Смысл жизни
КупКип
Семинар г.Киров
«Счастливая женщина» — Женский круг в Екатеринбург
Детское телевидение
Приглашаем видеомастеров
Как сказывали наши Деды
Добровед
ОУК МИР

Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 7

Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 7
Начало здесь

Раздел 7. Отношения здоровья, нравственности и морали в жизни людей

В данном Разделе мы проанализируем, как связаны между собой нравственность, мораль, этика и здоровое или нездоровое существование человека. Определим в целом, что представляют собой этика, мораль, нравственность, духовность, психотипы, моральные типы личности, и как всё это связано с психическим и психосоциальным здоровьем людей — или с его утратой.

Разберем вопросы последовательно, по следующему содержанию.

  1. Этика, нравственность и мораль в жизни людей. Нравственность — основа здоровой жизни и опасность её утраты.
  2. Мораль и её разновидности в современном обществе: объективные причины существования.
  3. Измененное сознание субъекта при деформации нравственности и морали: субъективный фактор.
  4. Психотипы человека. Их связь с психическим и психосоциальным здоровьем.
    4.1. Альтроцентрики и эгоцентрики.
    4.2. Деграцентрики и альеноцентрики.
  5. Моральные типы личности в аспекте системного подхода к здоровому образу жизни. Их связь с социальной моралью.

Моральные, нравственные, этические вопросы, связанные со здоровьем людей, в последние годы приобретают особое значение. Это связано с тем, что сегодня вокруг нас рушатся многие традиционные, нравственные и моральные устои жизни. Вопросы широко обсуждаются, хотя в этих обсуждениях больше информационного шума, чем серьёзных знаний.

На первый взгляд, морально-нравственные вопросы не связаны непосредственно с нашим здоровьем. Но более внимательное рассмотрение этих вопросов показывает, что с утратой верных жизненных ориентиров существования людей, так или иначе, нарушается их психическое и психосоциальное здоровье. Чтобы разобраться в происходящих процессах, вначале определим основные понятия, которые мы дальше будем применять.

1. Этика, нравственность и мораль в жизни людей. Нравственность — основа здоровой жизни и опасность её утраты

Вначале укажем, как соотносятся между собой в эволюции человечества нравственность, мораль и этика.

Нравственность — это древнейшая форма межчеловеческих отношений и отношений человека к миру. Она появилась ещё в общинном строе, где была важнейшей основой поведения и разнообразной жизни людей.

Мораль — это исторически более поздняя форма межличностных и социальных отношений. Она появилась вместе с развитием государств — крупных территориальных социосистем — и с тех пор существует в обществе.

Этика — это совокупность разнообразных философских учений о нравственности и морали. Развивается, начиная с древних цивилизаций. В этике разрабатываются разные концепции о происхождении нравственности и морали. Раскрываются подходы к пониманию онтологических (бытийных) основ морали и нравственности. Обсуждаются социальные смыслы и практические значения этих учений для людей и общества.

В своих системно-философских рассуждениях мы исходим из того, что в Мире (как Едином Мире-Системе) всё связано со всем, (см. Раздел 1 данной работы). Это создаёт всеобщее соответствие частей и элементов Мира в их в самодвижении и взаимодействии. Это проявляется как всеобщий универсальный Мировой Кон Гармонии (что отражается в разных формах — в нравственно-экзистенциальной внутренней гармонии совести и поступков человека; в виде гармонии межличностных отношений людей в обществе; в гармонии планетарной жизни; в космической гармонии). Если бы в Мире не было этой Божественно-Космической Гармонии, он распался бы на части, и мы бы не наблюдали его, да и нас самих не было бы тоже, поскольку распался бы и сам субъект-наблюдатель.

Наиболее общие вопросы осмысления нравственности, морали, этики отражены в разнообразных этических учениях [1; 2]. При этом надо учитывать, что этические учения, начиная с 16-18 веков, имеют отличия в западной и русской цивилизации. Основное различие, начиная с Нового времени, заключается в следующем.

В русских этических учениях преобладает цельная триада смысловых отношений: нравственность — мораль — этика, где важнейшее внимание уделяется духовно-нравственным отношениям (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев и ряд других мыслителей, а на Западе, например, Э. Фромм [1; 2; 5]). В западных этических учениях данная триада исследовалась в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель) [2]. Но в дальнейших рационалистических западных учениях позитивизма, прагматизма и др., оказавших основное воздействие на западные морально-этические концепции 20-21 веков, преобладание получила рационализированная усеченная диада: мораль — этика. Подчеркнём, что из этой системы исчезло базовое звено — нравственность.

Теперь дадим краткие общие определения рассматриваемых феноменов — нравственности и морали, которые осмысливаются в этике (Феномен — это явление, то, что реально проявляется и существует в окружающем мире и в нас самих).

Нравственность — это субъективное отражение всеобщего Мирового Кона Гармонии в психике людей (в их эмоциях, чувствах, мыслях) и реализация гармоничной жизни в индивидуальных и социальных практиках: между людьми, в общественных отношениях, а также при отношении людей к природе и к социокультурным предметам и ценностям.

Когда нравственное гармоничное поведение связано с высшими проявлениями человеческого духа, появляется высшая субъектная форма гармонии — духовно-нравственное существование (бытие) человека.

Короче говоря, нравственность — это исходное и базисное социокультурное общинное поведение человека, согласованное с Мировым Коном Гармонии, в отношениях людей и природы. На высших этапах эволюции поддержание нравственности обеспечивается развитой духовностью человека.

Безнравственность — это нарушение и отторжение Конов Гармонии и норм нравственности в сознании и поведении людей. Эволюционно она появилась значительно позже, с развитием городов и государств, когда был создан мощный слой искусственной социальной среды, отделивший человека от природы и позволивший людям в более комфортных условиях вести себя по-разному, «как захочется», в том числе, дисгармонично, безнравственно, бездуховно.

Мораль — это исторически более позднее отражение нравственных устоев бытия людей и нравственного кона в рациональных формах (научной и философской).

Если в морали верно отражается нравственный кон, реализуются согласованность и гармония бытия, то формируется правдивая мораль, или собственно мораль (мораль). Мораль как моральная правда есть верное, адекватное, оптимальное отражение нравственного кона согласованной жизни людей в соответствующих знаниях и нормах поведения.

2. Мораль и её разновидности в современном обществе: объективные причины существования

Западная цивилизация в своём развитии пошла по пути преобладающего развития рациональной науки, технического прогресса, научно-технического прогресса, информационно-компьютерного прогресса, развития нескольких технологических укладов, вплоть до современного шестого информационно-технологического и информационно-кибернетического. Раскрылись удивительные возможности социального комфорта. На этом пути, действительно, Запад достиг потрясающих успехов в одном, но в то же время потрясающих конфликтов и разрушений в другом.

Разросся огромный пласт социальных противоречий, социального неравенства. Развёрнута стратегия уничтожения большей части человечества. Распространился глобальный экологический кризис при, полностью бездушном, разграблении ресурсов природы и заполнении её безобразными отходами, который уже перешёл в глобальную экологическую катастрофу. В целом западный рационализм явился отражением многовековой эволюции полярно-расчленённого элитарно-массового общества с нарушением нравственных конов, а также конфликтных захватнических отношений с природой.

В западной цивилизации сменилось несколько исторических форм такой элитарно-массовой поляризации — от типичного рабовладения, через феодализм, промышленный государственно-монополистический капитализм и вплоть до современного глобального империализма-мондиализма, как господства транснациональных корпораций и их глобального финансового капитала. В целом из этого на планете сформировалась стратегия конфликтосферы и некросферы, в наиболее яркой форме проявляющаяся в настоящее время [4].

Как было написано в Разделе 6, это в корне противоречит русской идее и стратегии ноосферы — гармоничного облагораживающего разума, способного созидать цельного здорового гармоничного человека, здоровое неконфликтное сбалансированное общество, не разрушающее, а восстанавливающее и сохраняющее, как социальное здоровье, так и здоровье окружающих природных ландшафтов, природно-геокосмических сред. Истоком гармонии человека как основного элемента любого общества служат:

1) его духовно-нравственная сущность,
2) социальная рационально-практическая организация жизни на основе правдивой морали, морали коллективизма — соборности и общего дела.

В целом, когда мы хотим вести речь о здоровом существовании человека и общества с позиций этических учений, морали и нравственности, необходимо начинать с бытийных (онтологических) истоков. Это не что иное, как Мировой Кон Гармонии и его отражение в жизни людей в форме нравственного кона (шире — духовно-нравственного кона). Тогда появляется следующая атрибутивная (т.е. всеобщая и неотъемлемая связь): «нравственность — правдивая мораль», закрепленная в соответствующих этических учениях [2].

Для нас также важно отметить следующее. В западной полярно-организованной цивилизации, также и отношения людей приобретают полярные формы. С одной стороны, это следование Мировому Кону Гармонии в форме нравственности. Но с другой стороны — это постоянное нарушение Мирового Кона Гармонии и противостояние человека ему — в форме безнравственности.

Соответственно, изменяется и мораль. Она отражает эти полярные виды межличностных, социальных отношений и по сути своей преобразуется. Мораль становится поляризованной, расчленённой, внутренне противоречивой. Мораль в полярно-расчленённом обществе утрачивает гармоничность, целостность и уже внутри себя содержит альтернативные формы. Это:
мораль (правдивая мораль);
аморализм (анти-мораль), или безнравственно-аморальные виды отношений людей).

Иными словами, мораль со временем превращается в расчленённое образование. Появляются полярные формыморальная и аморальная, с принципиально разным содержанием.

Но аморализм слишком отрицателен и открыт в своих намерениях, а потому отвратителен для большинства населения. Именно поэтому наибольшее распространение получает скрытая ложь (кривда как ложь под прикрытием правды). Явное зло прикрывается благими намерениями (хотя в итоге они также ведут к растлению и разрушениям). Поэтому вместо аморализма в полярно-организованном обществе получает наибольшее распространение его скрытая промежуточная манипулятивная форма — двойная мораль. Такая мораль, представляемая как якобы, общая и нравственная, на самом деле — полярно-двойственная, с противоположными смыслами и содержанием, существует под прикрытием «единства и правильности». Двойная мораль — это симулякр (обманка в понятиях постмодернизма, метамодернизма и т.п. «учений»).

Мораль как важная категория этики, но внутренне расчленённая, связана с такими противоположными этическими понятиями и действами, как добро зло, правда ложь кривда как скрываемая ложь).

С указанных позиций отметим, что существует три основные типа моральных отношений.

1. Мораль (как правдивая мораль) опирается на нравственность (в высших формах — духовность человека и общества), несёт в себе добро и правду отношений.

2. Двойная мораль, манипулятивная по сути — это рациональная химера, которая опирается на безнравственность и бездуховность под прикрытием благих намерений, несёт в себе злонамеренность под прикрытием добра, кривду (ложь под прикрытием правды).

3. Аморализм опирается на безнравственность и бездуховность, несёт в себе зло и ложь в отношениях.

В западном рационализме для того, чтобы скрыть истоки расчленения, поляризации морали и её разнообразие в современном элитарно-массовом обществе, в западной этике и культурологии триада смыслов «нравственность — мораль — этика» редуцирована до диады «мораль — этика».

Таким образом, в полярно расчленённом социуме оказывается возможной социальная инверсия (переворачивание) всеобщего нравственного кона в жизни людей и общества, когда отвергаются правда и добро, а их место занимают кривда, манипулятивная злонамеренность, или даже периодически проявляются в открытой форме ложь и зло.

Но нравственный кон отражает всеобщий Мировой Кон Гармонии — как Кон Космической Гармонии, или Всемирной Божественной Гармонии в формах Добра, Любви, Истины, Красоты, Справедливости, Совершенства (по В.С. Соловьеву). Значит, люди и социальные сообщества, нарушившие нравственный кон, фактически нарушают: 1) Мировой Кон Космической Гармонии и противопоставляют себя природно-космической гармонии, провоцируя экологические разрушения, 2) Кон Всемирной Божественной Гармонии, встают на путь богоборчества, разрушая дух и душу человека, т.е. человеческое в человеке, вплоть до состояния нелюдей.

Поэтому, когда человек начинает мнить себя таким «сверхчеловеком», который выше и сильнее Космоса и Бога, он встаёт на путь саморазрушения, самоуничтожения, поскольку часть, а тем более мельчайший элемент Космоса, не может подчинить себе Мировое Целое. Такие патогенные социальные элементы в итоге будут уничтожены Целым и Единым, Божественным Космосом.

3. Измененное сознание субъекта при деформации нравственности и морали: субъективный фактор

Кроме объективных социальных факторов, деформирующих нравственность, мораль, поведение и здоровье человека в полярно-расчленённом элитарно-массовом обществе, также существуют субъективные факторы (связанные с сознанием людей в целом) и индивидуальные субъектные факторы (связанные с изменением сознания отдельных индивидов — субъектов). Эти факторы также могут быть не только здоровыми, гармоничными, но и создавать причины деформации нравственных, духовно-нравственных и морально-нравственных отношений.

Основная причина таких изменений состоит в следующем. Животные находятся в более сложных, жестко действующих условиях природной среды. Поэтому они вынуждены приспосабливаться к окружающим условиям генетически и своим психическим поведением. Они действуют в природе адекватно и верно. Условно такое поведение, согласованное с законами мира, можно обозначить как протонравственность животных.

У человека на ранних этапах его существования, в первобытнообщинном строе, в довольно жёстких условиях окружающей дикой природы также вырабатывались аналогичные механизмы согласованного поведения — как между собой в коллективных действиях общины, так и в отношениях с природой. Это исходное социокультурное общинное поведение людей, согласованное с Мировым Коном Гармонии, получило название «нравственность человека».

Нравственность — это исходный феномен и сущность жизни людей. Человек как частица всеединого мира исходно содержит в себе естественный, объективный, или объективно-онтологический нравственный кон антропосоциальной жизни, адекватный всеобщему Мировому Кону Гармонии (создающему универсальное единство мира).

(Обычно в литературе нравственный кон обозначается как нравственный закон. Поэтому далее мы будем употреблять это выражение, чтобы не запутывать читателя.)

Это значит, что нравственный закон изначально действует объективно, независимо от нашего сознания. Но затем этот нравственный закон отражается в сознании людей и приобретает субъективную форму.

Нравственность в сознании человека — это уже осознанная культурная традиция. Когда субъективное отражение нравственности реализуется в развитом совершенном сознании, также в индивидуально-субъектном сознании, оно приобретает форму духовностиСубъективные факторы и основы нравственности, духовности в современном обществе необходимо воспитывать в каждом новом поколении людей.

Это объясняется следующим. В отличие от животных, в процессе социальной эволюции человек, обладающий сознанием и сознательно-практической преобразующей деятельностью, стал активно создавать искусственную среду своего обитания, или социальную среду. Благоприятные свойства разрастающейся искусственной социальной среды защищают людей от непосредственных жёстких воздействий природы, делают жизнь вначале облегчённой, а затем и всё более комфортной.

Количество воображаемых желаний и потребностей быстро возрастает. В комфортных техногенных средах желания людей уже в большинстве случаев не соотносятся с природными факторами их существования. Нарастают сверхпотребности, идет сверхпотребление. О природосообразности, т.е. о гармонии человека и природы уже, как правило, речь не идёт. Соответственно, в развитых искусственных техногенных средах нарушается соответствие поведения людей — Мировому Кону Гармонии.

Это значит, что при отсутствии надлежащего уровня нравственности и духовности (при нарушении воспитания, образования, здоровых традиций) происходит субъективная (характерная для людей в целом) и субъектная (у конкретных индивидов) деформация психики, нравственности и тем более — морали. Получают распространение безнравственность, бездуховность, аморализм, хитроумная двойная мораль.

Виртуальная свобода воображения, фантазий, «сумасшедших» идей в сознании человека, при отсутствии верных традиционных запретов, надлежащего уровня духовности, может приводить к возникновению не только оптимальных, но и неоптимальных потребностей, интересов и целей у разных людей. Формируется неадекватное сознание как результат неадекватных желаний [5]. Этот процесс может многократно усиливаться в изменённой искусственной, бесконечно разнообразной информационно-компьютерной реальности. А далее эти, «виртуально свободные» образы, идеи и желания могут проявляться в обществе в виде безнравственного, бездуховного, аморального поведения и закрепляться в деформированных моральных устоях и нормах (на базе двойной морали и аморализма).

Богатство воображения человека, несравнимое по своим возможностям с психикой всех остальных животных на планете, порождает в субъективном мире человека, в его субъективной реальности (в психике) удивительное множество желаний. Эти желания исходят не только из оптимальных потребностей, адекватных миру как целому, но также из неоптимальных потребностей, желаний, целей, задач субъектов. Формируется человек безмерный (в своих желаниях) и безмерно потребляющий (когда появляются такие возможности).

Таким образом, в современном обществе существуют не только объективные (во внешнем мире), но и субъективные (в психике людей) основания адекватной (здоровой) и неадекватной (нездоровой, болезненной) активности сознания субъекта, а затем и разных направлений его деятельности, которая может носить, как духовно-творческий, гармонический, созидающий, так и бездуховно-творческий, конфликтный, разрушающий характер. В последнем случае наиболее опасным оказывается «эффект злого гения»: это человек, наделённый мощной силой ума, но бездушный, аморальный, который способен принести очень много зла окружающему миру.

4. Психотипы человека. Их связь с психическим и психосоциальным здоровьем: альтроцентризм, эгоцентризм и другие

В первых трёх частях данного Раздела мы рассмотрели те основные закономерности бытия, которые определяют в целом существование человека в природе, в обществе, в межличностных отношениях. Это важно для того, чтобы понять, почему нравственность, духовность, правдивая мораль, добро и правда составляют основу здорового образа жизни (ЗОЖ) человека как существа мыслящего, творческого, деятельного. Напротив, безнравственность, бездуховность, аморальность, двойная манипулятивная мораль, зло и ложь определяют путь к нездоровым и патогенным формам существования людей в их разнообразных проявлениях.

Ещё раз вспомним, что идеалы современного общества глобального массового потребления связаны с главной тенденцией — безграничного насыщения материальных потребностей.

Сегодня общество переживает состояние глубокого духовного кризиса, характерными чертами которого являются падение нравственности, растление сознания, потеря жизнеутверждающих ориентиров. Произошло беспрецедентное имущественное расслоение среди членов общества, когда возможность доступа к новым благам цивилизации у различных групп населения оказалась резко дифференцирована. Это повлекло за собой состояние озлобленности у многих людей, зависть, ожесточение сердец. Сломался на какое-то время многовековой механизм передачи положительной социальной памяти в виде норм правдивой морали, этики, благородных обычаев и традиций.

Ещё К. Маркс в 19 веке предупреждал о том, что победы техники как бы куплены ценой моральной деградации... по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом своей подлости [цит. по 3].

Известный русский философ Н.О. Лосский подчеркивал, что «необходимо осознать первичность духовной составляющей людей, ибо только она создает человеческую структуру, а материальность, поставленная на первое место, разрушает душу человека» [цит. по 3].

Любые научно-технические достижения человечества лишь тогда направлены на благо общества и природы, когда они имеют в своей основе позитивный духовный стержень. Отсутствие такого стержня лишь увеличивает разрушительный потенциал человечества. Проявление безнравственности, бессердечности, бездуховности — корень большого зла [цит. по 3].

А теперь обратимся к практическим закономерностям проявления морально-нравственных качеств людей в процессе психосоциальных отношений. Как было показано в Разделе 5, данный тип отношений связан с социальном здоровьем — психическим и психосоциальным. Соответственно, выделим следующие психотипы человека, формирующиеся в процессе морально-нравственных отнощений.

1. Гармоничный разумно-альтруистичный тип психики (альтротип) на базе развитых духовно-нравственных отношений: это здоровая организация психики. Это психика духовно-нравственного человека. В ней внутреннее Я работает гармонично, как Си-трансформатор: активно отдаёт своё миру и активно принимает для себя, находясь в развитии. Для этого психотипа характерны: общий баланс отношений с миром, «для себя и для других, для мира» — в развитых формах — проявления добра, правды, гармонии, справедливости, согласия, в целом симбиоза существования с окружающим миром. При такой психике формируется устойчивый психотип: человек — альтроцентрик. С позиций данного психотипа, можно по-иному определить нравственность. Нравственность — это баланс, гармония отношений с окружающим миром, идущая от гармоничного психотипа.

2. Дисгармоничный эгоцентричный тип психики (эготип) на базе безнравственных, бездуховных отношений: нездоровая организация психики. В данном психотипе идёт работа внутреннего Я в режиме самозахвата того, что есть в окружающем мире. Это психика безнравственного и бездуховного человека. Для неё характерны: общий дисбаланс отношений с миром «для себя, вопреки другим, за счёт других и мира (общества и природы)», в развитых формах — проявления зла, обмана, дисгармонии, несправедливости, распада и энергетического вампиризма, общего конфликта. Эта вторая форма психики в поведении человека, чтобы скрыть свой разрушительный потенциал, чаще представляется в манипулятивной форме — не отвратительного аморализма, а двойной морали. Этот психотип: человек — эгоцентрик.

Также выделим ещё два типа психики, на которые обычно меньше обращается внимания.

3. Астеничный, деградационный тип психики (дегратип)слабый, боязливый, запуганный. Изначально — это крайний альтруизм самоотдачи, который истощает самого человека и его психику. Последняя приходит в состояние ослабленности и в итоге — к деградации. В таком психотипе в значительной мере утрачен жизненный потенциал, он проявляется как подсистема организма деградирующего типа. В результате энергосодержание такой психики оказывается минимальным, идёт духовная деградация. Личностный центр Я — как самоорганизации, самооценки и самоуправления крайне ослаблен и почти не проявляется. Это ослабленный психотип: человек — деграцентрик. В моральном выражении проявляется как крайний неразумный альтруизм, связанный с жертвенностью, во многом равносильной рабству. (Не следует с такой жертвенностью путать героизм самопожертвования, который могут проявлять альтруисты в критических ситуациях ради спасения других и помощи другим.) Соответственно, это ослабленное Я в психике субъекта-деграцентрика. Оно не в состоянии активно воздействовать, как на самого себя, так и на окружающий мир. Такая психика в силу своей слабости всё более наполняется страхами и неуверенностью в действиях.

4. Отчужденный (безразличный) тип психики, замкнутый на себе, образно выражаясь, изолированный от мира «человек в футляре» (по А.П. Чехову). По-латински термин «отчуждение» означает alienatio; (русское произношение — «альена́цио»); по-английски — alienation.

Согласно данной терминологии, обозначим данный тип психики как альенотип. Нацеленность на внутреннее собственное, изолированное Я — это альеноцентризм. Человек с таким психотипом — альеноцентрик (работающий как Си-автоизолятор). На данный отчуждённый, морально безразличный тип психики обратили внимание ещё философы Нового времени, а с 19 века также и психологи. Он разнообразно был отражён в художественной литературе (человек скуки, отторжения, безразличия, сосредоточенный лишь на себе, ушедший в себя), а также в трудах культурологов, психологов, социальных психологов 20 века (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Макоби, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, М. Хайдеггер, О. Шпенглер и др.).

У альеноцентриков активные отношения с миром значительно ограничены из-за нежелания (по разным причинам) общаться с окружающими. Это, например: проблемы непонимания человека близкими людьми; невозможность нормально встроиться в социальные отношения; бытовая неустроенность и отсутствие поддержки окружающих; боязнь получить негативные воздействия из окружающего мира; уход в компьютерно-виртуальное «существование» и боязнь реального мира и т.д. В современном молодёжном жаргоне люди такого типа, которые бесчувственны ко всему окружающему, именуются «пофигистами». В социальных отношениях альеноцентрики, как правило, составляют пассивную часть населения.
В самых крайних вариантах, альеноцентризм может приводить к болезненным состояниям аутизма, а также к такому коллапсу (схлопыванию вовнутрь) всех психических процессов, которые могут приводить субъекта к самоубийству (суициду).

Третий и четвёртый психические типы наименее активны в окружающем мире и оказывают на него слабое воздействие, однако на собственное психическое и психосоциальное здоровье их воздействие несомненно.

Поэтому далее мы вначале обратим на первый и второй психотипы.

4.1. Альтроцентрики и эгоцентрики

Мы знаем, что согласно экосистемным закономерностям жизнь системы невозможна без постоянного материального обмена с окружающей средой. В данной теме — это энергоинформационный обмен психики людей с окружающей средой. Поскольку речь идёт о взаимодействиях субъекта с предметами окружающего мира, в окружающей среде обозначим те основные группы предметов, с которыми взаимодействует человек.

Это следующие основные группы предметов в обществе и природе:
1 — люди (Л),
2 — животные (Ж),
3 — растения (Р),
4 — неорганическая природа (НП),
5 — социальные предметы (СП) окружающей среды в обществе.

Подсистема организма, в которой идет энергоинформационное взаимодействие с окружающим миром — это психика человека (ПЧ).

В свою очередь, в психике существует онтологический (а не анатомический) центр самосознания, самоосознания, координации действий — центр Я (Я). Этот центр может развиваться гармонично, формируя гармоничное личностное начало: гармоничное альтруистичное Я — центр психики альтротипа (А-Я) человека, который обозначен нами условно как человек гармоничный, или альтроцентрик.

Или же, напротив, в центре Я образуется дисгармоничное Эго — центра эготипа психики, направленное лишь на собственное самовозрастание любыми способами. Это центр эгоистичного Я, эготипа (Э-Я), Обозначим его условно как человек дисгармоничный, или эгоцентрик.

На рис. 1 показаны: общая схема взаимодействия психики субъекта и окружающего мира (рис.1.1). Далее рисунок содержит два ряда вертикальных схем.

Левый ряд схем для альтротипа; другими словами, альтроцентрик, разумный альтруист (рис. 2А, 2Б, 2В).

Правый ряд схем для эготипа; другими словами, эгоцентрик, эгоист (рис. 3А, 3Б, 3В).

На первой схеме (1) обозначены общие связи и взаимодействия психики человека (ПЧ) и центра его самоорганизации (Я) с разнообразными предметами окружающего мира (Л/1, Ж/2, Р/3, НП/4, СП/5).

Посредством психики субъекта осуществляется разнообразное энергоинформационное взаимодействие человека и мира. Оно связано с постоянным поглощением информации. Эта постоянно поглощаемая информация организует, усложняет и развивает все уровни психики — бессознательное, подсознание, чувственное и рациональное сознание, надсознание (творческую интуицию). Формирует и укрепляет центр самосознания и самоуправления (Я).

Этот центр, в свою очередь, волевыми актами инициирует всю многообразную сознательно-практическую деятельность человека в обществе. Центр самосознания, самоосознания, концентрации воли и координации действий (центр Я) пока ещё очень слабо исследован современной наукой. Он не определен анатомически (топографически, скорее всего, такой клеточно-тканевой структуры не существует). Но как важнейший функциональный центр концентрации и координации психической, психодуховной, действенно-волевой энергии организма этот внутренний психический центр Я, безусловно, имеет место и действует.

Теперь рассмотрим отдельно левый вертикальный ряд схем (2А, 2Б и 2В) — это психотип альтроцентрика.

Краткое описание этого левого ряда отражает закономерные преобразования гармоничной психики человека-альтроцентрика как подсистемы трансформирующего типа. Оно показывает, что альтроцентрик (человек с высокими нравственными, духовно-нравственными качествами) налаживает добрые отношения со всеми предметами мира. Вследствие этого формируется баланс энергоинформационных и психических отношений такого человека с окружающими людьми, животными, растениями, ландшафтами неорганической природы, с разнообразными предметами социальной среды (например, ряд специалистов утверждает, что у добрых людей вещи ломаются меньше и служат дольше).

Соответственно, позитивные воздействия идут от человека к предметам окружающего мира, а последние постоянно, взаимно, наполняют положительными созидающими энергиями психику альтроцентрика. Идёт развитие и совершенство гармоничного духовно-нравственного человека (рис.2А). В результате образуются постоянные гармоничные взаимодействия личностного центра А-Я, сбалансированной динамичной психики человека и разнообразных предметов окружающего мира. В целом это формирует согласие и гармонию духа, души, тела человека и мира, в котором он существует и действует (рис.2Б).

Сама же подсистема психики при таких психоэнегийных взаимодействиях приобретает:

1) внутренний и внешний баланс (подвижное динамическое равновесие и путь совершенства);
2) неконфликтность;
3) цельность;
4) прочность, устойчивость к внешним дестабилизирующим и разрушающим воздействиям (такую психику очень сложно нарушить);
5) накопление потенциала общего психического здоровья;
6) если такие процессы идут длительно во времени, то это значит, что человек ведёт здоровый образ жизни по параметрам психического, психосоциального, психодуховного здоровья (рис. 2В).

А теперь рассмотрим правый вертикальный ряд схем (3А, 3Б и 3В) — это психотип эгоцентритка.

Краткое описание этого ряда изменений отражает закономерную деформацию эгоцентричной психики субъекта по типу подсистемы аккумулирующего типа. Оно показывает, что эгоцентрик (бездуховный и безнравственный человек) в полной мере захватывает, аккумулирует, использует в своих целях энергию и жизненные силы окружающих людей, других живых организмов, силы объектов и ландшафтов неживой природы, а также энергию социальных и социально-технических предметов. Однако обратной адекватной отдачи от эгоцентрика к разнообразным предметам окружающего мира не происходит (рис. 3А).

Со временем это приводит к тому, что активные предметы окружающего мира, люди и даже биоорганизмы, по возможности отдаляются от эгоцентрика и прекращают с ним взаимодействие, поскольку оно пагубно отражается на их жизнедеятельности. У разросшегося Эго (Э-Я) разрываются и исчезают каналы постоянного притока необходимой энергии. Наибольшая агрессия, захват эгоцентрика при этом переносится на ландшафты неживой природы и социально-технические объекты социума (поскольку они до поры не в состоянии дать ответ агрессорам). В итоге эти природные ландшафты и социальные объекты разрушаются и утилизируются.

С разрывом внешних связей, в гиперфункциональный центр Э-Я начинает всё более стягиваться оставшаяся энергия собственной психики. Вся психика пересыщается и приобретает конфликтный характер, с очагами перегрузок и опустошений. А избыточная психическая энергия, в итоге собирается, концентрируется в центре Э-Я. Это всё более нарушает и в итоге разрывает такую конфликтную психику изнутри. Схематично этот общий мощный разрыв психики аккумулирующего типа, с прекращением нормальных отношений с предметами окружающего мира (люди, животные, растения, ландшафты неорганической природы и социальные предметы) показан на рис. 3Б.

Кроме того, психика эгоцентрика, лишаясь нормальных путей поступления и преобразования необходимой психической энергии, в периоды конфликтного самораспада и мощного дефицита энергии, переходит к захвату готовой психической энергии от других людей. Это не что иное, как развитие психоэнергетического вампиризма. Вначале этот процесс происходит неосознанно, как необходимость пополнить нарастающий дефицит психической энергии субъекта. Для захвата психической энергии эгоцентрик начинает «доставать» окружающих, создавая конфликтные ситуации.

Например, это конфликтные эгоцентрики в семье. Они всё более придираются по любым мелочам к близким людям... Наконец, раздражение близких зашкаливает. Они выходят из себя, начинают сильно нервничать, кричать, бегать по комнате и т.д. В это время они выбрасывают большое количество собственной психической энергии — которую тут же схватывает эгоцентрик.
Если пронаблюдать при этом поведение семейного эгоцентрика, то оказывается, что именно в моменты наивысшего напряжения ситуации и пика скандала — он вдруг успокаивается, у него появляется психический подъём, даже порой удовлетворенная улыбка на лице. Это значит, что он «сглотнул, свампирил» энергию, выброшенную его родными в состоянии сильного возбуждения и расстройства (которых он, сначала бессознательно, а затем целенаправленно провоцировал и доводил до нервного срыва). (Подчеркнём, что исключение составляют пожилые члены семьи, которым очень необходимо дополнительное общение с близкими родственниками для поддержания их здоровья).
Подобное может происходить и в трудовых организациях, где порой появляются аналогичные конфликтные, достающие остальных, сослуживцы. (В таких случаях говорят, что «ложка дегтя испортит бочку мёда»; «паршивая овца всё стадо перепортит»).
Далее история отношений людей с использованием психического вампиризма показывает, что на этой основе развиваются разнообразные магические культы, обряды, техники, связанные с вытягиванием психической энергии от отдельных людей, от множеств людей, вплоть до поглощения гавваха — больших объемов психической энергии в особых действах.

В целом же психика эгоцентрика при разнообразных рассмотренных психоэнегийных взаимодействиях приобретает новые свойства, которые всё более нарастают. Это:

1) внутренний и внешний дисбаланс психических процессов;
2) нарастающий конфликтогенез (от термина «генезис» — развитие: развитие конфликта);
3) общая разорванность психики;
4) нарушение её прочности, устойчивости, со взрывными невротическими всплесками при конфликтном поведении эгоцентриков;
5) появление склонности к энергетическому вампиризму, с её последующим развитием;
6) общее нарушение психического здоровья;
7) если такие процессы идут длительно во времени, то это значит, что человек обретает нездоровый, аморальный или манипулятивный образ жизни, который в итоге переходит в патогенный по параметрам нарушения психического, психодуховного, психосоциального здоровья (рис. 3В).

В итоге в центре эгоистического Я (Э-Я) индивида — эгоцентрика происходит накопление избыточного, отрицательного по отношению к окружающему миру, энергосодержания. В моральных концепциях, это широко пропагандируемый манипулятивный идеал «сверхчеловека», «супермена».

В морально-этической терминологии деятельность этого развитого Эго, или эгоцентрика, выражается как безнравственность, бездуховность, аморализм, зло, ложь с применением волевых усилий, а в скрытом варианте — манипулятивность воздействий на окружающий мир. То есть, психика эгоцентрика связана с указанными качествами. Избыточность энергосодержания в психотипе эгоцентрика, в его Э-Я, приводит к нарастанию психосоциальной активности и агрессивности эгоцентрика в разных видах его деятельности, например, психоэнергийного вампиризма. В итоге это переходит в процессы антропного и антропосоциального паразитизма аспов, а в глобальном масштабе приводит к конфликтосфере, некросфере и к гибели цивилизации [4].

4.2. Деграцентрики и альеноцентрики

Обратим внимание на особенности работы психики ослабленного и отчужденного типов — психотип деграцентрика и психотип альеноцентрика. Их специфика изображена в схемах на рис.2.

На рисунке 2 даны два вертикальных ряда схем.

Левый ряд схем (рис. 1А и 1Б) отражает изменения психики деграцентрика с поведением крайнего (неразумного) альтруизма (рис. 1А).

Например, очень любящие родители всё лучшее отдавали своему ребёнку, постоянно оберегали его, защищали от внешних воздействий, набрасывались на его обидчиков. Со временем переписали на него свое имущество. Но благодарности не получили. Ребёнок вырос эгоистом, утратил к любовь и уважение «к предкам», стал всё больше требовать от них и обижаться, если нарастающие желания не исполнялись. Полученное наследство выросший ребёнок растратил, а от родителей, оставшихся без возможностей нормального существования, отвернулся.

При подобной и других аналогичных формах жертвенного поведения деграцентриков, чаще всего, человек наивно полагает, что он поступает наилучшим образом, отдавая себя другим. Однако нарастают нездоровые процессы. Идёт истощение жизненных сил субъекта в разных формах — в психической работе, в социальных отношениях, в материальной жизни — при неверном воспитании и дефиците образования, знаний, собственного жизненного опыта. Это общее неумение человека правильно себя вести в окружающем мире.

Соответственно, у деграцентриков (неразумных альтруистов) нарастают тревоги, страхи, зависимость от разных обстоятельств и от других более сильных личностей. В результате формируется астенический, ослабленный психотип (рис. 2Б) (асте́ник, от греч. asthenikos — слабосильный, болезненный). В таком психотипе личностное Я (Д-Я) выражено очень слабо и со временем может вовсе приходить к самоистощению (когда человек уже не в состоянии самостоятельно анализировать происходящее, принимать самостоятельные решения и осуществлять серьёзные обдуманные действия).

Правый ряд схем (рис. 2А и 2Б) отражает изменения психики альеноцентрика с отчуждённым поведением, с безразличным или даже неприязненным отношением к окружающему миру. Внутреннее Я отчуждённого психотипа альеноцентрика (О-Я) замыкается в себе, как капсула (капсулируется).

Вспомним для примера произведение известного западного философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра «Тошнота», где его название говорит само за себя. Как отмечает Ж.-П. Сартр, это суть бытия людей, застрявших в потоках бессмысленной и пугающей суеты. Людей, которые попали в мир, абсолютно им чуждый, безжалостный, безотрадный. Это «тошнота» ощущений. Ещё более жестко о подобном мироощущении отзывается другой известный экзистенциалист А. Камю в своем произведении «Чума» (название которого также говорит само за себя). Герои произведения А. Камю считают рассудок непригодным для осознания истины. Вокруг них всё неприемлемое, чужое, как чума, поэтому беды и несчастья окружающих вызывают у персонажей не сожаление или сострадание, а напротив, радость от того, что в чужом отторжённом мире что-то идёт совсем не так.

В результате формируется безразличный, бездушно-неприязненный, изолирующийся от мира психотип альеноцентрика (рис. 2Б). В таком психотипе личностное отчужденное Я (А-Я) покрывается «капсулой», «футляром» изоляции от мира. Для такого «человека в футляре» окружающий мир становится не интересен, поскольку не выражает его мечтаний и надежд, нарастаёт отчуждённость от окружающих. Затем из этого мира могут пойти обиды, но поскольку человек не знает, как себя вести, как отстоять свои позиции и авторитет, он всё более замыкается в себе. Нарастающие обиды и неприязнь окружающих всё более отгораживают человека от мира. И наконец, данное направление экзистенциальной философии подсказывает финальный «оптимальный» выход — это путь суицида (самоубийства), как окончательного ухода от мира, отвратительного для субъекта.

Таким образом, каждый психотип имеет свои особенные характеристики. Но как было отмечено, наиболее мощными психотипами с их активным воздействием на окружающий мир обладают альтроцентрики (разумные альтруисты) и эгоцентрики (эгоисты). Альтроцентрики несут в мир добро и правду, а эгоцентрики — зло и ложь.

Далее обратимся к более подробному описанию разных форм поведения людей и проявляющихся при этом моральных типов личности.

5. Моральные типы личности в аспекте системного подхода к здоровому образу жизни. Их связь с социальной моралью

В предыдущих параграфах данного Раздела, чтобы понять смысл и содержание данной темы, мы рассмотрели понятия этики, нравственности, морали. Представили виды морали. Выяснили, что разные отношения людей с окружающим миром связаны с разными типами их психической активности, или с разными психотипами, что может быть обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Показали, каково воздействие людей и групп с разными психотипами на собственное психосоциальное здоровье, на здоровье других людей и на здоровье / нездоровье общества в целом. А теперь перейдём к завершающему важному вопросу.

Рассмотрим моральные типы личности человека с позиций здорового образа жизни и/или отклонений от него.

Используем наши, ранее опубликованные работы, а также труды специалистов в этой области [1; 2; 3; 4 (со списком литературы)]. Понятие «личность» очень широко применяется в современных знаниях и при характеристиках отношений людей, хотя в научном и философском планах его трактовка очень неоднозначная и до сих пор в значительной мере неопределенная. Не вдаваясь в детали данного вопроса, примем для дальнейшего использования следующее наиболее распространённое определение.

Личность — это человек довольно высокого уровня развития, обладающий не только сознанием, но и самосознанием, со сложившимся центром собственного Я — самосознания, самооценки, умением соотнести своё поведение с условиями окружающего мира, со способностью ставить обдуманные цели и последовательно реализовывать их на практике.

В зависимости от морально-нравственных устоев, от психотипа человека (альтроцентрика, эгоцентрика, а также деграцентрика и альеноцентрика) личность по-разному реагирует на внешние обстоятельства, своеобразно выстраивает свои отношения с миром. В человеке формируется нравственность — это отражение всеобщего Мирового Кона Гармонии в сфере межличностных отношений людей в обществе, а также отношений людей к природе и социокультурным объектам. Высшая форма нравственности выражается в полноте духовности и духовно-нравственных отношений. Но всё это может нарушаться и превратиться в безнравственность и бездуховность, когда гармония отношений с миром нарушается и разрушается.

Мораль же — это исторически более позднее отражение, как нравственных, так и безнравственных устоев бытия людей в рациональной форме. Поэтому мораль, в отличие от нравственности, внутренне поляризована. Соответственно, мораль многообразна и выступает в разных формах: собственно морали (правдивой морали) нравственной по сути; двойной (манипулятивной) морали; аморализма (безнравственной морали). Соответственно этому, описываются разные моральные чувства.

Следовательно, моральные типы личности человека также оказываются разнообразными. Дадим основное определение этого феномена.

Моральный тип личности — это наиболее выраженный у человека тип поведения, его отношения к окружающему миру, который определён его строем психики, или психотипом. Психотип, в свою очередь, зависит от наследственных задатков, от воспитания, образования, личного жизненного опыта человека, от степени развития его способностей. Поэтому логично, что между психотипами людей и их моральными качествами существует прямая взаимосвязь.

В этических и культурологических трудах приводятся разные классификации моральных типов, присущих людям. Например, И.Л. Зеленкова и Е.В. Беляева в своей работе «Этика» выделяют пять основных моральных типов личности: потребительский, конформистский, аристократический, героический, религиозный [цит. по 3]. Но чаще всего выделяют два основных моральных типа — альтруистический (альтруист) и эгоистический (эгоист). Как мы отмечали выше, это, действительно, наиболее сильные психотипы, они же формируют и соответствующие моральные типы. Мы вполне согласны с существованием данных моральных типов.

Но если применить экосистемно-философский подход, то данную типологию следует расширить.

Выстраиваем типологию на общесистемных логических основаниях. Что это нам даёт? Это позволяет выявить наиболее общие закономерности в проявлении разнообразных моральных, в том числе, морально-нравственных отношений людей. Если мы понимаем эти наиболее общие отношения, главный вектор деятельности, то затем из него можем выводить целый спектр сходных отношений.

Используем применяемую в наших работах общую типологию активных систем по признаку их взаимодействий с окружающей средой, по соотношению прямых и обратных системных связей [см. Разделы 1 и 2 данной работы]. Это исходные, всеобщие, универсальные варианты взаимодействия систем с окружающей средой в Экокомплексах «Система — Окружающая среда» (ЭК«Си–ОС»). Далее из этих всеобщих вариантов можно выводить множество более частных и конкретных вариантов по пути нарастающего многообразия Единого. Но поскольку предлагаемые варианты исходные и базисные, мы на них опираемся.

Это системы:
1) трансформирующего типа (Си-трансформаторы), поглощение и выделение активное, сбалансированное (+/+);
2) аккумулирующего типа (Си-аккумуляторы), несбалансированные, поглощение преобладает над выделением (+/-);
3) деградирующего типа (Си-деградаторы), несбалансированные, выделение преобладает над поглощением (-/+);
4) автоизолирующего типа (Си-автоизоляторы), не сбалансированные, с минимумом обмена с окружающей средой, которая для системы опасна или неблагоприятна (-/-).

Классификацию моральных типов личности, на основе дедукции, алгоритмов выведения от общего к частному, можно выстроить в соответствии с указанной общей типологией систем в экокомплексах «Си–ОС», поскольку личность постоянно взаимодействует с окружающей средой (с людьми, социальными процессами, предметами природы и т.д.). Личность, как и любая активная система, также может находиться с окружающей средой в сбалансированных и несбалансированных отношениях (главные варианты: 1 – 4).

Тогда представляем соответствующую классификацию, выстроенную на экосистемно-философской основе. Это следующие основные моральные типы личности человека, из которых первые два давно известны в этике и широко применяются в практиках межличностных и антропосоциальных отношений:

1. Альтруистичный моральный тип, или моральный тип альтруиста соборный (система-трансформатор), имеет психотип альтроцентрика, описанный выше, выстраивается на правдивой морали. Это человек, живущий не только для себя, но и для других, способный делать добро и другим, и себе, сопереживать, сочувствовать, совместно действовать при достижении соборных целей в процессе общего дела. Отношения с миром выстраиваются на основе добра и правды. В своих наилучших развитых формах может проявлять такие нравственные качества и чувства, как добро, взаимопонимание, дружба, любовь, сострадание, поддержка, честность, бескорыстие, отвага, честь, достоинство, совесть, равноправие, справедливость и др. В целом данный тип отношений характеризует гармонию человека и мира.

2. Эгоистичный моральный тип, или моральный тип эгоиста, потребительский (система-аккумулятор), имеет психотип эгоцентрика, описанный выше, выстраивается на двойной морали, а также на аморализме. Это человек, живущий для себя, вопреки другим или же за счёт других, в ряде случаев (хотя и далеко не всегда) способный и на зло ради достижения собственных целей, но также способный временно консолидироваться с другими (становиться партнером) для реализации собственных желаний и целей. При определенных условиях, в крайних конфликтных формах может проявлять также черты и чувства безнравственности и бездуховности — зло, корысть, ненависть, ревность, зависть, жадность, лицемерие, лживость, неравноправие, несправедливость, трусость и жестокость, бессовестность, мстительность, отсутствие сострадания и т.п. В совокупности это порождает дисгармонию человека и мира.

3. Жертвенный моральный тип, дарующий — крайний альтруизм (система-деградатор). Характеризует моральное поведение человека с психотипом деграцентрика, с ослабленной психикой, но развитыми нравственными качествами. С одной стороны, он способен помочь другим, жертвуя собой. Но при этом у самого человека остается всё меньше душевных и физических сил, наступает ослабление и истощение. С другой стороны, таких людей могут использовать более сильные, активные и мало порядочные люди в своих целях (например, эгоцентрики), в результате чего жертвенник попадает в зависимость от более сильных личностей.

4. Отчужденный моральный тип, безразличный к окружающим, (система-автоизолятор). Характеризует моральное поведение человека-альеноцентрика, целенаправленно избегающего общения с окружающим миром (по словам А.П. Чехова, «человек в футляре»). Этот изоляционизм может проявляться по разным причинам. Например: если вокруг не понимающие его люди; конфликтное окружение; агрессивная окружающая среда и т.д. При этом нарастает одиночество человека, притупляются его морально-нравственные чувства, наступает душевное опустошение. Но если до принятия отчуждённого поведения человек накопил достаточный личностный потенциал развития, он может использовать своё одиночество для самосовершенства (например, почитаемые монахи-отшельники).

Схематично эти моральные типы представлены в таблице 1.

Конечно, представленная классификация является наиболее общей и в этом смысле абстрактной. Её можно конкретизировать, например, с учётом того, что люди с разными моральными устоями могут иметь высокий и низкий волевой потенциал. Поэтому они могут занимать в межличностных и социальных отношениях разные ранги. Также различается поведение людей, которые в основном опираются на чувства или же, напротив, совершая поступки, больше используют разум. Соответственно, моральные типы личности модифицируются (что также показано в таблице 1).

 

Таблица 1.

Разнообразие моральных типов личности человека с учётом особенностей системно-диалектических отношений с миром

Ещё раз подчеркнём: Путь человека раскрывается в понимании общего, а детали реализации очень многообразны и во многом индивидуальны. Поэтому необходим осознанный творческий подход к выстраиванию собственных, личных моральных, духовно-нравственных отношений. Наиболее здоровый жизненный путь — у личности разумного, порядочного, волевого альтруиста. Хотя путь этот может быть весьма непростой. Нам в жизни даются испытания, и надо их с честью преодолевать, совершенствуя себя. Дорогу осилит идущий!

Кроме того, используя предложенную общую основу и творчески подходя к базовому делению, можно затем самостоятельно определять более частные, детальные виды деятельности, присущие людям определённого морального типа.

Также очень важно понимать, что в течение жизни человек может осознанно изменять свои отношения с миром.

Например, от эгоистического поведения переходить к разумному альтруизму — наиболее здоровому, как для себя, так и для окружающих. Также может наблюдаться и обратная деградация личности. Например, человек, занимающий определённый статус в управлении, может поддаться соблазнам более вольготного существования («человек слаб» — может пройти огонь, воду, но не выдерживает «медных труб»: подвержен лести, непомерному завышению своей самооценки и т.д.).

Если личность способна осознать происходящие в ней изменения, трансформации, то она может включиться в творческий процесс самоуправления своим моральным поведением (или на основе правдивой морали-нравственности, или двойной манипулятивной морали, или откровенного аморализма). Выбор делается самим человеком. Но общий подход позволяет нам понять, какова общая стратегия деятельности при выборе того или иного пути.

Приведем ещё несколько примеров.

В разных жизненных ситуациях раскрываются переходные виды моральной деятельности. Например, определённый отрезок своей жизни человек существует как эгоист-потребитель, но со временем, по мере накопления опыта осознает необходимость человечного отношения к другим людям, доброжелательного общения, перехода к осознанному разумному альтруизму. Это важно не только для других, но и для собственного психосоциального здоровья человека, который лично для себя получает радость общения и прилив жизненных сил. Тогда реализуется переходный процесс от одного морального типа к другому. И если мы знаем, как выстраиваются основы этих отношений, мы осознанно и верно будем переходить именно к ним.

Другой пример: добропорядочный человек-деграцентрик, с жертвенным моральным типом, допустим, в семейных (трудовых) отношениях. Он очень старается многое делать для других. Но всё более отмечает, что чем больше он делает для своих близких (или в трудовой организации), тем меньше они это ценят и тем больше от него требуют. А вместо благодарности за добрые дела начинают злиться, что он делает мало, и всё больше требовать. Значит, окружающие просто начинают эгоистически пользоваться добропорядочностью человека, превращая его в жертвенника по поговорке «кто везёт, на том и едут». Следовательно, человек должен понять, что надо переходить к другому типу моральных отношений — разумного альтруизма. Начинать постепенно добиваться уважения к себе, понимания ценности его деятельности для окружающих, а также адекватного добропорядочного отношения к себе (чтобы «не садились на шею»). И тогда самому приходится овладевать видами моральной деятельности, характерной для разумного альтруиста.

Альеноцентрики — отчуждённые, с притупленнными чувствами, могут по необходимости применять эти черты характера в недоброжелательной или мало жизнеспособной окружающей среде. Но если они находят вдруг от кого-то или где-то взаимопонимание и поддержку, они выходят из своего «футляра» и начинают взаимное хорошее общение.

Ещё пример. Человека необразованного, без достаточной профессиональной подготовки могут избыточно использовать другие люди на низкооплачиваемых и грязных работах, без достойного уважения к нему. Но если человек осознает причину такого своего положения — как собственного незнания, он может начать работать над собой, приобретать нужный трудовой опыт, авторитет и становиться всё более уважаемым и востребованным. При этом происходит переход от психотипа деграцентрика и морально зависимого человека — к альтроцентрику, уважаемому равноправному труженику, с собственным достоинством.

Напротив, порядочный человек, попав во властные структуры, где появляется возможность получать ряд дополнительных благ лично для себя, может переходить от альтруистического существования к эгоистическому путём злоупотребления властными полномочиями. Отсюда вытекает проблема огромной важности: Не столько сил надо, чтобы прийти к власти — ещё больше сил и контроля надо, чтобы надолго и прочно удержать эту власть в честных руках.

Разные психосоциальные патологии могут взаимодействовать и усиливать друг друга. Например, рабский труд одних людей (превращающихся в деграцентриков) в итоге обеспечивает безмерное обогащение групп эгоцентриков. Образуется «клубок воспроизводства» комплексного морального патогенеза, в котором каждый последующий цикл опаснее предыдущего.

Очень важно понимать, что человек в значительной мере сам выстраивает свои отношения с окружающим миром и определяет свою судьбу. Если он знает главное об этих отношениях, он может целенаправленно идти вперёд и меньше поддаваться на манипуляции, которых сегодня вокруг огромное количество.

Например, множество СМИ сегодня постоянно «дуют в уши» молодёжи о том, что «надо жить для себя», стать эгоистом, выбрать путь «супермена» — это самый успешный и быстрый путь к самореализации и счастью. Но лживо умалчивается, что этот образ жизни конфликтогенный и в итоге патогенный, саморазрушительный.

Также кругом множество реклам с предложенямий реализовать любые желания, взяв соответствующие кредиты, но почему-то умалчивается о том, как потом очень нелегко все эти суммы выплачивать. Поэтому люди неопытные (по большей части молодёжь или доверчивые пенсионеры) попадают в эти ловушки, затем оказываются неплатежеспособными, а далее у них начинается отъем имущества (если таковое имеется) или идут шантажи, угрозы, эксплуатация. Не надо забывать, что «бесплатный сыр только в мышеловке».

Кроме того, постоянно идут разнообразные «заманухи» для всех: стать вдруг сразу богатыми — не трудиться планомерно, наращивая свой потенциал знаний, творчества, опыта, самоотдачи, а «сразу в дамки», «сразу миллион», «сразу в богатую страну, где всё есть», любым путём! Конечно, очень заманчиво. Но при этом почему-то умалчивается общемировая статистика о том, что относительно богатые люди составляют не более 8–10% населения, а очень богатые — 1% и меньше. Поэтому в принципе не могут быть все одинаково богатыми, да ещё при современном огромном истощении природных ресурсов, спаде производства, загрязнении окружающей среды, избыточной урбанизации и нарастании безработицы в городах. Разнообразные сладкие обещания всеобщего богатства, да ещё без адекватных усилий созидательного труда — безжалостная ложь в оболочке манипуляций, которая провоцирует и затем приводит к множеству личных трагедий неудавшейся жизни, если люди встают на этот лживый путь.

Главные общие знания необходимы для того, чтобы избежать ложных обещаний и путей, не надеяться на несбыточное, а потом горько жалеть. Надо очень ценить то хорошее, что уже есть. Чтобы не получилось так: «Что имеем — не ценим, а потерявши — плачем».

Людям необходимы верные идеи, цельное мировоззрение и культура различения — чтобы правильно избрать свой путь, уверенно действовать и поэтапно добиваться необходимых результатов. При этом осознанные коллективные действия всегда намного более эффективны, потому что усилия многих при этом не просто складываются — жизненные силы многих людей входят в состояние резонанса, т.е. очень значительного подъема, с наиболее высокой результативностью, «Когда мы едины — мы непобедимы!».

Вспомним сказку Льва Толстого «Веник», в которой старый отец давал напутствие своим сыновьям о том, что надо держаться вместе, как прутья в венике, и тогда его невозможно переломить, а каждый прутик в отдельности легко ломается.

В целом предложенная нами типология позволяет не просто расширить представления о многообразии морально-нравственных типов личности, учитывать разнообразие отношений людей к себе и к окружающему миру. Именно на базе системных законов мира появляется возможность определить главные закономерности моральных отношений. Но кроме того, также становится очевидной подвижность поведенческих стереотипов людей, возможность перехода от одного морального типа к другому. Главное — выбрать путь совершенства.

Обратим внимание, что данная типология позволяет определить валеологический (оздоровительный) аспект межличностных и других отношений. Позволяет в самых общих смыслах определить и спрогнозировать, как может повлиять на психодуховное и психосоциальное здоровье общение с людьми разных моральных типов. Это позволяет уяснить и то, как может воздействовать на здоровье самого субъекта, тот или иной, выбранный или предпочитаемый им, тип морально-нравственных или аморально-безнравственных форм поведения.

Виды социальной морали

Следует знать, что кроме индивидуальных типов морали (моральных типов личности человека) существует ещё социальная мораль в разных формах (видах).

Социальная мораль — это феномен не единичный, а групповой и общественный; она воздействует сразу на множество людей и соответствующим образом изменяет их сознание и групповое, общественное поведение. Социальная мораль отражает в рационализированной форме разные типы морально-социальных принципов и норм отношений. Она также разнообразна. В ней можно, например, выделить следующие известные виды (хотя существуют и другие типологии):

— мораль социального коллективизма, опирается на принципы общесоциальной идеологии, общего дела, соборности, где «один за всех и все за одного»; в наибольшей мере соотносится с личностью оптимального альтруиста;

— мораль социального индивидуализма, опирается на принципы социального разделения, расчленения социума на части и элементы, где «каждый за себя», а часто «анархия — мать порядка»; в наибольшей мере соотносится с личностью эгоиста (как в шуточном выражении: «Что ваше — то наше, а что наше — то не ваше»);

— мораль социального либерализма, опирается на принципы избранности элитарных слоёв, которые закрепляют за собой: право неограниченной свободы социальных действий; безответственность перед населением; безусловное подчинение себе масс людей; применяют манипулятивные лозунги общей свободы, равенства, братства «якобы для всех»; а в качестве собственного идеала принимают эгоистично-элитарную личность «сверхчеловека», «супермена» и т.п.

— мораль деконструктивизма, аморализм масскульта, опирается на законы поведения безвольной и бездарной толпы, заражённой витально-материальными потребностями и потребительством; в наибольшей мере соотносится с типом деморализованного субъекта (деграцентрика), с идеями феноменологии тела (где обосновывается существование потребляющего тела без души), с деконструкцией человека (до человекоподобного существа — постчеловека, или легко управляемых зомби, киборгов).

Главная опасность подобной полиморфности (множественного расслоения) морально-социальных концепций заключается в том, что разнообразные «морально»-безнравственные формы антропосоциальных отношений противоречат естественным Мировым Конам Гармонии. Но они выгодны правящим элитам. Хотя аморальные и деконструктивные пути движения человечества — противоестественные в главном направлении, по своей сути конфликтные (в борьбе с Мировыми устоями жизни), очень часто кровавые и в итоге — провальные, они постоянно обновляются, заменяясь новыми манипулятивными концепциями.

Также надо понимать, что в целом разумный альтруизм порождает добро и правду, а эгоизм — зло и ложь. Особенно сложные отношения возникают между этими моральными типами личности в процессе взаимодействия разных видов социальной морали и властных отношений. Более подробно это описано в [3].

Следует учитывать главное — творческую активность сознания самого человека, в личных и общественных отношениях. Это указывает на условность разных типологий и возможности перехода к иным, в том числе переходным формам, к разным видам социальной морали. Главное, четко осознать: не только окружающий мир меняет нас, но и мы сами способны изменять окружающим мир к лучшему. Установка: «А что мы можем? — от нас ничего не зависит» — неверная и опасная, она делает нас слабыми и бездеятельными деградантами.

От нас очень многое зависит! Но изменения идут постепенно. Прежде всего — это настрой целенаправленно изменять и совершенствовать себя. Затем вокруг нас могут постепенно меняться несколько близких по духу людей. Вокруг каждого из них — также. А в целом нарастает поле позитивных изменений. Определёнными шагами, но верно мир изменяется к лучшему. Главное — начать с себя и с близкого окружения.

ВЫВОДЫ

В Разделе 7 мы рассмотрели довольно непростую в теоретическом и практическом отношении тему по проблемам здорового образа жизни и отклонений от него, связанную с этическими, нравственными и моральными вопросами существования человека.

Для этого вначале определили основные понятия. Нравственность, как эволюционно изначальные, сбалансированные, гармоничные отношения человека с другими людьми, с окружающим миром. Позднее возникает нарушение баланса отношений — безнравственность. Мораль — более поздние, рационально осмысленные виды отношений человека и мира. Этика — философские учения о нравственности и морали.

Основные виды морали:

1) правдивая мораль (собственно мораль),

2) двойная мораль (со скрытым обманом, манипулятивная),

3) аморализм (бездушная и лживая мораль).

В государствах как сложных социосистемах действуют объективные и субъективные факторы поляризации морали.

Существуют основные психотипы людей (люди с определённым строем психики, по-разному выстраивающие свои отношения с миром), которые связаны с определёнными формами поведения и типами морали.

Такие основные психотипы людей, связанные с разными формами морального поведения, выделены на базе экосистемно-философского оптимологического подхода. Это следующие психотипы:

Альтроцентрики — психика которых настроена на гармоничные отношения с людьми и с миром: жизнь и для себя, и для других.

Эгоцентрики — психика которых настроена на дисгармоничные, потребительские отношения с людьми и с миром: жизнь для себя, вопреки другим и за счёт других.

Деграцентрики (жертвующие собой) — психика которых настроена на дисгармоничные, с чрезмерной самоотдачей в отношениях с людьми и с миром: жизнь для других, жертвуя собой.

Альеноцентрики (отчуждённые) — психика которых настроена дисгармонично, замыкается на себе, отторгает отношения с людьми и с миром: отчуждение и безразличие к окружающему.

Люди с определёнными психотипами склонны к соответствующим моральным отношениям. С отмеченными психотипами соотносятся следующие моральные типы личности:

Альтруистичный, соборный моральный тип, связан с психотипом альтроцентрика — созидающий, социально здоровый (работает как Си-трансформатор).

Эгоистичный, потребительский моральный тип, связан с психотипом эгоцентрика — конфликтный, разрушающий, социально нездоровый (работает как Си- аккумулятор).

Жертвенный, дарующий моральный тип, связан с психотипом деграцентрика — ослабленный подконтрольный, зависимый, социально нездоровый (работает как Си- деградатор).

Отчужденный, безразличный моральный тип, связан с психотипом альеноцентрика — замкнутый в себе, социально нездоровый (работает как Си- автоизолятор).

Значительную часть современного населения составляют деграцентрики и альеноцентрики. Они, как правило, являются законопослушными даже в нездоровых социосистемах. Не склонны к активным социальным действиям для достижения позитивных социальных перемен. Это, так называемые, спящие слои населения. Поэтому путь к ноосферному социализму лежит через изменение мировоззрения, полноценное воспитание, образование, верные социальные практики среди широких слоев населения, в результате чего они включаются в общее дело оздоровления людей, общества и природы.

Кроме того, существуют разнообразные виды социальной морали. Приведена следующая типология (хотя имеются и другие классификации).

Мораль социального коллективизма, опирается на принципы общего дела, соборности.

Мораль социального индивидуализма, опирается на принципы социального разделения, расчленения и распада социума на части и элементы, ведущая к анархизму.

Мораль социального либерализма, опирается на принципы избранности элитарных слоев, закрепляющих за собой право неограниченной власти и свободы социальных действий, а также право порабощения масс.

Мораль социального деконструктивизма, аморализм масскульта, опирается на законы поведения безвольной и бездарной толпы, зараженной сугубо материальными потребностями и потребительством, в итоге приводящая к упадку и развалу социосистем.

Первый вид морали определяет социальное здоровье, а остальные виды нарушают социальное здоровье.

Существует прямая связь между индивидуальным психодуховным здоровьем и общественным психосоциальным здоровьем, поскольку индивиды могут влиять на общество, а социальные условия воздействуют на индивидов и их здоровье.

Конкретное проявление закономерностей может быть очень многообразным. Но если мы понимаем общее, знаем главные принципы, то при их творческом применении мы способны выстраивать множество конкретных вариантов своего поведения и просчитывать их возможные последствия для собственного здоровья, для здоровья окружающих людей, для здоровья общества и природы.

Дополнительные материалы.

1. Русская философия: Словарь / Под ред. М. А. Маслина. – М.: Республика, 1995. – 655 с.

2. Словарь по этике. 6-е изд. / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

3. Ушакова Е. В. Здоровый образ жизни человека: теоретический и практический подходы. Цикл статей. Статья № 6. Нравственные и морально-этические проблемы здорового образа жизни // Коэволюция и ноосфера: исследования, аналитика, прогнозирование. Научно-практический журнал. – 2021. № 6 (16). – С. 19-95.

4. Ушакова Е. В. Как мы дошли до глобального кризиса. – Сайт «Народное славянское радио» /  https://slavradio.org/public/globalnyy-krizis-gl

5. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: 000 "Фирма "Издательство ACT", 2000. – 448 с.


Раздел 8

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей

Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию

Поделиться в Социальных сетях с друзьями:
316
Понравилась ли вам статья?
Голосовать могут только зарегистрированные
и не заблокированные пользователи!
Вас могут заинтересовать другие выпуски с похожими темами
 
Человек на пути к здоровью. Предисловие. Раздел 1Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 2Человек на пути к здоровью: экосистемно-философский подход. Раздел 3

Народное Славянское радио

Это первое в истории Славянского Мира некоммерческое "Народное Славянское радио", у которого НЕТ рекламодателей и спонсоров, указывающих, что и как делать.

Впервые, команда единомышленников создала "радио", основанное на принципах бытия Славянской Державы. А в таковой Державе всегда поддерживаются и общинные школы, и здравницы, общественные сооружения и места собраний, назначенные правления, дружина и другие необходимые в жизни общества формирования.

Объединение единомышленников живёт уверенностью, что только при поддержке народа может существовать любое Народное предприятие или учреждение. Что привнесённые к нам понятия "бизнес" и "конкуренция", не приемлемы в Славянском обществе, как разрушающие наши устои. Только на основах беЗкорыстия и радения об общественном благе можно создать условия для восстановления Великой Державы, в которой будут процветать Рода и Народы, живущие по Совести в Ладу с Природой. Где не будет места стяжательству, обману, продажности и лицемерию. Где для каждого человека будут раскрыты пути его совершенствования.

Пришло время осознанности и строительства Державы по правилам Славянского МИРА основанным на заветах Предков. "Народное Славянское радио" — это маленькая частица огромной Державы, оно создано для объединения человеков, для коих суть слов Совесть, Честь, Отчизна, Долг, Правда и Наследие Предков являются основой Жизни.

Если это так, то для Тебя, каждый час на "Народном Славянском радио" — хорошие песни, интересные статьи и познавательные передачи. Без регистрации, абонентской платы, рекламы и обязательных сборов.

Наши соратники

родобожие русские вести родович славянская лавка сказочное здоровье белые альвы крестьянские продукты Портал Велеса ИСКОНЬ - АНО НИОИС