Итоги конкурса
Семинар в Красноярске
Встреча Хабаровск
Трансляция записи
Телевидение НСР
Народное телевидение
Детское ТВ
Колодар
Народная лавка

Тайны русских заговоров: язычество или христианство?

Тайны русских заговоров: язычество или христианство?

Продолжение, начало читайте в статьях: Что лежит в основе русского язычества? / Хранители Рода восточных славян .
Публикация подготовлена по 
материалам доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова.

Заговоры, волхование, колдовство откуда они пришли в народную повседневную жизнь? Где их истоки, что легло в их основу? Если вы считаете, что все понятно и однозначно, то сильно ошибаетесь. На этот счет существуют диаметрально противоположные точки зрения ученых.

В. Васнецов "Встреча князя Олега с волхвом"

Наука или мракобесие?

Как я уже писал в предыдущих статьях, всплеск интереса ко всему народному в России наблюдался с середины 19-го века. Лучшие умы той эпохи пытались наперебой разобраться с составляющими фольклора: обрядами, сказками, былинами, заговорами и верованиями. Ученые этнографы, лингвисты, историки и философы посвящали этой модной тогда теме свои труды.

Следует отметить, что русскими заговорами считали незазорным заниматься такие гранды, как И. П. СахаровВ. И. Даль и конечно Ф. И. Буслаев, требовавший, вопреки протестам церкви и власти, признать заговоры одним из видов фольклора. В качестве одного из главных аргументов он приводил пример Германии, где небезызвестные братья Гримм с единомышленниками уже проделали ту же работу.

Как известно, у нас в Отечестве ссылка на подобное за рубежом имеет чуть не мистическую силу, а тем более Германия - "святое" место для многих официальных историков, ведь именно оттуда вышли и "пролили свет знаний" на русскую историю Миллер, Шлецер и Байер. Ввиду этого обстоятельства, отсылка Буслаева на немецкий опыт была совсем не лишена смысла и, возможно, сыграла свою роль.

Знахари на Руси

Сформировались целых три школы изучения заговоров: мифологическая - А. Н. Афанасьев (искавшая смысл, истоки заговоров в мифах и сказаниях), историческая - Александр. Н. Веселовский (уделявшая основное внимание разбору текстов) и психолого лингвистическая (внедрявшаяся совсем глубоко в недра языка и его составляющих).

Можно утверждать, что исследованием заговоров занимались с полноценно научной точки зрения, и этот факт никак нельзя оспорить.

Активную исследовательскую работу остановил октябрьский переворот 1917 года. Большевики, как известно, были атеистами и всякое народное проявление, не укладывавшееся в учение марксизма-ленинизма, просто объявляли пережитком царизма, без всяких обсуждений и прений.

Следующий всплеск интереса науки к заговорам случился уже после крушения СССР и бурного расцвета различного рода потомственных магов, целителей, знахарей и тому подобной братии.

М. Нестеров "За приворотным зельем"

Колдуны, знахари и ведуны

В 2016 году вышла в свет монография Е. Б. Смилянской "Волшебники. Богохульники. Еретики - Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII века", в которой она представляет практику народных заговоров как "народное христианство", в некий противовес христианству церковному "синодальному".

Эта точка зрения основана на множественных упоминаниях в заговорах библейских персонажей и христианской специфической лексики. Но этому есть и другое объяснение. В статье Поворотная точка русской истории - религиозный раскол 17-го века я рассказывал о поворотном событии в жизни Русского царства - церковной реформе 1650-ых годов, когда новая царствующая династия Романовых стала активно продвигать греческий вариант христианства.

Все это вылилось в, без преувеличения, войну с русским фольклором, в том числе и практикой заговоров. Церковь и новая власть пытались с корнем вырвать из народа прижившийся вариант двоеверия. Под удар попали в первую очередь самые яркие носители фольклора: знахари, баяны (певцы-сказители), скоморохи, офени и так далее.

В частности, А. В. Пыжиков ссылается на известный указ Анны Иоанновны о карательных мерах по борьбе с знахарством (доступен в оцифрованном виде в архиве). Согласно его, применялись наказания вплоть до смертной казни через сожжение не только непосредственно к знахарям, но и к тем кто к ним обращался по разным надобностям.

Г. Мясоедов "Знахарь"

Поэтому вовсе неудивительно, что в заговоры были включены некоторые элементы созвучные христианской лексике, при этом всем, смысл, заложенный в текстах, остался неизменными. Это дало некоторую возможность легализации знахарского ремесла, без которого в деревне было туго. Как вы понимаете, идти крестьянину с болезнями и бытовыми проблемами было некуда и не к кому. Приспособились.

Интересно, что одни и те же люди назывались знахарями и колдунами: если свой, деревенский, состоящий в общине, значит знахарь, а если чужой, к кому обращались по разным темным делам (свой состоял в круговой поруке и не стал бы, ни при каком раскладе, вредить внутри своей общины) - значит колдун. На таких чужих колунов-вредителей крестьяне зачастую жаловались, связывая с ними все свои хозяйские беды.

Все знахари имели узкую специализацию, переданную им по наследству. Универсалами считались ведающие, не привязанные к одному месту, так называемые странники, вбиравшие в себя знания многих и многих встреченных ими знахарей. Таких людей часто путают с "бегунами" или беспоповцами, самыми радикальными приверженцами старой веры, но о них речь пойдет в отдельной статье языческой серии.

Баба-Яга и избушка на курьих ножках в ожидании добра молодца

Язычество или христианство?

Следует особо отметить, что знахарство было отнюдь не просто чтением скороговоркой неких волшебных слов, к каждому наговору готовились, воспроизводя строгие обряды и даже постясь. Такой же серьезный подход применялся и к пению былин, нельзя было просто спеть, как сейчас поют за столом или на завалинке. Это были по сути своей обрядовые действия, со строгой последовательностью и выверенными текстами.

Самым частым упоминанием в заговорах был Алатырь-камень, не имеющий ровно никакого отношения к христианству. Помещали его обычно "на острове Буяне в море-окияне", то есть в священном месте, главном храмовом комплексе славянских Божеств. И даже библейские персонажи сидят на Алатыре-камне, стреляя с него стрелами. Если считать заговоры энергетическими инструментами, то Алатырь - это источник.

Также часто упоминается "чисто-поле", которое можно сравнить с особым состоянием психики, подготовленной (очищенной предварительными постами и обрядами) к внесению некоторых изменений посредством воздействия заговора. Здесь можно вспомнить о жизненной философии славян, основанной на "ветрах" - волновых вибрациях всего сущего. Оно также не связано с церковным (синодальным) христианством.

Старуха-знахарка

Есть в заговорной практике, как уже говорилось ранее, и библейские персонажи, одним из самых ярких является Богородица-Дева Мария. Ряд исследователей фольклора склонны видеть в нем замененный образ утренней Зари, к которому с особым трепетом относятся в фольклоре. Все наговоры и заговоры ориентированы строго на Восток, туда где восходит солнце, является Заря, накрывающая своим покровом страждущих.

"...Только постигнув древнюю душу и узнав ее отношения к природе, мы можем вступить в темную область гаданий и заклинаний, в которых больше всего сохранилась древняя сущность чужого для нас ощущения мира. Современному уму всякое заклинание должно казаться порождением народной темноты: во всех своих частях оно для него нелепо и странно. Так некогда относилась к нему и наука..." -А. Блок "Поэзия заговоров и заклинаний".

Безусловно, рассуждения и версии на этот счет имеются самые разные и озвученные в данной статье взгляды не претендуют на единственно верные, но, возможно, они дадут нам возможность приблизится к лучшему пониманию внутреннего мира наших предков. 

Продолжение следует...

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
167
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Кто такие язычники и какое отношение этот термин в своём значении имеет к нам и нашей вере?Новое видение Велесовой книгиРеабилитация славянских народов

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио" основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанных на заветах Предков. "Народное Славянское радио" - это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС