Любое культурное человеческое общество нуждается в упорядоченной среде обитания, или, коротко говоря, архитектуре. Ключевым словом здесь является культурное или цивилизованное, так как дикое состояние тоже возможно, а жизнь в естественных пещерах архитектурой не назовешь. Не будем затрагивать вариант слияния с природой, доступный на высоком уровне сознания, в современном мире, это скорее исключение, чем правило.
Существует несколько основных походов к созданию жизненного пространства, которые напрямую связаны с восприятием мира и определением своего места и роли в нем. Одни подходы являются естественными, исходящими из самобытной культуры, другие формируются под влиянием определённых обстоятельств и условий. Все они являются следствием отношения к жизни и набору ценностей. Меняются циклы и эпохи, соответственно уклад различных народов может меняться по внутренним и внешним причинам, следствием чего является изменение типа организации жизненного пространства.
Ценности и уклад жизни формируют один из нескольких типов упорядочивания территории проживания, их проектирование и строительство. Для начала сведём все подходы в таблицу и дадим им образные названия, далее рассмотрим каждый в отдельности. Подходы, в нашем случае, являются очень широким понятием, в первую очередь, связанным с типом мышления и определением своей роли в жизни.
4 подхода к проектированию и строительству
Жертва
На сегодняшний день этот подход к организации пространства достаточно часто встречается, но не является преобладающим. Первые ассоциации, которые приходят на ум в связи с понятием жертвы — это смирение и приспособление. Жертва лишена возможности активно проявлять волю и менять реальность согласно своим желаниям, она находится в стеснённых обстоятельствах и может только проявлять терпение или выражать негодование.
В окружающем нас мире подобный тип устройства окружающей среды ярче всего выражен в сельской местности, дачных поселках, застройке малых предприятий или просто в трущобах. Выражается жертвенный подход в следующем:
- Пассивная позиция.
- Полная или частичная адаптация под условия местности, по причине нежелания или отсутствию средств для его изменения.
- Слабо выраженное или вовсе не организованное глобальное планирование территории.
- Защита от враждебного мира, посредством возведения глухих заборов, стен и т.п.
- Отсутствие надлежащего ухода и обслуживание объектов и поверхности.
- Игнорирование ветхих и заброшенных сооружений.
- Содержание систем жизнеобеспечения на минимальном уровне работы.
- Проведение ремонтных работ только в случае предельных ситуаций.
- Эгоистическая замкнутость на своей собственности, нежелание принимать участие в глобальной деятельности на общее благо.
- Решение своих проблем без учета комфортного состояния соседей.
- Воплощение новых проектов без учета общей картины.
В результате организации пространства при умонастроении жертвы мы имеем сумбурную застройку частного сектора, особенно его окраин; удалённые деревни, вытянутые вдоль дорог; хаотично возведённые малые предприятия на окраинах промышленной зоны и многое другое. Этот подход к организации пространства очень хорошо описывается двумя фразами: «моя хата с краю, ничего не знаю» и «живём по-тихоньку».
Важным аспектом здесь является пассивное состояние, жертва смиряется со всем, что её окружает, а если и действует, то сугубо в своих эгоистических интересах. Такое состояние восприятия мира формируется не в результате активной деятельности, а наоборот, это следствие потери инициативы, управления и культуры. Все новые объекты, возводимые в подобном умонастроении, полностью опровергают 3 базовых правила архитектуры: польза, прочность, красота.
Кто-то может сказать, что к состоянию жертвы людей приводит нужда, невежественная политика и просто тяжёлая жизнь полная лишений, но это не более чем оправдание лени и равнодушия. В любых условиях можно «сохранять лицо» и не терять человеческое достоинство. Именно такая атмосфера царит в среде рабов или заключённых, потерявших свою волю.
Этот подход к организации пространства труда и жизни не может являться осознанным выбором и спланировано принятым решением, так как для принятия решений нужна сила воли, по этой причине проектирование в умонастроении жертвы никоим образом не может рассматриваться как вариант в архитектуре новой, светлой эпохи.
Эксплуататор
В случае эксплуатации окружающего мира имеет место очень активное проявление воли и внешней жизнедеятельности. Эксплуататорский подход к проектированию пространства и организации на нём условий жизни и труда на сегодняшний день распространён больше всего, сейчас его принято называть интернациональной культурой постиндустриального общества. Главным тезисом здесь служит потребление, это касается не только ресурсов, но также комфорта, удовольствий, пространства и др. Другим ключевым моментом является материализм, порождающий эгоизм к природной среде и пренебрежение духовным и душевным устройством человека.
Эксплуататорский подход создаёт урбанистические города и посёлки, фабрики и заводы, линейные и коммуникационные объекты, всех их объединяет жёсткое противопоставление окружающему, живому миру, не только за счёт формы, а во всех тонкостях и деталях. Кратко опишем особенности этого подхода:
- Активная позиция.
- Использование техногенных строительных материалов.
- Активное изменение рельефа местности, согласно своим задачам.
- Большие строительные объёмы и высокая производственная мощность.
- Четко регламентированное проектирование и строительство.
- Отработанный порядок производства по заранее принятым решениям.
- Высокая эффективность и быстрое получение результатов.
- Создание объектов, не сбалансированных по высоте или протяженности.
- Преимущественно регулярная планировка.
- Вмешательство в биосферу, без учёта последствий.
- Сухой функционализм, отказ от эстетических «излишеств».
- Отсутствие внимания к экологическим факторам в процессе создания и использования объектов.
- Планирование и организация пространства с целью исключительно личной выгоды.
- Проектирование без учёта тонкоматериальной или эфирной составляющей мира.
- Игнорирование влияния созданной среды на здоровье и психику людей, в ней находящихся.
В качестве следствия получается та большая часть реальности, которую мы видим каждый день. Если беспристрастно отнестись к эксплуататорскому проектированию, в нём можно заметить и положительные качества, такие как: быстрое и организованное возведение объектов, отработанная технологичность производства, комплексное решение вопросов, глобальный характер планирования. Всё это, безусловно, полезные вещи, но проявляясь через призму потребления и эгоизма они так или иначе наносят вред людям и природе.
Иногда, в определённых условиях, этот способ организации пространства допустим, когда, как говорится, «не до церемоний». В пример можно привести военное положение или стихийные бедствия, когда нужно решать задачи в срочном порядке, когда цена вопроса — жизнь. Это безусловно быстрый и простой способ решения проблем, но у нас всегда есть выбор, и при должном усердии можно находить щадящие и благоприятные способы и приёмы. Однако на сегодня эксплуатация стала нормой и применяется в повседневной жизни. Многие выражают негодование подобным положением дел, но решение по изменению ситуации проводится мало.
Безудержное потребление, насилие над природой и человеком, а также гонка за накоплением и наслаждением противоречат духу наступающей светлой эпохи. Здесь подходит несколько устоявшихся выражений: раз живём; после нас хоть потоп; нет времени ждать милости от природы, взять — наша цель и задача. В технократичном мире есть чему поучиться и перенять, однако в итоге это путь к смерти и разрушению, поэтому брать его за основную концепцию не разумно.
Гость
Позиция гостя характерна в первую очередь для самобытной культуры практически всех народов. Этот способ организации пространства повсеместно был проявлен в прошлом, и по сей день его можно встретить. Здесь следует привести в пример общеупотребимое правило: «вести себя как в гостях», что означает проявлять повышенную аккуратность и почтение. Поведение гостя это лёгкое соприкосновение с миром, присутствие, но не вмешательство, у этого подхода есть очень много особенностей, предпосылок и следствий, которые следует рассмотреть подробнее.
Если описать этот подход с точки зрения самобытной культуры, то в первую очередь видно отношения людей с естественной средой обитания, они заинтересованы в её сохранности, выстраивают свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать равновесия, но при этом жить в достатке. Здесь имеет место духовная культура и понимание тонко-материального устройства мира.
Перечислим основные проявления концепции гостя в проектировании и строительстве:
- Уравновешенная позиция активности.
- Использование натуральных строительных материалов.
- Вписывание строительных объектов в ландшафт, без его изменения.
- Территориальное планирование подчинено рельефу и другим факторам местности.
- Минимальное вмешательство в биосферу.
- Наличие устойчивого канона в строительстве.
- Чувство меры в количестве и размере.
- Строительство, пропорциональное человеку.
- Учёт энерго-информационной составляющей (места силы, линии Хартмана и т.д.).
- Использование сакральной геометрии в проектировании.
- Наличие декоративной составляющей, характерной для народной изначальной культуры.
Самым ярким примером рассматриваемого подхода можно назвать архитектуру стран востока, особенно Японии. В этом случае строительная деятельность является следствием общей философии, ориентированной на благостную жизнь, созерцание и состояние покоя. В таком мире нет неудержимой гонки за быстрыми результатами, или подавленного состояния, пополам с эгоистической безысходностью. Этот способ организации жизненного пространства является наиболее естественным для большинства культур, так как позволяет людям одновременно реализовывать свои цели и находиться в максимально благоприятных условиях.
Следует не смешивать концепцию гостя с пассивным состоянием. Здесь разумеется нет прогресса в промышленных масштабах и ежедневного покорения стихии. Это обусловлено системой ценностей и взглядов, вектор деятельности направлен несколько в ином русле. В концепции гостя архитектурная среда может содержать в себе многие типы зон и объектов, характерных для «эксплуататора», однако они имеют меньшие масштабы, иную направленность, и не нарушают естественного равновесия.
Пассивность можно перепутать с умиротворением и гармонией в широком смысле. В отличие от пассивного состояния выживания и нужды, равноценных невежеству, здесь большое место занимает «знание» или «ведание» сути вещей и процессов, в результате чего вся строительная деятельность является результатом большой умственной и душевной работы.
Главным тезисом здесь будет следование потоку течения или жизнь в ритме природы. При таком отношении к делу, человек не конфликтует со средой обитания, но в тоже время и не прогибается со скорбью под ситуацию, а разумно договаривается с ней, встраиваясь в свою собственную нишу.
Сделаем вывод: концепция гостя полностью жизнеспособна и проверена временем. Она приносит свои положительные результаты для человеческой личности и сохраняет баланс биосферы. Её также можно назвать энергоэффективной, так как затраты сил и труда здесь направлены в разумное русло, здесь сохраняется равновесие между нуждой и избытком. Однако имеет место очень тонкий, почти не заметный момент, который будет рассмотрен далее.
Созидатель
Концепция созидательного отношения к проектированию и строительству совмещает в себе некоторые качества «Эксплуататора» и «Гостя», а также имеет и свои уникальные. Сама по себе она противоречива и весьма своеобразна, у неё, как и прочих, имеются преимущества и недостатки. Самыми значительными проявлениями в сохранившемся архитектурном наследии следует считать города того периода, который в официальной науке называют античностью. Сюда относятся в первую очередь Римская империя, Греция, Карфаген и другие значительные страны того времени. Европейские города, созданные по канонам античности, в стиле классицизма также можно отнести к этой категории.
Главным правилом здесь служит активное творческое начало. Грандиозная трудовая и умственная деятельность является основой данного подхода к организации окружающей среды. Созидатель всегда желает реализовывать свой потенциал, что неминуемо вызывает сильное преображение мира, однако он заинтересован в своем будущем, дабы всегда иметь возможность удовлетворять потребность своего ума, вследствие чего нужно учитывать, как условия окружающего мира, так и искать возможности приложения труда.
На первый взгляд, для описания основных тезисов созидательного подхода к проектированию и строительству достаточно выборочно объединить некоторые пункты, свойственные «эксплуататору» и «гостю», но это не совсем верно, в этом случае появляются новые, уникальные качества, опишем все по порядку:
- Активная творческая позиция.
- Высокотехнологическое и качественное строительство.
- Использование естественных строительных материалов.
- Монументальность, основательность и грандиозность сооружений и пространств.
- Использование правил сакральной геометрии и других, подобных приемов при проектировании.
- Сильное изменение окружающего ландшафта, внедрение его в среду застройки.
- Наличие высокой эстетической составляющей в изготовлении любых материальных предметов, слияние искусства и утилитарного производства.
- Космоцентризм и антропоцентризм в проектирование как объектов, так и территорий.
- Создание искусственных упорядоченных биосфер локального характера.
- Строительство объектов без ограничения срока службы.
- Чёткое разделение внутреннего культурного пространства и внешнего естественного.
- Согласование строительства с метафизическим устройством мира
Если свести всё это к одному знаменателю, получается активное творящее начало в форме превосходства. С точки зрения ведической культуры этот метод взращивает в людях божественные качества. С точки зрения науки здесь развивается ум, вследствие сложной проектной деятельности, а также технологии строительства и производства, так как великие замыслы требуют соответствующего воплощения.
Вмешательство в биосферу, сильное её изменение имеет место, подобно эксплуататорскому подходу. Однако это не является следствием избыточного и паразитического потребления, а скорее потребностью в большом поле деятельности. Компенсацией вторжения в природу служит чёткое разделение на внешнюю и внутреннюю среды, то есть окружающая архитектурную среду биосфера, остаётся в неприкосновенном состоянии. Это не означает отсутствие сельского хозяйства и добычи ресурсов, а понятие меры и сохранение максимально большого количества естественных условий. В дополнение к этому, имеет место искусственное восстановление биосферы и поддержание её по мере необходимости.
На фоне положительных качеств существуют и некоторые сложности. Для воплощения идей созидателя в жизнь требуются значительные силы, ресурсы, знания и навыки. На пустом месте, без должной подготовки и в тяжёлых условиях ничего не получится, поэтому для достижения желаемых результатов нужны большие вложения во всех сферах. Создание архитектуры в позиции созидателя требует стабильную жизнь, высокий уровень материального достатка, наличие образованных людей и т.д. В случае вмешательства деструктивных факторов в жизнь подобного общества «механизм» может легко пошатнуться и перестать работать, по этой причине внутренняя и внешняя безопасность должна иметь очень большое значение.
Если рассматривать результаты созидательной деятельности с точки зрения пользы, то мы имеем просторные, величественные города с достойным уровнем экологии (не учитывая современное вмешательство концепции потребителя), высокий уровень физического и душевного комфорта, всесторонний спектр возможностей деятельности, в виду разнообразия типологии строительных объектов и пространств.
В концепции созидателя уделяется внимание всему, здесь присутствуют: технологичное производство, искусство, наука, духовная и светская культура, физическое развитие и многое другое. Разнообразие интересов деятельности общества переплетается с разнообразием архитектуры, основой для чего служит общая система ценностей и приоритетов.
Вывод: созидательный подход к строительству и проектированию приносит большие плоды в плане всестороннего развития общества. Сохраняется природное равновесие и учитывается социальный аспект. Однако для получения столь больших результатов требуется большое приложение сил и времени, также благоприятные условия жизни, без потрясений и катастроф.
Выбор
Как уже было сказано выше, все эти подходы к созданию архитектурной среды существуют в нашем мире, следовательно, различные группы людей в своё время осознанно и не осознанно сделали свой выбор. Он обусловлен большим количеством причин и стечением обстоятельств, однако любую сложившуюся картину можно поменять собственноручно, если она перестала устраивать.
В желании принести всем благо следует учесть разность людей, а точнее народов. Каждая культура имеет свои уникальные качества, следовательно, нет универсального решения, всем подходит что-то своё. Тем не менее, можно выделить несколько подходов к проектированию и жизнеустройству в целом. Таким образом будет существовать выбор, создавать ничего не требуется, тут скорее нужно навести порядок и поставить всё на свои места в существующем, вернуться к наиболее естественному состоянию. В настоящее время имеет место интернациональная культура, находящаяся между «жертвой» и «эксплуататором». Это то самое универсальное решение, которое всегда порождает несовместимость с жизненным укладом различных культур и традиций.
Нет смысла рассматривать концепции «жертвы» и «эксплуататора» как разумный выбор. В случае жертвы имеет место пассивность, и как следствие общий упадок, что не является благой целью светлого будущего. Результатом подхода «эксплуататора» является разрушение мира, личности и здоровья человека, что тоже не согласуется с идей жизни в процветании.
Случай позиции «гость» в проектировании архитектурной среды носит противоречивый характер. Здесь имеет место стабильность и некий консерватизм. При таком укладе жизни общество сохраняется в неизменном состоянии и успешно существует, культура поддерживается и продолжается во времени, но выход на принципиально новые витки развития сильно ограничен. Это подходит определённым народам и уровням сознания, являясь этапом эволюции.
В целом способ проектирования и строительства позиция «гость» имеет полное право на существование, в случае уместного применения. Как говориться «нельзя чесать всех под одну гребёнку», руководствуясь этим правилом данная концепция предлагается как один из вариантов разумного выбора. Её можно успешно совмещать с концепцией «созидателя» и применять, например, в организации сельскохозяйственных поселений.
Думать о судьбах мира и искать глобальные решения нужно, но начинать следует с себя, своего народа и страны. Постоянное развитие стремление к новым открытиям и достижениям, с периодами различной интенсивности, присуще нашему народу. Это в первую очередь активная позиция, которая определяет выбор в пользу «Созидателя».
В настоящее время нашу активность направили в искажённом векторе, в результате весь потенциал сосредоточен на использование и разрушение биосферы, с чем мы успешно справляемся. Однако, в нашей стране проявлены все существующие подходы к организации жизненного пространства. Задача сводится к осознанию своего деятельного потенциала, принятию его и направлению в благое русло. Также важным моментом следует считать пересмотр ценностей, дабы выйти из системы потребления, свойственной «эксплуататору», и устранить драматизацию — для исключения умонастроения «жертвы». Здесь как всегда нужно начинать изменения со стихии эфира, то есть с мыслей. Таким образом, без излишних потрясений возможен выход на позицию «созидателя».