Медаль за оборону Советского Заполярья. Часть 1
Часть 2
ПОЛЯРНЫЕ КОНВОИ
Героическая оборона Кольского полуострова и провал немецкого наступления на Мурманск имели большое значение для всей нашей страны. В порты Мурманска и Архангельска шли караваны судов союзников СССР. Нападая на СССР, нацисты рассчитывали, что наша страна окажется в изоляции и никто не будет нам помогать. Однако правительства Великобритании и США заключили с Советским Союзом соглашение о совместных действиях против гитлеровцев. По программе ленд-лиза1 союзники стали поставлять военную технику (самолёты, бронетехнику, автомобили, локомотивы, артиллерийские орудия), вооружение (стрелковое оружие, взрывчатку, порох), продовольствие (тушёнку, сгущённое молоко), медикаменты (пенициллин, стрептоцид), материалы (сукно, авиационное топливо, рельсы, алюминий для строительства самолётов, легированную сталь и цветные металлы) и снаряжение (ботинки, ремни).
Эти поставки были далеко не лишними для наших бойцов. Но за эти грузы советское правительство хорошо платило иностранным державам — взамен они получали от СССР ценные руды, золото, платину, древесину. Часть стратегически важных товаров наша страна напрямую покупала за золото. Оставшуюся после войны технику наша страна вернула американцам, а выплаты по долгам за ленд-лиз Россия завершила только в 2006 году.
Грузы доставляли разными путями — через Иран, через Владивосток и дальше по Транссибирской магистрали2. Но самым быстрым способом (за 10–14 дней) был морской — через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Архангельск был замерзающим портом. В такой ситуации незамерзающий порт Мурманск оказался незаменим. Но путь к нему был полон опасностей.
Первые конвои состояли из 6–10 судов, а затем стали гораздо крупнее — иногда в них было свыше сорока судов. Они отправлялись от побережья Шотландии и Оркнейских островов, из Ливерпуля в Англии или из Рейкьявика, столицы Исландии. В состав конвоев входили английские, американские и канадские суда. На них служили моряки из самых разных стран. Ближе к нашим берегам советские корабли и авиация встречали конвои союзников, усиливая охранение.
Меры по охране конвоев были просто необходимы. Маршрут до Кольского полуострова проходил вдоль побережья оккупированной Норвегии, где находились немецкие военные базы. Поэтому на всём протяжении пути корабли подстерегала опасность. На корабли союзников охотились немецкие военные корабли, подводные лодки и боевые самолёты. Кроме того, вражеская авиация постоянно бомбила мурманский порт, Кировскую железную дорогу и промышленные объекты Кольского полуострова.
Каждому конвою присваивали условное обозначение. Так, первые конвои обозначались английскими буквами PQ и номером конвоя, а те, что шли обратно — буквами QP. Впоследствии эти буквы заменили на JW, а для обратного пути — RA.
В Мурманск первый полярный конвой прибыл в конце декабря 1941 года. Последние конвои прибыли к нам в мае 1945 года, и всё это время их путь был сопряжён с большой опасностью.
Если первым конвоям удалось благополучно достигнуть своих целей, то в начале 1942 года немцы решили сделать всё возможное, чтобы прервать морское сообщение между СССР и союзниками. В первые месяцы 1942 года немцы перебросили к норвежскому побережью крейсеры3, эсминцы, сторожевые и другие военные и вспомогательные суда. Среди них был линейный корабль «Тирпиц», которого боялись и за которым охотились как Королевский флот Великобритании, так и Северный флот Советского Союза.
Конвои стали подвергаться постоянным нападениям и с моря, и с воздуха. Наш флот вынужден был бросить на их защиту почти все свои силы. Советские боевые корабли встречали конвои в районе острова Медвежий. Наша морская авиация тоже прикрывала их и осуществляла противовоздушную оборону.
В начале войны авиации у нас на Севере было мало, и в сентябре 1941 года британцы перебросили на Север специально созданное подразделение истребителей — 151-е авиакрыло Королевских ВВС.Подразделение дислоцировалось на специально выделенном аэродроме близ посёлка Ваенга (одна из советских военно-морских баз в годы войны; ныне является столицей Северного флота — городом Североморском). Британцы не упускали возможности активно поучаствовать в воздушных боях в небе Заполярья. Однако их основная задача заключалась в том, чтобы обучить советских офицеров полётам на новых истребителях «Хоукер Харрикейн». Такие машины были в новинку советским авиаторам, но полюбились нашим лётчикам. Наши лётчики прозвали этот самолёт «Харитоном». В СССР было поставлено около 3000 самолётов этого типа.
151-е крыло вело активные боевые действия до конца ноября 1941 г., после чего вернулось в Шотландию и участвовало в боях на других фронтах Второй мировой войны. За образцовое выполнение боевых заданий Красной Армии на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество в ноябре 1941 года командир крыла полковник авиации Генри Рэмсботтом-Ишервуд и ещё три старших офицера были награждены высшей государственной наградой СССР — орденом Ленина.
В воздушном бою по охране конвоя PQ-16 в 1942 году погиб один из самых прославленных лётчиков, дважды Герой Советского Союза подполковник Борис Феоктистович Сафонов, успев в своем последнем бою сбить три вражеских самолёта.
В составе этого же конвоя PQ-16 шёл советский лесовоз «Старый большевик». Он вёз из Америки снаряды и самолёты.
«Старый большевик» шёл в хвосте ордера4, и немецкие лётчики сосредоточили атаки именно на нём. Несколько раз экипаж отбивал атаки огнём зенитных орудий и пулемётов. Капитан Иван Иванович Афанасьев и рулевой Борис Аказенок искусно маневрировали, уклоняясь от бомб и торпед. Но в конце концов немцам удалось попасть бомбой в полубак5. Взрывом был убит расчёт зенитного орудия, сама зенитка — разбита. Хуже того — взрыв бомбы вызвал частичную детонацию снарядов и пожар в трюме. У лесовоза вырвало часть обшивки и снесло дымовую трубу. Воздушной волной выбило иллюминаторы на мостике, и капитан был ранен осколками стекла в лицо. Несмотря на это, Иван Афанасьев не растерялся и подбадривал экипаж словами: «Ничего, прорвёмся!»
Британцы увидели, что наш корабль горит, и подошли к нему, чтобы снять команду и торпедой добить лесовоз — это было общепринятой практикой. Но советский экипаж отказался бросить необходимые для фронта грузы и перейти на другое судно, ответив: «Мы не собираемся хоронить судно». Союзникам передали только четырёх тяжело раненных моряков. В течение 8 часов экипаж боролся с пожаром и устранял повреждения. Советским морякам удалось остановить течь, потушить пожар и доставить ценный груз в Мурманск. Когда обгоревший лесовоз с искорёженными надстройками, без трубы вошёл в порт, все корабли встречали его орудийным салютом. Иностранные моряки были удивлены и восхищены героическими действиями экипажа «Старого большевика». Капитан лесовоза Иван Иванович Афанасьев, рулевой Борис Иванович Аказенок и помощник капитана по политической части Константин Максимович Петровский стали Героями Советского Союза.
Самые большие потери за всю историю полярных конвоев понёс PQ-17, вышедший летом 1942 года из Исландии. Он был атакован большими силами противника. В результате из 36 транспортов были потоплены 23. Советские корабли вели активный поиск и спасение моряков, сумев спасти около трёхсот человек. Так, советский танкер «Донбасс» увидел в море и спас 51 американского моряка с потопленного немцами транспорта «Дэниел Морган». Во время очередной атаки немецких бомбардировщиков советские и американские моряки стояли у орудий вместе. Тяжёлые повреждения получил наш транспорт «Азербайджан», но благодаря слаженной и героической работе всего экипажа сумел дойти до цели.
После этого наши союзники какое-то время не решались посылать новые конвои. Полярный день, когда солнце не заходит за горизонт, оказался на руку немцам и делал походы слишком опасными. Однако немецкому командованию не удалось прервать морское сообщение между СССР и Великобританией. С декабря 1942-го, с наступлением полярной ночи, конвои снова начали регулярно ходить в Мурманск. Ведь в условиях полярной ночи (когда солнце не встаёт над горизонтом), обнаружить конвой для противника было гораздо сложнее.
История северных морских конвоев сохранила множество примеров героизма и находчивости как советских моряков и лётчиков, так и наших союзников, их взаимопомощи и взаимовыручки. По воспоминаниям многих иностранных моряков, их поражали исключительные мужество и стойкость советских людей. Многие участники полярных конвоев — как советские граждане, так и иностранцы — были награждены орденами и медалями СССР, Британского содружества и США.
1/ Ленд-лиз — платная помощь снаряжением, вооружением, материалами из США в Великобританию и СССР во время Второй Мировой войны.
2/ Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога в мире (свыше 9000 км). Построена в последние годы Российской Империи и модернизирована в советское время. Начинается в Москве и заканчивается во Владивостоке.
3/ Крейсер — класс надводных боевых кораблей. Крейсер может выполнять боевые задачи в одиночку, в отрыве от своих основных сил.
4/ Ордер — порядок кораблей в составе конвоя. Может включать в себя основные силы (ядро) конвоя, ближнее и дальнее охранение. Выбирается с расчетом максимальной защиты транспортов и эффективности охранения, и удобства маневрирования конвоя в целом.
5/ Полубак — надстройка над верхней палубой в носовой части корабля.
Автор: Баир Иринчеев
Серия детских книг «Прадедушкины медали».
Продолжение здесь