Смысл жизни
КупКип
Семинар г.Киров
«Счастливая женщина» — Женский круг в Екатеринбург
Детское телевидение
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Добровед
ОУК МИР

Мне видится Горная Шория. Старая шаманка

Мне видится Горная Шория. Старая шаманка
Начало здесь

В один из вечеров, когда мы чистили рыбу на берегу реки, к нам подплыла старая женщина в долблёнке, так здесь называют лодку, выдолбленную из цельного бревна. Мы помогли ей вытащить лодку на берег.

— Авгарат бикэл, — поприветствовала она нас по-эвенкийски.

— Здравствуйте, — ответили мы, с интересом рассматривая её.

— Давно плыву, одыхать нада, кушать нада, нащёвку нащивать нада.

Женщина была одета в национальные одежды, обильно украшенные всевозможными ремешками, ленточками. На шее висело громоздкое ожерелье из зубов и когтей животных.

Она стала доставать из лодки свою поклажу: кожаные мешки, оленьи шкуры, грубые не обработанные для подстилки и выделанные, мягкие, которыми можно накрываться как одеялом. Среди её вещей мы увидели большой кожаный бубен и другие, странные и неизвестные нам предметы. Мы помогли ей. Она начала располагаться на ночлег прямо здесь на берегу, недалеко от лодки.

— Вы что, прямо здесь ночевать собираетесь? — удивились мы.

— Здесь канешна, — ответила она.

— Зачем же здесь, пойдёмте наверх, к избушке. Там комаров меньше и теплее. У нас ужин почти готов, осталось только рыбу обжарить, — предложили мы.

Встреча в тайге с человеком всегда радостное событие. Но это была не просто старушка, а видимо, шаманка. Это вызвало в нас ещё больший к ней интерес.

— Ая бойе, пайдём, — сразу согласилась она.

— Бабушка, мы не понимаем по-эвенкийски, что такое ая бойе?

— Харашо, значит, друг, пайдём.

Мы взяли её вещи и поднялись к избушке. У нас уже была готова жидкая похлёбка из сушёной картошки, лука и моркови. Добавили в неё крупу. Быстро зажарили в противне рыбу. Подвесили в котелке воду на чай. Старушка тоже достала свои припасы и положила на общий стол. Это было вяленое мясо какого-то животного.

— Что это? — спросили мы.

— Орокон, ала-ала. Оленёнок, сладкий, вкусный, — добавила по-русски.

— Скажите, как к вам обращаться, как мы вас можем называть?

— Агды можна, Ягды можна, — был ответ.

— А по-русски?

— Гром гремел, гроза, огонь, сверкала молния. Я родилась. Агды, ягды, — сказал амикан, дедушка. Так и зовут, кто Агды, кто Ягды, адинакава.

— Агды, гроза значит, Ягды — молния, красивое имя.

— Жаль, что у нас не дают имена таким образом. Я родился в декабре, мог бы носить имя Мороз или Снег, здорово.

— Если я в июле родился — меня могли Малиной назвать, или Облаком, — засмеялся Витя.

— А у нас простые имена, Витя и Саша, представился он нашей новой знакомой.

После ужина и чаепития мы задали вопрос, который нас очень интересовал.

— Ягды, у вас бубен и другие принадлежности, скажите, вы шаманка?

— Шаманка, да.

— Куда вы направляетесь, если не секрет?

— Тайга, стойбисе. Канакан умер, ребёнок. Харанить нада, дуса к Верхним людям правазать нада.

— От чего умер ребёнок?

— Бувкэвун ягада ел, атрава ел.

— А душу, к каким людям отправлять, — не поняли мы.

— К Верхним людям.

— Что это за люди, в верховье реки живут?

— Нет, верху, там, — показала она глазами вверх.

— Ягды, какие же там живут люди? Там только звёзды, — улыбнулись мы.

— Везде зивут люди.

— Что, и внизу живут?

— И внизу зивут.

— Как же там они живут, что делают? — удивились мы.

— Внизу плацют, верху смеюца.

— Что же получается, мы посередине живём?

— Ага, мы пасиридине.

Эта старая шаманка вдруг напомнила мне деда Фрола. Он тоже говорил про какие-то невидимые миры. Наверное, старые малограмотные люди все одинаково заблуждаются и верят в одни и те же сказки, решил я.

— Ягды, скажите, когда умер ребёнок?

— Всера, я сразу поплыла.

— Как же вы узнали, что он умер? По рации вам передали?

— Сама увидала.

Интересно, дед мне неоднократно говорил, что видит чего-то. Эта шаманка тоже говорит, что сама увидела, очень странно это всё. Я вдруг почувствовал какую-то мистическую связь между этой старой шаманкой и дедом Фролом.

— Ягды, скажите, место, где мы находимся, называется Кэвэдэ. Что обозначает, как переводится? Мы спрашивали каюров, они не сказали нам. А вы знаете?

— Кэвэдэ и всё. Так гаварите. Вам не нада.

Так и не сказала она ничего. Наверное, эвенки не желали раскрывать нам какую-то тайну. Возможно, это было связано с тем, что, примерно, в километре отсюда было несколько эвенкийских могил в тайге?

Сейчас я понимаю, что место это было необычным, возможно, священным для коренного населения. А мы были чужими, пришлыми людьми здесь.

— Ягды, жизнь человека, его судьбу вы можете увидеть?

— Магу.

— Про нас, например, вы можете что-нибудь сказать?

— Зить долга будити.

— Это понятно. Скажите, как будем жить, с кем? Будут у нас жёны, дети?

— Аси будит, канакан будит. Зена будит, дети будит.

— Как определить, как узнать нам своих будущих жён?

— Как зенитесь, так узнаете, кто васы зоны.

Хитрая старушка оказалась, на первый взгляд и не подумаешь. Ни на один вопрос, касающийся нас, не ответила прямо. Значит, ничего она не видит и не знает.

— Ягды, на бубне вы нам можете что-нибудь сыграть? — не унимались мы.

— На Бубне не играют.

— Интересно, что же с ним делают? Я видел по телевизору, играл шаман.

— С бубном расгаваривают.

— А на комузе играют? У меня есть комуз, я играю на нём.

Я достал комуз и начал играть. Ягды прикрыла глаза, слушала. Я почувствовал, что все моё тело, как иголками стало покалывать, от головы к ногам пошли вибрации. Я играл, мелодия рождалась сама, помимо моей воли. Правая рука выводила ритм, будто ею кто-то управлял. Так хорошо у меня никогда не получалось. Когда я закончил играть, Ягды ещё какое-то время сидела с закрытыми глазами.

— Давно шаманом был, — сказала она, спустя какое-то время.

— Кто был шаманом? — не понял я.

— Ты был шаманом.

— Ягды, что вы такое говорите, как я мог шаманом быть? Когда? Мне ещё нет восемнадцати лет, я что-то не припомню, когда был им. Да, играл на комузе, в Горной Шории, но шаманом там не был.

— Давно был, оошень давно, многа назад.

Тогда я ничего не понял, я даже понятия не имел о реинкарнациях.

— Ягды, скажите, я кем был? — спросил Виктор.

— Никагда не был шаманом.

— А кем, кем был, скажите? — в голосе его чувствовалась обида за то, что шаманом он не был, никогда. Мне стало смешно, я улыбнулся.

— Семля пахал, серна сажал.

— Крестьянином что ли, — недовольно уточнил он.

— Карова пас ещё, — добавила Ягды.

— Ягды, сейчас, в этой жизни, кем я буду работать, можете сказать?

— Магу, нащяльникам будис.

Виктор был доволен, он всегда хотел быть начальником каким-нибудь.

— Ягды, мне тогда тоже скажите, кем буду я?

—Ты не будис нащяльникам, ни смозез, сам ни захоцис.

— Кем же быть мне придётся?

— Многа будис. Дерева работать, канакан работать будис.

Тогда я не понял ничего. Прояснилось это для меня спустя, примерно, двадцать лет. Позже, когда я вспоминал нашу беседу с шаманкой по имени Агды-Ягды, мне становилось очень стыдно за свою наивность.

Ночевала Ягды в палатке, которая служила складом, положив на землю грубые шкуры, накрывшись мягкими. Утром, когда мы встали, её уже не было.

 

Ромка

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
172
Понравилась ли вам статья?
5 - (проголосовало: 2)Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Мне видится Горная Шория. ПротиводействиеМне видится Горная Шория. Дорога в Таштагол
Мне видится Горная Шория. Встреча

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС