Ссылка на предисловие к книге.
Объектом нашего исследования является Россия, поэтому так или иначе ставится задача раскрыть её специфические особенности. Многим известно пророческое четверостишие Фёдора Ивановича Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Верность этого высказывания в том, что ум тесно связан с образованием, а оно, традиционно, в области общественных наук является прозападным, поэтому понять Россию, действительно, сложно, почти невозможно. И тем не менее, задача состоит в понимании России, являющейся объектом нашего исследования, и, чтобы обнаруживать её специфические особенности, необходимо научиться различать традиционные русские понятия и так похожие на них слова западного происхождения, которые проникают в нас в процессе обучения ещё в школе.
Понимание России начинается с раскрытия особенности хозяйства, его принципиального отличия от экономики. В экономической науке такого различия не проводится и на английский язык «хозяйство» переводится как «экономика». Рассуждая об экономике, можно вспомнить Аристотеля с его определением экономики как управления домом, в отличие от хрематистики, связанной с деньгами.
Получается, что экономика в широком смысле означает просто экономию ресурсов и рост производительности труда. Здесь ещё нет ни денег, ни рынка, а экономия уже есть и реальная экономика, значит, тоже. Так где же место хозяйства, отличного от экономики в широком смысле? Во всех цивилизациях мы видим обмен благами, экономию и экономику. Разве что в совсем давние времена, где-нибудь в пещерах, при первобытном строе, когда ещё не было товарного обмена, производства и отношений собственности, можно найти нечто чисто хозяйственное, не экономическое.
В чём состоит феномен хозяйствования, в отличие от экономии ресурсов? Каков принцип хозяйствования не как экономии затрат и роста производительности труда? — вот в чём вопрос. И не фантазируем ли мы, говоря о хозяйстве, когда официальная наука пользуется словом «экономика»? Какие основания есть у нашего народа говорить о хозяйстве, что в этом хозяйстве есть специфически хозяйственного, не экономического?
Экономическая наука утверждает, что нет в хозяйстве ничего специфического. Большинство экономистов, которые сохраняют в своём словарном запасе это слово, так его и используют, как синоним реальной экономики. И если раньше в научном языке были устойчивые словосочетания: «натуральное хозяйство», «сельское хозяйство», «капиталистическая экономика», «рыночная экономика», то сегодня они размываются, и уже можно встретить и «натуральную экономику», и «капиталистическое хозяйство».
Для разрешения этого спорного вопроса не надо понятие хозяйства искать в книгах иностранных авторов, а надо просто вспомнить, что наш народ называл хозяйством. Ярким примером хозяйства является соседская поземельная община, русский мир или общинное крестьянское хозяйство, которое всего век назад было основным способом жизни нашего народа на просторах России. Какова специфика этого хозяйства в отличие от экономики?
Прежде всего, хозяйство возможно только в единстве с природой, что проявлялось в отсутствии свалок мусора. Грязь есть, как же без неё, в непогоду весь перемажешься, а свалок нет, и не потому, что мусор вывозят, а потому, что отходов нет. В хозяйстве не бывает отходов, оно в принципе безотходное. Хозяйство является способом единства с природой в отличие от экономики, основывающейся на отчуждении от природы и отношениях собственности.
Такова особенность хозяйства, делающего природу Родиной для народа, отчего трудящийся человек земли воспринимает Землю, как мать родную. Единство с окружающим миром — особенность хозяйства, но не экономики. Короче говоря, хозяйство связано с природой, трудом на родной земле, в то время как экономика основана на отчуждении от природы, осознанном желании брать у неё, не дожидаясь «милостей». В экономике, как говорится, «мы не может ждать милостей от природы».
Принципиальное различие хозяйства и экономики, а значит и понимание особенностей жизненного уклада коренной России тесно связано с отличием народа от общества. В советское время общественные интересы и общенародные считались синонимами, общественное противопоставлялось частному, а отнюдь не народному. Общество и народ слились в сознании людей в едином «беспонятии», и сегодня призыв к сбережению народа не противоречит заявлениям о создании в России институтов гражданского общества. Между тем вполне может оказаться, что эти цели несовместимы и даже прямо противоположны.
Так что же такое народ, в чём принципиальное отличие его от общества? В чём его отличительная особенность, его differentia specifica? В том, какие отношения между людьми являются базовыми, основными, определяющими все остальные отношения, а именно: в силе и важности отношений между поколениями, в тесных духовных скрепах между ними.
Народ не является обществом современников, подобно населению, гражданскому обществу, демосу, нации или толпе; народ образует духовное единство поколений. Человек из народа не является обособленным индивидом, собственником, обладающим суверенным правом выбора, в частности, он имеет совесть, накрепко связывающую его с народом.
Народ не имеет классового строения и состоит не только из живущих поколений. Ушедшие поколения продолжают жить в народе и не потому только, что их помнят и чтут, а прежде всего потому, что в формирование ныне живущих ушедшие поколения вложили свой труд и душу. И будущее поколение живёт в народе, определяя его базовую потребность в детях и в труде по их одухотворению. Народ можно увидеть только сквозь время. Единство поколений выражается в силе народного духа. Существование народа, а значит и его сбережение предполагают определённый уклад жизни, основанный на потребности в детях, что присуще хозяйству, но не присуще экономике. В цивилизации народ деградирует в гражданское общество, утрачивая духовную мощь через пассионарность.
Кроме принципиального различия между хозяйством и экономикой, народом и обществом, скрываемого нашей системой образования, для понимания России принципиально важно видеть ту пропасть, которая разделяет хозяйственную деятельность и экономическое поведение, для чего необходимо понимать коренное различие между трудом и работой.
Что такое труд, во многом до сих пор не ясно и прежде всего потому, что в образовании мы следуем за Западом, а там труд понимают как работу.
Между тем у русского народа понимание труда в корне отличается от восприятия работы. Хорошо известна поговорка: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», однако не менее популярны другие: «Работа не волк — в лес не убежит» или ещё круче — «От работы кони дохнут».
В первой пословице скрывается понятие труда, его отличительная особенность. Чтобы поймать рыбку, надо соорудить нечто. Создание орудия — необходимая составляющая процесса труда. Именно в создании орудий труда проявляется отличающая человека способность видеть во времени, т. е. совершать действия, необходимость которых очевидна только потом, в будущем.
У человека появляется как бы «третий глаз». Он видит причинно-следственные связи, видит сквозь время. Создавая орудия труда, вооружаясь, человек живёт в будущем времени. Поэтому животное не пойдёт в лес «за рыбкой», а человек пойдёт, чтобы сделать удилище или нарезать веток для верши; в лесу для него начинается ловля рыбки.
Из образования хорошо известно утверждение, что человек удовлетворяет свои потребности посредством создания орудий труда. Кажется, что оно вполне согласуется с нашим пониманием труда, но только кажется, а на самом деле такое понимание в корне не верно, так как рассматривает труд лишь как средство. В действительности же труд является для народа не средством, а естественной первейшей потребностью жизни, самой жизнедеятельностью, поскольку без него народ деградирует, и человек не становится человеком.
В народе такое понимание живёт в притче о том, как стать человеком. Для этого надо построить дом, посадить дерево, вырастить сына... Надо трудиться, совершать целесообразные действия, смысл которых проявляется только потом, в будущем.
Принципиальное различие между хозяйством и экономикой, народом и обществом, трудом и работой является необходимым условием понимания России. И суть этого различия состоит в том, что хозяйство является жизненным укладом народа, в то время как экономика основана на отчуждении человека от труда, народа и природы, что порождает наряду с экономическим развитием социальные, экологические и демографические проблемы и соответствующие этим проблемам науки: экономику, экологию и демографию, а значит, никаким жизненным укладом экономика не является.