряет его деятельность.

5. Подсознательная основа развития творческого воображения. Если у человека на уровне сознания развивается чувственное познание и сознание, например, художественное творчество, то у него усиливается взаимодействие фантастических спонтанных образов подсознания и целенаправленной творческой художественной деятельности.

Например, в произведениях искусства создаются удивительные сочетания реального и воображаемого в сюжетах разных видов художественного творчества. Также проявляется особое свойство психики в форме «deja vu» («это уже было где-то или когда-то»). Смеси фантазии и реальности порождают мечты, идеальные образы (не существующие в реальности), идеализированные образы науки.

СОЗНАНИЕ

Это единственный уровень психики, который может осознаваться и контролироваться собственным психическим «Я» человека, т.е. психическим центром его самосознания. Сознание — это, так называемый, просветлённый уровень, в связи с чем существует выражение: «Ученье — свет (накопление извне информации и знаний), а неученье — тьма (когда преобладают лишь низшие, неосознаваемые уровни психики)». В этой поговорке кроется глубинный смысл.

Сознание целенаправленно развивается в процессе воспитания, обучения, накопления личного жизненного опыта. Сознание включает два основных подуровня — чувственный и рациональный. Существует взаимосвязь таких феноменов, как познание, знание и сознание.

В этой связи познание есть процесс накопления необходимого опыта, знаний, информации.

Знание — это результат познания.

А сознание — это умение поступать в своей жизни со-знанием дела! То есть умело оперировать собственными знаниями и осознанно и эффективно применять их на практике.

На каждом подуровне сознания выделяют несколько основных стадий преобразования познания, ПЭСт человека и усложнения его сознания.

1. Этап чувственного познания формирует следующие стадии:
1.1 – ощущение,
1.2 – восприятие,
1.3 – представление (память),
1.4 – воображение (фантазия).

2. Этап рационального познания включает такие стадии:
2.1 – понятие,
2.2 – суждение,
2.3 – умозаключение простое,
2.4 – умозаключение сложное.

Причём, на каждой из указанных стадий развития сознания самоорганизуются всё более сложные психоэнергетические структуры. Схематично этот процесс отражён на рис.2 (аналогично рисунку в [13, с.249]). А теперь рассмотрим этот вопрос более подробно.

1. Чувственное познание и сознание

(рис.2: 1.1–1.4)

На чувственном этапе развития и подуровне сознания накапливается, преобразуется и закрепляется чувственная, нравственная, эмпирическая и пр. конкретная информация, поступающая из окружающего внешнего мира (или сигналы от внутренних органов о состоянии организма, которую необходимо осознавать и верно на неё реагировать при анализе состояний собственного здоровья). В этом процессе, как отмечено, выделяется несколько основных стадий: 1.1. Ощущение; 1.2. Восприятие; 1.3. Представление; 1.4. Воображение. С этим подуровнем связано развитие художественного творчества, разных видов искусств, религиозного сознания.

1.1. Ощущение

Кратко: Ощущения это отдельные признаки конкретных предметов, ещё не связанные между собой.

Рецепторы каждого из органов чувств квантами (порциями) поглощают, комплементарные (соответствующие) энергии. Далее по чувствительным нервам эти кванты психической энергии поступают в определённые зоны коры головного мозга: зрительные, слуховые, обонятельные и пр.

В результате в определённой зоне коры головного мозга, например, в слуховой, накапливается избыточная психическая энергия, появляется активная психоэнергетическая точка, которая возбуждает данный центр и приводит его в деятельное состояние (рис.2, 1.1). Появляется слуховое ощущение — например, звук определённой громкости, частоты, высоты.

Так возникают ощущения, например: звука определённой частоты; света и разных цветов; вкус пищи; разные запахи; от предметов поступают ощущения тепла, холода, твёрдого, мягкого, шероховатого и т.д.

Ощущения дают нам отдельные признаки отражаемого предмета. Они возникают при отражении определённого предмета — как отдельные сигналы из внешней среды, идущие от рецепторов. Вначале они попадают в разные чувствительные зоны коры головного мозга (в слуховую, зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую). Поэтому они изначально вызывают изолированную активную реакцию — разные, не связанные между собой ощущения.

Например, вкус пищи, запах пищи, вид пищи, то, что о пище говорят, и другие отдельные признаки.

В коре головного мозга разные ощущения локализованы в разных её зонах (обонятельной, зрительной и т.д.) и вначале не связаны между собой. Появляется первичное, точечное, локальное чувственное сознание.

1.2. Восприятие

В коре головного мозга находятся миллиарды ассоциативных нейронов, которые своими отростками связывают разные зоны мозга. Соответственно, между разными активными точками в мозгу (ощущениями), за счёт поступившей туда психической энергии, а также за счёт собственной энергии мозга, образуются новые кратковременные психоэнергетические связи — первичные психоэнергетические структуры (ПЭСт).

Чем больше внимания уделяет человек отражаемому предмету, тем более сильными и устойчивыми оказываются психоэнергетические связи — так формируется психоэнергетическая структура восприятия, которая связывает воедино все отражённые признаки предмета и отражает его в целом в данное время (рис.2, 1.2). В субъективном плане восприятиеэто целостный образ отражаемого предмета, который формируется при непосредственном его созерцании, при контакте с ним.

Например, в процессе еды возникает её целостное восприятие — «вкусная еда», «хорошая сытная еда», «плохая еда» и т.п. как результат комплекса полученных от неё ощущений. В результате просмотра фильма, за счёт множества ощущений, складывается общее впечатление-восприятие: «интересный фильм», «тяжёлый фильм», «захватывающий фильм», «плохой фильм» и т.д.

1.3. Представление

Ранее мы отмечали, что попавшая в мозг психическая энергия остаётся в нём, циркулирует в реверсивных нервных кругах. Этот процесс продолжается также и после прекращения непосредственного взаимодействия с предметом окружающего мира. Энергия, поступившая от предмета и заключенная в ПЭСт восприятия, остаётся. Наступает последействие: предмета рядом уже нет, а его образ в психике остаётся.

Представлениеэто конкретный образ предмета, закреплённый в памяти субъекта. Иными словами, это не что иное, как остаточная следовая психоэнергетическая реакция, или память о предмете. Следовательно, представление — это способность психики человека сохранять в себе отражённую психоэнергетическую структуру, энергийный отпечаток, или образ конкретного, ранее воспринятого предмета, которая получила название «память» (рис.2, 1.3). Но поскольку психика человека очень подвижна и активна, то со временем, постепенно энергия из ПЭСт представления (памяти) расходится в другие участки мозга. Происходит забывание предмета, или утрата памяти о нём.

Но если восприятие было очень мощным или если человек целенаправленно вновь и вновь посылает энергию в этот участок (вспоминает о предмете), то данная ПЭСт постоянно подпитывается энергией.

Соответственно, память из краткосрочной переходит в среднесрочную или же в долговременную. Аналогичное укрепление памяти происходит и тогда, когда человек постоянно контактирует, общается с данным предметом.

Например: Стабильная домашняя и рабочая обстановка. Постоянное общение с людьми. Память о каком-либо событии.

1.4. Воображение

Когда в сознании человека образуется множество представлений (образов памяти), то эти активные ПЭСт также способны к взаимодействию, подобно тому, как это было описано нами на уровне подсознания. И тогда разные конкретные психоэнергетические структуры — образы (предметы, события и пр.) начинают удивительно взаимодействовать между собой. Воображениеэто способность психики целенаправленно формировать новые нереальные (не встречающиеся в реальности) фантастические образы с конкретными признаками, на основе уже имеющихся восприятий и представлений (рис.2, 1.4). Эффект воображения может ещё более усиливаться за счёт взаимодействия фантастических образов подсознания и чувственного сознания.

В субъективном плане, это может проявляться по-разному. Например:
1) мечты людей, обязательно включающие реальность и воображение.
2) Идеальные и идеализированные образы предметов, когда образы разнообразно комбинируются: от реального образа убираются какие-то его неприятные черты или свойства, или же напротив, добавляются новые наилучшие свойства. В результате человек может сформировать идеал своего существования, идеал любимого (любимой), образ идеальной работы, идеальных отношений и т.д.
  Но при этом нельзя забывать, что идеальноеэто нереальные, фантастические образы воображения. Если же спутать реальность и фантазии, то в жизни это может принести большие разочарования — человек будет стремиться к несбыточному идеалу и тем самым, отравлять свою жизнь.
3) К воображению относятся: художественное творчество разных видов, религиозное воображение и творчество.
4) Идеализированные образы науки (например, геометрическая и физическая точки, в отношении которых принимается, что они не имеют размеров, массы, структуры; идеальный газ и т.д.).

Но ещё раз подчеркнём, что на всех стадиях чувственного познания и сознания мы имеем дело с конкретными предметами, их признаками, событиями, фактами и т.д., которые непосредственно связаны с окружающим миром. С чувственным познанием и сознанием, прежде всего, связано развитие всех видов искусств.

2. Рациональное познание и сознание

(абстрактная, отвлеченная информация, рис.2, 2.1–2.4)

На этом подуровне сознания накапливается, преобразуется и закрепляется преимущественно информация, поступающая из предыдущего подуровня организации психики — от чувственного сознания с уже имеющимися там психоэнергетическими структурами. Это уже информация не внешняя конкретная, а внутренняя, опосредованная и отвлечённая, т.е. не связанная непосредственно с окружающим миром. Таким образом, на этапе рационального познания и сознания человек работает с абстрактной, отвлечённой и в этом смысле оторванной от жизни информацией. Здесь происходит процесс дальнейшей концентрации психической энергии в мозгу (КПС) человека.

Здесь также выделяется несколько основных стадий:

2.1. Понятие;
2.2. Суждение;
2.3. Умозаключение простое;
2.4. Умозаключение сложное
(концепции, теории, парадигмы, картины мира, всеобщие знания) — см. рис. 2.1–2.4; Б.

2.1. Понятие

Понятие — это, как известно, особый отвлечённый логический образ предмета, в котором остаются лишь самые общие, главные черты группы сходных предметов окружающего мира.

Понятие — это абстракция, которая содержит общие признаки группы сходных предметов.

Например, от конкретных количеств предметов (пять камней, пять домов, пять людей и пр.) остаётся лишь абстракция — количественное число «5», безотносительно к реальным предметам мира, которые собираются в данную абстрактную группу — количества. Просто число «5» в природе не существует.

Или, например, понятие «стол» — предмет из ножек и крышки, который использует человек (но при этом мы отвлекаемся от всех конкретных столов — кухонных, письменных, столярных и пр. и их индивидуальных признаков).

На абстракциях (абстрактных понятиях) выстраиваются преимущественно логические формы познания и знания — разные науки и философия.

Например, математика опирается на понятия чисел, алгебраических букв, геометрических точек и т.д.

С позиций преобразования психоэнергетических структур, этот процесс можно представить как дальнейшую собственную, внутреннюю концентрацию психической энергии в рамках определённых познавательных процедур.

Во-первых, множество сходных конкретных предметов отражается в сходных участках психики (т.к. от них идут сходные, но не одинаковые!) ощущения.

Во-вторых, при этом образуется интегративная комплексная психоэнергетическая структура, вбирающая в себя множество аналогичных ПЭСт представлений от сходных конкретных предметов.

При этом происходит такое наложение ПЭСт, что где-то в центральной части они все накладываются друг на друга (здесь энергетика наибольшая) — это энергетическое ядро (КПС) комплексной психоэнергетической структуры. А на периферии энергии разных свойств сходных предметов пространственно не совпадают. Поэтому на периферии такой комплексной ПЭСт энергия наименьшая. В результате в первую очередь активируется, всплывает в памяти центральная часть, ядро ПЭСт, т.е. общие свойства группы сходных предметов, или понятие о предмете (рис.2, 2.1).

Когда у человека работает абстрактно-логическое мышление, то оно оперирует, прежде всего, с абстрактными образами — понятиями. А далее процесс всё более усложняется.

Вначале наше мышление работает в направлении: от конкретного — к общему (понятиям, суждениям), наиболее общему (простые умозаключения) и всеобщему (наиболее сложные умозаключенния). Это индуктивный путь познания.
Строятся индуктивные умозаключения (от единичного — к частному и к общему). Они постепенно вырабатываются, когда в целом познание движется от конкретного (ощущений, чувств, образов) — к абстрактному (к понятиям, законам, теориям).

Ещё раз запомним: абстракции в природе не существуют — это плод нашего отвлеченного мышления. Здесь человек может получать общие и всеобщие знания. Но они имеют очень важное значение. Их знчение состоит в том, что далее эти общие знания можно применять на практике, если их конкретизировать.

Ярким примером может служить школьная геометрия. Вначале изучаются теоремы (абстрактные общие знания). Это общий познавательный процесс выработки наиболее общих, абстрактных знаний. Затем из теорем выводятся общие следствия — тоже общие знания, но более развёрнутые, которые можно применять к разным группам задач. А затем на этой основе решается множество конкретных примеров, прикладных задач.
В таких случаях идёт уже противоположный, обратный процесс мышления, когда полученные общие знания необходимо вновь перевести в конкретную форму, то есть применить их на практике
Выстраиваются дедуктивные умозаключенияот общего к частному и единичному. Этот процесс носит название: переход от абстрактного к конкретному.

На этой основе выстраиваются все прикладные (связанные с практикой) науки — технические, социальные, педагогические, агрономические, животноводческие, природоохранные и т.д.

2.2. Суждение

Суждение — это связь нескольких понятий в одно логическое предложение.

Например, арифметическое суждение 5 + 2 = 7. Или, например, суждение-предложение: «стол служит мебелью», в котором в одном логическом предложении оказались связанными понятия предметов «стол», «мебель», а также понятие действия «служить». Это и таблица умножения, состоящая из ряда взаимосвязанных суждений (2 х 5 = 10;  5 х 5 = 25 и пр.).

Здесь образуются ещё более сложные абстрактные ПЭСт. В них ядра ПЭСт понятий связываются между собой в разнообразные пространственные абстрактные структуры  (рис.2, 2.2).

2.3. Умозаключение простое

На этой ступени познания образуются ещё более сложные абстрактные энергосистемы психики. Они возникают тогда, когда формируются уже сходные психоэнергетические структуры (ПЭСт) суждений, которые пространственно (голографически в мозгу) накладываются друг на друга.

Процесс абстрагирования продолжается. Идёт взаимодействие ПЭСт групп сходных суждений (в узлах которых находятся понятия). В итоге также, в центре, появляется новая общая, энергетически ещё более активная зона. Это ядро ещё более сложной мыслительной структурыумозаключения (рис.2, 2.3).

Таким образом, умозаключение простое — это общий вывод из ряда сходных суждений. С энергоинформационной точки зрения — это центральная активная зона (ядро) ПЭСт, состоящей из группы сходных суждений.

Сюда можно отнести, например, эмпирические законы (закон электрического сопротивления, закон земного тяготения и др.). Это и разнообразные выводы, отражаемые в графиках, логических схемах, множество классификаций и т.д. Сюда также относятся жизненно важные знания гигиены, профилактики, оздоровления, достижения экологического баланса.

2.4. Умозаключение сложное

Дальнейшее усложнение работы психики заключается в том, что начинают взаимодействовать и пространственно (голографически) накладываться друг на друга уже ПЭСт простых умозаключений (выводов). В результате вновь образуется некая общая энергетическая зона (ядро) этой, все более усложняющейся, логической энергосистемы  (рис.4, 2.4). В итоге формируются наиболее общие выводы. Умозаключение сложное – это предельно общие выводы из множества сходных суждений и простых умозаключений, характеризующие создание наиболее общих знаний во всех областях познания, а также формирование универсальных всеобщих знаний. Здесь также существуют свои уровни обобщений.

Умозаключения сложныеэто наиболее общие и важные выводы, знания человека об окружающем мире и о самом себе, формируемые на базе универсальной картины гармоничного существования Мира.

В науке, например, это частно-научные концепции (в разных науках – в биологии, географии, в направлениях техники и пр.), общенаучные концепции, научные картины Мира (космологическая, геологическая, биологическая, социологическая / антропосоциальная), далее – общенаучная синтетическая Картина Мира (например, диалектическая, системно-философская, системно-диалектическая).

Это также житейская мудрость, нравственные законы, теории, концепции, парадигмы, научные, вненаучные (эзотерические, ведические, религиозные, художественные), общефилософские картины Мира.

В итоге такое предельно широкое рациональное сознание людей выходит на познание наиболее общих и всеобщих законов бытия, на постижение согласованных и гармоничных Божественно-Космических смыслов и Конов Мироздания.

НАДСОЗНАНИЕ (ИНТУИЦИЯ)

Надсознание (интуиция) — это четвёртый организационный уровень психики человека. По мере развития творческой активности сознания, у человека формируется особый сложный уровень психики — надсознание, или интуиция. Этот уровень деятельности психики иначе ещё обозначают как озарение, прозрение [2; 5; 7; 12; 13; 14].

По определению К.К. Платонова: «Интуиция (лат. intuitio — пристальное всматривание) — философское понятие, выражающее способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств» [7, с.48].

Данный психический феномен включает в себя группу особых явлений. Когда какое-то решение, которое до этого никак не приходило человеку в голову, возникает у человека неожиданно, вдруг и сразу. Порой мы вскрикиваем: «Эврика!» — «Нашёл! Открыл!».

Интуиция может быть разная: более простая обыденная (в повседневной жизни), или более сложная — научная, художественная, философская, духовная [58, с.268-270].

Интуиция — это процесс самопроизвольного (не подконтрольного сознанию) образования чувственных и рациональных психоэнергетических структур за счёт накопленной ранее в мозгу психической энергии в процессе работы сознания.

Интуиция — это принципиально новое для субъекта решение какого-то вопроса, которое приходит непроизвольно, спонтанно, без участия сознания человека. Одной из форм интуитивного познания является так называемое озарение (инсайт).

Обычно интуитивное познание не возникает беспричинно. Интуиции предшествует период соответствующей упорной работы сознания, когда сознание целенаправленно ставит вопрос, задачу или проблему. Затем следует довольно длительный период их обдумывания, поиск возможных путей решения задачи. Но целенаправленные усилия сознания оказываются напрасными, поскольку верные пути решения субъекту не приходят.

И тогда вдруг в самый неожиданный момент, а порой и во сне, когда человек, казалось бы, совсем не думает о поставленной задаче, решение приходит само собой. И человек восклицает: «Эврика!», «Да это так просто!», «Как я раньше об этом не догадался!»

Постараемся понять, что же происходит в таких случаях в нашем мозгу, в психике? Полагаем, что здесь имеют место следующие процессы. Вначале, когда человек ставит какую-то цель, задачу, начинает упорно думать, он посылает психическую энергию в определённые участки коры головного мозга. При постановке субъектом задачи, в участках его мозга, где отражены необходимые понятия, образы, процессы (требуемые для решения проблемы) значительно повышается энергосодержание, а следовательно, и способность к взаимодействию. Возникают так называемые активные точки, участки психики, в которые в процессе обдумывания постоянно посылается дополнительная психическая энергия. Перебираются разные варианты решения проблемы, но они не подходят.

В поисках решения проблемы, наше сознание извлекает из тайников памяти и мышления те или иные, связанные с проблемой образы, понятия, выводы, соотносит их с реальными событиями, опытом... Но все напрасно. И тогда человек, устав от напряжения, на какое-то время отключает своё сознание от проблемы. То есть, в мозгу остаются сильно напряжённые активные точки (участки), связанные с проблемой, но устраняется контролирующая, направляющая, векторная функция сознания (которое данного решения не знает). И тогда, за счёт дополнительной накопленной психической энергии идёт «пробой диэлектрика», начинается процесс спонтанной самоорганизации новых синапсов и психоэнергетических структур. Он обусловлен тем, что наш мозг — это сложнейшая естественная природная психоэнергетическая система, которая имеет универсальное природное строение и подчиняется универсальным Конам Мироздания. Поэтому в ряде случаев, при достаточно высоком уровне развития человека в определённых видах деятельности (житейская мудрость, бытовой опыт, мастерство, умелая производственная и организационная деятельность, художественное, научное, философское творчество), у него значительно возрастает способность к творчеству и интуиции.

Некоторые люди, постоянно занимающиеся умственной работой, неосознанно или сознательно осваивают метод «включения» интуитивного познания и используют его в своей деятельности. Например, исследователь ставит проблему, начитывает необходимую литературу по ней, намечает пути возможного разрешения, максимально сосредоточиваясь на этой работе, а потом на время специально переключается на другой вид деятельности. А в мозгу при этом за счёт высокого психического напряжения идёт спонтанная самоорганизация новых ПЭСт. Другие же люди ставят проблему и обдумывают её перед сном. И часто тренированному мозгу решение приходит наутро или даже во сне. Таким же образом может приходить озарение, например, к некоторым поэтам, музыкантам и другим людям искусства. Указанное свойство нашей психики и практическое использование его людьми отражено, в частности, в народной поговорке: «Утро вечера мудрене́е».

Но следует особо подчеркнуть, что интуиция приходит лишь к тем, кто постоянно трудится, у кого тренированный мозг с высокой психодуховной энергетикой. К тем, кто умеет правильно поставить задачу (как говорят, верно определить проблему, значит, наполовину её решить). Поэтому недаром говорят, что «в каждом гении 95 процентов потения и лишь 5 процентов гения».

Таким образом, оказывается, что из четырёх основных организационных уровней психики человека (бессознательного, подсознания, сознания и надсознания — интуиции), только третий уровень — сознаниеконтролируется самим человеком.

Остальные уровни работают спонтанно, автоматически, от воли и желания людей чаще всего не зависят. Из этого вытекает следующий важный вывод.

Когда мы решаем вопросы здоровья своей психики, мы должны четко понимать, что воздействовать на собственную психику мы можем лишь с помощью самоуправления через уровень сознания, т.е. через просветленную часть психики.

Дополнительные материалы

1. Бехтерев М. В. Общие основания рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности. – М.–Л.: Гос. издательство, 1928. – 544 с. – URL : http://elib.gnpbu.ru/text/behterev_obschie-osnovy-refleksologii_1928/go,568;fs,1/

2. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека.– М.: Наука, 1973.–208 с.

3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 500 с.

4. Дубынин В. А. Устройство и работа мозга – курс Вячеслава Дубынина на ПостНауке». – URL: https://www.youtube.com/watch?v=0qlgd8HLn_M

5. Конорски Ю. М. Интегративная деятельность мозга. – М.: Мир, 1970. – 420 c.

6. Нейрохимическая основа шизофрении. – URL: https://psy-health.pro/neurochemical-basis-of-schizophrenia/?

7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1984. – 176 с.

8. Психическое расстройство. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1

9. Савельев С. В. Атлас мозга человека. – М.: AREA XVII, 1996. – 352 с.

10. Савельев С. В., НИИ морфологии человека РАН (Москва). Видео: Эволюция мозга человека. – URL : https://www.youtube.com/watch?v=gaMoNLR0nQY

11. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. – К.: «МАУП», 2003. – 1200 с.

12. Ушакова Е. В. Здоровый образ жизни человека: теоретический и практический подходы. Цикл статей. Статья № 10. Динамика психики человека на пути укрепления его здоровья // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. Научно-практический журнал. 18 октября 2021 г. – 2022. – № 4 (20). – С.102-176 (со списком литературы, 65 источников).

13. Ушакова Е. В. Общая теория материи: основы построения. Ч.3. Разд. 1. – Барнаул: Изд-во АГАУ, РФО РАН, 1992. – 287 с.

14. Ушакова Е. В. Общая теория материи: основы построения. Ч.3. Разд. 2. – Барнаул: Изд-во АГАУ, РФО РАН, 1992. – 295 с.

15. Шизофрения - симптомы и лечение. – URL: https://probolezny.ru/shizofreniya/ 


Раздел 9.2

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
286
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Человек на пути к здоровью. Предисловие. Раздел 1Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 2Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 3

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС