«Иван-дурак не запечалится, а и другие с ним не заскучают»
«Дураку закон не писан»
Очень долгое время слово "дурак" обидным не было. В документах ХV-ХVII веков это слово встречается в качестве... имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные - "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "Московский дьяк Дурак Мишурин". С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии - Дуров, Дураков, Дурново. А дело в том, что слово "дурак" часто использовалось в качестве второго не церковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов - мол, что с дурака взять? Позднее дураками стали называть шутов.
У офеней же, «дураком» быть – это быть не как все. Не входить в систему «очевидностей», «законов». Не принимать мир таким, каким тебе его преподносят с рождения, а учиться «самостно мыслить», «уразуметь». Делать от сердца, любить, а в древнем Риме латиняне оных гениями обзывали».
Скоморо́х род. п. -а "бродячий музыкант, плясун, комедиант", также "колдун", олонецк. (Кулик.); скоморо́шина – то же, блр. скоморо́ха "бродячий музыкант", др.-русск. скоморохъ (Пов. врем. лет под 1068 г.), сербск.-цслав., русск.-цслав. скомрахъ, др.-польск. skomrośny, skomroszny "бесстыдный, нескромный", skowryśny, skowrośny "веселый, живой" (Брюкнер 494).
В древней Руси - певец-музыкант и актер, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также и серьезные поэтические произведения.
«Всяк спляшет, да не так, как скоморох.» пословица. «И скоморох ину пору плачет»
На Руcи тысячелетиями были скоморохи, игрецы. Владеют скоморохи Лажением - методом очищения тела и сознания. КРЕСЕНИЕ – так же является методом расширения сознания.
Но мало кто сейчас знает, что скоморохи не были чем-то вроде современных цирковых шутов, это была каста мудрецов, участвующих в событиях материальной действительности на основе понимания сущности игр Леля.
Скоморохи использовали особую психотехнику - расторможение своего сознания, в связи с чем, непосвящённым людям их поведение и отношение к окружающему миру казалось сплошным баловством и ребячеством.
Зная сакральный смысл слов и самого строя речи, игрецы обладали удивительным искусством облекать глубокие мировоззренческие понятия в форму потешного языка, произнося слова и фразы, имеющие двойной и тройной смысл.
«А был у царя ухарец — большой скоморох, — плохи были дела, стали гнать скоморохов, — и сидел скоморох с голытьбой в кабаке. Сидел скоморох в кабаке, крест пропивал». (Алексей Михайлович Ремизов, «Глумы»)
Калики и скоморохи, не смотря на очевидное несходство, все же «братья по профессии»: и те, и другие — бродячие музыканты.
Есть еще одно общее свойство: и калик, и скоморохов ученые упорно стараются представить иностранным явлением, прижившимся на русской почве. Доводы в пользу такого мнения приводятся «убийственные»: слово незнакомое, не русское, а мимы были в Византии, а в Западной Европе – жонглеры. Небось, и к нам забрели, а мы, значит, собезьянничали и тоже дурака стали валять. За всем этим стоит настойчивое желание представить русский народ совершенно ничтожным, ни к чему неспособным. Если у нас и было что-то достойное внимания, то и это не исконное, а заимствованное, правда, одичавшее и огрубевшее на Руси. Картина получается поразительная: русских вообще не было до, скажем, века шестого. Не было у нас ни истории, ни культуры, ничего вообще не было, а потом наши предки выскочили из небытия, как чертик из табакерки, и стали озираться в поисках, у кого бы что слизать – религию, праздники, обычаи, одежду.
Но ведь:
Миновали Ярослава годы,
Позабылись правнуками рано
Русская история и культура – одна из богатейших и древнейших на Земле. Само слово «скоморох» — общеиндоевропейское, сохранившееся, слегка изменившись, в других арийских языках: французы шута называют скарамушем, итальянцы - скарамучча. Не надо быть искушенным в сравнительной лингвистике ученым, чтобы понять родство этих слов, не только созвучных, но и по смыслу сходных, с нашим «скоморохом».
Неужели на Руси до гастролей иноземных комедиантов люди жили без веселых праздников и шуток, без дурачеств и переодеваний? Да ведь именно такой удалой, зачастую без берегов, образ жизни свойственен именно русским, особенно в дохристианские времена! А во многих районах обширного славянского мира, в первую очередь в Полесье и на Русском Севере, языческие праздники с переодеваниями, глумами живы по сей день!
СКОМОРОХИ, профессиональные бродячие певцы, артисты, музыканты, кукловоды, древнейшее изображение которых сохранилось среди фресок: Киевского Софийского собора XI в., в миниатюрах Радзивилловской летописи XIV в., в описании Олеария XVII в. У скоморохов, как и у калик перехожих, был свой репертуар, носивший ярко выраженный сатирический характер. В чем и была одна из причин преследований скоморохов, массовых гонений на них, жесточайших указов. Но эти гонения начались в XVI—XVII вв. — в период становления и укрепления государства и Церкви Московской Руси.
Народные развлечения XVII в. кукольный театр, скоморохи. Гравюра из Путешествия Олеария А. Адам Олеарий начал путешествие по России в 1633.(справа)
В Киевской Руси обличения скоморохов, гудцов, ряженых, - лицедейства, как такового, можно встретить во многих поучениях. Проповеди Луки Жидяты, Кирилла Туровского и др. И, тем не менее, сам факт изображения их в главном митрополичьем храме — Святой Софии рядом со святыми и Ярославом Мудрым с семьей свидетельствует о том, что они были неотъемлемой частью духовной культуры Киевской Руси. Ничего подобного нельзя представить в главном храме Московской Руси — Успенском Соборе Кремля. Стоглавый Собор 1551 выказал четкое отношение Церкви к народным святочным играм и др. обрядам, сохранявшим языческие элементы «глума», «бесовства». О скоморохах "Стоглав" гласил:
«В Троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачут по гробам с великим кричанием, и егда учнут скоморохи, и гудцы и прегудницы играти, они же, от плача преставше, начнут скакати и плясати и в ладони бити, и песни сатанинские пети».
Характерно, что Церковь выступает не против поминальной Троицкой субботы и ее плачей-жальников, говорится лишь о том, что, перестав плакать, начинают «скакати и плясати».
Со скоморохами связывались всевозможные «глумы» и «кощуны», они олицетворяли «празднословие и смехотворение», «сатанинские песни и игры». В Стоглаве, кроме того, сообщалось, что «ходят скоморохи, совокупляяся ватагами многими по шестьдесят, и по семидесят и до ста человек, и по деревням у крестьян сильно едят и пьют, и из клети животы грабят, а по дорогам людей разбивают». (В былине «Сорок калик со каликою» почти те же самые обвинения предъявляются каликам: «Вы-то, калики, бродите по миру крещеному, / Кого окрадете, своим зовете, / Покрали княгиню Апраксевну…»). Церковно-земский Собор 1551 в ста главах своих ответов на вопросы царя Ивана Грозного фактически вынес свой приговор, стал руководством к действию. Приговорная грамота Троице-Сергиева монастыря 1555 предписывала крестьянам, как поступать со скоморохами: «А скомороха, или волхва, или бабу ворожею, бив да ограбив, да выбиты из волости вон». «Не велели есмя им в волости держати скоморохов, ни волхвей, ни баб ворожей, ни татей, ни разбойников», — говорится в др. документе, датированном тем же 1555. Еще более жестким был указ царя Алексея Михайловича 1648, после которого скоморохов стали высылать на окраины государства. Патр. Никон, укрепляя церковную власть, приложил немало сил в борьбе с языческими «дьявольскими беснованиями». Не обошлось и без крайностей. В числе тех, кто «души свои губит такими помраченными и беззаконными делами», оказались даже сказочники, которые «сказки сказывают небывалые». А в результате никому из собирателей так и не удалось записать скоморохов — к н. XIX в. их уже не было. Хотя столетием раньше В. Н. Татищев писал:
«Я прежде у скоморохов песни старинные о князе Владимире слыхал, в которых жен его имена, тако ж о славнях людех Илье Муромце, Алексие Поповиче, Соловье-разбойнике, Долке Стефановиче и проч. упоминают и дела их прославляют».
Эти же слова В. Н. Татищева, в свою очередь, дают основание утверждать, что репертуар скоморохов состоял не только из скоморошин, но и былин, что они, как и исполнители духовных стихов калики перехожие, помимо своих песен, исполняли и народные былины, были хранителями народного эпоса.
О скоморохах, которые «прошедшую историю поют на голосу», упоминает и уральский заводчик П. А. Демидов. В письме к историку Ф. Миллеру (1768) он посылает ему историческую песню о царе Иване Грозном и сообщает, что «достал от сибирских людей, поскольку туда всех разумных дураков посылают». «Разумные дураки» — это и есть ссыльные скоморохи.
Скоморохи разнились по степени мастерства. Не любой бродячий музыкант мог стать певцом великого князя, подобно Бояну, о котором в «Слове о полку Игореве» (ах, как много людей желали бы, чтобы этот памятник нашей литературы развеялся по воздуху) сказано: «Ведь Боян вещий, если хотел кому песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он, говорят, прежних времен усобицы».
Византийский историк Феофилакт в VII веке писал о любви северных славян – венедов, к музыке, при этом упоминая изобретенные ими кифары, то есть гусли. Ну, а гусли, всегда и везде, спутники скоморохов. Именно так и изображен один из скоморохов на древней фрески в киевском храме Софии. А другой известный инструмент скоморохов, дуда? Знаете, что это такое? – Волынка, без которой шотландцы никуда ни шагу ногой. Да и само слово волынка – из воловьей шкуры ее делали, отсюда и название.
Русские скоморохи были разного уровня мастерства и разной специальности. Первый скоморох – певец и: он «по стрункам похаживает и голосом поваживает». Пел под аккомпанемент гуслей. На пиру, только заслышат его музыку и пение, сразу же умолкают, слушают с уважением. В отличие от калик, он поет не о богах, а о великих героях, о славном прошлом.
Второй ведет «великую игру». Что же это такое? Это не столько пение, и даже не рассказ под музыку, а, выражаясь современным языком, моноспектакль. Именно так в «Слове» и описывается мастерство Бояна, который перелетал мыслью во времени и пространстве.
Третий скоморох собственно поэт, начинавший свой сказ традиционным зачином: «Благословите, братцы, старину сказать, старину стародавнюю». После чего следовало начало, например: «При царе Давиде Евсевиче, при старце Макарье Захарьевиче было беззаконство великое…»
Четвертый скоморох – мастер реприз. Он вставляет в песню и рассказ свои замечания, зачастую остроумные прибаутки и пословицы.
Существует версия, согласно которой весь «Сборник Кирши Данилова» записан от скоморохов или сам Кирша Данилов был скоморохом, записавшим свой собственный «репертуар». А. А. Горелов отмечает по этому поводу: «В XVI—XVII веках “веселые скоморохи” — особливый, суверенный клан совместно проживающих и совместно же, ватагами, мигрирующих бродяг-актеров, “людей вежливых, очестливых”, — носителей-знатоков любимой народом, общезначащей культуры развлечений и многообразных праздничных ритуалов. Тогдашние скоморохи — вернейшие наследователи и хранители традиционных искусств, маги-вершители этапных в жизни человека обрядов, блюстители канонов, обязательных для общины.
Причастившись этой премудрости-искушенности, Кирша Данилов сберег в своей книге не только умение восторженно живописать словом многоликую красоту человеческих и Божьих творений, но и тонкость различения художеств. Его волнуют разные исполнительские стили музыки, извлекаемой из гуслей звончатых в былинах “Соловей Будимирович”, “Ставер-боярин”, “Садков корабль стал на море”, и он же с наслаждением внемлет голосу трезвого и жесткого нравоучения, что проговаривается-прокрикивается в “Госте Терентище”. Он превращает в автопортрет распространенные стихи про “веселых молодцов”, умеющих мастерски потешать в “беседе смиренныя” щедротароватых “боярина великого и хозяина ласкова” (“Михайло Скопин”). И отождествляя себя с скоморошьим племенем (а как еще умел назвать себя и собратьев по песенному ремеслу простолюдин?..), он яро защищает честь “скомороховой жены” в помрачающем, захватывающем всех и вся, — не исключая самих “веселых молодцов”, — эротическом вихре наборной песни “Стать починать…”».
Нигде, ни в одном фольклорном собрании нет такого количества скоморошин, как в «Сборнике Кирши Данилова». Причем не только по тематике, как в сатирах «Гость Терентище», «Сергей хорош» или небылицах «Благословите, братцы, про старину сказать», скоморошине «Из монастыря Боголюбова старец Игренищо», «Усы, удалы молодцы», «Свинья хрю, поросята хрю», исторические песни, былины тоже предстают в явно скоморошьей обработке. О том, что такое скоморошины, можно судить и по количеству отточий во всех изданиях. Исключение составляет лишь издание в серии «Полное собрание русских былин» (т. 1, СПб., 2000), в котором тексты впервые воспроизведены полностью по рукописному подлиннику XVIII в.
Несколько скоморошин сохранилось в записи от выдающейся сказительницы М. Д. Кривополеновой, в т. ч. былина «Вавило и скоморохи», являющаяся такой же апологией скоморошьего искусства, как «Сорок калик со каликою» — каличьего. Видимо, у скоморохов и калик перехожих была такая необходимость в прославлении и оправдании своего ремесла с помощью искусства.
Кирша Данилов Запись из сборника Кирши Данилова
В старину никому не пришло бы в голову считать скоморохов безумными паяцами. В знаменитой былине «Вавило и скоморохи» читаем:
Веселые люди не простые,
Не простые люди – скоморохи…
А дальше и того больше:
Видит, люди тут не простые,
Не простые те – святые –
И пошел он с ними скоморошить.
И правильно сделал, что пошел с ними:на соревнование магических певцов те направлялись, чтобы посрамить Собаку-царю и на его место Вавилу посадить.
О том, что это магическое состязание сомневаться не приходит:
Еще стала вода да прибывали,
Он хоче водой их потопити.
А наши скоморохи в ответ так ударили по струнам, да так дунули в дуды, что Собака-царь вспыхнул в магическом пламени, но не сгорел, а преобразился.
Михаил Николаевич Щрилев - Cкоморох Сергей Алексеевич Кириллов - Скоморох
Шуты появились еще в древности. Первое упоминание шута (planus regium) встречается у Плиния Старшего в его рассказе о визите Апеллеса во дворец короля Птолемея I.
На Руси шутовство имеет давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью.
При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей. При дворе русских царей, а после и императоров также содержались шуты. Известны придворные шуты Петра Великого Иван Александрович Балакирев, вошедший в историю множеством рассказанных якобы им анекдотов, и Ян д’Акоста, которому за политические и богословские споры Пётр пожаловал остров в Финском заливе и титул «Самоедского Короля».
Но исследователи склоняются к тому, что сакральный смысл шутовства все же уходит корнями в язычество, и шуты являются не сумасшедшими, а пифиями, пророками, хранителями тайных знаний.
И тому множество примеров, в том числе и не из европейской истории и литературы. В исламе шутом назывался Ходжа Насреддин - редкий хитрец и пройдоха. А в литературе шут, зачастую, выступает в роли провидца или человека, так или иначе заставляющего главного героя обратить внимание на то, что до этого казалось неважным. А в гетевском «Фаусте» в роли королевского шута выступает сам Мефистофель.
Среди шутов находились и аристократы, такие как князья Волконский и Голицын, граф Апраксин. Они примерно исполняли свои обязанности. На долю Голицына, помимо всяких забав и увеселений царской особы, выпало отдельное поручение: подавать государыне и ее гостям квас и прохладительные напитки. За эту должность он стал называться «князь-квасник», иногда его величали «хан самоедский». Он отличался своими экспромтами, каламбурами, находчивыми ответами.
Лит.: Беляев И. О скоморохах // «Временник имп. Моск. об-ва истории и древностей российских». 1854. Кн. 29; Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889; Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 1. М., 1928; Морозов А. М. Д. Кривополенова и наследие скоморохов // Кривополенова М. Д. Былины, скоморошины, сказки. Архангельск, 1950; Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М., 1959.